Введение 3
1. Теоретические основы маркетинговых технологий 6
1.1. Основные инструменты маркетинга 6
1.2. Особенности маркетинговых технологий в сфере общественного
питания 14
1.3. Маркетинговый анализ конкурентной среды ресторанного бизнеса 25
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мирабель» 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 35
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 44
2.3. Оценка эффективности деятельности ООО «Мирабель» 55
3. Разработка проекта по повышению эффективности деятельности
ООО «Мирабель» путем открытия отдела маркетинга 60
3.1. Теоретическое обоснование инвестиционного проекта 60
3.2. Состав и структура затрат по проекту 67
3.3. Расчет экономической эффективности от реализации проекта 77
Заключение 84
Список используемых источников 87
Приложения 94
В настоящее время, жизнь простого обывателя уже нельзя представить без организованного отдыха, посещения кафе, ресторанов, кофеин и прочих мест общественного питания. Работники большинства организаций и предприятий пользуются услугами всевозможных средств общепита во время рабочего дня. Так же на сегодняшний день все больше людей отдают предпочтение для организации различных торжеств ресторанам разного уровня обслуживания и класса предоставления услуг.
В свою очередь данная тенденция привела к образованию большого количества новых предприятий питания различных как по размеру, так и по виду предоставляемых услуг. Данная тенденция роста связана, прежде всего, с привлекательностью этого рынка в условиях экономического благополучия и больших возможностей получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана.
В случае формирования нового продукта либо реализации открытия нового предприятия применение маркетинговых технологий дает возможность рассмотреть все возможные риски и угрозы, вероятность которых достаточно велика для функционирования нового предприятия на рынке товаров и услуг. Не мало важен и тот факт, что использование маркетинговых технологий позволяет выявить отношение потенциальных потребителей к новому продукту.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс перехода к рыночной экономике характеризуется изменениями в работе всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, усовершенствованием методов хозяйствования, которые направлены на повышение их эффективности.
Основой деятельности предприятий общественного питания является решение как экономических, так и социальных задач, которые направлены на удовлетворение потребности в предоставлении питания и досуга. Рыночные изменения в экономике страны сформировали условия для возникновения конкурентной борьбы в сфере общественного питания, преобразования структуры, характера услуг предоставляемых населению, увеличения роли организаций отрасли экономике страны и удовлетворении индивидуальных потребностей человека [15, с. 141].
Стремительное эволюционирование рыночных отношений и ужесточение конкурентной борьбы объективно требует сконцентрированного внимания ученых и практических работников к проблеме оценивания продуктивности субъектов хозяйствования в общественном питании.
Потребность в создании целостной теоретико-методологической системы изучения, оценки и разработки мер по повышению эффективности предприятий общественного питания определили объект, предмет исследования, обусловили выбор целевой установки и задач дипломного проекта.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Мирабель». Период исследования: 2013-2015 гг.
Предметом исследования данного дипломного проекта является изучение теоретических и практических основ применения маркетинговых технологий для повышения эффективности деятельности предприятия общественного питания.
Целью данного дипломного проекта является рассмотрение теоретических и практических аспектов деятельности предприятий общественного питания, изучение методик комплексного анализа эффективности предприятия общественного питания, анализ применения маркетинговых технологий, формирование на их основе мероприятий для повышения эффективности деятельности предприятия общественного питания.
Для достижения поставленной цели, в данном дипломной проекте, были решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение и систематизирование теоретических положений, характеризующих сущность, специфику отрасли общественного питания;
• изучение теоретических основ маркетинговых технологий;
• рассмотрение результатов оценки экономического потенциала ООО «Мирабель» и эффективности его использования;
• изучение организационно-экономической характеристики ООО «Мирабель»
• изучение особенностей применение маркетингового анализа конкурентной среды на примере предприятий общественного питания;
• формирование направлений повышения эффективности предприятий общественного питания;
• внедрение мероприятий по повышению эффективности работы ООО «Мирабель».
Теоретико-методологическую основу дипломного проекта составили: системный подход, отдельные положения экономической теории, теории маркетинга, менеджмента, методы анализа и прогнозирования экономических процессов, общенаучные методы, экономические методы, метод сравнения, анализ финансового состоянияпредприятия, факторный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации экономически обоснованы, внедрение предложенных рекомендаций в практическую деятельность ООО «Мирабель» позволит повысить эффективность работы предприятия и будет способствовать повышению финансовых результатов деятельности ООО «Мирабель».
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие ресторанного бизнеса. Этот процесс затрагивает почти каждого, поскольку потребителями ресторанных услуг в значительной степени являются все жители и гости города. В настоящее время в практической деятельности предприятий ресторанного бизнеса все больше ощущается потребность в научно-обоснованных методиках и алгоритмах, позволяющих разрабатывать и принимать управленческие решения, способствующие развитию предприятий и повышению качества обслуживания.
Именно поэтому в настоящее время все более актуальным становиться применение маркетинговых технологий в производстве. Проведение работы в области маркетинга необходимо для любого предприятия, ресторана или кафе в условиях конкурентной борьбы. И главная работа это борьба за клиента и увеличение прибыли.
Характерные черты эффективной организации работы ресторана, отражающие современные тенденции его развития в рыночной экономике, разработка и внедрение мероприятий по усовершенствованию деятельности предприятия ресторанного бизнеса представлены в данном дипломном проекте.
ООО «Мирабель» достаточно успешно действует на рынке ресторанных услуг города Белгород. В силу основополагающей концепции много- профильности своей деятельности ООО «Мирабель» предоставляет широкий спектр услуг. Не смотря, на серьезную конкуренцию, предприятие весьма эффективно функционирует, демонстрирует устойчивый рост экономических показателей, зарекомендовало себя как надежного партнера и поставщика качественных услуг.
Анализируя дипломный проект, можно сделать вывод о том, что все цели, поставленные в начале работы, достигнуты. Нужно отметить, что предметом совершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятияресторанного бизнеса являлисьприменение маркетинговых
технологий и процессов. Объектами же выступали экономические результаты хозяйственной деятельности: производство и реализация продукции, её себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия.
Следовательно, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности базируется, прежде всего, на глубоком экономическом анализе результатов за прошлые годы и без изучения закономерностей развития экономики, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать оптимальный вариант совершенствования.
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание оценке результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономик, использованию имеющихся возможностей. Это имеет большое значение, объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот.
Цель дипломного проекта состояла в разработке мероприятий для повышения эффективности деятельности предприятия общественного питания ООО «Мирабель» на основе открытия на предприятии отдела маркетинга.
Для этого в теоретическом разделе были рассмотрены: понятие и содержание маркетинга, маркетинговых технологий, маркетинговых инструментов, методы применения маркетинговых технологий для совершенствования деятельности предприятий общественного питания.
В аналитическом разделе проведён анализ предоставляемых услуг и организационно-управленческой структуры предприятия, анализ техникоэкономических показателей, рентабельности, ликвидности баланса. Анализ показал, что структура предприятия имеет линейный вид. Анализ финансовых показателей показал тенденцию роста важных экономических показателей. Предприятие финансово устойчиво, справляется со всеми своими обязательствами перед поставщиками и бюджетом.
У предприятия ООО «Мирабель» существуют некоторые сложности в основном связанные с низкой узнаваемость, и отсутствием своевременной информации о состоянии внешней среды.
В проектном разделе на основании результатов анализа и выявленных при этом недостатков разработано конкретное предложение, позволяющие решить исследуемую проблему, в частности.
Чтобы улучшить эффективность деятельности предприятия ООО «Мирабель», было решено внедрить отдел маркетинга. Нами было установлено, что на предприятии отсутствует маркетинговый отдел. У предприятия нет долгосрочных целей, четко сформированной стратегии, маркетингового плана работы. Руководитель предприятия не получает информации о конкурентах, предпочтениях клиентов, а также об изменениях в микро и макро среде.
С целью повышения эффективности работы предприятия, а так же повышения уровня узнаваемости и расширения занимаемого рыночного сегмента, был разработан проект открытия отдела маркетинга, который позволит на 3 % увеличить доходы предприятия от оказания услуг общественного питания.
В проектном разделе были рассчитаны инвестиционные затраты, а так же постоянные и переменные расходы на внедрения проекта. Так как в итоге срок использования проекта оказался больше срока окупаемости проекта, читается целесообразным его внедрение. В результате оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия был сделан вывод: предложенные мероприятия позволят улучшить экономическое, финансовое положение предприятия, способствуют формированию денежных ресурсов, прибыли, что позволяет бороться с кризисом, и расширить занимаемый сегмент.
Таким образом, задачи, поставленные в дипломном проекте, решены, а цель по повышению эффективности деятельности предприятия ООО «Мирабель» достигнута.
1. О защите прав потребителей [Текст] : от 9 янв. 1996 г. № 132-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 30. ч. II. - Ст. 3127.
2. Постановление правительства Российской Федерации № 1036 от 15.08.1997г. «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
3. Арутюнов, В. В. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / В. В. Арутюнов, И. В. Волынский. - Ростов - н/Д: Феникс, 2011. - 448 с.
4. Аленушкин, Д. Быстрое питание: время новых форматов [Текст] : / Д. Аленушкин / Ресторанный бизнес. 2010. - №6. - С. 14 - 15.
5. Атаев, А.Б. Влияние ресторанного бизнеса на сокращение безработицы / А. Б. Атаев, Гос. служба. - 2011. - № 3. - С. 115 - 117.
6. Ахмедов, H.A., Карпушенко, П.Б. Маркетинг ресторанных услуг [Текст] : / Н. А. Ахмедов., П. Б. Карпушенко. Маркетинг в России и за рубежом. 2010. - №3. - С.41 - 51.
7. Антонов, Л. В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы [Текст] : / Л. В. Антонов // Социально - экономические явления и процессы, 2011. - № 8. - С. 9 - 12.
8. Бочаров, В. В. Инвестиции [Текст] : учебник / В. В. Бочаров. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с.
9. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде [Текст] : / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом.
2010. - №16. - С. 3 - 13.
10. Баринов, В. А. Бизнес - планирование [Текст] : учеб. пособие. - 3- е изд. - М. : ФОРУМ, 2010. - 256 с.
11. Бизнес - планирование [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. М Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодика. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 816 с.
12. Борисов, Е. Ф. Основы экономики [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов. - М. : Юрайт - Издат, 2010. - 316 с.
13. Бондаренко,В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность [Текст] : учеб. пособие / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, О. Ф. Алёхина. - М. : КНОРУС, 2015. - 232 с.
14. Бондаренко, Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст]: учеб. пособие. Изд.-во «Новое знание», 2010. - 147с.
15. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. К. Белеявский - М. Финансы и статистика, 2010. - 320с...