Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Малый бизнес как фактор формирования среднего класса (на основе социологического исследования малого бизнеса г. Барнаула)

Работа №92746

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования малого бизнеса как фактора формирования среднего класса 8
1.1 Малый бизнес в современной России 8
a) Основные подходы по определению терминов: «бизнес»,
«предпринимательство», «малый бизнес» 8
b) Развитие малого бизнеса в современной России 14
1.2 Параметры малого бизнеса, идентифицирующие его со средним классом 24
1.3. Методика социологического исследования 37
Глава 2. Элементы (механизмы) малого бизнеса способствующие формированию и развитию среднего класса в г. Барнауле 47
2.1 Современное состояние малого бизнеса в г. Барнауле 47
2.2 Роль малого бизнеса в процессе формирования среднего класса 61
2.3 Рекомендации по формированию оптимальных условий развития малого
бизнеса г. Барнаула, способствующих формированию среднего класса 78
Заключение 86
Библиографический список 911
Приложения 100

Актуальность темы исследования. В современных условиях очень часто говорят о свободе, демократии, гражданском обществе, о рыночной экономике, политической активности, патриотизме и т.п. Все эти понятия рассматриваются и в рамках государственной модернизационной программы, которая реализуется в настоящее время в России и которая предполагает построение общества среднего класса. Многочисленность среднего класса в структуре любого современного общества рассматривается как показатель стабильности общества, эффективности социально-политической системы. По количеству представителей среднего класса оценивается успешность и эффективность экономических, политических и социальных институтов общества.
На сегодняшний момент в научной литературе не сложилось единого мнения как по вопросу количества среднего класса в нашей стране, так и по вопросу того, кого же можно отнести к представителям данной социальной группы. И одной из точек зрения является представление о том, что в условиях современного российского общества, предпринимателя можно рассматривать не только как представителя среднего класса, но и рассматривать само предпринимательство и малый бизнес в частности как основание для формирования полноценного среднего класса в нашей стране.
В связи с этим сегодня мелкое и среднее предпринимательство рассматривается многими учёными и практиками в качестве важной составляющей среднего класса, который, благодаря своим особым интересам, служит опорой демократии и правового государства. Развитие и поддержка малого бизнеса является также одной из главных задач государства, которые рассматриваются как одно из условий перехода России к полноценным рыночным условиям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.
Так малый бизнес считают одним из факторов, способствующих формированию среднего класса. В данной работе мы рассмотрим, как данный фактор действует в г. Барнауле, который является столицей Алтайского края. Рассмотрение данного вопроса весьма актуально для реализации задачи - формирования среднего класса в России в целом и в Алтайском крае в частности.
Состояние изученности проблемы: хотя в Росси изучение среднего класса началось недавно, существует значительная часть российских авторов, которые рассматривают данную тему. Можно отметить следующих авторов, чьи работы посвящены изучению среднего класса: Г.Г. Дилигенский, Р.Х. Симонян, Т.И. Заславская, Л.А. Беляева, А.Г. Здравомыслов, З.Т. Голенкова, Н.Е. Тихонова, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, Т. М. Малева, и др. В рамках изучения среднего класса, рассматривали предпринимательство и самих предпринимателей такие ученые как: Л.Ю. Грудцына, В.К. Нусратуллин, И.М. Орехова, Д.В. Прохоров и другие. Роль малого бизнеса в стратификационных процессах российского общества анализировалась в работах Н.Д. Аппаковой, Е.А. Арслановой, Н.А. Беззубенковой, А.В. Быковского, Е.А. Исаевой и других.
Объектом данной работы выступает малый бизнес.
Предметом выступает роль малого бизнеса в формировании среднего класса.
Основная цель работы - определить роль малого бизнеса в процессе формирования и развития среднего класса в г. Барнауле и на основе социологического исследования разработать рекомендации по созданию оптимальных условий для развития малого бизнеса, способствующих формированию среднего класса.
Для реализации данной цели в исследовании определяются следующие задачи:
— рассмотреть процесс формирования и становления малого бизнеса в российском обществе;
- выявить взаимосвязь малого бизнеса и процессов формирования среднего класса в России;
- определить методологию и методику для проведения социологического исследования;
- изучить современное состояние малого бизнеса в г. Барнаул;
- определить роль малого бизнеса в процессе формирования среднего класса на уровне г. Барнаул;
- разработать рекомендации по формированию оптимальных условий развития малого бизнеса г. Барнаула, способствующих формированию среднего класса.
Гипотезы:
- процесс развития малого бизнеса имеет долгий путь в нашем обществе;
- развитие малого предпринимательства способствует
постепенному созданию среднего класса;
- для эмпирического исследования эффективно применение методики, в основе которой - метод анкетного опроса работников малых предприятий Барнаула и интервью экспертов;
- малый бизнес Барнаула имеет ряд сложностей, которые не позволяют ему развиваться в полной мере;
- условия работы на малых предприятиях г. Барнаул способствуют формированию у работников самоидентификации себя со средним классом;
- предложенные рекомендации по формированию оптимальных условий развития малого бизнеса г. Барнаул позволят улучшить условия для дальнейшего развития и активизации малых предприятий города.
Теоретико-методологической базой рассмотрения малого бизнеса как фактора формирования среднего класса, будем использовать структурно- функциональный подход к анализу, что позволить определить место малого бизнеса в структуре предпринимательства, охарактеризовать функциональную взаимосвязь данных систем. Здесь мы можем опираться на работы Р. Мертона и Т. Парсонса.
В трудах М. Вебера, Г. Спенсера, А. Тойнби можно увидеть анализ среднего класса в связи с социальной структурой общества. Отмечается, что в каждом обществе может существовать свой специфический средний класс в зависимости от типа общества и исторической эпохи. На формирование методологической позиции исследования среднего класса, а также подхода и критериев для его выявления оказали воздействие работы М. Вебера. В основе веберианского направления также лежит плюралистический подход, который был взят за основу при рассмотрении критериев для определения понятия «средний класс».
При рассмотрении формирования и становления среднего класса ценными для исследования стали идеи Н.Е. Тихоновой, В.А. Ядова, Н.М. Давыдовой, О.И. Шкаратана, М.К. Горшкова, З.Т. Голенковой, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, П. Романова, В.Н. Ярской, Е.Р. Ярской-Смирновой где средний класс выступил непосредственным предметом исследования в рамках социологического анализа.
Вопросы формирования социальной среды предпринимательства, а если шире — капиталистической системы социальных отношений, были также рассмотрены М. Вебером в труде «Протестантская этика и дух капитализма». Он применил социологический подход для анализа генезиса предпринимательства в различных социокультурных системах. Рассматривая предпринимательство в социальном аспекте, необходимо отметить подход Ф. Хайека. Он интересен тем, что предпринимательская деятельность рассматривается не только как атрибут рыночной экономики, а как необходимое условие ее эффективного функционирования, здесь предприниматель выдвигается на роль основной фигуры рыночных процессов.
В рамках изучения среднего класса, рассматривали предпринимательство и самих предпринимателей такие ученые как: Л.Ю. Грудцына, В.К. Нусратуллин, И.М. Орехова, Д.В. Прохоров и другие.
Роль малого бизнеса в стратификационных процессах российского общества анализировалась в работах Н.Д. Аппаковой, Е.А. Арслановой, Н.А. Беззубенковой, А.В. Быковского, Е.А. Исаевой и других.
Методы исследования. Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы анализа - метод индукции, метод аналогии, метод синтеза, сравнительно-сопоставительный анализ. Для изучения эмпирической составляющей - метод анкетного опроса (анкетирование), полустандартизированное интервью, вторичный анализ данных.
Апробация. По теме диссертации были опубликованы статьи: Спирина А. С. Понятие «Средний класс» в общественном сознании / А. С. Спирина // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сб. ст. - Барнаул, 2015. - С. 3323-3325.
Спирина А. С. Предприниматель как потенциальный представитель среднего класса / А. С. Спирина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2016. - №8-2. - С. 292-294.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на разногласия между учеными в вопросах формирования или выделения критериев среднего класса, в современном мире данной группе отводится особенная роль в социальной структуре любого общества. Характерный для среднего класса уровень доходов позволяет данной группе быть основой, гарантом экономической успешности и стабильности государства. В то же время он рассматривается как основа демократического государства и гражданского общества, являясь при этом гарантом стабильности и благополучия любого государства.
Рассматривая определение бизнеса, очень часто говорится о том, что это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела. Рассматривая малый бизнес в структуре предпринимательства, одной из особенностей считается, что малые предприятия не требуют больших инвестиций, могут быстрее и дешевле перевооружаться и внедрять новые инновационные разработки.
Считается, что сопоставив характеристики малого бизнеса и характеристики среднего класса, можно увидеть, что развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Поэтому перед нами была поставлена цель - определить роль малого бизнеса в процессе формирования и развития среднего класса в г. Барнаул и на основе социологического исследования разработать рекомендации по формированию оптимальных условий для развития малого бизнеса.
Достижение нашей цели проходило на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Эмпирическая часть состояла из социологического исследования - нами был проведен анкетный опрос и полустандартизированное интервью с экспертами. Анкетный опрос проходил среди работников малых предприятий г. Барнаул. Учитывая, что «фактор» рассматривается как одна из причин, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты, на основе полученных данных мы посмотрели насколько условия работы на малых предприятиях способствуют работникам относить себя к «среднему классу».
Было опрошено 120 респондента в возрастной группе 22-45 лет, работающих на предприятиях малого бизнеса г. Барнаул.
Наибольший процент опрошенных 62,96% заняты в розничной торговле/услугах, 16,67% в сфере социальных услуг, 9,26% в промышленном секторе, лишь 3,7% респондентов из предприятий финансового сектора и 7,41% отметили вариант «другое» в который вошли СМИ, реклама, производство, юридические услуги.
Социально-профессиональное положение респондентов распределилось почти равномерно 53,7% служащие, 46,3% руководители отдела/подразделения. Возраст респондентов был сгруппирован в три возрастные категории, и результаты получились следующие: 50% респондентов вошли в возрастную группу 20-30 лет, 25,9% возрастной группы 31-40 лет и 24,1% респондентов возрастной группы 41-50 лет.
Большинство опрошенных респондентов имеют официальное трудоустройство - у 75,9% ответивших трудовые отношения оформлены официально, с различием в длительности договора, контракта. Предприятиями основной акцент делается на своевременной выплате заработных плат, оплате отпуска и больничных листов, а также на образование и переподготовки своих сотрудников, при этом не уделяется внимание оплате медицинских услуг, санаторно-курортному лечению, также полностью отсутствует оплата транспорта, жилья, питания и т.д. Т.о. можно сказать о том, что опрошенным респондентам предоставляется тот объем социальных гарантий, которые должен обеспечивать каждый работодатель.
Большинство респондентов имеют заработную плату в диапазоне 26000-40000 руб (46,3%) при этом очень низкий процент респондентов имеет какие-нибудь вклады, сбережения в банках. Из тех, кто имеет вклады и сбережения, наибольший процент имеет наличные рубли, отложенные на будущее, предпочитают иметь клады в коммерческом банке, а не в государственном.
По уровню дохода среднего класса смогли отнести себя к среднему классу респонденты посчитавшие, что доход среднего класса находится в диапазонах 11000-25000 и 41000-60000 руб.
Для того, чтобы определить по каким характеристикам респонденты будут отнесены к среднему классу, мы провели кластерный анализ. Было получено два кластера, один из них (второй) соответствует представителям среднего класса по вошедшим в него характеристикам. Во второй кластер попали респонденты, которые имеют официальное трудоустройство и работают по трудовому срочному договору/контракту. На предприятии где они работают в данный момент, им обеспечивается оплачиваемый отпуск, кроме этого их уровень обеспечения работодателем социальных гарантий предполагает помимо выплаты заработной платы, оплаты больничных листов, дополнительные гарантии. Данные респонденты относят себя к среднему классу, помимо этого они были отнесены к данной группе с учетом сопоставления их уровня заработной платы и уровнем заработной платы среднего класса в их оценках. Уровень заработной платы у респондентов данного кластера находится в диапазоне 26000-40000 руб, что позволяет им делать некоторые накопления и сбережения.
Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сказать о том, что работники предприятий г. Барнаул обеспечиваются социальными гарантиями в области трудовых отношений - официальное трудоустройство, выплаты больничных листов, отпускных листов, а также предполагается повышение уровня образования и переподготовка работников. Представители предприятий малого бизнеса г. Барнаул склонны к самоидентификации себя к «среднему классу» в первую очередь по уровню заработной платы. Однако уровень дохода работников малых предприятий не соответствует уровню дохода представителей среднего класса в теоретических представлениях. Получается, что по субъективным показателям работники малого бизнеса Барнаула могут быть отнесены к среднему классу, в то время как по объективным показателям мы этого сделать не сможем.
Рассматривая современное состояние малого бизнеса в г. Барнаул на основе статистических данных за 2010-2015 гг мы определили, что существует положительная тенденция к возрастанию численность малых предприятий в городе, увеличивается оборот предприятий, есть тенденция к увеличению численности работников предприятий, однако был отмечен спад в размере заработной платы работников и ряд трудностей и проблем, с которыми сталкивается малый бизнес. Рассматривая отличительные черты малого бизнеса в Барнауле, эксперты отметили его «плачевное состояние».
Учитывая все данные, был сделан вывод о том, что по субъективной составляющей предприятия малого бизнеса можно рассматривать как движущую силу формирования массового среднего класса, при этом учитывая все сложности и трудности предприятий малого бизнеса, объективная составляющая требует поддержки и развития. Здесь, прежде всего, необходимо формирование оптимальных условий для развития малого бизнеса, которые мы предоставили в одном из параграфов работы.
Беря во внимание сложности, проблемы и препятствия малого бизнеса Барнаула, которые были выявлены в ходе социологического исследования, было выделено несколько направлений, в которых нужно работать. В результате экспертного опроса мы выявили, что предприниматели достаточно информированы о деятельности различных организаций, объединений, ассоциаций, а также о различных мероприятиях и программах которые проводятся с целью развития малого предпринимательства, поэтому отметили необходимость в продолжении развития культуры предпринимательства и деловых отношений. Осуществлять мероприятия по стимулированию непрерывного процесса повышения конкурентоспособности малого бизнеса Барнаула. Совершенствование нормативно-правовой базы в целых сокращения административных барьеров деятельности малого бизнеса. Настроить обратную связь через вовлечение объединений предпринимателей в нормотворческий процесс, в подготовку изменений в нормативно-правовую базу малого предпринимательства. Осуществить устранение административных барьеров, а также организационную и материально-техническую помощь субъектам малого предпринимательства. Уделить внимание уровню доходов населения Барнаула. Предполагается, что в результате предложенных мер удастся улучшить условия для дальнейшего развития и активизации малых предприятий города, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности как на региональном, так и на федеральном уровне.
Таким образом, в данной работе была достигнута поставленная цель, выполнены поставленные задачи и подтверждены гипотезы. Данная тема работы достаточно актуальна на сегодняшний день, поэтому нужно заниматься её дальнейшим изучением, следить за дальнейшим развитием малого бизнеса в г. Барнауле.



1. Авраамова, Е. М. Эволюция российского среднего класса: миссии и методология / Е. М. Авраамова, Т. М. Малева // Общественные науки и современность. - 2014. - № 4. - С. 5 - 17.
2. Аналитические материалы XIV Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса - реальный потенциал развития регионов России / Ресурсный центр малого предпринимательства. М.,
2014. 48 с.
3. Баева О. Н. Обучение персонала в малом бизнесе: проблемы и возможные решения (мнение предпринимателей) / О. Н. Баева, Д. И. Хлебович // Российское предпринимательство. — 2014. — № 12 (258). — с. 123-134.
4. Балобанова, Е. Г. Средний класс как объект исследований российских социологов / Е. Г. Балобанова // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 50 - 55.
5. Балынская Н. Р. Предпринимательство как качество личности / Н. Р. Балынская, А. А. Безбородов // Традиционные национально¬культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2014. - №1. - С. 9-12.
6. Белановский, С. А. Изменения социальной структуры российского общества и ее политические последствия: попытка прогноза / М. Э. Дмитриев, С. Г. Мисихина, Т. Г. Омельчук // Мир России. - 2012. - № 1. - С. 123 - 139.
7. Борецкая О. Е. Актуальные изменения в законодательстве для субъектов малого предпринимательства / О. Е. Борецкая // Инфраструктурные отросли экономики: проблемы и преспективы развития. - 2016. - №14. - С. 246-251.
8. Вдовенко, А. А. Политэкономическое значение малого бизнеса / А. А. Вдовенко // Экономические науки. - 2011. - № 9. - С. 35 - 40.
9. Вдовенко, А. А. Проблемы развития малого бизнеса в России / А. А. Вдовенко // Вопросы экономики и права. - 2015. - №2. - С. 74-77.
10. Галактионова М. В. Налоговое законодательство: стимул или барьер для развития малого предпринимательства? / М. В. Галактионова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - №3(10). - С. 191-193.
11. Гагаринова Н. В. Предпринимательство и его роль в развитии
экономики, правовое регулирование предпринимательства / Н. В. Г агаринова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. -
2015. - №2. - С. 64-69.
12. Голенкова, З. Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З.Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. - 2012. - №11. - С. 29 - 37.
13. Горбань О. П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России // О. П. Горбань. - Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права. - 200. - №3. - С. 14-18.
14. Горшков М. К., Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова // Россия реформирующаяся. Ежегодник: сб. ст. / Институт социологии РАН. - М., 2005. - С. 10 - 43.
15. Горшков М. К., Средний класс как отражение экономической и
социокультурной модели современного развития России / М. К. Горшков // Социологические исследования. - 2015. - №1. - С. 35-44.
16. Горюнова С.В., Тихонова Н.Е. В фокусе внимания: средний класс. Теоретико-методологические проблемы анализа среднего класса / С. В. Горюнова, Н. Е. Тихонова // SPERO. - 2008. - №8 весна-лето. - С. 29 -
42.
17. Гражданский кодекс российской Федерации: ГК: части первая, вторая, третья и четвертая: по сост. на 15 января 2011 г.: М.: Рид Групп, 2011. - 558 с.
18. Грудцына, Л. Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности / Л. Ю. Грудцына // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 12. - С. 11 - 15.
19. Грудцына, Л. Ю. Экономическая основа взаимодействия среднего класса и гражданского общества / Л. Ю. Грудцына // Экономика и право. - 2016. - №1. - С. 55-57.
20. Грудцына, Л. Ю. Экономическая функция среднего класса и гражданского общества в России / Л. Ю. Грудцына // Вопросы экономики и права. - 2012. - №1. - С. 16 - 21.
21. Дилигенский, Г. Г. Люди среднего класса / Г. Г. Дилигенский. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. - 285 с.
22. Дорофеева Л. В. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса как фактор регулирования рынка труда / Л. В. Дорофеева // Вестник приднестровского университета. Серия: физико-математические и технические науки. Экономика и управление. - 2012. - №3(42). - С. 97-100.
23. Епифанова Т. В. Экономические и социальные функции малого
бизнеса / Т. В. Епифанова // Учет и статистика. - 2011. - №4. С. 102¬107.
24.Занин В. П. Как реально помочь малому предпринимательству? / В. П. Занин // Деловая слава России. - 2014. - №2. - С. 12-13.
25.Заславская, Т. И. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2:
Трансформационный процесс в России. В поисках новой методологии / Т. И. Заславская. - М.: Экономика, 2007. - 591с.
26.Здравомыслов, А. Г. Российский средний класс - проблема границ и численности / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. - 2001. - №5. - С. 76 - 85.
27. Идигова Л. М. Анализ состояния развития малого бизнеса в России / Л. М. Идигова, С. А Аслаханова // Вестник научных конференций. - 2015. - №1-5(1). - С. 44-47.
28. Изучение ситуации в секторе малого и среднего бизнеса / Н. Беляев,
И.Евсеева, Р.Солодовникова, В.Широнин [и др.]. - М.: Институт
социально-экономического анализа и развития предпринимательства, 2001. - 169 с.
29. Имаева Г. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения
социальной роли малого и среднего предпринимательства / Г. Р. Имаева // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - №4(128). - С. 141-153.
30. Имаева Г. Р. Предпринимательский климат в россии и формирующие его факторы: социологический анализ / Г. Р. Имаева // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - №8. - С. 114-121.
31. Казакова В. И. Средний класс современной России: между культом посредственности и гармонией простоты / В. И. Казакова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2013. - №2. - С. 22-27.
32. Казиханов А. М. Человеческий капитал в предпринимательстве / А. М. Казиханов // Вестник дагестанского государственного университета. Серия 2: общественные науки. - 2014. - №5. - С. 137-141.
33. Капранова Л. Д. Бизнес-инкубаторы и их роль в развитии малого бизнеса в России / Л. Д. Капранова // Экономика. Налоги. Право. -
2015. - №2. - С. 49-55.
34. Климантова Г. И., Методология и методы социологического исследования: Учебник для бакалавров / Г. И. Климантова, Е. М. Черняк, А. А. Щегорцов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 256 с.
35. Колбановский В. В. Средний класс - социальная реальность, «класс на бумаге» или «обман трудящихся»? / В. В. Колбановский // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С.42 - 57.
36. Кофанова Т. А. Термины «малое предпринимательство» и «малый бизнес» в современной экономической литературе / Т. А Кофанова, Т. И. Пунанова // Научный вестник костромского государственного технологического университета. - 2011. - №1. - С. 11-22.
37. Кузнецова, Е.С. Средний класс: западные концепции / Е. С. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения, 2009. - № 2. - С.19 - 28.
38. Курбакова Ю. О. Малое предпринимательство в современной России: теоретические аспекты и практика / Ю. О. Курбакова // Вестник таганрогского института управления и экономики. - 2015. - №1. - С. 57-64.
39. Кутузова К. Ю. Роль малого предпринимательства в решении проблем занятости населения / К. Ю. Кутузова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014. - №1(4). - С. 320-322.
40. Лескина О. Н. Средний класс как фактор устойчивости социально-экономической системы. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Тамбов, ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005.
41. Лескина О. Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее
инновационного развития / О. Н. Лескина // Наука. Образование. Общество. - 2015. - №1(3). - С. 31-40.
42. Лыкин Д. К. Состояние малого бизнеса в России в условиях современного экономического и политического положения / Д. К. Лыкин., Г. Н. Дюбанов // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - №5. - С. 249-252.
43. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2014. - 86 с.
44. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./М 19 Росстат. - M., 2015. - 96 с.
45. Мамедова Н. А. Девяткин Е. А. Малый бизнес в рыночной среде. Учебное пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 151 с.
46. Мареева, С. В. Практики инвестирования среднего класса в свой человеческий капитал / С. В. Мареева // TERRA ECONOMICUS. -
2012. - № 1. С. 165 - 173.
47. Махошева С. А., Моллаева А. Ш. Малое и среднее
предпринимательство как фактор повышения социально¬экономической устойчивости региона / С. А. Махошева, А. Ш. Моллаева // Известия кабардино-балкарского научного центра РАН. - 2014. - №5. - С. 139-145.
48. Михайлова Е. А. Современное состояние малого бизнеса в России / Е. А. Михайлова // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. - 2015. - №5. - С. 35-36.
49. Муниципальная программа «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы»: Постановление Администрации города Барнаула. - Вечерний Барнаул. - 2015.
50. Насыбулина В. П. Современное состояние малого бизнеса в России / В. П. Насыбулина // Сфера услуг: инновации и качество. - 2012. - №5. - С. 47-51.
51. Новиков А. В. О роли малого предпринимательства в изменении качества жизни российского населения / А. В. Новиков, О. С. Зиброва // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №4-10. - С. 59-62.
52. Нусратуллин, В. К. Средний класс как движущая сила современного общества / В. К. Нусратуллин // Экономические науки. - 2012. - № 6. - С. 41 - 48.
53.Общество как система. Социологические исследования. Сборник студенческих работ/ отв. редактор, д-р экон. наук проф. Ушамирская Г.Ф. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1554 с.
54. О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации: Закон Российской Федерации. - М. : Известия, 1995. - 30 с.
55.О малом бизнесе в России: Учебное пособие. — М.: Международный университет (в Москве), 2003. — 160 с.
56.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Закон Российской Федерации. - М. : Известия, 2007. - 27 с.
57. Перегуда Е. А. Средний класс - фактор регионального развития / Е. А. Перегуда // Псковский регионологический журнал. - 2015. - №24. - С. 39-48.
58. Прохоров, Д. В. Самоидентификация представителей российского среднего класса: эмпирический анализ / Д. В. Прохоров // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №4. - С. 47 - 52.
59. Пятаченко А. М. Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития малого бизнеса / А. М. Пятаченко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности . -
2016. - №5(5). - С. 133-135.
60. Пятаченко А. М. Экономическая сущность и этапы развития малого бизнеса / А. М. Пятниченко, О. Н. Головинов // Инновационная деятельность: теория и практика. - 2016. - №6(2). - С. 22-27.
61. Сааль Т. Р. Предприниматель, предприимчивость и
предпринимательство / Т. Р. Сааль // Инновационное развитие экономики. - 2015. - №2. - С. 25-31.
62. Сачук Д. И. Социологическое содержание категории «средний класс»: основные подходы / Д. И. Сачук // Вестник московского университета. Серия 18: социология и политология. - 2013. - №3. - С. 181-192.
63. Симончук, Е. В. Классовое сознание: опыт сравнительного -
эмпирического изучения / Е. В. Симончук // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2010. - №4. С. 56 - 84.
64. Симонян, Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? / Р. Х. Симонян // Социологические исследования. - 2009. - №1. - С. 55 - 61.
65. Скибин Я. В. Особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации / Я. В. Скибин // Экономика. Управление. Право. - 2015. - №3(60). - С. 39-43.
66. Соловьева Т. С., Средний класс в регионах СЗФО: возможности расширенного воспроизводства / Т. С. Соловьева, А. А. Шабунова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -
2014. - № 4. - С. 113 - 129.
67. Социология бизнеса: Текст лекций / под ред. Давлеткидинова Р. С. - СПбГУАП. СПб, 2003. - 104 с.
68. Средний класс в современной России: 10 лет спустя: аналитический доклад / под ред. Н. Н. Никс. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук, 2014. - 222 с.
69. Талаш, Х. Ограничения по формированию среднего класса общества и их преодоление / Х. Талаш // Экономические науки. - 2012. - № 1. - С. 22 - 25.
70. Тихонова Н. Е. Особенности статусной идентичности и потребление среднего класса / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. -
2015. - №1. - С. 44-54.
71. Трошихин В. В., Нестерова Л. И. / Предпринимательство как институт социального развития // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: философия. Социология. Право. - 2015. - №2. - С. 198-204.
72. Урчукова Ф. Ч., Топсахалова Ф.М.-Г. / Государство
и предпринимательство в системе координации и согласования интересов // Фундаментальные исследования. - 2016. - №5-1. - С.208¬212.
73. Хныкина Т. С. Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы / Т. С. Хныкина, И. А. Фомиченка // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. - 2014. - №3. С. 599-613.
74. Цимбалист А. В. Критерии отнесения групп населения к среднему классу / А. В. Цимбалист // Вестник омского регионального института. - 2014. - №1. - С. 141-146.
75. Чепуренко А. Ю. Возможна ли теория предпринимательства в России? // Исследуя предпринимательство / Пер. с англ. (под ред.: А. Ю. Чепуренко, О. И. Образцова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 369-397.
76. Чепуренко А. Ю. Теория предпринимательства: важность контекста / А. Ю. Чепуренко, А. А. Яковлев // Российский журнал менеджмента. -
2013. - № 2. - С. 51-60.
77. Чепуренко А. Ю. Что такое предприниматльество и какая политика в отношении предпринимательства нужна Россиия? / А. Ю. Чепуренко // Журнал новой экономической ассоциации. - 2014. - №2. - С. 102-124.
78. Шкаратан, О. И. Социология неравенства. Теория и реальность [Текст] / О. И. Шкаратан; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
79. Щербаков В. Малый бизнес: не поддерживать, а создавать условия для его развития / В. Щербаков // Стандарты и качество. - 2009. - №7. - С. 15-18.
80. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология программа методы / В. А. Ядов. - М.: Наука, 2003. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ