Глава 1. Особенности разработки информационных систем. Теоретические основы Дидактических многомерных инструментов 6
1.1. Технологии проектирования современных информационных систем 6
1.2. Технологии WEB-программирования 13
1.3. Теоретико-методологические основы построения дидактических
многомерных инструментов 19
Глава 2. Разработка WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 26
2.1. Выбор информационных средств разработки WEB-приложения для
построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 26
2.2. Создание WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей
визуализации учебной информации 29
2.3. Тестирование WEB-приложения для построения логико-смысловых
моделей визуализации учебной информации 43
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение 1. Листинг программы WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 57
В связи с широким внедрением в образовательный процесс информационных технологий, возникает необходимость создания информационных продуктов, позволяющих, опираясь на разработки в области психологии и педагогики, донести до педагогов возможности наиболее эффективного усвоения учебной информации.
Увеличивающиеся с каждым днем объемы научных знаний также ставят вопрос о создании целостных моделей визуализации информации объектов или явлений в той или иной научной сфере.
Эти модели должны соответствовать физиологическим особенностям восприятия, преобразования и хранения информации человеком.
В 1991 году было положено начало поисковым исследованиям в области инструментальной дидактики, в ходе которых научному коллективу удалось разработать Дидактическую многомерную технологию (ДМТ).[1]
Одним из инструментов ДМТ является метод логико-смыслового моделирования информации.
Целью логико-смыслового моделирования является увеличение информационной плотности представления знаний.
Логико-смысловые модели строятся по определенным правилам и всегда представляют собой совокупность солярности, многомерности и фрактальности, что позволяет получить координатно-матричную систему, выполняющую функцию логического компонента новых дидактических инструментов, которым присущи природосообразность и универсальность.
Для построения логико-смысловых моделей могут использоваться графические редакторы (Corel Draw, Adobe Illustrator), в том числе, размещенные в сети Интернет онлайн-редакторы (www.draw.io). Однако построение в них моделей визуализации информации требует приложения определенных усилий и немалых временных затрат. Между тем, существующие информационные разработки в области логико-смыслового моделирования либо не имеют широкого (редактор ЛСМ 1.0, АлтГТУ, г. Барнаул, 2009 г.) или безвозмездного («Modeller-LSM.1») распространения, либо не отвечают всем правилам построения ЛСМ (интеллект-карты), или же в них реализованы не все возможные базовые конструкции дидактических многомерных инструментов (редактор ЛСМ 1.0, АлтГТУ, г. Барнаул, 2009 г.).
Актуальность данной работы заключается в необходимости создания доступного информационного продукта реализации дидактической многомерной технологии, в частности логико-смыслового моделирования, в связи с возрастанием роли дидактических многомерных инструментов в обучении и отсутствии специализированных средств для их построения.
Объект данной работы: технологии программирования современных информационных систем.
Предмет данной работы: технологии разработки графических WEB-приложений.
Цель данной работы: разработать WEB-приложение для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации.
Гипотеза данной работы:
Использование WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации должно оказать помощь в работе педагога по увеличению эффективности восприятия учебного или научного материала и созданию целостного представления об изучаемом объекте или явлении.
Задачи данной работы:
1. изучение различных подходов разработки WEB-приложений;
2. изучение методологических основ построения логико-смысловых моделей визуализации информации;
3. выбор средств разработки WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации;
4. разработка WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации;
5. тестирование WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации.
В ходе работы над WEB-приложением для создания логико-смысловых моделей визуализации учебной информации состоялось знакомство с различными технологиями разработки графических WEB-приложений: библиотеками функций Paper.js, Raphael.js и Fabric.js. Освоены теоретические основы и рассмотрены социально-культурные основания дидактических многомерных инструментов.
В итоге разработано WEB-приложение, с помощью которого можно за существенно короткое время получить необходимую логико-смысловую модель визуализации учебной информации за счет наличия встроенных алгоритмов построения всех возможных опорно-узловых каркасов и микрооператоров, указывающих на тип информации составных частей логико-смысловой модели.
Разработанное WEB-приложение тестирование в форме построения логико-смысловой модели «Восприятие ЛСМ» прошло успешно.
В дальнейшем планируется разместить WEB-приложение для создания логико-смысловых моделей визуализации учебной информации в сети Интернет.