Ведение 3
1. Теоретические аспекты качества обслуживания и удовлетворенности
трудом в гостиничной индустрии 7
1.1. Особенности гостиничной индустрии и услуг гостеприимства 7
1.2. Качество обслуживания как фактор конкурентоспособности предприятия
гостеприимства 15
1.3. Удовлетворенность работников трудом как условие эффективной и
качественной работы персонала предприятий гостиничной индустрии 21
2. Методические основы оценки качества обслуживания и
удовлетворенности трудом на предприятиях гостеприимства 37
2.1. Общая характеристика гостиничной индустрии г. Белгорода 37
2.2. Разработка методики оценки качества обслуживания на
предприятиях гостиничной индустрии 43
2.3. Разработка методики оценки удовлетворенности работников трудом
на предприятиях гостиничной индустрии 53
3. Исследование влияния удовлетворенности трудом на качество
обслуживания клиентов в гостиничном бизнесе 64
3.1. Исследование качества обслуживания на предприятиях гостеприимства
г. Белгорода 64
3.2. Исследование удовлетворенности работников трудом на
предприятиях гостеприимства г. Белгорода 68
3.3. Анализ взаимосвязи качества обслуживания и удовлетворенности
трудом и разработка рекомендаций по повышению уровня удовлетворенности персонала предприятий гостиничной индустрии 84
Заключение 93
Список использованных источников 95
Приложения 101
Среди предприятий гостиничной индустрии распространено мнение, что удовлетворенность трудом и качество обслуживания никак не связаны, сотрудники должны работать, выполнять свои обязанности. Руководство предприятий считает, что оплаты труда достаточно. А морально- психологическое состояние персонала на качестве обслуживание не отражается. Считается, что внутренней мотивации достаточно, оказывать внешнее мотивационное воздействие нет необходимости. Но при этом никто не следит за уровнем личной мотивации и как она влияет на удовлетворенность трудом.
Руководителям предприятий требуется высококвалифицированные кадры, их беспокоит высокая текучесть кадров, результаты экономической деятельности предприятия, повышением конкурентоспособности организации. Однако мало кто из них задумывается над стимулированием сотрудников, повышении мотивации труда, они не видят, как удовлетворенность персонала связана с качеством обслуживания.
Для повышения качества обслуживания необходима мотивация персонала, мотивировать его можно путем удовлетворения потребностей, сделать это можно через совершенствование управленческих механизмов, путем создания организационной культуры. Эффективная система мотивации, разработанная и работающая на практике, влияет не только на творческую и трудовую инициативность каждого сотрудника, но и на экономические результаты предприятия.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения поставленных целей и потребностей. Четкие цели, организационная культура и перспективы предприятия будут малоэффективны, если персонал не будет заинтересован в их реализации т.е. мотивирован. Поэтому руководители, заинтересованные в развитии своего предприятия должны создавать системы стимулирования своих сотрудников.
Для формирования эффективной трудовой мотивации персонала необходимо, чтобы смысл трудовой деятельности был не только в удовлетворении своих личных потребностей, но выходил за рамки этого. Смысл трудовой деятельности не должен сводиться только к получению материальных благ. Необходимо делать трудовую деятельность содержательной, приобщать сотрудников к решению проблем, способствовать саморазвитию, применению творческих способностей. Для молодых специалистов, только что покинувших стены вуза, это особенно актуально. Хорошо удовлетворенные сотрудники больше работают и как следствие достигают лучших результатов в работе.
Актуальность данной темы определяется определением взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и качеством обслуживания.
Цель исследования исследование характера взаимосвязи между качеством предоставляемых услуг и уровнем удовлетворенности трудом работников гостиничной индустрии г. Белгорода.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) изучить и провести анализ литературы по проблеме исследования;
2) провести исследование качества обслуживания на предприятиях гостеприимства;
3) провести исследования удовлетворенности трудом на предприятиях индустрии гостеприимства, выявить мотивы, побуждающие к трудовой деятельности;
4) определить факторы, оказывающие влияние на качество обслуживания и удовлетворенность трудом;
5) разработать рекомендации по совершенствованию управления персоналом предприятий гостиничной индустрии.
Объект исследования: качество услуг предприятий гостиничной индустрии г. Белгорода.
Предмет исследования: удовлетворенность трудом работников на предприятиях гостиничной индустрии.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, анкетирование (опрос).
Гипотеза: для повышения качества обслуживания необходимо повышать уровень удовлетворенности трудом, путем повышения трудовой мотивации персонала и периодической оценки уровня удовлетворенности персонала трудом.
Теоретическую базу исследования составили труды:
• теория мотивации персонала в трудовой деятельности (О.С. Вихан- ский, Е.П.Ильин, М. Мескон, Ф.Н. Ильясов и др.);
• теория потребностей А. Маслоу;
• труды по качеству обслуживания (А.Т. Шилкина, М.В. Якименко, Янбекова, А.А. Фейгейнбаум, Е.В. Фейдина).
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и отборе материала, необходимого для установления взаимосвязи качества обслуживания и удовлетворенности трудом на предприятиях гостеприимства.
Практическая значимость состоит:
1) в обосновании качества как фактора конкурентоспособности;
2) в определении фактором удовлетворенности трудом сотрудников предприятий гостиничной индустрии;
3) в обосновании удовлетворенности работников трудом как факторе повышения качества обслуживания.
Структура магистерской диссертации: магистерская работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цели и задачи, обозначены объект и предмет, указаны методы исследования, теоретические основы, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты качества обслуживания и удовлетворенности трудом в гостиничной индустрии» рассмотрены особенности гостиничной индустрии и услуг гостеприимства, качество как фактор конкурентоспособности и удовлетворенность трудом как условие качественной и эффективной работы персонала.
Во второй главе «Методические основы оценки качества обслуживания и удовлетворенности трудом на предприятиях гостеприимства» дана общая характеристика гостиничной индустрии г. Белгорода, разработаны методики оценки качества обслуживания и удовлетворенности трудом.
В третьей главе «Исследование влияния удовлетворенности трудом на качество обслуживания клиентов в гостиничном бизнесе» был проведен анализ качества обслуживания на предприятия гостеприимства г. Белгорода и анализ удовлетворенности работников трудом на предприятиях гостеприимства г. Белгорода, и анализ взаимосвязи качества обслуживания и удовлетворенности трудом, разработаны рекомендации по повышению удовлетворенности трудом
Обобщая итоги исследования, сделаны следующие выводы:
1) мотивация трудового поведения не должна ориентироваться только общие цели и потребности организации, но и на личные цели каждого сотрудника, необходимо развивать организационную культуру;
2) руководителям необходимо периодически проводить оценку удовлетворенность трудом, для правильной мотивации сотрудников;
3) рекомендуемые для использования в трудовой деятельности методы и приемы повышения удовлетворенности трудом позволяют повысить качество оказываемых услуг. При этом следует учитывать, что наибольшей эффективности система мотивации достигает при использовании комплексного подхода, с помощью соединения материального и нематериального стимулирования.
Удовлетворенность трудом - это результат трудовой мотивации с точки зрения психологии. Удовлетворенность трудом входит в состав трудового поведения и является показателем реального уровня согласованности всех составляющих трудового поведения.
Трудовая мотивация - это процесс побуждения человека или группы людей к трудовой деятельности. Мотивация является главной причиной направления деятельности человека, например, сотрудника, применяя е можно добиться повышения качества трудовой деятельности для организации и удовлетворения труда для сотрудника. Это говорит о том, что трудовая мотивация является главным инструментом управления персоналом. На любом предприятии есть система мотивации и стимулирования труда, но не всегда она эффективна, вследствие чего появляется текучесть кадров, неудовлетворенность трудовой деятельностью.
Трудности удовлетворенности трудом вызваны многогранностью личности человека. Поведение человека в процессе трудовой деятельности определяется его способностями, желаниями, увлечениями и целями, ожиданиями и притязаниями. Правильное направление способностей и повышение трудовой мотивации способствует увеличению экономической эффективности трудовой деятельности. Однако следует помнить, что у каждого сотрудника свой набор потребностей, которые ему необходимо удовлетворить, а значит удовлетворенность от труда у них будет разная. Поэтому мотивировать сотрудников необходимо по-разному. Под удовлетворенностью трудом следует понимать оценку сотрудником своего труда. Следует заметить, что такая оценка будет носить субъективный характер. Удовлетворенность трудом - это индикатор трудового поведения, который состоит из личных мотивов, желаемых целей, а также стимулов и ценностей.
Можно сказать, что удовлетворенность трудом - это обратная связь, которая служит сигналом о достижении поставленных целей.
Для анализа качества обслуживания на предприятиях была разработана анкета оценки качества обслуживания, в основе которой лежит мнение потребителя о предоставляемых ему услугах. Для оценки удовлетворенностью трудом также была разработана анкета на оценку удовлетворенности трудом работников гостиничной индустрии. Выявление взаимосвязи качества обслуживания и удовлетворенности трудом на предприятиях гостеприимства было необходимо, чтобы понять, как оно влияет на работу предприятия и деятельность сотрудников.
Анализ литературы и результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу:
1) руководству гостиничных предприятий для правильной организации трудовой деятельностей необходимо знать о потребностях и нуждах своих сотрудников, использовать мотивацию и стимулирование трудовой деятельности;
2) наибольшей эффективности мотивация достигает с использованием комплексного подхода, путем сочетании материальных и нематериальных стимулов;
3) деятельность руководителей по мотивации трудового поведения персонала должна ориентироваться не только на достижение общих целей, но и удовлетворение потребностей каждого сотрудника;
4) представленные формы и методы удовлетворенности труда могут повысить качество трудовой деятельности, как персонала, так и организации;
5) грамотно выстроенная система мотивации и организационная культура являются инструментами, повышающими качество предоставляемых услуг;
6) в целях улучшение морально-психологического климата и качества услуг следует периодически проводить оценку удовлетворенности трудом персонала.
1. Аллин, О.Н., Сальникова, Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала [Текст] : учеб. пособ. / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова - М. : Генезис, 2014 - 248 с.
2. Арбузова, М.В. Теоретический аспект качества услуг в сфере гостеприимства [Текст] : М. В. Арбузова // Экономика и управление народным хозяйством, 2015. № 1 - 45-50 С.
3. Байкова, Ю.А. Интервальная модель качества гостиничных услуг [Текст] : Ю.А. Байкова // Научный вестник МГТУ ГА, 2011. № 167 - 154-158 С.
4. Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме [Текст] : учеб. пособ. / Л.В. Баумгартен. - М. : Кнорус, 2014. 288 с.
5. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства [Текст] : учеб. пособ. / Р.А. Браймер. - М. :Аспект Пресс, 2015 - 431 с.
6. Вакуленко, Р.Я. Управление гостиничным предприятием [Текст] : учеб. пособ. / Р.А. Вакуленко. М. : Логос, 2012. - 320 с.
7. Виханский, О.С., Наумова, А.И., Петровская, И.А. Менеджмент: Век ХХ - век XXI [Текст] : учеб. пособ. / под ред.О.С. Виханского. - М. : Экономность, 2014. 336 с.
8. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] : учеб. пособ. / Ю. Ф. Волков. - Ростов на Дону : Феникс, 2015 - 367 с.
9. Вольхина, О.В. Роль качества услуг в современном бизнесе [Текст] / О.В. Вольхина // Управление государственным сектором экономики: технологии и интструменты. - М. : ИНТЕР, 2012. - 175 с.
10. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала [Текст] : учеб. по- соб. / П. Гаудж. - М. : Баланс Бизнес Букс, 2014 - 272 с.
11. Герасимов, Б.Н. Управление качеством [Текст] : учеб. пособ./ Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 304 с.
12. Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы [Текст] : учеб. пособ. / Дж.Л.. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли - 8-е изд.- М. : ИНФРА-М, 2012 - 662 с.
13. Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст] : учеб. пособ. / Е.А. Горбашко. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.
14. Грошев, И.В. Организационная культура [Текст] : учеб. пособ. / И.В. Грошев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 288 с.
15. Гуняр Франсисс Ж., Келли Джеймс М. Преобразование организации [Текст] : учеб. пособ. / Ж. Франсисс Гуняр / пер. с англ.- М. : Дело, 2014.
• 376 с...