СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению религиозности в
отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Семья: детско-родительские отношения и типы семейного
воспитания 25
1.3. Проблема связи религиозности родителей и воспитания
детей 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 50
2.1. Методы исследования связи религиозности родителей
и типа семейного воспитания 60
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
религиозности родителей религиозности родителей и типа семейного воспитания 53
2.3. Практические рекомендации по формированию гармоничного типа
воспитания в религиозных семьях 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению религиозности в
отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Семья: детско-родительские отношения и типы семейного
воспитания 25
1.3. Проблема связи религиозности родителей и воспитания
детей 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 50
2.1. Методы исследования связи религиозности родителей
и типа семейного воспитания 60
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
религиозности родителей религиозности родителей и типа семейного воспитания 53
2.3. Практические рекомендации по формированию гармоничного типа
воспитания в религиозных семьях 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность проблемы исследования. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [8].
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависят от множества факторов. В частности, это психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания,материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей, религиозность родителей.
Такие исследователи, как А. Адлер, Э. Берн, Э. Фромм, Н.И. Пирогов, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, А.М. Двойнин, О.С. Сермягина, С.З. Мюнн, А.В. Романов плотную занимались разработкой данного направления и констатировали, что проблемы взаимосвязи семьи и религии находят свои истоки в межличностных отношениях в семье.
В исследованиях рассматривается вопрос о влиянии семьи на развитие религиозности личности ребенка, но почти нет работ, посвященных связи религиозности личности родителей и типов воспитания в семье. Все вышеизложенное вызвало необходимость исследования на тему: «Взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания».
Целью данной работы является исследование взаимосвязи религиозности родителей и типов семейного воспитания.
Исходя из поставленной цели исследования, объект исследования - воспитание в религиозной семье.
Предметом исследования является связь религиозности родителей и типа семейного воспитания.
Гипотеза исследования: религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен
авторитарный тип семейного воспитания.
Для достижения поставленной цели в данной работе, а также, исходя из объекта, предмета и гипотезы предполагается решить следующие основные задачи:
• проанализировать теоретические представления о религии и религиозности в отечественной и зарубежной психологии; религиозности родителей и типов социального взаимодействия в семье;
• дать общую характеристику семьи, детско-родительских отношений и типов воспитания в семье;
• исследовать связь религиозности родителей и типов воспитания в семье;
• разработать практические рекомендации для психологов по формированию у родителей гармоничного типа семейного воспитания.
Теоретической основой исследования являются работы по психологии и социальной психологии таких авторов, как Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, М.Ю. Горбунова, Е.С. Кузьмин, Н.И. Леонов, В.И. Назаров, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, Н.И. Семечкин, Н.П. Фетискин и другие, а также социальнопсихологические и общепсихологические положения современных теорий религиозности личности и социального взаимодействия в семье таких авторов, как Н.А. Батурин, Б.С. Братусь, В.И. Гараджа, К.К. Платонов, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Столин, Д.Н. Угринович, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев, И.Н. Яблоков и другие.
Методы исследования:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение,
систематизация;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, количественные оценки, математико-статистических критерии Спирмена и t- Стьюдета для независимых переменных.
В качестве базовых методик нами использовались следующие: методика «Шкала религиозной ориентации» (Г.Олпорт, Д.Росс) и методика «Тип (стратегии) семейного воспитания» (С.С. Степанова).
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 52 человека. Эмпирическое исследование проводилось на базе Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Исход» города Белгорода.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложений.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [8].
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависят от множества факторов. В частности, это психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания,материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей, религиозность родителей.
Такие исследователи, как А. Адлер, Э. Берн, Э. Фромм, Н.И. Пирогов, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, А.М. Двойнин, О.С. Сермягина, С.З. Мюнн, А.В. Романов плотную занимались разработкой данного направления и констатировали, что проблемы взаимосвязи семьи и религии находят свои истоки в межличностных отношениях в семье.
В исследованиях рассматривается вопрос о влиянии семьи на развитие религиозности личности ребенка, но почти нет работ, посвященных связи религиозности личности родителей и типов воспитания в семье. Все вышеизложенное вызвало необходимость исследования на тему: «Взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания».
Целью данной работы является исследование взаимосвязи религиозности родителей и типов семейного воспитания.
Исходя из поставленной цели исследования, объект исследования - воспитание в религиозной семье.
Предметом исследования является связь религиозности родителей и типа семейного воспитания.
Гипотеза исследования: религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен
авторитарный тип семейного воспитания.
Для достижения поставленной цели в данной работе, а также, исходя из объекта, предмета и гипотезы предполагается решить следующие основные задачи:
• проанализировать теоретические представления о религии и религиозности в отечественной и зарубежной психологии; религиозности родителей и типов социального взаимодействия в семье;
• дать общую характеристику семьи, детско-родительских отношений и типов воспитания в семье;
• исследовать связь религиозности родителей и типов воспитания в семье;
• разработать практические рекомендации для психологов по формированию у родителей гармоничного типа семейного воспитания.
Теоретической основой исследования являются работы по психологии и социальной психологии таких авторов, как Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, М.Ю. Горбунова, Е.С. Кузьмин, Н.И. Леонов, В.И. Назаров, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, Н.И. Семечкин, Н.П. Фетискин и другие, а также социальнопсихологические и общепсихологические положения современных теорий религиозности личности и социального взаимодействия в семье таких авторов, как Н.А. Батурин, Б.С. Братусь, В.И. Гараджа, К.К. Платонов, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Столин, Д.Н. Угринович, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев, И.Н. Яблоков и другие.
Методы исследования:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение,
систематизация;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, количественные оценки, математико-статистических критерии Спирмена и t- Стьюдета для независимых переменных.
В качестве базовых методик нами использовались следующие: методика «Шкала религиозной ориентации» (Г.Олпорт, Д.Росс) и методика «Тип (стратегии) семейного воспитания» (С.С. Степанова).
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 52 человека. Эмпирическое исследование проводилось на базе Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Исход» города Белгорода.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Религия - тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни, основанная на вере в реальное существование Бога (шире- высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, а также поведение и совершение соответствующих вере действий (культ).
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы. Нет единого подхода к пониманию религии и религиозности. Но вместе, с тем, несмотря на многочисленность подходов к изучению данных понятий, мы можем обозначить критерии религиозности, которых придерживается большая часть ученых.
Практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в регулярных культовых действиях (посещение храма, соблюдение постов и пр.).
Приверженцы этой концепции говорят о комплексности критерия религиозности, выражающейся в строгом соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мысли, предписываемого той или иной религиозной традицией.
Религиозная самоидентификация в данной концепции не играет роли, так как она не предполагает, что данный человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует религиозным практикам. Подход Д. М. Угриновича указывает на логическое основание находит свое выражение в двух видах пр изнаков: относящихся к сфере религиозного сознания (религиозная вера) и к сфере его поведения (участие в религиозной деятельности). Олпорт выделил качественные характеристики религиозности, отличающиеся друг от друга по формам и зрелости взглядов,
по степени влияния этих взглядов на их жизнь: внешняя (неразвитая) религиозная ориентация и внутренняя (подлинная) религиозность.
Религиозность родителей, будучи сложным психологическим феноменом, различным образом связана с характером и типами воспитания в семье. В целом эти взаимосвязи отражают ситуацию, когда высокие показатели религиозности родителей соотносятся с положительными характеристиками социального взаимодействия в семье.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Наша работа была посвящена исследованию взаимосвязи религиозности и родителей и типов семейного воспитания. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• У родителей, с внутренней религиозной ориентацией, преобладающим типом воспитания является авторитетный, то есть самый гармоничный тип воспитания для развития ребенка, который характеризуется теплыми и дружественными взаимоотношениями внутри семьи и регулярным общением между ее членами.
В то же время родители требуют от детей, чтобы они придерживались определенной дисциплины, и возлагают на них реалистичные надежды.
• Наибольшее число из группы родителей с внешней религиозной ориентацией выбирают авторитарный тип воспитания характеризующийся нередко нереалистичностью взгляда на ребенка, его поступки, способности, склонность к занижению достоинств, неудовлетворенность ребенка, его личностными качествами и поведением.
Также результаты указывают на то, что не все родители, которые посещают церковь и следуют религиозным канонам находятся в гармонии с этими канонами, а религия играет для них второстепенную роль и служит достижению других целей.
Таким образом, гипотеза исследования, что религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен авторитарный тип семейного воспитания, подтвердилась.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы. Нет единого подхода к пониманию религии и религиозности. Но вместе, с тем, несмотря на многочисленность подходов к изучению данных понятий, мы можем обозначить критерии религиозности, которых придерживается большая часть ученых.
Практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в регулярных культовых действиях (посещение храма, соблюдение постов и пр.).
Приверженцы этой концепции говорят о комплексности критерия религиозности, выражающейся в строгом соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мысли, предписываемого той или иной религиозной традицией.
Религиозная самоидентификация в данной концепции не играет роли, так как она не предполагает, что данный человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует религиозным практикам. Подход Д. М. Угриновича указывает на логическое основание находит свое выражение в двух видах пр изнаков: относящихся к сфере религиозного сознания (религиозная вера) и к сфере его поведения (участие в религиозной деятельности). Олпорт выделил качественные характеристики религиозности, отличающиеся друг от друга по формам и зрелости взглядов,
по степени влияния этих взглядов на их жизнь: внешняя (неразвитая) религиозная ориентация и внутренняя (подлинная) религиозность.
Религиозность родителей, будучи сложным психологическим феноменом, различным образом связана с характером и типами воспитания в семье. В целом эти взаимосвязи отражают ситуацию, когда высокие показатели религиозности родителей соотносятся с положительными характеристиками социального взаимодействия в семье.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Наша работа была посвящена исследованию взаимосвязи религиозности и родителей и типов семейного воспитания. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• У родителей, с внутренней религиозной ориентацией, преобладающим типом воспитания является авторитетный, то есть самый гармоничный тип воспитания для развития ребенка, который характеризуется теплыми и дружественными взаимоотношениями внутри семьи и регулярным общением между ее членами.
В то же время родители требуют от детей, чтобы они придерживались определенной дисциплины, и возлагают на них реалистичные надежды.
• Наибольшее число из группы родителей с внешней религиозной ориентацией выбирают авторитарный тип воспитания характеризующийся нередко нереалистичностью взгляда на ребенка, его поступки, способности, склонность к занижению достоинств, неудовлетворенность ребенка, его личностными качествами и поведением.
Также результаты указывают на то, что не все родители, которые посещают церковь и следуют религиозным канонам находятся в гармонии с этими канонами, а религия играет для них второстепенную роль и служит достижению других целей.
Таким образом, гипотеза исследования, что религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен авторитарный тип семейного воспитания, подтвердилась.
Подобные работы
- Взаимосвязь религиозности родителей и типа семейного воспитания (без заключения)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РОССИИ ВРЕМЕН СССР
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2014 - ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Отражение семейных ценностей в журналистских публикациях
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ СО СКРЫТОЙ ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019





