ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЗАОЧНОМ ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ БЛОГОВ 6
1.1. Организация образовательного процесса в системе заочного высшего
образования 6
1.2. Образовательно - консультационные услуги в заочном высшем
образовании 10
1.3. Блоги в образовании 16
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
БЛОГОВ В ЗАОЧНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ОКАЗАНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ 23
2.1. Использование преподавателем блога в процессе обучения 23
2.2. Блог, как концентратор учебной информации 35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях глобализации происходит модернизация российской образовательной системы. С целью повышения результативности образовательного процесса, в основу Федеральных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО) положен компетентностный подход, при котором идеальный выпускник - это человек способный видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, обладающий познаниями и опытом деятельности. Такой человек способен быстро найти и отобрать нужную информацию в едином информационном пространстве. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, каждое из приведенных качеств называется компетентностью. Таким образом, компетентностный подход в России приходит на смену знаниевому.
Перед высшими учебными заведениями (далее ВУЗ) ставится задача эти компетентности формировать. С этой целью ВУЗы все больше используют в своей деятельности информационные - коммуникационные технологии (далее ИКТ). Одним из современных ИКТ является учебный блог. Блог (учебный блог) - сайт в виде журнала из записей, расположенных в обратном хронологическом порядке. Он используемый субъектами образовательного процесса для хранения и представления имеющейся учебной информации в различных формах (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создания открытых и закрытых сообществ с целью обсуждения проблемных заданий и ситуаций в онлайн или оффлайн режимах, воплощения групповых проектов и осуществления контроля над усвоением учебной информации.
Для студентов заочной формы обучения ИКТ является необходимыми средствами обучения. В связи с тем, что основная часть образовательной программы вынесена на самостоятельное изучение.
На основании вышеизложенного, по моему мнению, тема данной магистерской работы на сегодняшний день является актуальной.
Актуальность и значимость определяют тему исследовательской работы, как «Оказание образовательных - консультационных услуг в системе заочного высшего образования на основе использования блогов».
Целью исследования является поиск новых форм и средств взаимодействия между преподавателем и учеником, основанных на развитии современной информационной среды, в которой происходит процесс обмена информации при помощи блога.
Объект исследования - организация образовательного процесса в системе заочного высшего образования.
Предмет исследования состоит в организации образовательно - консультационных услуг в системе заочного высшего образования на основе использования блогов.
Известно, что в настоящее время блоги активно использоваться для образовательных целей. Многие преподаватели эффективно применяют персональный блог для того, чтобы донести необычным способом до учащихся полезную информации и поделиться своей точкой зрения. Либо прибегают к данному способу ввиду того что, обучающийся находятся на большом расстоянии от педагога. Этот способ обмена информации прослеживается в системе заочного образования. Несмотря на то что, он идет наряду (наравне) с дистанционным обучением, блог имеет место быть. При этом в существующих на данный момент исследованиях недостаточное освещение получил вопрос, какие функции могут быть у блога, кроме как обучающие.
В качестве гипотезы я предлагаю следующее объяснение. На современном этапе развития, использование информационно - телекоммуникационных технологий позволяет использовать все возможности блогов, ориентированных на научно исследовательскую и учебную деятельность, тем самым помогает взаимодействию между преподавателем и учеником.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
- проанализировав теоретический материал, разобраться с определением блога;
- определить функции и возможности блога, как концентратора учебной информации;
- выяснить, как блог поможет при организации работы студентов заочной формы обучения;
- опытным путем проверить, как блог поможет преподавателю и сотрудникам института.
В научно - исследовательской литературе выделяют следующие функции блогов, которые он выполняет в Интернет - пространстве: коммуникативная; самопрезентация; сплочения и поддержания социальных связей; саморазвитие; образовательная функция. То есть блог можно использовать не только в обучении, но и в организации того самого обучения. Он может способствовать вовлечению студентов в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем, тем самым повысить интерес к обучению, устранению пробелов в знаниях и помогает в решении всевозможных организационных моментах. Более того, заставляет учиться, более грамотно структурировать свои мысли, т.к. при изложении своей проблемы или идеи в письменном виде становится легче анализировать ситуацию.
Глобальная сеть интернет занимает все более важное место в нашей жизни, поэтому мы не можем игнорировать необходимость сочетания инновационных технологий с классическими принципами и методиками обучения. В наши дни школьники все больше времени проводят перед экраном компьютера, и это время может быть из бесполезного превращено в полезное: присвоение знаний, умений и навыков. Блог-технологии по своей сути являются уникальным средством создания языковой среды общения: особый вклад осуществляется использованием аутентичных блогов на изучаемом языке, а также использование аутентичных материалов, в оригинальной или обработанной форме.
Данное исследование показывает, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применения блог-технологий на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой, однако являющихся существенными с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения общеличностного развития.
Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения. Общение может производиться и без очевидного вмешательства со стороны учителя, который может выступать в качестве строоннего наблюдателя, указывающего на ошибки. В то же время преподаватель может создать среду доверительного продуктивного общения с учениками в рамках личностно значимого общения посредством блога.
Наше исследование позволяет утверждать, что блог-технологии являются эффективным средством представления информации учащимся с целью ее последующего использования в качестве дополнительного или основного учебного материала. Кроме того, создания блога может проводится силами самих учащихся, что повысит уровень личной вовлеченности в процесс обучения и будет стимулировать творческий поиск. Таким образом, блог- технологии являются отличным средством самовыражения не только в рамках урока иностранного языка, но также и в плане самореализации личности.
Данная работа позволяет продолжить исследование блог-технологий в следующих направлениях:
- применение блог-технологий как средства стимуляции мотивации к учению;
- блог-технологии как средство организации внеклассной активности учащихся;
- стимуляция творческого поиска посредством применения современных технологий;
- блог-технологии как средство обучения на уроках различной предметной направленности.
1. Андреев, А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика [Текст] / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 113-117.
2. Астахова, Е.В. Использование блогосферы для повышения уровня информационной культуры субъектов образовательного процесса в вузе [Текст] / Е.В. Астахова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Барнаул: АлтГТУ, 2010. - С. 17-22.
3. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах. [Электронный ресурс] / С.Я. Батышев. - URL: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 29.11.2015).
4. Белов, С. А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ- компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Белов Семен Алексеевич. - Барнаул, 2014. - 190 с.
5. Богданова, Д. Блоги в системе сетевых коммуникаций. [Электронный
ресурс] / Д. Богданова. - URL:
http: //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=1093&level1=main&level2=articles. - Загл. с
экрана (дата обращения: 14.10.2015).
6. Буденкова, Е.А. Обучение в сотрудничестве средствами Веб 2.0. [Текст] / Е.А. Буденкова, И.П. Цвелюх // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 117-124.
7. Быков, Е. В. Применение блогов в образовательном процессе вуза [Текст] / Е.В. Быков, О.В. Артюшкин // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей : сборник статей / Сибирская академия финансов и банковского дела; под общ. Ред. Э. Г. Скибицкий. - М. : Берлин: Директ - Медиа, 2014. - С. 353-358.
8. Галяев, В.С. О классификации моделей дистанционного обучения [Текст] / В.С. Галяев, А.О. Гасанова // Высшее образование в России. - 2012. - №4. - С. 103-108.
9. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М. : Учпедгиз, 1956. - 374 с.
10. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : AcademiA, 2001. - 188 с.
11. Иванова, В.В. Структур и содержание дистанционного блога как виртуальной учебной среды [Текст] / В.В. Иванова, В.А. Стародубцев // Дистанционное и виртуальное обучение : научный журнал / под ред. Б. Ю. Дерешко. - М. : Издательство современного гуманитарного университета, 2013. - №2(68). - С. 9-20.
12. Иванченко, Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении [Текст] / Д.А. Иванченко // Информатика и образование. - № 2. - 2007. - С. 120-122.
13. Киселева, М.П. Использование блогов в учебном процессе
[Электронный ресурс] / М.П. Киселева, А.Е. Самарина. - URL: expo.smolensk.ru/dokald_11/kiseleva_samarina_2.doc. - Загл. с экрана
(дата обращения: 20.12.2015).
14. Лазуткина, Е.В. Использование блогов в формировании информационной культуры студентов [Текст] / Е.В. Лазуткина // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 1(37). - С. 68-73.
15. Лемешко, Т.Б. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Лемешко. - М. : Издательство РГАУ-МСХА
имени К.А. Тимирязева, 2012. - 132 с.
16. Лемешко, Т.Б. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие / Т.Б. Лемешко. - М. : Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012. - 132 с.
...