Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №92786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим 16
недоразвитием речи
1.3. Методические аспекты формирования навыка пересказа у 20
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
2.2. Организация работы по формированию навыка пересказа в
процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ эффективности работы по формированию навыка
пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитие речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком- то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
У детей с нормальным речевым развитием в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.
Вопросы формирования связной речи в норме изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и др.
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся развития связной речи детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали К.В. Воробьева Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина С.Н. Шаховская и др.
Старшие дошкольники с ОНР испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Особенности в построении высказывания, характерные для детей с общим недоразвитием речи - результат трудностей планирования и развития речевого сообщения.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст, а у детей с ОНР все эти умения имеют особенности.
В настоящее время имеющиеся разработки по проблеме изучения пересказа у дошкольников с речевыми нарушениями раскрывают только некоторые стороны коррекционно-образовательного процесса. Недостаточно исследований, касающихся вопросов организации педагогической деятельности, способствующей формированию у детей навыков пересказа. А работы, в которых эта цель реализуется посредством включения детей в продуктивную деятельность, вообще отсутствуют. В связи с этим, особую актуальность приобретает тема нашего исследования: «Организация работы по формированию пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования - условия успешной коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель - разработка и апробация системы коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивной деятельности.
Гипотеза: коррекционно-развивающая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- включение в работу по развитию пересказа продуктивной деятельности детей;
- комплексный подход в организации коррекционно-развивающей деятельности;
- поэтапность работы над пересказом;
- использование наглядности при пересказе.
Задачи:
1) изучить состояние проблемы на основе анализа теоретической и методической литературы;
2) изучить особенности овладения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи навыком пересказа;
3) разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4) оценить эффективность системы коррекционно-развивающей работы по
формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретические (теоретический анализ литературы);
- эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования представлена теорией порождения речевого высказывания (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин), исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 79 г. Белгорода».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в логопедических занятиях, что говорит об актуальности рассматриваемой проблемы.
Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими.
Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.
Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются большие трудности при пересказе текстов. Они затрудняются в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей данной категории характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами было рассмотрено формирование пересказа в онтогенезе, раскрыты психоречевые особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, раскрыты теоретические основы организации работы по формированию пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе эмпирического анализа проблемы исследования с помощью специально подобранных методик нами были обследованы особенности процесса формирования навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР и их сверстников без речевой патологии. Результаты исследования уровня сформированности навыка пересказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что характерными уровнями для данной категории детей являются II уровень - «недостаточный» и I уровень - «низкий», остальные уровни отсутствуют. Результаты получились такие: IV уровень - «хороший» - 0%, III уровень - «удовлетворительный» - 0%, II уровень - «недостаточный» - 58,4 %, I уровень - «низкий» - 41,6%.
Результаты исследования в КГ показали, что для 66,7 % детей без нарушений речи являются характерным III уровень сформированности навыков пересказа, а для 33,3 % - хороший.
Анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей с ОНР возникали трудности при пересказе произведения: им было сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не все достаточно полно владеют лексическими и синтаксическими средствами.
В ходе подготовки дипломной работы мы предположили, что огромный ресурс в развитии навыков пересказа заложен в продуктивной деятельности дошкольников (рисовании, лепке, конструировании, занятиях аппликацией).
Мы разработали и апробировали систему коррекционно-развивающей работы по формированию навыков пересказа в процессе продуктивной деятельности у старших дошкольников с ОНР, состоящую из 18 занятий.
Нами была оценена эффективность проведенной работы по
формированию навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР. В ходе оценки эффективности оказанного воздействия мы выявили, что результаты, полученные на контрольном этапе, превышают результаты констатирующей диагностики по всем диагностическим параметрам.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: коррекционно-развивающая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- включение в работу по развитию пересказа продуктивной деятельности детей;
- комплексный подход в организации коррекционно-развивающей деятельности;
- поэтапность работы над пересказом;
- использование наглядности при пересказе.



1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. — М., 2006. — 158 с.
2. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] // Дефектология. - 2010. - № 24. - С. 17-21.
3. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]. - М., 2004. - 680 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2011. - 255 с.
5. Глотова, И.В. Обучение творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи [Текст] //Коррекционная педагогика.- 2011. - № 2-3- С 52¬55.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]. - М., 2004. - 168 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 8-11.
8. Ермишина, Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР [Текст] //Логопед. - 2005. - № 3. - С. 78-83.
9. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи/Нарушение речи у дошкольников [Текст]. - М., 2002. - 123 с.
10. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]. - М.: Педагогика, 2005. - 238 с.
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008.-287 с.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
13. Путкова, Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания [Текст] //Логопед. - 2005. - № 2. - С. 88-91.
14. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи
[Текст]. - М.: Академия, 2005. - 144с.
15. Соболева, А.В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] //Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
16. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
17. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М., 2004. -165 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ