Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям 8
1.1. Понятие «семейные традиции» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к семейным традициям в старшем дошкольном возрасте 20
1.3. Педагогические условия формирования у детей старшего до
школьного возраста ценностного отношения к семейным традициям 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям 41
2.1. Уровень сформированности у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям 41
2.2. Реализация педагогических условий по формированию цен
ностного отношения к семейным традициям у старших дошкольников 54
2.3. Оценка эффективности результатов педагогического эксперимента 68
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложения 86
Актуальность проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям не вызывает сомнения в силу исключительной значимости семьи как фундаментального социального института общества. Семья объединяет людей, регулирует воспитание новых поколений. В семье развивают задатки и способности ребенка, заботятся об образовании, закладываются гуманные основы человеческих отношений, происходит первичная социализация личности. Однако процесс семейного воспитания может быть существенно искажен, поскольку семья остро реагирует на различные изменения в обществе (особенно негативные). М.В. Рабжаева по этому поводу пишет: «История семьи в России, как впрочем, и во всех других странах, связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества».
В последние годы в социально-экономическом положении России наметилась существенная стабилизация, но, тем не менее, по-прежнему не решены многие острые социальные проблемы семьи. Одна из таких проблем - утрата традиций семейного воспитания, которыми издревле была чрезвычайно богата русская культура. «В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным», - совершенно справедливо отмечает Н.А. Каратаева.
Не менее категоричен в оценке ситуации В.М. Букатов: «В современной России реальностью стал феномен манкуртизма: дети, воспитывающиеся вне системы традиционных семейных ценностей, становятся «Иванами, не помнящими родства». Образовавшийся вакуум немедленно заполняется далеко не лучшими образцами западной культуры, в результате обрывается нить, связывавшая многие поколения наших соотечественников».
Безусловно, с этими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь - со стороны специалистов системы дошкольного образования, поскольку особую актуальность проблема формирования ценностного отношения к семейным традициям приобретает в дошкольном детстве. В этот период, по мнению известных ученых, педагогов и психологов (Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, С.В. Петериной и др.) прививается любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о национально-духовных идеалах.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление аксиологических (ценностных) основ нравственной культуры личности. Для сохранения семейных традиций это очень важно, поскольку ценностное отношение ребенка-дошкольника к семейным традициям предполагает не только определенную сумму знаний об истории и культуре своих предков, но и активное, осмысленное стремление к сохранению и приумножению ценностей этой культуры.
Теоретическое осмысление природы ценностей и ценностного отношения имеет давнюю традицию и находит свое отражение в научных трудах философов, педагогов и психологов. В философской науке рассматриваются различные аспекты личностных ценностей человека. Теоретическое осмысление понятия «ценность» (В.А. Василенко, П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здраво- мыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), генезис и структура ценностного отношения: виды, типы, уровни, формы существования (Б.С. Ерасов, Г.А. Комиссарова, Т.В. Пермякова и др.).
Уже в работах классиков социологии и социальной психологии (Э. Дюркгейм, О. Конт, К. Левин, М. Мид, Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) был осуществлен анализ роли семьи как важнейшего социального института.
К вопросам формирования и сохранения системы традиционных семейных ценностей обращались многие выдающиеся русские философы и мыслители: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и др. В качестве основных приоритетов воспитания они отстаивали национальные русские идеи: всечеловечность, самобытность, укрепление родственных связей, преемственность поколений. Данные положения прослеживаются в исследованиях современных культурологов и педагогов Б.Т. Лихачёва, В.Д. Шадрикова и др.
В работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, В. М. Ивановой, Т.М. Марковой, О.Л. Зверевой и др. даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях, применительно к конкретной тематике научных работ: Т.А. Маркова, С.П. Тищенко рассматривают организацию взаимодействия детей со старшими в семье; Ю.О. Га- лущинская - воспитание ценностного отношения к старости; ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре, явилось проблемой исследований Е.С. Бабуновой, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, И.С. Хомяковой, Н.А. Стародубовой; В.М. Иванова, Л.А. Таланова, О.Л. Зверева, Т.А. Репина исследуют особую роль родительского авторитета, этику внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений. Однако проблема формирования ценностного отношения старших дошкольников к семейным традициям рассмотрена, на наш взгляд, ещё недостаточно.
Актуальность данной проблемы позволила выбрать тему исследования «Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям будет результативным, если:
• семейное воспитание ребенка проходит в позитивной психологопедагогической атмосфере;
• осуществляется на основе социального партнёрства семьи и детского сада;
• включение семьи в проектную деятельность, связанную с семейными традициями.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «семейные традиции» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям.
3. Выявить уровень сформированности у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям.
4. Обосновать и апробировать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
• теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 г. Алексеевка Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Итак, в ходе проведенного исследования мы установили, что семейные традиции - это исключительно важный социокультурный феномен, играющий большую роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества в целом. Проанализированы основные виды семейных традиций: праздничные традиции, бытовые, досуговые, трудовые, а также традиции сохранения реликвий семейной памяти. Каждой из этих семейных традиций отводится огромная роль в воспитании основных ценностных ориентаций формирующейся личности, в том числе гражданственности, коллективизма, гуманности; благодаря традициям формируются трудовые навыки, готовность детей к семейной жизни, будущему отцовству и материнству.
На основании анализа научной литературы мы выделили ряд компонентов ценностного отношения старших дошкольников к семейным традициям, а именно: эмоционально-аксиологический, мотивационно-потребностный, гностический и практический компоненты.
Формирование у старших дошкольников всех компонентов ценностного отношения к семейным традициям в комплексе позволяет решать две исключительно важных задачи. Во-первых, формировать у детей позитивный образ семьи и родного дома, и, во-вторых, осуществлять процесс воспитания будущего семьянина, поскольку важным аксиологическим аспектом семейного воспитания следует считать подготовку нынешних дошкольников к семейной жизни, будущему материнству и отцовству.
Мы выявили и обосновали совокупность педагогических условий, реализация которых обеспечивает эффективность процесса формирования у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям. Считаем, что указанный процесс будет результативным, если:
• семейное воспитание ребенка проходит в позитивной психологопедагогической атмосфере;
• осуществляется на основе социального партнёрства семьи и детского сада;
• семья включается в проектную деятельность, связанную с семейными традициями.
Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов (констатирующий, формирующий и контрольный) и был проведен в детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с № 2 г. Алексеевка Белгородской области. В экспериментальной работе приняли участие 27 детей.
На констатирующем этапе была поставлена цель: оценить уровень сфор- мированности ценностного отношения к семейным традициям у старших дошкольников. Результаты констатирующего этапа показали, что в семьях воспитанников старшей группе признаётся ценность семейных традиций, но сами традиции сформированы недостаточно. Уровень сформированности у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям также недостаточен. В целом по группе 48,1 % детей (13 детей) показали средний уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям, а 33,3% (9 детей) - низкий уровень. Высокий уровень ценностного отношения к семейным традициям продемонстрировали на констатирующем этапе всего пять детей (это 18,5% группы).
Вторым этапом экспериментальной работы был формирующий эксперимент, на котором мы реализовали систему педагогических условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семейным традициям, заявленных в гипотезе.
На контрольном этапе мы оценили эффективность проведенной экспериментальной работы. Повторная диагностика показала, что по всем критериям сформированности у старших дошкольников ценностного отношения к семейным традициям достигнут довольно высокий результат коррекции. Показатели низкого уровня сформированности ценностного отношения к семейным традициям мы выявили у одного ребенка (37,5%). Преобладают показатели высокого уровня (59,3%, 16 детей). Средний уровень показали 10 детей (33,3%). В целом проведенный педагогический эксперимент мы считаем успешным.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 2005. - 238 с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие.- СПб.: Речь, 2004.244с.
3. Арнаутова Е. Социальное самочувствие семьи // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 57-63.
4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 15с.
5. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. - Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета,
2008. - 277 с.
6. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. - М.: Логос, 2009. - 192 с.
7. Белкин А.С. Педагогика детства. - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 152 с.
8. Букатов В.М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей: метод. пособие. - М.: РАО, 2011. - 80с.
9. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
10. Виногорова Т. Возрождаем семейные традиции // Дошкольное воспитание. -2015. - №8. - С. 108.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2006. - 170 с.
12. Вольф Т. Семейная гостиная // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2013. -№2. - С. 44.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - СПб.: Питер, 2003. - 611 с.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд. СПб ун-та, 2006.-149с.
15. Гарифуллина И.В. Метод проектов как способ организации жизни дошкольников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции - СПб: Союз, 2007.
16. Гладкова Ю. Педагог и семья // Дошкольное образование. - 2015. - №4. - с. 103-110.
17. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 112 с.
18. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 120 с.
19. Дорохина Н. Готовим педагогов ДОУ к работе со старшим поколением семьи // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10. - С. 96-112.
20. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006...