ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим 16
недоразвитием речи
1.3. Методические аспекты формирования навыка пересказа у 20
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
2.2. Организация работы по формированию навыка пересказа в
процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ эффективности работы по формированию навыка
пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитие речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком- то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
У детей с нормальным речевым развитием в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.
Вопросы формирования связной речи в норме изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и др.
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся развития связной речи детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали К.В. Воробьева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и др.
Старшие дошкольники с ОНР испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Особенности в построении высказывания, характерные для детей с общим недоразвитием речи - результат трудностей планирования и развития речевого сообщения.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст, а у детей с ОНР все эти умения имеют особенности.
В настоящее время имеющиеся разработки по проблеме изучения пересказа у дошкольников с речевыми нарушениями раскрывают только некоторые стороны коррекционно-образовательного процесса. Недостаточно исследований, касающихся вопросов организации педагогической деятельности, способствующей формированию у детей навыков пересказа. А работы, в которых эта цель реализуется посредством включения детей в продуктивную деятельность, вообще отсутствуют. В связи с этим, особую актуальность приобретает тема нашего исследования: «Организация работы по формированию пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования - условия успешной коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель - разработка и апробация системы коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивной деятельности.
Гипотеза: коррекционно-развивающая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- включение в работу по развитию пересказа продуктивной деятельности детей;
- комплексный подход в организации коррекционно-развивающей деятельности;
- поэтапность работы над пересказом;
- использование наглядности при пересказе.
Задачи:
1) изучить состояние проблемы на основе анализа теоретической и методической литературы;
2) изучить особенности овладения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи навыком пересказа;
3) разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4) оценить эффективность системы коррекционно-развивающей работы по
формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретические (теоретический анализ литературы);
- эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования представлена теорией порождения речевого высказывания (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин), исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 79 г. Белгорода».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в логопедических занятиях, что говорит об актуальности рассматриваемой проблемы.
Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими.
Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.
Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются большие трудности при пересказе текстов. Они затрудняются в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей данной категории характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами было рассмотрено формирование пересказа в онтогенезе, раскрыты психоречевые особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, раскрыты теоретические основы организации работы по формированию пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе эмпирического анализа проблемы исследования с помощью специально подобранных методик нами были обследованы особенности процесса формирования навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР и их сверстников без речевой патологии. Результаты исследования уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что характерными уровнями для данной категории детей являются II уровень - «недостаточный» и I уровень - «низкий», остальные уровни отсутствуют. Результаты получились такие: IV уровень - «хороший» - 0%, III уровень - «удовлетворительный» - 0%, II уровень - «недостаточный» - 58,4 %, I уровень - «низкий» - 41,6%.
Результаты исследования в КГ показали, что для 66,7 % детей без нарушений речи являются характерным III уровень сформированности навыков пересказа, а для 33,3 % - хороший.
Анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей с ОНР возникали трудности при пересказе произведения: им было сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не все достаточно полно владеют лексическими и синтаксическими средствами.
В ходе подготовки дипломной работы мы предположили, что огромный ресурс в развитии навыков пересказа заложен в продуктивной деятельности дошкольников (рисовании, лепке, конструировании, занятиях аппликацией).
Мы разработали и апробировали систему коррекционно-развивающей работы по формированию навыков пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с ОНР, состоящую из 18 занятий.
Нами была оценена эффективность проведенной работы по
формированию навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР. В ходе оценки эффективности оказанного воздействия мы выявили, что результаты, полученные на контрольном этапе, превышают результаты констатирующей диагностики по всем диагностическим параметрам.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: коррекционно-развивающая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- включение в работу по развитию пересказа продуктивной деятельности детей;
- комплексный подход в организации коррекционно-развивающей деятельности;
- поэтапность работы над пересказом;
- использование наглядности при пересказе.
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. — М., 2006. — 158 с.
2. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] // Дефектология. - 2010. - № 24. - С. 17-21.
3. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]. - М., 2004. - 680 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2011. - 255 с.
5. Глотова, И.В. Обучение творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи [Текст] //Коррекционная педагогика.- 2011. - № 2-3- С 52¬55.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]. - М., 2004. - 168 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 8-11.
8. Ермишина, Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР [Текст] //Логопед. - 2005. - № 3. - С. 78-83.
9. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи/Нарушение речи у дошкольников [Текст]. - М., 2002. - 123 с.
10. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]. - М.: Педагогика, 2005. - 238 с.
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008.-287 с.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
13. Путкова, Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания [Текст] //Логопед. - 2005. - № 2. - С. 88-91.
14. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи
[Текст]. - М.: Академия, 2005. - 144с.
15. Соболева, А.В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] //Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
16. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
17. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М., 2004. -165 с.
...