Разработка презентационных материалов для профессиональной ориентации абитуриентов на примере факультета искусств Алтайского государственного университета
|
Введение 3
Глава I. Роль и методы профессиональной ориентации как этапа профессионального становления 9
1.1. Профессиональное самоопределение как этап профессионального
становления 9
1.2. Специфика профессионально-ориентационной работы для творческих
направлений 17
1.3 Средства наглядного представления профессионально-ориентационной информации 24
Глава II. Средства представления профессионально-ориентационной информации для абитуриентов творческих направлений подготовки 30
2.1. Опыт профессионально-ориентационной работы на факультете
искусств 30
2.2. Отбор содержания и графическое решение презентационных материалов
для профессионально-ориентационной работы факультета искусств 36
2.3. Возможности использования наглядных средств, для профессионально¬
ориентационной работы с абитуриентами факультета искусств 40
Заключение 46
Библиографический список 49
Иллюстрации 57
Глава I. Роль и методы профессиональной ориентации как этапа профессионального становления 9
1.1. Профессиональное самоопределение как этап профессионального
становления 9
1.2. Специфика профессионально-ориентационной работы для творческих
направлений 17
1.3 Средства наглядного представления профессионально-ориентационной информации 24
Глава II. Средства представления профессионально-ориентационной информации для абитуриентов творческих направлений подготовки 30
2.1. Опыт профессионально-ориентационной работы на факультете
искусств 30
2.2. Отбор содержания и графическое решение презентационных материалов
для профессионально-ориентационной работы факультета искусств 36
2.3. Возможности использования наглядных средств, для профессионально¬
ориентационной работы с абитуриентами факультета искусств 40
Заключение 46
Библиографический список 49
Иллюстрации 57
У абитуриентов всё чаще возникают трудности в самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности. Презентационные материалы дают возможность предоставить информацию в удобной для восприятия последовательности. Так же они необходимы для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий в будущей профессии.
Старший школьный возраст - это период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. В таком возрасте активно формируются ценностные ориентации и установки, старшекласснику нужна помощь в осознании жизненных и образовательных перспектив. Для школьника важно, ответить: чего я хочу? что я могу? чего от меня ждёт общество? Выбор дальнейшего пути образования основывается на развитии самостоятельности, способности к сотрудничеству и толерантности. [3]
Все мы видим, насколько радикально в последние годы изменились экономические условия в России, как быстро меняется рынок труда. Это значит, что старшеклассникам становится всё труднее прислушаться к советам и опереться на опыт своих родителей, учителей. На сегодняшний день каждый, кому не безразличен свой жизненный путь и уровень своего будущего благосостояния, и удовлетворённости жизни, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно.
В книге Павловой Татьяны Львовны «Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости» [24] приведены данные разных исследований, старшеклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25 % детей выбираю профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 - по совету родителей, 9% под влиянием средств массовой информации. Ещё 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намеренья оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Развитие современной системы высшего профессионального образования, характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации студентов. Особое место в этом процессе отдается деятельности преподавателей по формированию социально и профессионально мобильной личности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности. Решение такой задачи обеспечивается приобретением студентами специальных знаний, отношений и опыта профессиональных действий основанных на социальном партнёрстве субъектов образовательного процесса. Однако проблема молодых людей на рынке труда обусловлена недостатками профориентационной работы на различных уровнях, рассогласованностью действий структур призванных заниматься её решением. Например, по данным Федеральной службы занятости России [52] молодежь в возрасте 25-29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а так же вчерашние школьники, является одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточной информации, профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентноспособной.
Значительный вклад в изучение психологии профессионального самоопределения внесли российские исследователи Н. С. Пряжников, [25,27] Е. А. Климов[18], Э. Ф. Зеер[14], А. А. Темербекова[36], Д. С. Медведев[21] они описали в своих трудах этапы профессионального самоопределения и особенности помощи в самоопределении на этапах становления.
Организацией профориентационной работы, разработкой игр, упражнений, тестирований для старших школьников занимались А. П. Чернявская,[40] Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, [26,27] Е. В. Гурова, О. А Голерова [7], М. Ф. Шевченко [41], Е. С. Романова [32], Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашинина [3]. В своих трудах они описывают, как должна проходить консультация по профессиональной ориентации старших школьников, о проведении тренингов, какие игры упражнения и тестирования проводить, чтобы оказать помощь в самоопределении старшим школьникам.
Были изучены следующие учебные пособия: В. В. Кукушкина В. В. Долженко «Куда пойти учиться» [21], О. Г. Филимонова, «Как научиться выбирать профессию» [39], Г. В. Резапкина «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» [29], Л. А. Головей «Психология популярных профессий» [6], Е. С. Романова «99 популярных профессий: Психологический анализ и профессионограмы»[33]. Эти пособия предоставляют возможность старшеклассникам ознакомиться с основными нюансами выбора профессии для учащихся.
Книге Л. Ф. Шеховцовой [43] описывается психологическое сопровождение выбора профессии в школе.
А. А. Темербекова [36] в своём труде раскрывает теоретические основы концепции профессионального становления личности, формирование профессиональной направленности личности школьника.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение старших школьников творческих направлений.
Предмет исследования: Влияние презентационных материалов профессиональной ориентации на старших школьников творческих направлений.
Цель: Разработать презентационные материалы для старших школьников с учётом задач профессиональной ориентации в сфере искусства и дизайна.
Задачи:
1) Изучить литературу по профессиональной ориентации старших школьников.
2) Проанализировать специфику профессиональной ориентации старших школьников творческих направлений.
3) Рассмотреть средства наглядного представления профессионально ориентационной информации.
4) Изучить средства профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств.
5) Разработать презентационные материалы для профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств.
6) Рассмотреть на практике разработанные материалы для профессионально ориентации абитуриентов факультета искусств.
Методы исследования: В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, метод синтеза, метод моделирования.
Источниковая база: В качестве источников использовались презентационные материалы факультета искусств по профессиональной ориентации абитуриентов, они были использованы в качестве источника вдохновения как опорный материал. Буклет (Иллюстрация 4), презентация Иллюстрация 9), сайты факультета искусств. Сайты изучены в качестве информативной базы для разработки содержания презентационных материалов. Проанализированы презентации профориентационной работы для школьников: О. Е. Володёнок «Профориентация для учащихся 8-9 классов» ( Иллюстрация 7), презентация на тему: «Профориентация» данные интернет PPt4Web Хостинг презентаций (Иллюстрация 9) , презентация И. Н. Коваль « Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование», презентации Московского технологического университета (иллюстрация 2,3), буклет Иркутского государственного университета (иллюстрации 1), буклет исторического факультета Челябинского государственного университета (иллюстрация 5), буклет Белорусского государственного технического университета, факультета издательского дела и полиграфии (иллюстрация 6). Буклеты были рассмотрены как примеры презентационных материалов высших учебных заведений.
Объем и структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе изучается специфика профориентационной работы и средств наглядного представления профориентационного материала. Во второй главе анализируются материалы профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств. В параграфе 2.2 проходит отбор материала и разработка наглядных средств, для факультета искусств. В параграфе 2.3 рассмотрение готовых разработок на практике.
Старший школьный возраст - это период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. В таком возрасте активно формируются ценностные ориентации и установки, старшекласснику нужна помощь в осознании жизненных и образовательных перспектив. Для школьника важно, ответить: чего я хочу? что я могу? чего от меня ждёт общество? Выбор дальнейшего пути образования основывается на развитии самостоятельности, способности к сотрудничеству и толерантности. [3]
Все мы видим, насколько радикально в последние годы изменились экономические условия в России, как быстро меняется рынок труда. Это значит, что старшеклассникам становится всё труднее прислушаться к советам и опереться на опыт своих родителей, учителей. На сегодняшний день каждый, кому не безразличен свой жизненный путь и уровень своего будущего благосостояния, и удовлетворённости жизни, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно.
В книге Павловой Татьяны Львовны «Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости» [24] приведены данные разных исследований, старшеклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25 % детей выбираю профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 - по совету родителей, 9% под влиянием средств массовой информации. Ещё 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намеренья оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Развитие современной системы высшего профессионального образования, характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации студентов. Особое место в этом процессе отдается деятельности преподавателей по формированию социально и профессионально мобильной личности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности. Решение такой задачи обеспечивается приобретением студентами специальных знаний, отношений и опыта профессиональных действий основанных на социальном партнёрстве субъектов образовательного процесса. Однако проблема молодых людей на рынке труда обусловлена недостатками профориентационной работы на различных уровнях, рассогласованностью действий структур призванных заниматься её решением. Например, по данным Федеральной службы занятости России [52] молодежь в возрасте 25-29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а так же вчерашние школьники, является одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточной информации, профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентноспособной.
Значительный вклад в изучение психологии профессионального самоопределения внесли российские исследователи Н. С. Пряжников, [25,27] Е. А. Климов[18], Э. Ф. Зеер[14], А. А. Темербекова[36], Д. С. Медведев[21] они описали в своих трудах этапы профессионального самоопределения и особенности помощи в самоопределении на этапах становления.
Организацией профориентационной работы, разработкой игр, упражнений, тестирований для старших школьников занимались А. П. Чернявская,[40] Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, [26,27] Е. В. Гурова, О. А Голерова [7], М. Ф. Шевченко [41], Е. С. Романова [32], Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашинина [3]. В своих трудах они описывают, как должна проходить консультация по профессиональной ориентации старших школьников, о проведении тренингов, какие игры упражнения и тестирования проводить, чтобы оказать помощь в самоопределении старшим школьникам.
Были изучены следующие учебные пособия: В. В. Кукушкина В. В. Долженко «Куда пойти учиться» [21], О. Г. Филимонова, «Как научиться выбирать профессию» [39], Г. В. Резапкина «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» [29], Л. А. Головей «Психология популярных профессий» [6], Е. С. Романова «99 популярных профессий: Психологический анализ и профессионограмы»[33]. Эти пособия предоставляют возможность старшеклассникам ознакомиться с основными нюансами выбора профессии для учащихся.
Книге Л. Ф. Шеховцовой [43] описывается психологическое сопровождение выбора профессии в школе.
А. А. Темербекова [36] в своём труде раскрывает теоретические основы концепции профессионального становления личности, формирование профессиональной направленности личности школьника.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение старших школьников творческих направлений.
Предмет исследования: Влияние презентационных материалов профессиональной ориентации на старших школьников творческих направлений.
Цель: Разработать презентационные материалы для старших школьников с учётом задач профессиональной ориентации в сфере искусства и дизайна.
Задачи:
1) Изучить литературу по профессиональной ориентации старших школьников.
2) Проанализировать специфику профессиональной ориентации старших школьников творческих направлений.
3) Рассмотреть средства наглядного представления профессионально ориентационной информации.
4) Изучить средства профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств.
5) Разработать презентационные материалы для профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств.
6) Рассмотреть на практике разработанные материалы для профессионально ориентации абитуриентов факультета искусств.
Методы исследования: В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, метод синтеза, метод моделирования.
Источниковая база: В качестве источников использовались презентационные материалы факультета искусств по профессиональной ориентации абитуриентов, они были использованы в качестве источника вдохновения как опорный материал. Буклет (Иллюстрация 4), презентация Иллюстрация 9), сайты факультета искусств. Сайты изучены в качестве информативной базы для разработки содержания презентационных материалов. Проанализированы презентации профориентационной работы для школьников: О. Е. Володёнок «Профориентация для учащихся 8-9 классов» ( Иллюстрация 7), презентация на тему: «Профориентация» данные интернет PPt4Web Хостинг презентаций (Иллюстрация 9) , презентация И. Н. Коваль « Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование», презентации Московского технологического университета (иллюстрация 2,3), буклет Иркутского государственного университета (иллюстрации 1), буклет исторического факультета Челябинского государственного университета (иллюстрация 5), буклет Белорусского государственного технического университета, факультета издательского дела и полиграфии (иллюстрация 6). Буклеты были рассмотрены как примеры презентационных материалов высших учебных заведений.
Объем и структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе изучается специфика профориентационной работы и средств наглядного представления профориентационного материала. Во второй главе анализируются материалы профессиональной ориентации абитуриентов факультета искусств. В параграфе 2.2 проходит отбор материала и разработка наглядных средств, для факультета искусств. В параграфе 2.3 рассмотрение готовых разработок на практике.
Известно, что в современном мире проблема профессиональной ориентации молодежи становиться особенно актуальной в связи с возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров. Сегодня наблюдается тенденция того, что интересы учащихся общеобразовательных школ к той или иной профессии зачастую не соответствуют потребностям общества в кадровом обеспечении некоторых профессий. По своему значению профориентация влияет на рациональное разделение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи и адаптацию к выбранной профессии. Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Основная цель профессиональной ориентации - помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях.
Самоопределение это активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника общества. Профориентационная работа в вузе занимает значительное место. Она организуется и ведется в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования, для привлечения абитуриентов в вуз. Ее роль для вуза возрастает с позиции поиска новых возможностей по привлечению абитуриентов творческих направлений. Также окажет воспитательное воздействие на профессиональные интересы абитуриентов. Подготовит старшего школьника к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества. И в этом помогут профориентационные материалы, которые ознакомят абитуриентов с профессией, окажут воспитательное воздействие на профессиональные интересы. Презентационные материалы очень важны в профессиональной ориентации абитуриентов, это одно из важных составляющих в самоопределении старшего школьника. Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность старшеклассника, принимающие то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Профориентационная работа оказывает важное воспитательное воздействие на профессиональные интересы абитуриентов творческих направлений, то есть способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества. Они выступают в роли наглядного пособия, где ученики старших классов не только на словах, но и на примере могут увидеть нюансы будущей профессии. Наглядные пособия дают возможность в полной мере оценить все составляющие профориентационной работы. С помощью них можно передать все нюансы, которые необходимы для более обширного информирования старших школьников. Они представлены с помощью фото на слайдах и буклете, а так же дублируют подаваемую информацию. Для творчески ориентированных старшеклассников важно визуальное восприятие информации, поэтому презентационные материалы должны быть выполнены особенно грамотно и качественно, чтобы подчеркнуть особый статус факультета искусств Алтайского государственного университета. Наглядность - это один из компонентов целостной системы, который поможет старшему школьнику качественно и на более высоком уровне усвоить материал профессиональной ориентации абитуриентов. Ориентации учащихся на профессию дизайнера, ознакомлению с содержанием, характером и условиями труда помогают мероприятия, которые проводятся на факультете. А именно: работа с абитуриентами на факультете (экскурсии на факультет; проведение дней открытых дверей, мастер-классов), работа с абитуриентами в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах (встречи с учащимися на классных часах, встречи с родителями учащихся на родительских собраниях и т. д.).
Самоопределение это активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника общества. Профориентационная работа в вузе занимает значительное место. Она организуется и ведется в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования, для привлечения абитуриентов в вуз. Ее роль для вуза возрастает с позиции поиска новых возможностей по привлечению абитуриентов творческих направлений. Также окажет воспитательное воздействие на профессиональные интересы абитуриентов. Подготовит старшего школьника к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества. И в этом помогут профориентационные материалы, которые ознакомят абитуриентов с профессией, окажут воспитательное воздействие на профессиональные интересы. Презентационные материалы очень важны в профессиональной ориентации абитуриентов, это одно из важных составляющих в самоопределении старшего школьника. Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность старшеклассника, принимающие то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Профориентационная работа оказывает важное воспитательное воздействие на профессиональные интересы абитуриентов творческих направлений, то есть способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества. Они выступают в роли наглядного пособия, где ученики старших классов не только на словах, но и на примере могут увидеть нюансы будущей профессии. Наглядные пособия дают возможность в полной мере оценить все составляющие профориентационной работы. С помощью них можно передать все нюансы, которые необходимы для более обширного информирования старших школьников. Они представлены с помощью фото на слайдах и буклете, а так же дублируют подаваемую информацию. Для творчески ориентированных старшеклассников важно визуальное восприятие информации, поэтому презентационные материалы должны быть выполнены особенно грамотно и качественно, чтобы подчеркнуть особый статус факультета искусств Алтайского государственного университета. Наглядность - это один из компонентов целостной системы, который поможет старшему школьнику качественно и на более высоком уровне усвоить материал профессиональной ориентации абитуриентов. Ориентации учащихся на профессию дизайнера, ознакомлению с содержанием, характером и условиями труда помогают мероприятия, которые проводятся на факультете. А именно: работа с абитуриентами на факультете (экскурсии на факультет; проведение дней открытых дверей, мастер-классов), работа с абитуриентами в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах (встречи с учащимися на классных часах, встречи с родителями учащихся на родительских собраниях и т. д.).



