Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНИКА БАТИК КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №92769

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Основы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие изобразительного творчества в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2 Проблема развития изобразительного творчества в старшем дошкольном
возрасте 18
1.3 Показатели развития изобразительного творчества детей старшего
дошкольного возраста 22
Глава 2 Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста 33
2.1 Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества
дошкольников 33
2.2 Экспериментальное исследование возможностей использования техники батик в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста 45
Заключение 58
Список источников и литературы 66
Иллюстрации 67
Приложения


В развитии творческих способностей дошкольников особое место занимает изобразительное творчество, которое развивает их творческий потенциал. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических процессов рефлексий самоконтроля, в итоге личность поднимается на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности и отражает внутренний мир человека.
У старших дошкольников творчество характеризуется, умением поэтапно создавать образ, умением представить предмет, явление и в творческом процессе увидеть и изобразить связь между ними. Имеет большое значение выявление наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества. Такие психологи и педагоги как Афанасьева Б.Г.[16], Бакушинский А.В., Ветлугина Н.А. [20], Выготский Л.С. [23], Игнатьева Е.И., Казакова Р.Г. [41], Теплова Б.М., Флерина Е.А.[58] и др., предметом изучения ставили вопрос о более эффективных условиях развития творческого потенциала детей.
Рисование - любимое занятие детей. В старшем дошкольном возрасте есть риск потери интереса к рисованию при несоответствии визуального образа и продукта детского творчества, ребенок может бояться, что у него получится некрасиво. Это и будет причиной отсутствия желания рисовать. Поэтому необходимо обучать детей новым техникам и усложнять знакомые, тем самым расширяя поле для экспериментов.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях широко распространено использование таких классических техник, как гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер. Эти техники могут использоваться в любой возрастной группе.
Одним из доступных средств развития изобразительно творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик.
За последние годы вырос интерес к использованию техники батик в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Отражения находят в исследованиях Абрамовой О.А., Кожохиной С.К. Достоинством данных работ является методические рекомендации по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик. Недостаток один отсутствие целенаправленного последовательного обучения детей технике батик.
Таким образом, Техника батик используется фрагментами в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Именно эта техника дает успешным конечный результат и делает процесс интересным и увлекательным.
Цель работы: изучить возможности использования техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения.
Исходя из цели и гипотезы, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические исследования вопросов развития изобразительного творчества старшего дошкольного возраста в работах психологов и педагогов.
2. Рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть батик как вид изобразительной техники и определить возможности использования техники батик в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально исследовать возможности техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы использован комплекс методов, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования и наблюдение за процессом деятельности на занятиях по изобразительной деятельности.
Объект изучения: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности использования техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является техника батик. Эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями:
- вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект);
- поиском выразительных средств передачи образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;
- возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
Практическая значимость заключается в том, что проведенный анализ ряда уроков доказывает возможность обучения технике батик детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Источниками для выпускной квалификационной работы послужили:
Закон об образовании № 1155 от 17 октября 2013 г., Приказ Минобрнауки №1155 от 17 октября 2013 г.
Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004 Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016
Программа Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004
Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 208 с.
Программа «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, С.Г. Якобсона с 1998г
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +». Часть 2. Старший дошкольный возраст. Подготовительная к школе группа. Под редакцией А.И. Булычёвой, М.: 2012г. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - Конвенция о правах ребенка. - М.: Изд-во КноРус, 2016


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития детского изобразительного творчества - одна их самых актуальных, особенно в области дошкольной педагогики (Ветлугина Н.А., Комарова Т.С., Выготский Л.С. и др.). В нашем понимании творчество - деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Большое значение имеет развитие творческих способностей, самоценности, детской активности и самостоятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст благоприятен для развития воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Детское изобразительное творчество доставляет ребенку удовольствие, однако, предметом деятельности в процессе творчества является результат, продукт.
В практике дошкольных учреждений традиционно развитее изобразительного творчества происходит в рамках видов изобразительной деятельности как рисование. В рамках нашей работы мы остановились на технику батик как новом виде изобразительной деятельности, и как средство детского изобразительного творчества.
Под техникой мы понимаем совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ.
Батик - творческая деятельность доступная детям старшего дошкольного возраста. Однако образовательные программы в большей степени не включают в свое содержание обучению техники батик.
Однако интерес к проблеме использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста последние годы возрос.
Обобщив теоретическое положения, мы пришли к выводу, что техника батик является эффективным средством развития детского изобразительного творчества.
Включение техники батик в творческую деятельность, в силу новизны, повышает интерес дошкольников к изобразительному творчеству. Организация техники батик предполагающей создание ребенком оригинальных, вариативных продуктов деятельности, способствует поиску выразительных средств передачи образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции. Кроме того возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих практическое назначение, также обеспечивает эффективность развития изобразительного творчества.
Выдвинутая нами гипотеза нашла отражение в экспериментальном исследовании.
С целью подтверждения гипотезы проведены уроки для детей старшего дошкольного возраста на тему «Техника батик». Обучение проводилось в течение 10 дней детьми старшего дошкольного возраста в БДШИ №1, города Барнаула.
Результаты контрольного эксперимента показала положительную динамику развития детского творчества детей. Исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста успешно могут овладеть техникой батик, а именно, холодный батик. Начиная с работы по ознакомлению с техникой батик как искусство, дети были увлечены рассказом о его возникновении, видах, что можно создать уникальный, фантастический подарок своим близким. В процессе проведения занятий, отмечена большая заинтересованность детьми данным средством изобразительного творчества, как новым видом деятельности, а возможность самостоятельно создавать вариативные продукты деятельности способствовала развитию творчества детей.
Таким образом, подтверждается предположение о том, что эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является техника батик. Эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями: -вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый аттик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.);
-поиском выразительных средств, в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;
-возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
Кроме того выделили ряд требований к организации обучения технике батик при которых обеспечивается эффективность развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста, а именно:
-этапность в обучении техники батик (ознакомительный, основной, творческий);
-последовательное включение и комплексное использование разных видов батика, таких как: свободная роспись; холодный батик; узелковый батик.
-использование работ детей в оформлении интерьера; организация выставок, стендов детских рисунков;
-организация восприятия детьми произведений искусства, образцов, выполненных в технике батик;
-наличие необходимого материального оснащения занятий (ткани, краски кисти, пяльца, нитки, картон и др.).



1. Закон об образовании № 1155 от от 17 октября 2013 г., Приказ Минобрнауки №1155 от 17 октября 2013 г.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004
3. Конвенция о правах ребенка. - М.: Изд-во КноРус, 2016- 32 с.
4. Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015- 64с.
5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 120с.
6. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. - М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016
7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155, г. Москва
8. Программа Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004
9. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез,
2005. - 208 с.
10. Программа «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, С.Г. Якобсона с 1998г
11. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +». Часть 2. Старший дошкольный возраст. Подготовительная к школе группа. Под редакцией А.И. Булычёвой, М.: 2012г.
12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей / под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: «Академия», 1999. - с 344.
13. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Барнаульская детская школа искусств № 1»
Литература
14. Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры и методические рекомендации. [Текст]- Издательство: Детство-Пресс.- 2010 г. С.80.
15. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования.[Текст] - Мосальск, «Воспитатель года»,
2006. - 30 с.
16. Афанасьева Р., Соловьева. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 7.
17. Бакина М.Т. Творческое развитие ребенка в современном мире. [Текст]/ М. Т. Бакина//Игра и дети.- 2007г.- 2/С. 32-33
18. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. [Текст]Новосибирск, 1993.-62с.
19. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
20. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972 год.
21. Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. - 2002. - №11. - С. 22-23.Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. - М., 1986 год.
22. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С.41¬43.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1966.-96с.
24. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М., 2004 год.
25. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007
26. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. - М., 1986 год.
27. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997 год.
28. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 2000.
29. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. -159с.
30. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000.
31. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
32. Гуякова М Аппликация из ткани // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 12.
33. Давыдова Ю. Роспись по шёлку. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
34. Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
35. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984
36. Ермолаев М.В. Практическая психология детского творчества: учеб. Пособие / М.В,Ермолаева. - 2-еизд., испр. - М.; Московского психолого-социального института, 2005. -304с.
37. Ермолаев М.В. Практическая психология детского творчества: учеб. Пособие / М.В,Ермолаева. - 2-еизд., испр. - М.; Московского психолого-социального института, 2005. -304с.
38. Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.112-113.
39. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г.Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С.255.
40. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М., 2004 год.
41. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества М.: Владос, 2006. — 256 с.
42. Ковалицкая Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. Дошкольное воспитание и развитие.- Россия.-2008 г.- С. 112.
43. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошкол.)". - М.: Просвещение, 1981.
44. Косенко Н.Т. Формирование творческой активности.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
45. Комарова Т.С. дети в мире творчества: книга для педагогов дош.учреждений. - М.; Мнемозина, 1995. - 160с.
46. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 120с.
47. Кожохина С.К. Книга: Батик. Все о картинах на ткани Издательство: «Академия развития.-2006г.-С. 144.
48. Константинова С.С. техника изобразительного искусства. Конспект лекций. - Ростов Н/Д: Феникс, 2004.- с.176.
49. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. - 1995. - №9.
50. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. Дош.воспитание/Т.С. Комаровой. 3-е изд., дораб. - М.; Просвещение, 1991. -256с.
51. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье! А.А. Мелик-Пашаев, Новлянская З.Н. - М.: Педагогика, 1987.- 144с.
52. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М.: Просвещение, 2006. - 138 с.
53. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. - 2-у изд.,- М.: «Академия», 2001.-352с.
54. Пчелкина В. Книга - источник детского творчества. //Дошк. восп. - 1991. - №6.
55. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка- дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. - М, 2003. - 333 с.
56. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.Феникс, 2007.
57. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.¬192с.
58. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. - М.: Просвещение, 1945
59. Хабибуллина О.А. - Батик в детском творчестве // Детский сад от А до Я. - 2005.- №1,с 115.
60. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Сфера,2011
61.Чешкова Е.- Знакомимся с батиком // дошкольное воспитание. - 2012. - №3, с 82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ