Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №92653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению религиозности в
отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Семья: детско-родительские отношения и типы семейного
воспитания 25
1.3. Проблема связи религиозности родителей и воспитания
детей 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 50
2.1. Методы исследования связи религиозности родителей
и типа семейного воспитания 60
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
религиозности родителей религиозности родителей и типа семейного воспитания 53
2.3. Практические рекомендации по формированию гармоничного типа
воспитания в религиозных семьях 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность проблемы исследования. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.
Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [8].
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависят от множества факторов. В частности, это психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания,материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей, религиозность родителей.
Такие исследователи, как А. Адлер, Э. Берн, Э. Фромм, Н.И. Пирогов, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, А.М. Двойнин, О.С. Сермягина, С.З. Мюнн, А.В. Романов плотную занимались разработкой данного направления и констатировали, что проблемы взаимосвязи семьи и религии находят свои истоки в межличностных отношениях в семье.
В исследованиях рассматривается вопрос о влиянии семьи на развитие религиозности личности ребенка, но почти нет работ, посвященных связи религиозности личности родителей и типов воспитания в семье. Все вышеизложенное вызвало необходимость исследования на тему: «Взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания».
Целью данной работы является исследование взаимосвязи религиозности родителей и типов семейного воспитания.
Исходя из поставленной цели исследования, объект исследования - воспитание в религиозной семье.
Предметом исследования является связь религиозности родителей и типа семейного воспитания.
Гипотеза исследования: религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен
авторитарный тип семейного воспитания.
Для достижения поставленной цели в данной работе, а также, исходя из объекта, предмета и гипотезы предполагается решить следующие основные задачи:
• проанализировать теоретические представления о религии и религиозности в отечественной и зарубежной психологии; религиозности родителей и типов социального взаимодействия в семье;
• дать общую характеристику семьи, детско-родительских отношений и типов воспитания в семье;
• исследовать связь религиозности родителей и типов воспитания в семье;
• разработать практические рекомендации для психологов по формированию у родителей гармоничного типа семейного воспитания.
Теоретической основой исследования являются работы по психологии и социальной психологии таких авторов, как Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, М.Ю. Горбунова, Е.С. Кузьмин, Н.И. Леонов, В.И. Назаров, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, Н.И. Семечкин, Н.П. Фетискин и другие, а также социально­психологические и общепсихологические положения современных теорий религиозности личности и социального взаимодействия в семье таких авторов, как Н.А. Батурин, Б.С. Братусь, В.И. Гараджа, К.К. Платонов, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Столин, Д.Н. Угринович, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев, И.Н. Яблоков и другие.
Методы исследования:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение,
систематизация;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, количественные оценки, математико-статистических критерии Спирмена и t- Стьюдета для независимых переменных.
В качестве базовых методик нами использовались следующие: методика «Шкала религиозной ориентации» (Г.Олпорт, Д.Росс) и методика «Тип (стратегии) семейного воспитания» (С.С. Степанова).
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 52 человека. Эмпирическое исследование проводилось на базе Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Исход» города Белгорода.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Религия - тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни, основанная на вере в реальное существование Бога (шире- высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, а также поведение и совершение соответствующих вере действий (культ).
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы. Нет единого подхода к пониманию религии и религиозности. Но вместе, с тем, несмотря на многочисленность подходов к изучению данных понятий, мы можем обозначить критерии религиозности, которых придерживается большая часть ученых.
Практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в регулярных культовых действиях (посещение храма, соблюдение постов и пр.).
Приверженцы этой концепции говорят о комплексности критерия религиозности, выражающейся в строгом соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мысли, предписываемого той или иной религиозной традицией.
Религиозная самоидентификация в данной концепции не играет роли, так как она не предполагает, что данный человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует религиозным практикам. Подход Д. М. Угриновича указывает на логическое основание находит свое выражение в двух видах пр изнаков: относящихся к сфере религиозного сознания (религиозная вера) и к сфере его поведения (участие в религиозной деятельности). Олпорт выделил качественные характеристики религиозности, отличающиеся друг от друга по формам и зрелости взглядов,
по степени влияния этих взглядов на их жизнь: внешняя (неразвитая) религиозная ориентация и внутренняя (подлинная) религиозность.
Религиозность родителей, будучи сложным психологическим феноменом, различным образом связана с характером и типами воспитания в семье. В целом эти взаимосвязи отражают ситуацию, когда высокие показатели религиозности родителей соотносятся с положительными характеристиками социального взаимодействия в семье.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Наша работа была посвящена исследованию взаимосвязи религиозности и родителей и типов семейного воспитания. В результате исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• У родителей, с внутренней религиозной ориентацией, преобладающим типом воспитания является авторитетный, то есть самый гармоничный тип воспитания для развития ребенка, который характеризуется теплыми и дружественными взаимоотношениями внутри семьи и регулярным общением между ее членами.
В то же время родители требуют от детей, чтобы они придерживались определенной дисциплины, и возлагают на них реалистичные надежды.
• Наибольшее число из группы родителей с внешней религиозной ориентацией выбирают авторитарный тип воспитания характеризующийся нередко нереалистичностью взгляда на ребенка, его поступки, способности, склонность к занижению достоинств, неудовлетворенность ребенка, его личностными качествами и поведением.
Также результаты указывают на то, что не все родители, которые посещают церковь и следуют религиозным канонам находятся в гармонии с этими канонами, а религия играет для них второстепенную роль и служит достижению других целей.
Таким образом, гипотеза исследования, что религиозность родителей связана с типом семейного воспитания и проявляется в следующих особенностях: для родителей с внутренней религиозной направленностью характерен выбор демократического или индифферентного стилей воспитания, тогда как родителям с внешней религиозной направленностью свойственен авторитарный тип семейного воспитания, подтвердилась.


1. Авлова С.Д. Религия в современном мире: проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С.33 - 38.
2. Авдеева Н.А. Взаимоотношения подростка в семье // Воспитание школьников. - 2005.- №7. - С. 17-22.
3. Аккерман Н.В. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. - 2000. №7. - С. 98-99.
4. Апшева С.Ю., Малухова Ф.В. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 7 - 14.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 263 с.
6. Братусь Б. С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестн. Моск. ун-та. Психология. - 2011. - №1.- С.25-38.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 3. М., 1983. - 641 с.
8. Гичиева Д.Г. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка // Проблемы и перспективы развития в России. - 2010. - № 3. - С. 58 - 61.
9. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2003. - №1.- С. 81-84.
10. Зенько Ю. М. Психология и религия. - СПб. : Алетейя, 2002. - 384 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2006. - 452 с.
12. Киселева Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. - 2014. - № 1 (1). - С. 67 - 70.
13. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на подростка и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. - 2001. - №2. - С. 59-65.
14. Колякина Е. А. Определение сущности понятия «Религиозность» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - № 3. - С. 65 - 71.
15. Лагунов А.А. О результатах социологического опроса «Религия и я» // Пространство и Время. - 2012 . - № 4 - С. 57-59...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ