АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Проблема исследования отношения к смерти в связи со склонностью к самообвинению 8
1.1 Проблема самоотношения в психологии 8
1.2 Понятие самообвинения и его роль в структуре самоотношения 17
1.3 Феномен смерти в психологии и отношение к смерти 21
1.4 Самообвинение и отношение к смерти 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1 Постановка проблемы 32
2.2 Методы и методики исследования 33
2. 3 Процедура исследования 36
2.4 Описание выборки исследования 37
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 38
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Особенности проявления самообвинения у молодых людей, склонных и
не склонных к нему 39
3.2 Сравнительный анализ данных по методикам «Отношение к смерти»,
«Страх смерти» и «Методике исследования самоотношения» 46
3.3 Корреляционный анализ показателей отношения к смерти, страха
смерти и самоотношения у молодых людей, склонных и несклонных к самообвинению 50
ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 76
Феномен смерти интересовал человечество во все времена. С эпохи античности он находился в поле рассмотрения философов. В настоящие дни проблема смерти изучается представителями различных научных дисциплин: врачами, биологами, антропологами, психологами. Развивается отдельная отрасль исследований, посвященных смерти - танатология.
Психология впервые стала рассматривать проблему смерти в начале XX веке. З. Фрейд в ранних своих работах мало касается этой проблемы и считает, что в бессознательном страх смерти не представлен, так как у человека нет опыта переживания, чего-либо, что могло бы дать представление об уничтожении жизни [34]. В более поздних трудах он вводит понятие Танатос - инстинкт смерти, влекущий человека к саморазрушению [36]. Большой интерес тема смерти представляет для экзистенциального подхода, где смерть рассматривается как одна из конечных данностей человеческого бытия. Страх смерти присутствует как базовый компонент любого другого страха в жизни каждого человека. От отношений человека с этой экзистенциальной данностью во многом зависит его психологическое благополучие, либо принятие ответственности за свою жизнь и проживание её осознанно, либо фрустрация и психопатология [47]. В. Франкл считает, что именно осознание конечности жизни придает ей смысл, помогает человеку наиболее полно использовать данные ему возможности [33]. В рамках теории управления смыслом (P.T. Wong, G.T. Reker, G. Gesser) разработана типология отношения человека к смерти, основанная на том, какое значение человек ей приписывает, как смотрит на этом явление. Такое отношение может быть наиболее адаптивным - нейтральным, резко негативным или, наоборот, положительным, в случае если человек не видит смысла в жизни и начинает вкладывать его в смерть, смерть становится важнее жизни [81].
В отечественной психологии на сегодняшний день проблема отношения к смерти не является широко разработанной, но интерес к ней возрастает. Большинство исследований отношения к смерти затрагивает либо 5
подростковый возраст в связи с проблемой подростковых суицидов, либо старческий в связи с непосредственной близостью этой темы для пожилых людей. Отношение к смерти молодых людей изучено в меньшей степени. Между тем, становление жизненных смыслов, происходящее в этом возрасте, тесно связано с осознанием конечно сти жизни, что делает проблему отношения к смерти актуальной для молодых людей. Слабо изученным является вопрос взаимо связи отношения к смерти с самоотношением индивида, в частности, с самообвинением как фактором самоотношения. Однако отношение человека к самому себе является одним из важнейших компонентов его жизненных отношений. Это порождает проблему данного исследования - изучение специфики отношения к смерти у молодых людей, имеющих установку на самообвинение, которая сопровождается отрицательными эмоциями в адрес своего «Я», чувством вины за свои неудачи, устойчивыми аффективными комплексами, тревожностью и аутоагрессией.
Цель исследования: выявление особенностей отношения к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению.
Объект исследования: самоотношение молодых людей, отношение к смерти и страх смерти у молодых людей, склонных к самообвинению.
Предмет исследования: Специфика отношения к смерти у молодых людей склонных и несклонных к самообвинению.
Гипотезы исследования:
1. Отношение к смерти у молодых людей склонных к самообвинению будет отличаться по сравнению с отношением к ней людей не склонных: у молодых людей, склонных к самообвинению, страх смерти менее выражен.
2. Молодые люди, склонные к самообвинению, могут рассматривать смерть как бегство или как избавление.
3. У молодых людей, склонных к самообвинению, мысли о смерти появляются как реакция на фрустрацию.
Выборку исследования составили 60 молодых людей (18—25 лет) из разных регионов России, 30 из которых имеют склонность к самообвинению, 30 - не имеют.
Методы исследования: анкетирование, тестирование (с использованием методики исследования самоотношения С.Р Пантилеева, опросников «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти»), контент- анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Структура работы:
В первой главе проводится теоретический анализ проблемы самоотношения в психологии и самообвинения, как фактора отношения человека к себе, а также проблема феномена смерти в психологии и отношения к смерти. Раскрываются понятия «самоотношение», «самообвинение», описываются различные типы отношения к смерти.
Вторая глава посвящена описанию процедуры исследования и обоснованию выбора методик исследования.
В третьей главе анализируются и интерпретируются данные, полученные в ходе исследования.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы нашли своё подтверждение. Действительно, отношение к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению имеет свою специфику. У молодых людей, склонных к самообвинению, менее выражен тип отношения к смерти «Страх смерти» по сравнению с несклонными. Тип отношение к смерти «Принятие смерти как бегства» имеет связи с самоотношением молодых людей, склонных к самообвинению, в то время как у молодых людей, несклонных к самообвинению, этот тип не связан с их отношением к себе. У несклонных к самообвинению молодых людей, в отличие от склонных, страх перед внутриличностными последствиями смерти связан с компонентами их самоотношения. В ответах на незаконные предложения у молодых людей были обнаружены мысли о смерти в эмоционально-неблагоприятных ситуациях, тогда как у нескольких к самообвинению молодых людей подобных мыслей не появляется.
Есть основания полагать, что установка на самообвинение, сопровождаясь чувством вины, фиксацией на негативных переживаниях, преувеличением масштаба своих неудач и приписыванием себе негативных каче ств, может обусловливать более низкий страх перед смертью. Представления о низкой ценно сти собственной лично сти для себя и окружающих может провоцировать у склонных к самообвинению молодых людей отношение к смерти как к варианту выхода из сложных ситуаций.
Результаты данного исследования могут быть применены на практике в работе с молодыми людьми, имеющими склонность к самообвинению. Преодоление установки на самообвинение, коррекция отношения к себе у молодых людей может помочь предотвратить у них аутоагрессивное поведение, найти способы совладания с жизненными трудностями, не связанные с рассмотрением смерти, как бегства от них.
Дальнейшее изучение проблемы может заключаться в расширении диапазона используемых методов, в том числе проективных, для более детального определения отношения к смерти у молодых людей, склонных к самообвинению, а также содержательных характеристик самообвинения.
1. Агадзе Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: Наука, 1989. 189 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. 338 с.
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Пер. с фр.; общ. ред. С.В. Оболенской; предисл. А.Я. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992. 528 с.
4. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под ред. В.Я .Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.
7. Джеймс У. Психология. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. 320 с.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: РБПК «Белинкоммаш», 1993. 99 с.
9. Колышко A.M. Психология самоотношения: учебное пособие. Гродно: Гродненский государственный университет, 2004. 102 с.
10. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. 367 с.
11. Кроссли М. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов / Пер. с англ. О.В. Гритчиной. Харьков: Гуманитарный центр, 2013. 284 с.
12. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Пер. c англ. К. Семенов, В. Трилис. М.; Киев: София, 2001. 316 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельно сть, сознание, личность: учебное пособие. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
14. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
15. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 1998. 480 с...