ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ 27
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 42
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях общественных трансформаций возрастает значение культурной политики не только как механизма сохранения культурного наследия страны, но и как средства актуализации ценностно-смыслового комплекса отечественной культуры. Одним из основных направлений данной политики является государственная поддержка национальных кинематографий.
Кинематография во всех экономически развитых и многих развивающихся государствах, оказывается сферой, охваченной внедрением новых методов разработки и реализации государственной политики. Изучение особенностей, основных направлений реализации политики государства в области киноискусства имеет социокультурное значение, поскольку кинематография является одним из основных инструментов становления идеологии и культурных ценностей общества.
Реализация государственной политики в кинематографии, как и в культуре в целом, обладает определенной спецификой, что во многом определяет наличие неразрешенных проблем, существующих в данной сфере.
Так, полномочия региональных властей по организации и поддержке учреждений культуры, в том числе кинематографии, сформулированы достаточно абстрактно и относятся к существующей сети учреждений кинематографии, находящейся в ведении субъектов РФ. В характеристике полномочий не указано, какие именно учреждения культуры и искусства могут находиться в региональном ведении. В связи с этим у субъектов РФ остается выбор в определении видов учреждений кинематографии, которые могут находиться в его ведении и финансироваться из регионального бюджета. Если относить это полномочие только к существующей сети учреждений, то с появлением негосударственных организаций, обеспечивающих предоставление того же набора и объема услуг, что и бюджетные учреждения кинематографии, реализация рассматриваемого полномочия потеряет свой смысл.
В настоящее время недостаточно разработаны технологии реализации государственной политики в сфере кинематографа, а накопленные в этой области знания требуют дальнейшего обобщения и систематизации.
Степень изученности темы. Основой теоретических исследований стали труды отечественных учёных, в которых были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией государственной политики в сфере кинематографии в России и в регионах в частности А.С. Брейтмана, К.Э. Григорян, С.Н Кабановского, Д.Л. Сердюкова и др.1, в основу которых положена совокупность подходов, принципов и методов, позволяющих решить поставленные задачи.
А.А. Голутва в своей работе предложил систему стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии в России2.
Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий представлены в работе Н.М. Воробьевой3.
Проблемам совершенствования законодательства и особенностям регулирования творческого труда в организациях кинематографии в своей работе большое внимание уделяла Р.А. Каримова4.
Между тем, говорить о сложившейся целостной системе методов реализации государственной политики в сфере кинематографии пока рано.
Проблема выпускной квалификационной работы обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности государственной политики в области кинематографии и слабой научной разработанностью механизма ее реализации на региональном уровне.
Объектом исследования является государственная политика в сфере кинематографии.
Предметом исследования являются технологии реализации государственной политики в сфере кинематографии в Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в обосновании рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере киноискусства в Белгородской области.
Достижение поставленной цели данной работы возможно посредством реализации следующих задач:
1. Изучить теоретические основы реализации государственной
политики в сфере кинематографии.
2. Проанализировать практику реализации государственной политики в сфере киноискусства в Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования государственной политики в сфере кинематографии в Белгородской области.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных ученых по проблемам реализации государственной политики в сфере киноискусства (С.Н. Кабановского и Е.А. Страдиной)5. В частности С.Н. Кабановский в своей работе обращался к проблеме совершенствования теоретических и методических основ развития сферы кинематографии с учетом современных преобразований российской экономики, а Е.А. Страдина обосновала роль государства в формировании и реализации политики в сфере кинематографии России в условиях реформирования политической системы, а также проводила анализ реально существующей ситуации государственного регулирования сферы кинематографии на региональном уровне, что позволило сформулировать направления совершенствования ее реализации в условиях настоящего времени.
В качестве методологической основы при написании дипломной работы использовались следующие методы: обобщения, системный и структурно-функциональный анализ, анализ документов.
Эмпирическую базу исследования составила Конституция Российской Федерации 6 , федеральные нормативно-правовые акты 7 , региональные нормативно-правовые акты в сфере кинематографии8.
Главным источником эмпирических данных о реализации государственной политики в сфере киноискусства стали официальные данные управления культуры Белгородской области.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации, сформулированные в данной дипломной работе, помогут усовершенствовать процесс реализации государственной политики в сфере кинематографии в Белгородской области, что позволит более эффективно подходить к вопросу ее реализации в будущем.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Кинематограф представляет собой отрасль человеческой деятельности, которая заключается в создании движущихся изображений. В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов,
мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей.
Реализация государственной политики в сфере кинематографии представляет собой деятельность государственных и региональных органов исполнительной власти, которая направлена на поддержку и развитие отечественной кинематографии. Государственную политику в сфере кино в нашей стране осуществляет Министерство культуры РФ. Важнейшим элементом в сфере реализации государственной политики в сере кинематографии является государственная поддержка кинематографии. Одним из органов, занимающихся такой поддержкой, является Фонд кино. Часть бюджетных средств, направленных на поддержку кино, проходит непосредственно через Министерство культуры РФ. Помимо этого, есть ряд организаций, занимающихся вопросами поддержки и развития отечественного кино, например правительственный Совет по кинематографии. Также действуют различные общественные организации, ассоциации, гильдии, Союз кинематографистов, Киносоюз и другие.
В нашей стране государственная поддержка осуществляется в двух видах: через субсидии и через государственные закупки по федеральному закону «О госзакупках». Львиная доля поддержки идет через субсидии, которые направляются на производство, прокат, продвижение кино, поддержку фестивалей и т.д. И размер субсидий последние три года все время увеличивается: сейчас эта сумма составляет порядка 5 млрд. 400млн рублей.
У отечественного кино есть только одно конкурентное преимущество - рожденные в нашей стране, мы имеем потребность смотреть отечественный продукт. Это так же, как любить национальную кухню. Это преимущество имеет, однако, свои пределы. По нашим оценкам, для идеальной ситуации доля отечественного кино в показе может составлять 30-35%. Но это произойдет не ранее, чем лет через 5-10, при условии, что будет создана система, в которой все ее элементы - образование, кадры, производственная база, государственная политика и т.д. - будут гармонично работать. Сейчас же мы напрямую конкурируем с голливудской продукцией, и в этой борьбе доля в 16%, которую заняло отечественное кино в 2014 году, - вполне приемлемый результат. Наша задача - ни в коем случае не снижать существующий показатель, а постепенно его наращивать.
Вторая цель, которую преследует господдержка, - это развитие разнопланового и разнообразного бюджетного кино. То есть у нас должна быть своего рода «линейка» фильмов и только в этом случае мы создадим ту индустриальную базу, которая готова будет выполнять разнохарактерные, разноплановые задачи. Необходимо сказать, что деньги, которые последние пять лет работали в кино, в некотором роде эту базу создали и поддержка кинематографа реализует поддержку кино, как бизнеса.
На основании изложенных недостатков, нами был предложен проект совершенствования реализации государственной политики в Белгородской области «Сохранение национальных культурных традиций через приобщение населения всех возрастов к шедеврам отечественной кинематографии», главной целью которого является сохранение и развитие существующих основ грамотности населения Белгородской области в сфере кинематографии, а также популяризация отечественного кино. Реализации данного проекта предполагается на 2017 - 2021 годы.
Проект включает в себя следующие основные мероприятия: совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования взаимодействия между субъектами социокультурной сферы и в правовом обеспечении сохранности культурных традиций, в том числе кинематографии; укрепление и обновление материально-технической базы учреждений культуры на территории всей области; обеспечение отрасли кинематографии соответствующими квалифицированными кадрами; координирование деятельность органов культуры и образования по разработке интегрированной программы, направленной на вовлечение в сферу отечественной кинематографии детей и подростков, развитие их творческих дарований; создание условий для сохранения, развития и популяризации лучших образцов отечественного кинематографа среди населения области; создание информационного пространства для популяризации деятельность по реализации проекта, используя средства массовой информации и электронные ресурсы.
Целевой аудиторией проекта являются дети дошкольного и школьного возраста, взрослое население, люди пожилого возраста, а также непосредственные исполнители проектных мероприятий сотрудники учреждений культуры и образования, коллективы народного творчества.
В ходе реализации проекта, предполагается достижение следующих результатов: создание единого информационно-деятельностного
пространства, ориентированного на решение проблемы по популяризации отечественной кинематографии в регионе; обеспечение широкого доступа различных категорий населения к продуктам национального кинопроизводства; внедрение методов и форм внедрения отечественной кинематографии как способа формирования культурных ценностей в систему образования; вовлечение учащихся школ в просмотр российский фильмов; пропаганда отечественного кино через организацию киноклубов, киноуроков, тематических показов, кинобесед и киноакций; повышение качественного уровня проводимых мероприятий; увеличение процента населения, участвующего в проводимых мероприятиях; увеличение числа участников клубных формирований учреждений культуры; расширение перечня культурно-досуговых услуг, предоставляемых населению.
Эффективная реализация политики развития отечественной кинематографии в регионе требует совершенствования нормативной правовой базы. А именно, правового регулирования отношений между организациями, которые являются участниками социокультурного взаимодействия, нормативного регулирование деятельности культурнодосуговых учреждений, а также пакета документов, обеспечивающих сохранность и правила использования продукции отечественного кинопроизводства.
Для успешной реализации проекта необходимы квалифицированные кадры, имеющие профессиональную подготовку в сфере кинематографии. Это условие может быть обеспечено путем переподготовки специалистов в сфере культуры, повышения их квалификации, а так же создания условия для закрепляемости молодых специалистов, прибывших на работу.
В данной ситуации основная тяжесть проблемы по формированию профессиональных знаний работников культуры ложится на систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Особая роль в подготовке кадров возлагается на Белгородский государственный институт искусств и культуры. Необходимо усилить работу по организации участия специалистов учреждений культуры на местах в повышении квалификации и переподготовки кадров. Это должно стать одним из приоритетных направлений в работе.
Таким образом, управлению культуры Белгородской области и учреждениям, в компетенции которых находится реализация государственной политики в сфере кинематографии , рекомендуется осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку и развитие отечественной кинематографии в Белгородской области, а именно:
- разработать проект соответствующего нормативно-правового акта, который позволит сформулировать основные цели, задачи и принципы работы учреждений культуры, связанных с реализацией государственной политики в сфере кинематографии;
• провести ряд работ по обновлению материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, занимающихся показом продукции отечественного производства жителям Белгородской области;
• сконструировать единое информационное пространство, в котором будет постоянно освещаться деятельность учреждений культуры, расположенных на территории региона, связанная с кинематографией.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 126- ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О проведении в Российской Федерации Года российского кино [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 07 октября 20015 г. № 503 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (ред. от 25.04.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении положения об управлении культуры Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Белгородской области от 28 июля 2006 г. от 30 апреля 2015 года № 90-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. О реорганизации государственного бюджетного учреждения
«Белгородкино» ГБУК «Белгородкино» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Белгородской области от 18 октября 2014 г. № 447-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об исполнении программы мероприятий в рамках Года российского кино [Электронный ресурс] : Приказ управления культуры Белгородской области от 09 декабря 2015 г. № 600 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. Баскаков, В.Е. В ритме времени. Кинематографические процессы сегодня [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / В.Е. Баскаков. - М. : без изд-ва, 2013. - 251 с.
11. Березин, О.Н. Киноиндустрия Российской Федерации [Текст] / О.Н. Березин. - М. : АСТ, 2014. - 312 с.
12. Борисенко, О.А. Особенности действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии Росии [Текст] / О.А. Борисенко // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 4. - С. 28-37.
13. Брейтман, А.С. Российское киноискусство: проблема сохранения русской культуры [Текст] / А.С. Брейтман. - М. : Фонд НАН, 2014. - 412 с.
14. Воробьева, М.Н. Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий [Текст] / М.Н. Воробьева. - М. : Дело, 2015. - 343 с.
15. Глухов, В.В. Совершенствование механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов кинематографии [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05/ В.В. Глухов. СПб. : без изд-ва, 2015. - 180 с...