ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ТЕКСТОЛОГИИ «ХРОНОГРАФИИ» ИОАННА
МАЛАЛЫ 11
1.1. Композиционный строй «Хронографии» Иоанна Малалы 11
1.2. Специфика освещения истории в «Хронографии» 19
ГЛАВА II. ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА КАК ТРАДИЦИОННЫЙ ЖАНР
ОПИСАНИЯ ИСТОРИИ 31
2.1. Источниковая база Пасхальной хроники 31
2.2. Значение Пасхальной хроники в ранневизантийской хронографии и
современной науке 43
ГЛАВА III. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В
«ХРОНИКЕ» МАРЦЕЛЛИНА КОМИТА 48
3.1. Отражение эпохи в произведении Марцеллина Комита 48
3.2. «Хроника» в контексте христианской культуры 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность исследования. В последнее время внимание отечественных и зарубежных исследователей в гуманитарных областях знания все более сосредоточивается на изучении проблем духовной истории человечества, особенностей мировоззрения человечества в прошлом. Одним из предметов исследования на сегодняшний день все чаще становятся ранневизантийские хроники.
История восточно-христианской хронологической традиции, становление и развитие систем летосчисления в византийскую эпоху у народов Христианского Востока, являются одной из немногих сфер исторической науки, которая до настоящего времени не увенчалась созданием общепризнанной научной концепцией. По мере возникновения все более универсальных эр развивалась и историческая хронография как тип историописания, основанный на хронологии — последовательной датировке событий.
Между тем адекватное представление о принципах ранних хронологических систем и путях их дальнейшего развития не только является необходимым для построения верной исторической хронологии, но и проливает свет на многие нерешенные вопросы хронографической традиции и историософских представлений, как в Византии, так и в сопредельных ей христианских странах. Проблемы хронологии в последнее время приобрели особую актуальность в связи с общей тенденцией к «математизации» научного знания.
Таким образом, актуальностью дипломного исследования является то, что византийский хроники представляют особый интерес для изучения процесса «переезда» империи на Восток, когда вместе с императорским двором и сенатом в Константинополе развернулось и близкое к придворным кругам летописание. В исторической перспективе латинская хроника на Востоке не получила дальнейшего развития, но сам феномен заслуживает самого пристального внимания в силу специфики культурных процессов Поздней античности.
Итак, с точки зрения исторического опыта, изучение и обобшение материалов по данной теме позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный научный интерес для ученых-историков.
Объект исследования - ранневизантийские хроники как отражение представлений эпохи византийских хронистов IV-VI вв.
Предметом исследования является специфика содержания и написания ранневизантийских хроник IV-VI вв.
Хронологические рамки исследования соответствуют хронологическим рамкам создания хроник: Иоанна Малалы, Пасхальной и Марцеллина Комита, т.е. IV - VI вв. Хронологические рамки опираются на концепцию Поздней античности (П. Браун, А. Камерон и др.), включающей принятые в отечественной науке рамки истории Ранней Византии: IV-VI вв. (по некоторым позициям - включая также 1-ю треть VII в.).
Территориально-географические рамки исследования охватывают основные провинции Ранней Византии в Восточном Средиземноморье с преимущественным вниманием к Константинополю.
Методологической базой исследования является обращение к принципам историзма и объективности, а также на теорию локальных цивилизаций, которая позволяет рассмотреть различные стороны культурноисторического процесса в движении и эволюции.
К методам исследования стоит отнести - общенаучный метод анализа и синтеза, а также специальные исторические методы:
1. историко-генетический, который ориентирован на поиск происхождения того или иного рассматриваемого явления;
2. сравнительно-исторический, который позволяет сравнить хроники между собой;
3. метод контент-анализа, который нацелен на анализ содержания источников и исследовательских возможностей при работе с ними.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Степень изученности проблемы. В ходе работы над темой «Ранневизантийские хроники и их специфика» были использованы обобщающие труды разных лет по истории (Ранней) Византии в целом: это книги отечественных византинистов, классиков исторической мысли Ю.А. Кулаковского1, Ф.И. Успенского2, А.А. Васильева3, Г. Острогорского4, коллективная «История Византии»5 в 3-х томах...
Жанр «хроники» как особый тип исторического повествования не существовал в греко-римской античности и получил свое развитие в раннехристианский и византийский период, больше из подражания «историческим» книгам Библии. Хронисты в своих произведениях чаще всего не ограничивались каким-либо ограниченным хронологическим отрезком, начиная свое повествование «от бытия мира», «от Адама» и продолжая его до дней своей современности. Очень важно отметить, что многие авторы часто опирались на труды своих предшественников, даже перенимая у них какой-либо материал. Именно поэтому ранневизантийские хроники являют собой значимую источниковедческую ценность, ввиду того что во многих хрониках были сохранены следы уже несуществующих исторических произведений о предшествующих эпохах.
Анализируя в нашем исследовании три значимые хроники: «Хронографию» Иоанна Малалы, «Пасхальную» хронику , «Хронику» Марцеллина Комита, можно проследить признаки религиозного прагма тизма, когда общественные бедствия рассматриваются как следствие греховности людей. Это объясняется тем, что авторы по большей части являлись монахами и сочинения свои предназначали в качестве руководства по мировой истории для простых читателей.
Именно поэтому и языковая структура хроник имеет свои отличительные особенности: язык по большей части простонароден и ориентируется на библейские образцы. Важно отметить, что помимо всех вышеупомянутых аспектов, хроники в качестве исторического источника впервые поставили вопроса о непрерывности и преемственности во всемирно-историческом процессе. Это явление было довольно-таки чуждым для античной философии истории. В хрониках же впервые выдвигается мысль об историческом развитии, понятие исторического прогресса.
Говоря о традиции памяти византийцев отдельно о нескольких важных исторических событиях и об эпохе IV - V вв. в целом, можно подчеркнуть общие тенденции развития традиций исторической памяти в Византии. Так, например, состояние знаний византийцев о далеком прошлом оказывается совершенно не связано с общим состоянием византийской историографии в ту или иную эпоху. С другой стороны, эти изменения почти всегда касались только знаний византийцев о современности, о недавнем прошлом, литературной манеры передачи этих знаний. В памяти о событиях более отдаленных времен, как те, о которых мы писали, всегда сохраняли свое значение совсем другие тенденции . Они были связаны не столько с эволюцией византийской исторической литературы, сколько с общими закономерностями сохранения и искажения исторической информации в любом обществе.
В рамках настоящего исследования также было рассмотрен исторический процесс формирования и развития хронологических систем — искусственных конструкций, которые создавались учеными на основе различных факторов: исторических, астрономо-математических и богословских. Приоритеты менялись по мере формирования и закрепления христианской пасхалистической и хронологической традиции.
Так, например, на первых этапах при создании пасхалий и связанных с ними систем летосчисления астрономические данные играли немаловажную роль для признания авторитета той или иной системы, то позднее , после повсеместного принятия в Церквах Востока и Запада пасхалии александрийского типа, астрономические наблюдения отошли на второй план. Конечно, одну из ведущих ролей при создании христианских «мировых эр» играли исторические данные хронографического характера, черпавшиеся как из Библии, так и из античных исторических сочинений.
В заключении стоит сказать, что дальнейшее изучение ранневизантийских хроник сделает возможным и более наглядным представление сложнейшего и многогранного процесса глобальных цивилизационных сдвигов и культурных трансформаций между античным временем и средними веками, преимущественно в Восточном Средиземноморье (Ранней Византии), где была сохранена государственность и сложно организованное общество, в отличие от романо-германской Западной Европы того же времени. Мало того, изучение ранневизантийских сочинений является важным фактором и при изучении древнерусской литературной традиции, в которой оно бытовало много столетий , а, следовательно - и для отечественной культурно-цивилизационной традиции.
1. Аверинцев, С.С. Латинская литература IV-VII вв. Смена парадигм и устойчивость традиций / С.С. Аверинцев // Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. - М.: Наследие, 1998. - С. 3-18.
1. Аверинцев, С.С. Литература// Культура Византии. IV - первая поло-вина VII вв. / С.С. Аверинцев - М.: Наука, 1984. - С. 272-278.
2. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы./ С.С. Аверинцев - М.: Coda, 1996. - 343 c.
3. Аверинцев, С.С. От античности к Средневековью (V-VI вв.): Латинская литература // История всемирной литературы: В 9 томах / C.C. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, Р.М. Самарин - М.: Наука, 1984. - С. 446-449.
4. Альбрехт, М. История римской литературы. Т. III. / М. Альбрехт - М.: Греко-латинский кабинет Ю. Шичалина, 2005. - 616 с.
5. Барг, М. А. Историческое сознание как проблема историографии /
М.А. Барг // Вопросы истории. 1982. - № 12. - С. 49-66.
6. Бибиков, М. В. Историческая литература Византии. / М. В. Бибиков. СПб.: Алетейя, 1998. - 135 с.
7. Болгов, Н.Н. К истории сейсмических катастроф и стихийных бедствий в ранней Византии (по письменным источникам) / Н.Н. Болгов // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы IV Боспорских чтений. - Керчь: ЦАИ Деметра, 2003. - С. 15-20.
8. Болгов, Н.Н. Марцеллин Комит - автор латинской хроники из Константинополя / Н.Н. Болгов // Проблемы источниковедения всеобщей истории. Вып. 1. - Белгород, 2002. - С. 77-84.
9. Болгов, Н.Н. Поздняя античность: история и культура./ Н.Н. Болгов - Белгород, 2009. - 112 с.
10. Болгов, Н.Н. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению / Н.Н. Болгов, Е.В. Литовченко, Т.В. Смирницких // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы IX Региональной НПК. Т. 1. - Белгород, 2007. - 88 с.
11. Болгов, Н.Н. Лат инский пласт культуры ранней Византии: специфика и сферы распространения / Н.Н. Болгов, Т.В. Смирницких // Мир Византии. - Белгород: БелГУ, 2007. - С. 25-27.
12. Васильев, А.А. История Византии. - Тт. 1-2. / А.А. Васильев - СПб.: Алетейя, 1998. - 564, 458 с.
13. Ващева, И.Ю. Концепция поздней античности в современной исторической науке / И.Ю. Ващева// Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия История. 2009. № 6(1). - С. 220-231.
14. Ващева, И.Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности / Автореф. докт. дисс. - Белгород, 2013. - 47 с.
15. Геростергиос, А. Юстиниан Великий — император и святой./ А. Ге- ростергиос - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 448 с...