Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЕСТВОВАНИЕ О ПРОРОКАХ В КНИГАХ ЦАРСТВ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Работа №92711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРОРОКИ И ПРОРОЧЕСТВО В КНИГАХ ВЕТХОГО 11
ЗАВЕТА
1.1. Пророческая традиция в Израиле: периодизация и классифика- 11
ция
1.2. Литературные стили пророческих повествований в Ветхом Заве- 31
те
II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО 41
ЗНАЧЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ О ПРОРОКАХ В КНИГАХ ЦАРСТВ
2.1. Стилистические особенности и историческая достоверность 41
Книг Царств
2.2. Религиозное значение повествования о пророках Самуиле, Илии 51
и Елисее в Книгах Царств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Актуальность исследования. История человеческого рода от его воз­никновения до момента спасительного пришествия на землю Г оспода нашего Иисуса Христа, содержащаяся в книгах Священного Писания Ветхого Завета, имеет непреходящее значение для любого человека, полагающего целью сво­ей жизни стремление к Богу и спасение своей души. Многочисленные при­меры праведности, образы патриархов, судей, пророков и просто благочести­вых ревнителей Бога являются прекрасными образцами для подражания, а негативные примеры гонителей истинной веры и их наказание показывают людям, насколько пагубны последствия греха, противления Божественной воле и возвеличения собственной гордыни. И в Новом, и в Ветхом Завете, как для иудеев, так и для христиан книги Священного Писания были источником правил достойного поведения, высокой нравственности и истинной веры.
Со словом «Библия» в сознании большинства людей зачастую соединя­ется представление об одной большой книге, заключающей в себе все Свя­щенное Писание как Ветхого, так и Нового Завета. Но, в сущности, это не одна книга, а целый, строго определенный Церковью, сборник священных книг, написанных в разное время, в различных местах, с различными целями и написанные пером боговдохновенных мужей. Одним из самых ярких об­разцов библейской литературы Ветхого Завета являются книги Царств. Эти книги всегда вызывали у потомков бесконечное восхищение своим вдохно­венным, глубоко религиозным и ярким историческим содержанием. Описав историю длительного периода жизни еврейского народа, автор книг Царств впервые предпринял попытку религиозного осмысления государственной, политической и общественной истории богоизбранного народа и всего чело­вечества. Авторитет книг Царств виден из многочисленных упоминаний их содержания в книгах Нового Завета, что показывает ценность изложенных в них идей.
Среди множества различных тем, существующих в библейских текстах книг Царств, наиболее важная и ключевая роль в общем смысловом построе­нии принадлежит заключенным в них повествованиям о жизни и деятельно­сти израильских пророков. Автора книг Царств характеризует не только же­лание формально описать происходившие в государстве события, но и по­нять глубинные причины, которые обусловливают течение израильской ис­тории. Надежным средством для осуществления поставленной задачи автор книг Царств видит сравнение исторической действительности и откровения Божественной воли, которое доводится до внимания людей посредством дея­тельности пророков.
Наряду с такими яркими личностями как цари Давид и Соломон, дея­тельность которых описана в книгах Царств, не менее значимое место в них уделяется пророческим персонажам: Самуилу, Илии, Елисею, Исайи и дру­гим пророкам. Повествования о Самуиле, Илии и Елисее являются наиболее обширными и литературно разработанными. Они являются чрезвычайно важными для понимания тех идей, которые вложены священным автором в данный библейский текст. Кроме глубокого религиозного смысла, который доносят до читателя рассказы об этих пророках, в них содержатся прекрас­ные примеры ветхозаветной праведности, преданности Богу и верности сво­ему служению. Поэтому целесообразно осуществить анализ повествований о Самуиле, Илии и Елисее, как рассказов наиболее весомых и важных предста­вителях израильской профетической традиции эпохи Царств.
Определенная новизна и свежесть подхода к теме данной работы за­ключается в том, что будет предпринята попытка посмотреть на книги Царств не как на исторический документ, одухотворенный высшими религи­озно-нравственными истинами, которые возглашаются в нем пророками, а, наоборот, как на документ пророческий, подтверждающий свои основные религиозные идеалы примерами из истории Израиля.
Из вышесказанного следует несомненная актуальность предпринятой попытки исследования пророческих повествований в книгах Царств. Когда современное общество, отдаленное от познания Истины о Господе настолько же, насколько отпал в период Царств от Бога Израиль, просит Церковь дать ему решение его духовных проблем, то ответ на эти запросы можно увидеть в многочисленных положительных и отрицательных примерах книг Царств. Так же, когда сегодня Церковь пытается войти в общество и решать его ду­ховные задачи, то основные идеи, которые предстоит Ей проповедовать, сов­падают с главной вестью пророков: «Только Господь есть Истинный Бог, ко­торый становится доступным в личном, молитвенном общении».
Степень разработанности. При всем обилии исагогической и экзегетичекой литературы по книгам Ветхого Завета теме истории пророческого служения в период устного пророчества в книгах Царств уделено немного внимания. В отличие от достаточно подробно проанализированных и ком­ментированных текстов письменных пророков, повествованиям об устных пророках не уделено столь пристального внимания. В современной западной литературе по библеистике виден интерес к данной проблематике и в ней уделено достаточно внимания рассмотрению повествований о пророках в книгах Царств. Именно поэтому в своей работе мы обращались к трудам оте­чественных и зарубежных исследователей в области библеистики.
Среди отечественных исследователей, прежде всего мы обращались к трудам известного русского богослова, экзегета и просветителя А.П.Лопухина1. Данная работа А.П. Лопухина является одной из самых зна­чительных попыток исторической реконструкции событий, описанных в биб­лейских текстах. Грандиозное по своему охвату и подобранному материалу описание ветхозаветных пророков А.П. Лопухина основано на огромной мас­се фактов древней истории человечества, на научном анализе и осмыслении библейских текстов.
Также среди отечественных исследователей, следует выделить труд профессора Иванова А.В. «Исторические книги Священного Писания Ветхо- 1 2 го Завета»3. Особую ценность этому труду придает тщательное изучение по­следовательности событий до и после событий описанных в Книгах Царств, что позволило автору связать в единую цельную картину повествования всех рассматриваемых пророков.
Большую ценность для нашего исследования представляет труд рус­ского духовного писателя и педагога Хергозерского А.Н. «Обозрение проро­ческих книг Ветхого Завета»4 5. Данная работа дореволюционного автора яв­ляется одним из наиболее полных исследований, посвященных непосредст­венно выявлению стилистических особенностей ветхозаветных пророческих книг...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что в Древнем Израиле пророком считали не кудесника и тайновидца, а человека, говоряще­го вместо Бога, возвещающего и толкующего Божью волю по Его избранию и полномочию. Иногда ветхозаветные пророки предрекали будущие события. Однако это было для них не главное. Их основной задачей было привести людей к покаянию и возвратить их к служению Единому Богу1. Данную за­дачу они выполняли, основываясь на той вести, которую Бог посылал для своего народа. Основными чертами библейского пророчества, носящего ин­туитивный характер и осуществляющегося по призванию, в отличие от про­фессионального пророчества можно считать следующие его особенности: связь небесного и земного мира через пророка, говорящего от имени Бога; духовное озарение или вдохновение пророка в видении или во сне; непосред­ственное выражение полученного благовестия без привлечения особых ис­толкователей, а также спонтанность благовестия и его высоконравственная направленность2.
Также можно говорить о том, что на основании библейских указаний, можно определить миссию, к исполнению которой стремилось пророчество в качестве главной и ключевой части теократического государства в Израиле. В ветхозаветной истории пророки явились живыми носителями религиозно­нравственного идеала, указанного в Моисеевом законе, идеальными вырази­телями сущности всемирно-исторического значения избранного народа. На­правленность ветхозаветного пророческого провозвестия на превалирование духовного способа исполнения закона над бездушным исполнением обряда, особенно сближали его с христианской проповедью и жизнью во Христе. По­этому пророки в совершенстве выполняли задачу подготовки мира к приня­тию Спасителя. Именно это сделало понятным для искренне верующих лю­дей слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки; не нарушить пришел, но исполнить» (Мф., 5).
Новозаветное откровение также называет «пророками» не экстатиче­ские группы, а именно ветхозаветных пророков, вспоминая их слова или де­ла, или события их жизни. Тем самым в Новом Завете показано, что пророки в первую очередь оцениваются как люди, указывавшие народу путь к Едино­му Богу и принятию обещанного Спасителя мира Господа Иисуса Христа: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил” (Евр. 1,1); «хорошо Дух святой ска­зал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу этому и скажи...» (Деян. 28, 25-26).
Библейские данные предоставляют нам также информацию о том, ка­ким образом пророки получали и узнавали те идеи, проповедь которых в Из­раильском народе направляла этот народ к Своему Единому Истинному Богу. Каждый пророк в своей деятельности основывался на личном реальном об­щении с Богом: «.вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить все, что Я повелю ему» (Втор. 18, 18). Так как пророки в Ветхом Завете были вырази­телями божественного идеала, выраженного в законе Моисеевом, а также проводили его в сознание целого народа, то данным людям необходимо было иметь для этого необыкновенные и сверхъестественные средства, которые заключались в пророческом вдохновении.
Пророческое вдохновение, характеризующее деятельность представи­телей израильского профетизма, представляет собой феномен, который не мог быть повторен ни в одной другой религии, кроме христианства. Божест­венное вдохновение лежит в основе всех фактов истинного предсказания ка­ких-либо вещей, существующих в будущем времени. Воздействие Духа Бо­жия на человека в первую очередь происходит в области внутренней, душев­ной жизни человека, поэтому научно-рациональное определение этого явле­ния невозможно, так как данные для изучения являются результатом субъек­тивного восприятия и опыта человека. Психическая жизнь имеет многочис­ленные сокровенные стороны, которые остаются недоступными для самого проницательного взора.
В свою очередь, говоря о характеристике израильского профетизма, невозможно не заметить, насколько велико оказалось влияние пророческой деятельности на весь ход израильской истории. Каждый из пророков смог дать новый ход истории и внести в нее элемент неведомой ранее устремлен­ности к Богу. Во всех библейских повествованиях пророк определяется как человек, способный, благодаря своей вере, увидеть очертания Божьего про­мысла и скрытую в нем надежду. Для истинного представителя израильского профетизма великое спасение в Г осподе не исчерпывается мелкими эпизода­ми спасения, и точно также ошибки истории не могут прервать действие и силу Божьих обетов. Благодаря своему дару и вере в Бога Истинного, пророк является человеком, верящим в устремленность всей истории к Господу и способным непрерывно вмешиваться в нее, чтобы делать ее путь более лег­ким.
Переходя к характеристике Книг Царств, как одного из основных вет­хозаветных источников повествования о пророках, можно увидеть каков ре­лигиозный смысл повествования 1-ой книги Царств, главным составляющим которой является история Самуила. Для читающих эти книги иудеев времен послевавилонского периода весть книги была стимулом преодоления трудно­стей, выпавших на их долю в конце ветхозаветных времен. Для современных христиан основным уроком, извлекаемым из этой книги, является то, что ре­акцией на сложные условия жизни не должны быть уныние, отчаяние и уход от социальной активности. Необходимым основанием христианской жизни, направленным на достижение Царствия Божия, является живое упование на реальное присутствие Бога и Его промысел в мире в целом, и в жизни от­дельно живущего человека.
Непосредственно в 3-ей и 4-ой книгах Царств можно увидеть отраже­ние того кризиса, в котором находился богоизбранный народ во время их на­писания. С одной стороны, он был унижен осквернением святого города, разрушением храма, невозможностью совершать жертвоприношения, депор­тацией царя и знати; с другой стороны, веру его подрывало ощущение того, что он покинут Богом и, что в будущем у него нет спасения. В условиях Ва­вилонского плена автор библейского текста усиливает в народе сознание гре­ха тем, что указывает на его очевидную причину - идолопоклонство. Проро­ческие повествования, включенные в 3-4 книги Царств, в основном ориенти­рованы на описание непримиримой борьбы пророков с идолопоклонством, нечестием царей и народа. Эти факты должны были возбудить чувство по­каяния в народе, который ко времени написания книг уже видел результаты своей неверности Богу. В то же время, показывая чудесные проявления силы Божией в истории через деятельность пророков, автор священного текста ук­репляет читателей в преданности Истинному Богу. Во Второзаконии, откуда черпает вдохновение составитель книг Царств, сказано: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Г осподь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Втор. 7, 7-8).
В целом, повествования о пророках в книгах Царств отличают от дру­гих отрывков библейского текста те их особенности, которые показывают пророческий характер данных рассказов. В результате анализа отрывков по­вествований о пророках в книгах Царств, мы видим, что они имеют как об­щие, ключевые особенности, которые неизменно присутствуют в каждом от­дельном рассказе о деятельности пророков, так и собственные, исключитель­ные характеристики, которые выделяют пророческое повествование из чере­ды ему подобных...


1. Библия. - М.: Изд-во «Российское Библейское общество», 2013. - 1258 с.
2. Василий Великий. Творения / Василий Великий. - Ч. 2. - М.: Бла- гозвонница, 1999. - 334 с.
3. Григорий Нисский. Творения / Григорий Нисский. - Ч. 4. - М.: Древо, 1994. - 230 с.
4. Епифаний Кипрский. Творения / Епифаний Кипрский. - Т. 3. - СПб.: Алетейя, 1994. - 432 с.
5. Епифаний Кипрский. Творения / Епифаний Кипрский. - Ч. 4. - М.: Знание, 1972. - 233 с.
6. Ефрем Сирин. Творения / Ефрем Сирин. - Т. 6. - М.: Аврора, 1987. - 628 с.
7. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Иосиф Флавий. - Т. 1. - М.: Древо, 2003. - 450 с.
8. Иустин Мученик. Творения / Иустин Мученик. - М.: Древо, 1996.
• 453 с.
9. Кирилл Александрийский. Творения / Кирилл Александрийский.
• Ч. 1. - М.: Знак, 1980. - 225 с.
10. Кирилл Иерусалимский. Творения / Кирилл Иерусалимский. - М.: Вече, 1995. - 322 с.
11. Ориген. Творения. О началах / Ориген. - Казань: Центр, 1999. - 264 с.
12. Первая и Вторая книги Царств. Исторические книги Ветхого За­вета / Перевод с еврейского архим. Макария. - М.: Универ. тип., 1866. - 324 с.
13. Сократ Схоластик. Церковная история / Сократ Схоластик. - M.: Вера и разум, 1996. - 889 с.
14. Феодорит Киррский. Творения / Феодорит Киррский. - М.: Изд- во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. - 564 с.
15. Феодорит Киррский. Толкование на послание к Евреям / Феодо­рит Киррский. - М.: Христианское чтение, 1998. - 543 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ