ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1 Метод проектов как педагогическая технология 9
1.2 Типология проектов, используемых в образовательном процессе 17
1.3 Организация технологического процесса обучения программированию
с использованием метода проектов 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 31
2.1 Значимость метода пректов в развитии познавательных потребностей учащихся при обучении программированию 31
2.2 Роль проектных технологий в образовательном пространстве школы и
учащихся 39
2.3 Содержание и результаты педагогического эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования.
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяет роль образования в структуре общественной жизни современного мира. В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна не только вооружать обучаемого знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и практических навыков самообразования.
Новые информационные технологии изменили деятельность человека практически во всех областях, обеспечив получение эффективного доступа к неограниченным информационным ресурсам, возможность накопления и обмена данными. Доступность и объем специализированной информации выводит на первый план способность легко ориентироваться в современном технологическом обществе, самостоятельно анализировать проблемы, выявлять перспективные цели и планировать оптимальные пути их достижения, воплощать независимо принятые решения на практике и оценивать их последствия и результаты. Эти условия отразились и на образовательной деятельности как с точки зрения содержания задач обучения, так и в отношении использования открывшихся технологических возможностей для достижения учебных целей.
Решения проблем, связанных с развитием у школьников умений и навыков самообразования, самостоятельности, обучением творческому подходу к поставленной задаче возлагаются на общую дидактику и частные методики в рамках любого из учебных предметов, одним из которых является информатика. Именно информатика изучает вопросы информатизации общества, поиск, переработку и преобразование информации во всех ее видах.
Программирование, как раздел информатики, предназначен для создания конкретных алгоритмов решения ее задач. Обучение программированию более всего нуждается в преобразовании в соответствии с условиями, необходимыми для успешной реализации процесса информатизации на всех образовательных уровнях.
В то же время достижению данной цели препятствует целый ряд общих противоречий:
• между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний при практической их реализации;
• между необходимостью формирования у обучаемых умений осуществления проектной деятельности (в соответствии с требованиями информационного общества) и недостаточным внедрением разработанной теории и методики в старших классах, позволяющих развивать такие умения, сохраняя высокий уровень фундаментальности знаний;
• между требованием к систематичности и фундаментальности знаний в старших классах общеобразовательной школы и усложнением организации получения учеником таких знаний при обучении на основе метода проектов по сравнению с традиционными методиками;
Проблема исследования состоит в раскрытии особенностей введения деятельности проектирования в образовательные программы для старших классов, в выявлении ее влияния на развитие интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся старших классов.
Применение методики обучения программированию, направленной на развитие самостоятельности, критического мышления, творческой активности - это сложный процесс соотнесения синтаксиса и семантики языков программирования, принципов разработки программ, специализированных алгоритмов с методами их усвоения. В настоящее время для актуализации и закрепления знаний, умений и навыков по программированию используются небольшие задачи (решение каждой из них не превышает одного занятия). Однако в формировании мотивационной сферы обучаемых при этом возникают существенные затруднения, не создаются условия для самостоятельного приобретения знаний учащимися, объем полученных знаний не находит своего применения в конкретных жизненных ситуациях.
Настоящее исследование посвящено проблемам теории и методики обучения программированию учащихся старших классов, позволяющей оптимально сочетать изучение фундаментальных знаний с формированием практических умений и навыков.
Основу данной методики составляет "метод проектов", классическое понимание которого представляет собой широкое внедрение учебных проектов (проблемных задач высокой сложности, рассчитанных на долговременность решения) в процесс обучения. Он ориентирован на гуманистичный, индивидуальный подход к личности ученика, основанный на идеях Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, У. Килпатрика, предлагающих индуктивный путь учебного познания (учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций). Применение метода проектов характеризуется высоким мотивационным потенциалом, возможностями развития творческих способностей и самостоятельности, что позволяет рассматривать его как эффективный способ познания. В обучении программированию применение этого метода приобретает особую важность. Решение глобальных задач информатизации предполагает создание столь же объемных программных проектов, обладающих высоким уровнем системности и разрабатываемых группами программистов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества на формирование личности с высоким уровнем научности приобретенных в процессе обучения знаний, наличием умений и навыков применения системного подхода к решению актуальных проблем, творческой активностью и самостоятельностью в проведении анализа и синтеза накопленной информации.
Цель исследования - подтверждение и обоснование эффективности применения метода проектов в обучении учащихся старших классов общеобразовательных школ программированию в курсе информатики.
Объект исследования - метод проектов в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение метода проектов в обучении программированию учащихся старшего звена.
Гипотеза исследования: Если методика обучения программированию в курсе информатики будет основана на применении метода проектов, а организация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать требованиям технологичности, то это обеспечит возрастание познавательных потребностей учащихся и повысит эффективность процесса обучения.
Критерии эффективности предлагаемой методики:
1. Возрастание познавательных потребностей учащихся определялось по следующим показателям: осознание необходимости включения в учебно-познавательную деятельность, готовность к учебно-познавательной деятельности, проявление инициативы, удовлетворенность процессом учебного труда и его результатами.
2. Эффективность процесса обучения программированию устанавливалась путем комплексного анализа изменения уровня знаний, умений и навыков в области программирования.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ существующих методик и определить их основные характеристики в сравнении с методом проектов в процессе обучения программированию.
2. Проанализировать возможность применения метода проектов как педагогической технологии.
3. Выявить условия эффективного использования метода проектов в процессе обучения программированию в курсе информатики.
5. Провести педагогический эксперимент в целях проверки
эффективности предложенной методики и основных положений диссертации.
Методологическую основу исследования составляют теория и методика обучения информатике (А.П. Ершов, АА. Кузнецов, И.Е. Подчиненов, В.Ф. Шолохович, А.Г. Гейн, А.Г. Кушнеренко, В.К. Белошапка, С.А. Бешенков, Т.А. Бороненко, А.И. Бочкин, В.Г. Коуров, А.С. Лесневский, В.М. Монахов, Угринович Н.Д, Босова Л., и др.); исследования в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, Пахомова Н.Ю, Бухаркина М. Ю., М. В. Моисеева, В.В. Гузеев и др.) и новых информационных технологий в образовании (В.Г. Житомирский, Я.А. Ваграменко, И.М. Бобко, Е.З. Власова, В.А. Горбаренко, И.Б. Готская, И.В. Гребнев, С.А. Жданов, В.А. Извозчиков, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.И. Лапчик, И.А. Румянцев, О.Г. Смолянинова, С.А. Феофанов и др.); теоретические основы информатики (Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз, М. Брай, В.М. Глушков и др.); теория и практика программирования (Д. Кнут, Н. Вирт, Б. Керниган, Д. Райли, М. Канту, Т. Гуч, Н. Рубенкинг и др.).
Методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической, научной, методической литературы, материалов в сети Интернет по рассматриваемой проблеме;
• анализ содержания программ, учебных планов, структуры урока информатики в общеобразовательной школе;
• обобщение опыта инновационной деятельности учителей и преподавателей;
• наблюдение, беседа, анкетирование обучаемых с целью выяснение целесообразности использования метода проектов в обучении;
• проведение педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются:
• использованием предшествующих и научно обоснованных результатов психолого-педагогических и методических исследований;
• выбором взаимодополняющих методов педагогического исследования, соответствующих поставленным задачам;
• опорой на современное содержание информатики, методических исследований по данной теме и психолого-педагогических исследований процесса обучения информатике в школе;
• применением статистических методов обработки данных педагогического эксперимента.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
Предлагаемая методика обучения программированию в курсе информатики, основанная на применении метода проектов позволяет, разработать педагогическую технологию, обеспечивающую возрастание познавательных потребностей обучаемых и повышение эффективности процесса обучения.
К типологическим признакам учебных проектов следует отнести: цели создания проекта, методы, доминирующие в процессе разработки проекта, характер творческой деятельности при разработке проекта, характер координации проекта, характер контактов и количество участников проекта, продолжительность разработки проекта.
Основными структурными элементами проектов являются: проблема, актуальность, цели проекта, задачи проекта, тип проекта, структура проекта, методы создания программного комплекса (если это необходимо для данного типа проекта), время работы над проектом, формы представления результатов.
Проверка уровней владения знаниями, умениями, навыками, а также динамики развития познавательных потребностей в классах, изучающих программирование на основе метода проектов, позволила выявить положительное влияние применяемой методики на процесс обучения. Педагогический эксперимент показал действенность предлагаемой методики, эффективность созданной на ее основе технологии и целесообразность внедрения в обучение учащихся старших классов общеобразовательных школ программированию в курсе информатики.
1. Анисимова, М.В. Социокультурный аспект организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики [Текст]/ М.В. Анисимова, Труды чувашского отделения Академии информатизации образования / под ред. Н.В. Софроновой. -М., 2006. - 60 С.
2. Абушкин, X.X. Проблемное обучение - учителю. [Текст]/ X.X. Абушкин, - Саранск : Морд, кн. изд-во, 1996. - 174 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: Обще - дидактический аспект. Ю.К. Бабанский, - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
4. Блинов, В.М. Эффективность обучения. Методологический анализ определения этой категории в дидактике [Текст]/ В.М. Блинов, - М.: Педагогика, 1976. - 192 с.
5. Бобко, И.М., Адаптивные педагогические программные средства.
[Текст]/ И.М. Бобко, В.Г. Коуров, Н.И. Собакинских, -
Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1991. 101 с.
6. Бодалев, А.А. Психология личности [Текст]/А.А Бодалев, - М.: МГУ, 1988. - 194 с.
7. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно
ориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская, -
Педагогика, 1997. № 4. С. 38-39.
8. Брагин, В.Я. Вопросы теории и методики изучения раздела "про - ект" в курсе "Технология". [Текст]/ В.Я. Брагин, - Пермь, 1995. - 56 с.
9. Босова, Л.Л. Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. [Текст]/ Л.Л. Босова, В.С. Савельева - М.: Образование и Информатика, 2001
10. Власенко, В.А. Метод проектов в информатике: все с начала [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/222764
Гварамия, Г. Опыт разработки компьютерных учебных пособий
по физике. [Текст]/ Г. Гварамия, И. Маргвелашвили, Л.
Мосиашвили -Информатика и образование, 1990. №6. С. 79-81.
12. Гергей, Г. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе [Текст]/ Г. Гергей, Е. Машбиц - Вопросы психологии, 1985. № 3. С. 41 -49.
13. Гершунский, Б. С. Методологическое знание в педагогике. [Текст]/ Б. С. Гершунский, Н.Д. Никандров М.: Знание. 1986. 311 с.
14. Горский, Д.П. Обобщение и познание. [Текст]/ Д.П Горский - М.: Мысль, 1985. 208 с.
15. Горобец, Л.Н. Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-proekta-kak-pedagogicheskaya- tehnologiya
16. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.И. Грабарь - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
17. Громыко, Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности [Текст]/ Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ю.В. Громыко - М, 1985. 25 с.
18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]/ В.В Давыдов - М.. Педагогика, 1996. - 544 с.
19. Демакова, И. На подступах к компьютерной педагогике. [Текст]/ И. Демакова, Годунова Е., Борисова В., Жамкочьян М., Матвеева Т., Олейник М., Петрова И., Пронина Е., Пятунин В - Информатика и образование, 1990. № 6. С. 82-87.
20. Джакупов, С.М.. Психологическая структура процесса
обучения: Дисс. ... докт психол. наук [Текст]/ С.М. Джакупов. -
М., 1998. - 355 с.
...