ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы кейс-метода в интерактивном обучении……….6
1.1 Понятие, сущность и структура кейс-метода 6
1.2 Преимущества и недостатки кейс-метода 11
Глава 2. Применение кейс-метода на уроках обществознания 17
2.1 Особенности преподавания обществознания по кейс-методу 17
2.2 Примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
На сегодняшний день кейс-метод широко используются в образовательном процессе в качестве средства или метода обучения с учетом конкретных образовательных целей. Как интерактивный, кейс-метод может применяться при закреплении знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, развитию навыков анализа и критического мышления, связи теории и практики.
Актуальность темы исследования также обусловлена двумя тенденциями в сфере образования:
• Поиск общей направленности развития образования, его практической ориентированности на формирование общей гуманитарной компетентности обучающихся;
• Повышение требований к качеству обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаем, что метод кейса может помочь сформировать и закрепить эти навыки.
Объектом исследования выступает кейс-метод как интерактивная технология.
Предмет исследования – специфические особенности применения кейс-метода как технологии обучения на уроках обществознания.
Целью данной работы является анализ возможностей и особенностей применения кейс-метода на уроках обществознания.
Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Установить понятие, выявить сущность и структуру кейс-метода;
2. Выявить преимущества и недостатки кейс-метода;
3. Проанализировать особенности преподавания обществознания по кейс-методу;
4. Изучить примеры кейсов, применяемых на уроках обществознания.
Основными методологическими подходами стали системный, структурно-функциональный, сравнительно-аналитический подход.
Для разработки положений данной курсовой работы применялись следующие общенаучные методы: анализ, в том числе анализ научной литературы, синтез, систематизация, классификация, дедукция, индукция и некоторые другие.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области специфики применения кейс-метода в преподавании предметов школьной программы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией теоретико-методологических и организационных аспектов, а также особенностей и возможностей применения кейс-метода в практике преподавания дисциплины «обществознание».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сформулированы основные элементы кейс-метода, этапы работы с ним, а также требования к организации обучения в рамках кейс-метода, что позволит более эффективно реализовывать компетентностный подход в обучении на уроках обществознания.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованных источников.
Первая глава носит теоретический характер и раскрывает такие аспекты как понятие, сущность, структура кейс-метода. Были выявлены наиболее значимые достоинства и недостатки кейс-метода.
Вторая глава является практико-ориентированной и раскрывает специфику применения кейс-метода на уроках обществознания.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты содержат качественно новые требования, предъявляемые к итоговым результатам подготовки специалистов в области управления. Кроме того, от педагогов требуется развивать свои педагогические технологии в соответствии с запросами времени, учитывая достижения науки и техники. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план выдвигается развитие компетенций личности.
Применение кейс-метод как ситуационной методики способствует достижению образовательных, воспитательных и организационных целей в процессе учебной деятельности. Кроме того, такой метод формирует у учащихся навыки аналитической деятельности, учит разрабатывать программы действий, что, в свою очередь, мотивирует их к правильному поведению в случае, когда наступит время действовать в реальной ситуации.
В ходе написания курсовой работы была выявлена существенная социальная значимость внедрения метода кейсов в образовательный процесс школьников разных возрастных категорий. Использование кейс-метода в обучении позволяет не только улучшить понимание, активизировать познавательный интерес, но и способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков, а также процессу социализации.
«Как отмечают ученые и исследователи, наибольшие перспективы и возможности применения кейс-метода в практике преподавания предметов школьной программы, относятся к дисциплинам история и обществознание» . Это связано с тем, что как было установлено в теоретической части курсовой работы, кейс-метод основан на применении формата проблемно-ситуативного анализа в учебном процессе, что в наибольшей степени соответствует содержанию и методике преподавания обществоведческих дисциплин.
Подводя итог, кейс-метод – одна из лучших методик, используемых педагогами на сегодняшний день и позволяющих обучающимся получить практический опыт и адаптироваться в современных общественных процессах.
1. Boehrer, J. On Teaching a Case. International Studies Notes. – Vol. 19. – №. 2. – 1994. – С. 15-21.
2. Абдуллина, Р. Р. Применение кейс-метода в современной школе / Р.Р. Абдуллина // Международный академический вестник. – 2019. – №. 7. – С. 26-27
3. Абдуллина, Р. Р. Применение на уроках обществознания «кейс-метода» как один из современных интерактивных технологий обучения // Правовестник. – 2019. – №. 4. – С. 27-29.
4. Абилдина, А. С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. – 2019. – №. 3 (25). – С. 50-52.
5. Автамонова, Н. С. Современные методы преподавания: Кейс-метод // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2020. – №. 5. – С. 8-10.
6. Ахмедова, Э. М., Недоповз, И. И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 2 (81). – С. 312-313.
7. Бекшаев, И. А., Дьячкова, Т. В., Иванов, Р. Г. Кейс-метод: составление и использование заданий в учебном процессе // Биология в школе. – 2020. – №. 2. – С. 31-42.
8. Буранова, Г. Е., Носирова, Ш. Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса // Academy. – 2020. – №. 9 (60). – С. 29-31.
9. Воронов, Д. В., Бобарико, С. А. Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №. 9-10 (25-26). – С. 57-60.
10. Восканова, Е. М. Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников // Вестник науки и образования. – 2019. – №. 19-1 (73). – С. 83-87.
11. Гаджиева, П. Д. Методика использования кейс-метода в преподавании обществознания //Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №. 2 (63). – С. 224-225.
12. Гладких, И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. – №. 2. – С. 169-194.
13. Гришина, Т. А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа. – 2018. – №. 3. С. 7.
14. Дубинина, Е. В. Категориальный аппарат кейс-метода и его характерные признаки // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – №. 3. – С. 71-75.
15. Кобыченкова, Е. В. Использование кейс-метода на уроке обществознания как средства социализации обучающихся // Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – №. 2. – С. 43-46.
16. Кочурова, Д. С. Использование кейс-метода в преподавании обществознания // Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования. – 2021. – С. 91-99.
17. Красникова, А. В. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе // Вестник науки и образования. – 2020. – №. 4-1 (82).
18. Николаев, Н. Ю., Полуяхтова, А. Э. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Посвящается 300-летию российской полиции. – 2018. – С. 133-136.
19. Руднева, М. С., Подковко, Е. Н. Использование кейс-технологий на уроках обществознания // Наука и инновации в современном мире. – 2020. – С. 72-76.
20. Саидова, М., Саидов, Б. Кейс-метод в современном учебном процессе // ОИИ. 2021. №3/S. [Электронный ресурс] –https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-v-sovremennom-uchebnom-protsesse/ (дата обращения: 23.02.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
21. Сергеева, К. Е. Использование кейс-метода в процессе развития продуктивных речевых навыков в средней школе // Матрица научного познания. – 2021. – №. 7-1. – С. 115-118.
22. Синкин, К. А. Кейс-метод преподавания права // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. – №. 2 (14). – С. 33-37.
23. Стрекалова, Н. Д., Беляков, В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н. Д. Стрекалова, В. Г. Беляков; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – CПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2013. – 80 c.
24. Хардина, Ю. В. Кейс-метод на уроках обществознания как средство формирования учебных умений учащихся // Образование, воспитание и обучение в соответствии с ФГОС: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 60-64.
25. Черногорова, Н. П. Кейс-технология как инновационный метод образования на уроках литературы в школе // Академическая публицистика. – 2020. – №. 3. – С. 199-205.
26. Чулова, Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – №. 51. – С. 124-128.
27. Швалева, Н. Б., Целищева, Л. В. Кейс-метод в средней школе России // Физико-математическое и естественнонаучное образование: наука и школа. – 2018. – С. 216-219.
28. Шевелева, А. В. Кейс-метод как инновационная технология образования // Профессиональное образование: методология, технологии, практика. – 2021. – С. 172-175.
29. Щепкина, А. Л. Кейс-метод как перспективный метод изучения истории в школе // В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Пермь. – 2017. – Т. 8. – С. 236.
30. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – https://fgos.ru/ (дата обращения:16.02.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.