стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРОРОКИ И ПРОРОЧЕСТВО В КНИГАХ ВЕТХОГО 11
ЗАВЕТА
1.1. Пророческая традиция в Израиле: периодизация и классифика- 11
ция
1.2. Литературные стили пророческих повествований в Ветхом Заве- 31
те
II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО 41
ЗНАЧЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ПРОРОКАХ В КНИГАХ ЦАРСТВ
2.1. Стилистические особенности и историческая достоверность 41
Книг Царств
2.2. Религиозное значение повествования о пророках Самуиле, Илии 51
и Елисее в Книгах Царств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. История человеческого рода от его возникновения до момента спасительного пришествия на землю Г оспода нашего Иисуса Христа, содержащаяся в книгах Священного Писания Ветхого Завета, имеет непреходящее значение для любого человека, полагающего целью своей жизни стремление к Богу и спасение своей души. Многочисленные примеры праведности, образы патриархов, судей, пророков и просто благочестивых ревнителей Бога являются прекрасными образцами для подражания, а негативные примеры гонителей истинной веры и их наказание показывают людям, насколько пагубны последствия греха, противления Божественной воле и возвеличения собственной гордыни. И в Новом, и в Ветхом Завете, как для иудеев, так и для христиан книги Священного Писания были источником правил достойного поведения, высокой нравственности и истинной веры.
Со словом «Библия» в сознании большинства людей зачастую соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Но, в сущности, это не одна книга, а целый, строго определенный Церковью, сборник священных книг, написанных в разное время, в различных местах, с различными целями и написанные пером боговдохновенных мужей. Одним из самых ярких образцов библейской литературы Ветхого Завета являются книги Царств. Эти книги всегда вызывали у потомков бесконечное восхищение своим вдохновенным, глубоко религиозным и ярким историческим содержанием. Описав историю длительного периода жизни еврейского народа, автор книг Царств впервые предпринял попытку религиозного осмысления государственной, политической и общественной истории богоизбранного народа и всего человечества. Авторитет книг Царств виден из многочисленных упоминаний их содержания в книгах Нового Завета, что показывает ценность изложенных в них идей.
Среди множества различных тем, существующих в библейских текстах книг Царств, наиболее важная и ключевая роль в общем смысловом построении принадлежит заключенным в них повествованиям о жизни и деятельности израильских пророков. Автора книг Царств характеризует не только желание формально описать происходившие в государстве события, но и понять глубинные причины, которые обусловливают течение израильской истории. Надежным средством для осуществления поставленной задачи автор книг Царств видит сравнение исторической действительности и откровения Божественной воли, которое доводится до внимания людей посредством деятельности пророков.
Наряду с такими яркими личностями как цари Давид и Соломон, деятельность которых описана в книгах Царств, не менее значимое место в них уделяется пророческим персонажам: Самуилу, Илии, Елисею, Исайи и другим пророкам. Повествования о Самуиле, Илии и Елисее являются наиболее обширными и литературно разработанными. Они являются чрезвычайно важными для понимания тех идей, которые вложены священным автором в данный библейский текст. Кроме глубокого религиозного смысла, который доносят до читателя рассказы об этих пророках, в них содержатся прекрасные примеры ветхозаветной праведности, преданности Богу и верности своему служению. Поэтому целесообразно осуществить анализ повествований о Самуиле, Илии и Елисее, как рассказов наиболее весомых и важных представителях израильской профетической традиции эпохи Царств.
Определенная новизна и свежесть подхода к теме данной работы заключается в том, что будет предпринята попытка посмотреть на книги Царств не как на исторический документ, одухотворенный высшими религиозно-нравственными истинами, которые возглашаются в нем пророками, а, наоборот, как на документ пророческий, подтверждающий свои основные религиозные идеалы примерами из истории Израиля.
Из вышесказанного следует несомненная актуальность предпринятой попытки исследования пророческих повествований в книгах Царств. Когда современное общество, отдаленное от познания Истины о Господе настолько же, насколько отпал в период Царств от Бога Израиль, просит Церковь дать ему решение его духовных проблем, то ответ на эти запросы можно увидеть в многочисленных положительных и отрицательных примерах книг Царств. Так же, когда сегодня Церковь пытается войти в общество и решать его духовные задачи, то основные идеи, которые предстоит Ей проповедовать, совпадают с главной вестью пророков: «Только Господь есть Истинный Бог, который становится доступным в личном, молитвенном общении».
Степень разработанности. При всем обилии исагогической и экзегетичекой литературы по книгам Ветхого Завета теме истории пророческого служения в период устного пророчества в книгах Царств уделено немного внимания. В отличие от достаточно подробно проанализированных и комментированных текстов письменных пророков, повествованиям об устных пророках не уделено столь пристального внимания. В современной западной литературе по библеистике виден интерес к данной проблематике и в ней уделено достаточно внимания рассмотрению повествований о пророках в книгах Царств. Именно поэтому в своей работе мы обращались к трудам отечественных и зарубежных исследователей в области библеистики.
Среди отечественных исследователей, прежде всего мы обращались к трудам известного русского богослова, экзегета и просветителя А.П.Лопухина1. Данная работа А.П. Лопухина является одной из самых значительных попыток исторической реконструкции событий, описанных в библейских текстах. Грандиозное по своему охвату и подобранному материалу описание ветхозаветных пророков А.П. Лопухина основано на огромной массе фактов древней истории человечества, на научном анализе и осмыслении библейских текстов.
Также среди отечественных исследователей, следует выделить труд профессора Иванова А.В. «Исторические книги Священного Писания Ветхо- 1 2 го Завета»3. Особую ценность этому труду придает тщательное изучение последовательности событий до и после событий описанных в Книгах Царств, что позволило автору связать в единую цельную картину повествования всех рассматриваемых пророков.
Большую ценность для нашего исследования представляет труд русского духовного писателя и педагога Хергозерского А.Н. «Обозрение пророческих книг Ветхого Завета»4 5. Данная работа дореволюционного автора является одним из наиболее полных исследований, посвященных непосредственно выявлению стилистических особенностей ветхозаветных пророческих книг...
На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что в Древнем Израиле пророком считали не кудесника и тайновидца, а человека, говорящего вместо Бога, возвещающего и толкующего Божью волю по Его избранию и полномочию. Иногда ветхозаветные пророки предрекали будущие события. Однако это было для них не главное. Их основной задачей было привести людей к покаянию и возвратить их к служению Единому Богу1. Данную задачу они выполняли, основываясь на той вести, которую Бог посылал для своего народа. Основными чертами библейского пророчества, носящего интуитивный характер и осуществляющегося по призванию, в отличие от профессионального пророчества можно считать следующие его особенности: связь небесного и земного мира через пророка, говорящего от имени Бога; духовное озарение или вдохновение пророка в видении или во сне; непосредственное выражение полученного благовестия без привлечения особых истолкователей, а также спонтанность благовестия и его высоконравственная направленность2.
Также можно говорить о том, что на основании библейских указаний, можно определить миссию, к исполнению которой стремилось пророчество в качестве главной и ключевой части теократического государства в Израиле. В ветхозаветной истории пророки явились живыми носителями религиознонравственного идеала, указанного в Моисеевом законе, идеальными выразителями сущности всемирно-исторического значения избранного народа. Направленность ветхозаветного пророческого провозвестия на превалирование духовного способа исполнения закона над бездушным исполнением обряда, особенно сближали его с христианской проповедью и жизнью во Христе. Поэтому пророки в совершенстве выполняли задачу подготовки мира к принятию Спасителя. Именно это сделало понятным для искренне верующих людей слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки; не нарушить пришел, но исполнить» (Мф., 5).
Новозаветное откровение также называет «пророками» не экстатические группы, а именно ветхозаветных пророков, вспоминая их слова или дела, или события их жизни. Тем самым в Новом Завете показано, что пророки в первую очередь оцениваются как люди, указывавшие народу путь к Единому Богу и принятию обещанного Спасителя мира Господа Иисуса Христа: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил” (Евр. 1,1); «хорошо Дух святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу этому и скажи...» (Деян. 28, 25-26).
Библейские данные предоставляют нам также информацию о том, каким образом пророки получали и узнавали те идеи, проповедь которых в Израильском народе направляла этот народ к Своему Единому Истинному Богу. Каждый пророк в своей деятельности основывался на личном реальном общении с Богом: «.вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить все, что Я повелю ему» (Втор. 18, 18). Так как пророки в Ветхом Завете были выразителями божественного идеала, выраженного в законе Моисеевом, а также проводили его в сознание целого народа, то данным людям необходимо было иметь для этого необыкновенные и сверхъестественные средства, которые заключались в пророческом вдохновении.
Пророческое вдохновение, характеризующее деятельность представителей израильского профетизма, представляет собой феномен, который не мог быть повторен ни в одной другой религии, кроме христианства. Божественное вдохновение лежит в основе всех фактов истинного предсказания каких-либо вещей, существующих в будущем времени. Воздействие Духа Божия на человека в первую очередь происходит в области внутренней, душевной жизни человека, поэтому научно-рациональное определение этого явления невозможно, так как данные для изучения являются результатом субъективного восприятия и опыта человека. Психическая жизнь имеет многочисленные сокровенные стороны, которые остаются недоступными для самого проницательного взора.
В свою очередь, говоря о характеристике израильского профетизма, невозможно не заметить, насколько велико оказалось влияние пророческой деятельности на весь ход израильской истории. Каждый из пророков смог дать новый ход истории и внести в нее элемент неведомой ранее устремленности к Богу. Во всех библейских повествованиях пророк определяется как человек, способный, благодаря своей вере, увидеть очертания Божьего промысла и скрытую в нем надежду. Для истинного представителя израильского профетизма великое спасение в Г осподе не исчерпывается мелкими эпизодами спасения, и точно также ошибки истории не могут прервать действие и силу Божьих обетов. Благодаря своему дару и вере в Бога Истинного, пророк является человеком, верящим в устремленность всей истории к Господу и способным непрерывно вмешиваться в нее, чтобы делать ее путь более легким.
Переходя к характеристике Книг Царств, как одного из основных ветхозаветных источников повествования о пророках, можно увидеть каков религиозный смысл повествования 1-ой книги Царств, главным составляющим которой является история Самуила. Для читающих эти книги иудеев времен послевавилонского периода весть книги была стимулом преодоления трудностей, выпавших на их долю в конце ветхозаветных времен. Для современных христиан основным уроком, извлекаемым из этой книги, является то, что реакцией на сложные условия жизни не должны быть уныние, отчаяние и уход от социальной активности. Необходимым основанием христианской жизни, направленным на достижение Царствия Божия, является живое упование на реальное присутствие Бога и Его промысел в мире в целом, и в жизни отдельно живущего человека.
Непосредственно в 3-ей и 4-ой книгах Царств можно увидеть отражение того кризиса, в котором находился богоизбранный народ во время их написания. С одной стороны, он был унижен осквернением святого города, разрушением храма, невозможностью совершать жертвоприношения, депортацией царя и знати; с другой стороны, веру его подрывало ощущение того, что он покинут Богом и, что в будущем у него нет спасения. В условиях Вавилонского плена автор библейского текста усиливает в народе сознание греха тем, что указывает на его очевидную причину - идолопоклонство. Пророческие повествования, включенные в 3-4 книги Царств, в основном ориентированы на описание непримиримой борьбы пророков с идолопоклонством, нечестием царей и народа. Эти факты должны были возбудить чувство покаяния в народе, который ко времени написания книг уже видел результаты своей неверности Богу. В то же время, показывая чудесные проявления силы Божией в истории через деятельность пророков, автор священного текста укрепляет читателей в преданности Истинному Богу. Во Второзаконии, откуда черпает вдохновение составитель книг Царств, сказано: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Г осподь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Втор. 7, 7-8).
В целом, повествования о пророках в книгах Царств отличают от других отрывков библейского текста те их особенности, которые показывают пророческий характер данных рассказов. В результате анализа отрывков повествований о пророках в книгах Царств, мы видим, что они имеют как общие, ключевые особенности, которые неизменно присутствуют в каждом отдельном рассказе о деятельности пророков, так и собственные, исключительные характеристики, которые выделяют пророческое повествование из череды ему подобных...
1. Библия. - М.: Изд-во «Российское Библейское общество», 2013. - 1258 с.
2. Василий Великий. Творения / Василий Великий. - Ч. 2. - М.: Бла- гозвонница, 1999. - 334 с.
3. Григорий Нисский. Творения / Григорий Нисский. - Ч. 4. - М.: Древо, 1994. - 230 с.
4. Епифаний Кипрский. Творения / Епифаний Кипрский. - Т. 3. - СПб.: Алетейя, 1994. - 432 с.
5. Епифаний Кипрский. Творения / Епифаний Кипрский. - Ч. 4. - М.: Знание, 1972. - 233 с.
6. Ефрем Сирин. Творения / Ефрем Сирин. - Т. 6. - М.: Аврора, 1987. - 628 с.
7. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Иосиф Флавий. - Т. 1. - М.: Древо, 2003. - 450 с.
8. Иустин Мученик. Творения / Иустин Мученик. - М.: Древо, 1996.
• 453 с.
9. Кирилл Александрийский. Творения / Кирилл Александрийский.
• Ч. 1. - М.: Знак, 1980. - 225 с.
10. Кирилл Иерусалимский. Творения / Кирилл Иерусалимский. - М.: Вече, 1995. - 322 с.
11. Ориген. Творения. О началах / Ориген. - Казань: Центр, 1999. - 264 с.
12. Первая и Вторая книги Царств. Исторические книги Ветхого Завета / Перевод с еврейского архим. Макария. - М.: Универ. тип., 1866. - 324 с.
13. Сократ Схоластик. Церковная история / Сократ Схоластик. - M.: Вера и разум, 1996. - 889 с.
14. Феодорит Киррский. Творения / Феодорит Киррский. - М.: Изд- во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. - 564 с.
15. Феодорит Киррский. Толкование на послание к Евреям / Феодорит Киррский. - М.: Христианское чтение, 1998. - 543 с...