Глава 1. Теоретико-методологические основы организации электронного 8 образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий
1.1. Современные представления об информационно-образовательном 8
пространстве школы и его развитии
1.2. Современные подходы к организации электронного 12
образовательного пространства школы
1.3. Возможности новых информационных технологий для создания 18
электронного образовательного пространства школы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации 24 электронного образовательного пространства школы
(на примере МБОУ «СОШ №89» г. Барнаула Алтайского края)
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса с помощью новых 24
информационных технологий
2.2. Использование новых информационных технологий в 44
образовательном процессе современной школы
2.3. Обеспечение безопасности электронного образовательного 49
пространства школы
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 62
Сегодня мы живём в мире, характерной чертой которого является нарастание темпов изменений. Быстро меняются социально-экономические и политические условия, изменяется демографическая ситуация. На мировом рынке появляются новые технологии, которые требуют от образовательных организаций использования управленческих технологий, позволяющих управлять инновациями. Школа должна научиться, не только прогнозировать изменения, но и внедрять инновации таким образом, чтобы получить для себя конкурентные преимущества. Школа должна стать открытой изменяющемуся миру, она должна быть конкурентоспособной, постоянно повышать качество своих услуг. Школа должна стремиться удовлетворять быстро меняющиеся интересы потребителей, иными словами, школа вынуждена измениться в изменяющемся мире.
В настоящее время увеличиваются и усложняются требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему профессиональную педаго-гическую деятельность. Современному учителю недостаточно использовать информационные технологии в процессе своей профессиональной деятельности. Ему необходимо быть готовым к задачам, выходящим за пределы предметной области. Он должен ориентироваться в больших объемах постоянно меняющейся информации. Он должен уметь создавать собственные информационные ресурсы. Кроме этого, нормативные документы, такие как федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональный стандарт педагога, регламентируют требования к профессиональной педагогической деятельности с учетом современной ситуации информационной нестабильности.
Кардинально изменился и субъект образования - ученик. Для совре-менного ученика Интернет-пространство обитания. Сегодняшние школьники родились, когда Интернет уже существовал, и они воспринимают его как неотъемлемую часть жизни.
Перед российской системой образования в настоящее время стоит ряд важных задач, среди которых - повышение качества, а также обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания. Поэтому создание учебной информационной среды, которая удовлетворяла бы потребности всех слоев общества в получении различного рода образовательных услуг, формирование необходимых механизмов и условий для внедрения информационных технологий в повседневную образовательную практику является очень важной задачей на пути перехода к информационному обществу.
Образовательная среда - это функционирование конкретной
образовательной организации. Ообразовательная среда составляет совокупность материальных, пространственно-предметных, социальных факторов и межличностных отношений. Все эти факторы дополняют, обогащают друг друга, они очень тесно связаны. С одной стороны, на всех субъектов образовательной среды сказывается влияние этих факторов, с другой - субъекты активно организовывают, создают, организовывают образовательную среду, оказывая на нее определенное влияние.
Информационно-образовательная среда образовательной организации - это программно-телекоммуникационная среда, которая основана на использовании компьютерной техники. Эта среда обеспечивает информационное обеспечение всех участников образовательного процесса технологическими средствами. Основная цель информационно-образовательной среды - информационная поддержка учебного процесса , управление образовательной организацией, информирование всех участников о ходе образовательного процесса и его результатах.
Информационно-образовательная среда - это организованная совокупность информационных ресурсов, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, организационно-методического аппаратно-программного и обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Статья 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. N 273-Ф3 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» говорит о том, что понимается под понятием «электронное обучение» (п. 1 ФЗ 273 от 29.12.2012) А в соответствии с пунктом 5 данного Закона, при реализации электронного обучения школа обязана обеспечить защиту конфиденциальных сведений и обрабатываемых персональных данных.
Таким образом, проблема организации информационно-образовательного пространства с использованием новых информационных технологий в настоящее время очень актуальна для любого образовательного учреждения. Но информационно-образовательное пространство в том или ином виде имеется в данный момент в любой школе. А вот вопрос организации защиты электронного образовательного пространства школы программными и техническими средствами является очень актуальным в силу того, что в школах нет грамотных специалистов, которые вплотную занимались бы этой проблемой, как это происходит в других организациях. Данными вопросами в школе вынуждены заниматься люди, зачастую не имеющие специального образования и выполняющие совсем другие функциональные обязанности, например, заместители директора по учебной или методической работе, учителя информатики или математики. Таким образом, систематизированный опыт по защите электронного образовательного пространства школы программными и техническими средствами защиты будет иметь большую практическую значимость для образовательных организаций.
Цель работы - организация электронного образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий.
Объектом исследования является школьное электронное образовательное пространство, а предметом исследования - процесс организации электронного образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования сформулированы задачи работы:
1. Теоретический анализ методической и специальной литературы по вопросам организации электронного образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий.
2. Представить опыт организации электронного образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий на примере МБОУ «СОШ №89» г. Барнаула Алтайского края. Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи, определяющие современные представления о модернизации образования с использованием средств ИКТ (И.Е. Вострокнутов, М.И. Коваленко, А.М. Коротков, Т.М. Петрова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Г.К. Селевко, А.Н. Сергеев, Т.К. Смыковская, Е.В. Соболева, Н.В. Софронова и др.);
- теоретико-методологические аспекты педагогического интерактивного взаимодействия (Е.В. Коротаева, Дж. Мид, К. Роджерс, Г.К. Селевко, С.Б. Ступина и др.), использования интерактивности в ЭОР (Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк, Л.Н. Бобровская, Т.И. Долгая, Г.В. Ерофеева, А.А. Журин, М.С. Помелова, Питер Риман, А.И. Рыжков, И.В. Роберт, Е.В. Соболева, Н.Г. Суворова и др.).
Методы исследования:
• теоретические - теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, системный анализ, абстрагирование, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование;
• эмпирические методы психолого-педагогической диагностики - наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, анализ продуктов учебной деятельности;
• статистические - статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве системной сущности электронного образовательного пространства школы, позиционировании данного пространства как одного из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы учебного заведения.
Практическая значимость заключается в возможности использования наработок по организации и защите электронного образовательного пространства школы другими образовательными организациями.
В данной работе рассмотрены теоретико-методологические основы организации электронного образовательного пространства образовательной организации с использованием новых информационных технологий. Дано современное представление об информационно-образовательном пространстве школы и его развитии, различные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда», различия между понятиями «информационно-образовательное пространство» и «информационно-образовательная среда». Приведены доказательства системной сущности электронного образовательного пространства школы и позиционирования данного пространства как одного из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы учебного заведения. Рассмотрены подходы к организации электронного образовательного пространства школы и возможности новых информационных технологий для создания электронного образовательного пространства школы, даны основные характеристики электронного образовательного пространства, определены преимущества электронного образовательного пространства по сравнению с традиционным пространством, перечислены компоненты школьного электронного пространства.
В работе представлена опытно-экспериментальная работа по организации электронного образовательного пространства школы
на примере МБОУ «СОШ №89» г. Барнаула Алтайского края по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с помощью новых информационных технологий, использования новых информационных технологий в образовательном процессе современной школы и обеспечения безопасности электронного образовательного пространства школы. Предложена модель организации защиты электронного образовательного пространства школы с помощью информационных технологий, подробно рассмотрен каждый из компонентов предлагаемой модели: сетевой шлюз безопасности, сервер с системой контентной фильтрации, система защиты информации на компьютерах, обрабатывающих персональные данные, антивирусная защита, парольная защита и своевременное обновление операционных систем.
Представленный в работе опыт организации электронного образовательного пространства школы с использованием новых информационных технологий и защите электронного образовательного пространства школы программными и техническими средствами будет полезен другим образовательным организациям.
1. Акимова, И.В. Использование интерактивных программных средств при обучении программированию [Текст] / И.В. Акимова // Информатика в школе. - 2012. - № 9. - C. 49-50.
2. Андреев, А.А. Основы открытого образования [Текст] / А.А. Андреев. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680с.
3. Башлы, П.Н. Технические средства информатизации [Текст] / П.Н. Башлы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 352 с.
4. Васильева, Л.Д. Педагогические условия формирования информационно-функциональной компетентности учащихся [Текст] / Л.Д. Васильева. - Уфа, 2004. - 213 с.
5. Васильков, А.В. Безопасность и управление доступом в информационных системах [Текст] / А.В. Васильков, И.А Васильков. - М.: Форум, 2010. - 368 с.
6. Грабауров, В.А. Информационные технологии [Текст] / В.А. Грабауров, С.В. Грабауров, В.Н. Гулин, В.В. Лабоцкий. - М.: Современная школа,
2006. - 432 с.
7. ГОСТ Р 53620-2009 Группа П85 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.
8. Гребенюк, Е.И. Технические средства информатизации [Текст] / Е.И. Гре-бенюк, Н.А. Гребенюк. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
9. Дылян, Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования [Текст] / Г.Д. Дылян, Э.С. Ратобыльская, М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 112 с.
10. Емельянова, Н.З. Защита информации в персональном компьютере [Текст] / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2009. - 368 с.
11. Заславская, О.Ю. Информационные технологии в управлении образова-тельным учреждением [Текст] / О.Ю. Заславская, М.А. Сергеева. - М.: ЦГЛ, 2006. - 128 с.
12. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения. [Текст] / И.Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 46с.
13. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.Г. Захарова. - М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
14. Зубов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
15. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 308 с.
16. Компьютерные телекоммуникации - школе: пособие для учителя / под ред. Е.С. Полат. - М. : ИСО РАО, 1995. - 186 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
18. Лавровская, О.Б. Технические средства информатизации. Практикум [Текст] / О.Б. Лавровская. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
19. Лушников, И.Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия [Текст] / И.Д. Лушников // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - №10. - С. 66-88, №11. - С. 82-92.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 1999. - 272 с.
...