Глава 1. Особенности разработки информационных систем. Теоретические основы Дидактических многомерных инструментов 6
1.1. Технологии проектирования современных информационных систем 6
1.2. Технологии WEB-программирования 13
1.3. Теоретико-методологические основы построения дидактических
многомерных инструментов 19
Глава 2. Разработка WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 26
2.1. Выбор информационных средств разработки WEB-приложения для
построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 26
2.2. Создание WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей
визуализации учебной информации 29
2.3. Тестирование WEB-приложения для построения логико-смысловых
моделей визуализации учебной информации 43
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение 1. Листинг программы WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации 57
В связи с широким внедрением в образовательный процесс информационных технологий, возникает необходимость создания информационных продуктов, позволяющих, опираясь на разработки в области психологии и педагогики, донести до педагогов возможности наиболее эффективного усвоения учебной информации.
Увеличивающиеся с каждым днем объемы научных знаний также ставят вопрос о создании целостных моделей визуализации информации объектов или явлений в той или иной научной сфере.
Эти модели должны соответствовать физиологическим особенностям восприятия, преобразования и хранения информации человеком.
В 1991 году было положено начало поисковым исследованиям в области инструментальной дидактики, в ходе которых научному коллективу удалось разработать Дидактическую многомерную технологию (ДМТ).[1]
Одним из инструментов ДМТ является метод логико-смыслового моделирования информации.
Целью логико-смыслового моделирования является увеличение информационной плотности представления знаний.
Логико-смысловые модели строятся по определенным правилам и всегда представляют собой совокупность солярности, многомерности и фрактальности, что позволяет получить координатно-матричную систему, выполняющую функцию логического компонента новых дидактических инструментов, которым присущи природосообразность и универсальность.
Для построения логико-смысловых моделей могут использоваться графические редакторы (Corel Draw, Adobe Illustrator), в том числе, размещенные в сети Интернет онлайн-редакторы (www.draw.io). Однако построение в них моделей визуализации информации требует приложения определенных усилий и немалых временных затрат. Между тем, существующие информационные разработки в области логико-смыслового моделирования либо не имеют широкого (редактор ЛСМ 1.0, АлтГТУ, г. Барнаул, 2009 г.) или безвозмездного («Modeller-LSM.1») распространения, либо не отвечают всем правилам построения ЛСМ (интеллект-карты), или же в них реализованы не все возможные базовые конструкции дидактических многомерных инструментов (редактор ЛСМ 1.0, АлтГТУ, г. Барнаул, 2009 г.).
Актуальность данной работы заключается в необходимости создания доступного информационного продукта реализации дидактической многомерной технологии, в частности логико-смыслового моделирования, в связи с возрастанием роли дидактических многомерных инструментов в обучении и отсутствии специализированных средств для их построения.
Объект данной работы: технологии программирования современных информационных систем.
Предмет данной работы: технологии разработки графических WEB-приложений.
Цель данной работы: разработать WEB-приложение для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации.
Гипотеза данной работы:
Использование WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации должно оказать помощь в работе педагога по увеличению эффективности восприятия учебного или научного материала и созданию целостного представления об изучаемом объекте или явлении.
Задачи данной работы:
1. изучение различных подходов разработки WEB-приложений;
2. изучение методологических основ построения логико-смысловых моделей визуализации информации;
3. выбор средств разработки WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации;
4. разработка WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации;
5. тестирование WEB-приложения для построения логико-смысловых моделей визуализации учебной информации.
В ходе работы над WEB-приложением для создания логико-смысловых моделей визуализации учебной информации состоялось знакомство с различными технологиями разработки графических WEB-приложений: библиотеками функций Paper.js, Raphael.js и Fabric.js. Освоены теоретические основы и рассмотрены социально-культурные основания дидактических многомерных инструментов.
В итоге разработано WEB-приложение, с помощью которого можно за существенно короткое время получить необходимую логико-смысловую модель визуализации учебной информации за счет наличия встроенных алгоритмов построения всех возможных опорно-узловых каркасов и микрооператоров, указывающих на тип информации составных частей логико-смысловой модели.
Разработанное WEB-приложение тестирование в форме построения логико-смысловой модели «Восприятие ЛСМ» прошло успешно.
В дальнейшем планируется разместить WEB-приложение для создания логико-смысловых моделей визуализации учебной информации в сети Интернет.
1. Штейнберг, В.Э. Технология логико-эвристического проектирова-ния профессионального образования на функционально-модульной основе [Текст] / В.Э. Штейнберг, С.Н. Семенов; под ред. В.С. Кагерманьяна. - М., 1993 (Содержание формы и методы обучения в высшей школе) Обзор. информ. / НИИВО Вып. № 3. - 39 с.
2. Рак, И.П. Средства разработки информационных систем [Текст] / И.П. Рак. - Тамбов, 2013.
3. Сайт «Интуит», курс «Введение в программные системы и их разработку» [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3632/874/lecture/14289?page=1
4. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст] / В.Э. Штейнберг. - М.: изд-во «Народное образование», 2002. - 304 с.
5. Ткаченко, Е.В. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. [Текст] / Е.В. Ткаченко, Р.М. Асадуллин, В.Э.Штейнберг, А.А.Остапенко. - Москва - Уфа, 28 января 2013 г.: Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013.
- 290 с.
6. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидак-тический дизайн (поисковые исследования): моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг.
- Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. - 136 с.
7. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 344 с.
8. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума [Текст] / Ю.А. Самарин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
9. Иванов, Вяч. Вс. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. [Текст] / Вяч. Вс. Иванов. - М.: Сов. Радио, 1978. - 184 с.
10. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: ИПЛ, 1976. - 143 с.
11. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника
разработки [Электронный ресурс]/ В.Э. Штейнберг// Педагогический журнал Башкортостана. - Электрон. журн.- Башкортостан: БГПУ им М. Акмуллы, 2011. - №5. - режим доступа к журн. -
https://www.docme.ru/doc/1093741/970.pedagogicheskij-zhurnal-bashkortostana- N5-2011.
12. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. [Текст] / Н.Ф. Талызина - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 344 с.
13. Штейнберг, В.Э. Управление учебной познавательной деятельностью [Текст] / В.Э. Штейнберг //Школьные технологии. - 2002. - № 4.
- С. 17-24.
14. Кушниренко, А.Г. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9-10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ А.Г. Кушниренко. - М.: Дрофа, 1996. - 208 с.
15. Штейнберг, В.Э. От логико-смыслового моделирования к микронавигации в содержании учебного [Электронный ресурс]/ В.Э. Штейнберг// Педагогический журнал Башкортостана. - Электрон. журн.- Башкортостан: БГПУ им М. Акмуллы, 2013. - №2. - режим доступа к журн. - https://rucont.ru/file.ashx?guid=d5dfa376-e3b0-45c5-a5f7-a1f0ecb6879f
16. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. [Текст] / П. Я. Гальперин. — М., 1966.
17. Штейнберг, В.Э. Логико-смысловые модели и познавательная самостоятельность [Текст] / В.Э. Штейнберг //История. Все для учителя. -2014.
- №11. - C. 2-5
18. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //bershadskiy.ru/
19. Штейнберг, В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения : автореф. дис. д-ра пед. наук [Текст] / В.Э. Штейнберг. - Екатеринбург, 2000
...