ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы кейс-метода в интерактивном обучении……….6
1.1 Понятие, сущность и структура кейс-метода 6
1.2 Преимущества и недостатки кейс-метода 11
Глава 2. Применение кейс-метода на уроках обществознания 17
2.1 Особенности преподавания обществознания по кейс-методу 17
2.2 Примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
На сегодняшний день кейс-метод широко используются в образовательном процессе в качестве средства или метода обучения с учетом конкретных образовательных целей. Как интерактивный, кейс-метод может применяться при закреплении знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, развитию навыков анализа и критического мышления, связи теории и практики.
Актуальность темы исследования также обусловлена двумя тенденциями в сфере образования:
• Поиск общей направленности развития образования, его практической ориентированности на формирование общей гуманитарной компетентности обучающихся;
• Повышение требований к качеству обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаем, что метод кейса может помочь сформировать и закрепить эти навыки.
Объектом исследования выступает кейс-метод как интерактивная технология.
Предмет исследования – специфические особенности применения кейс-метода как технологии обучения на уроках обществознания.
Целью данной работы является анализ возможностей и особенностей применения кейс-метода на уроках обществознания.
Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Установить понятие, выявить сущность и структуру кейс-метода;
2. Выявить преимущества и недостатки кейс-метода;
3. Проанализировать особенности преподавания обществознания по кейс-методу;
4. Изучить примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания.
Основными методологическими подходами стали системный, структурно-функциональный, сравнительно-аналитический подход.
Для разработки положений данной курсовой работы применялись следующие общенаучные методы: анализ, в том числе анализ научной литературы, синтез, систематизация, классификация, дедукция, индукция и некоторые другие.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области специфики применения кейс-метода в преподавании предметов школьной программы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией теоретико-методологических и организационных аспектов, а также особенностей и возможностей применения кейс-метода в практике преподавания дисциплины «обществознание».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сформулированы основные элементы кейс-метода, этапы работы с ним, а также требования к организации обучения в рамках кейс-метода, что позволит более эффективно реализовывать компетентностный подход в обучении на уроках обществознания.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованных источников.
Первая глава носит теоретический характер и раскрывает такие аспекты как понятие, сущность, структура кейс-метода. Были выявлены наиболее значимые достоинства и недостатки кейс-метода.
Вторая глава является практико-ориентированной и раскрывает специфику применения кейс-метода на уроках обществознания.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты содержат качественно новые требования, предъявляемые к итоговым результатам подготовки специалистов в области управления. Кроме того, от педагогов требуется развивать свои педагогические технологии в соответствии с запросами времени, учитывая достижения науки и техники. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план выдвигается развитие компетенций личности.
Применение кейс-метод как ситуационной методики способствует достижению образовательных, воспитательных и организационных целей в процессе учебной деятельности. Кроме того, такой метод формирует у учащихся навыки аналитической деятельности, учит разрабатывать программы действий, что, в свою очередь, мотивирует их к правильному поведению в случае, когда наступит время действовать в реальной ситуации.
В ходе написания курсовой работы была выявлена существенная социальная значимость внедрения метода кейсов в образовательный процесс школьников разных возрастных категорий. Использование кейс-метода в обучении позволяет не только улучшить понимание, активизировать познавательный интерес, но и способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков, а также процессу социализации.
«Как отмечают ученые и исследователи, наибольшие перспективы и возможности применения кейс-метода в практике преподавания предметов школьной программы, относятся к дисциплинам история и обществознание» . Это связано с тем, что как было установлено в теоретической части курсовой работы, кейс-метод основан на применении формата проблемно-ситуативного анализа в учебном процессе, что в наибольшей степени соответствует содержанию и методике преподавания обществоведческих дисциплин.
Подводя итог, кейс-метод – одна из лучших методик, используемых педагогами на сегодняшний день и позволяющих обучающимся получить практический опыт и адаптироваться в современных общественных процессах.