Введение 3
Глава 1. Особенности деловой журналистики 12
1.1. Понятие и структура деловой журналистики 12
1.2. Деловая журналистика в России 21
Глава 2. Своеобразие ежемесячного делового журнала Forbes
2.1. Выход Forbes на мировой рынок прессы 32
2.2. Своеобразие журнала Forbes как делового издания 37
Глава 3. Публикации Forbes как отражение редакционной
политики 57
3.1. Влияние установок и взглядов редакторов журнала на
формирование редакционной политики 57
3.2. Колонка главного редактора как отражение настроения всего
издания 66
3.3. Механизмы воздействия делового издания на социальноэкономическую среду 76
3.4. Экспертная составляющая Forbes в формировании социальноэкономического
дискурса 80
Заключение 96
Литература
Начало 90-х гг. в России характеризуется возникновением и оперативным динамичным развитием рыночной экономики. Отражение такой экономики мы увидели в появлении класса российских предпринимателей, для которых жизненно важной становится информация об экономике, изменениях в деловой среде и конкурентах. Деловые СМИ стали ответом на эту информационную потребность, прочно заняв свою успешную нишу журналистики в России.
Оценивая нынешнее состояние российского бизнеса, нельзя обойти вниманием период его становления в постперестроечные годы. После развала СССР, в первые несколько лет функционирования Российской Федерации как отдельной страны, легитимному бизнесу в стране трудно было развиваться в отсутствие правового поля. Несмотря на то, что частному предпринимательству в то время давались большие льготы для развития, тем не менее, многие важные законы, регулирующие экономическую сферу, в стране еще не были приняты, поэтому в условиях бесконтрольности и отсутствия значительной части законодательной базы, образовывалось немалое количество кооперативов и частных предприятий, деятельность которых нередко сопровождалась криминальными проявлениями.
Вместе с тем, уже к концу 90-х и началу 2000-х гг. государство принимало очень много законов, которые упорядочивали деятельность малого, среднего и крупного бизнеса. Соответственно менялось и отношение к нему людей, у части предпринимательского населения возникало желание развивать свой бизнес. Те бизнесмены, которые продолжали видеть в бизнесе свое будущее, понимали, что криминалу здесь не место и старались строить свою работу в правовом поле государства.
Появление деловой журналистики помогло увидеть и рассмотреть процессы становления бизнеса, преимущества ведения легального бизнеса, основанного на соблюдении законов. Подобная информация со страниц авторитетных деловых СМИ страны подталкивала предпринимателей, которые еще не избавились от противозаконных действий, далее развивать свое дело, следуя всем законам.
На сегодняшний день, деловая журналистика - одно из наиболее стремительно развивающихся направлений системы средств массовой информации. Непрерывно растет количество СМИ, обеспечивающих аудиторию объективной деловой информацией. Аудитория деловой журналистики, в своем большинстве, - это влиятельные предприниматели, политики, а потому нельзя недооценивать воздействие деловых СМИ на бизнес-среду. Одним из наиболее значимых российских СМИ, выполняющих задачу объективного отражения картины легального успешного бизнеса, стала русскоязычная версия финансово-экономического журнала «Форбс» (далее - Forbes), основанная в России в 2004 г. Помимо своей популярности, Forbes - одно из наиболее цитируемых, авторитетных изданий.
Актуальность темы состоит в необходимости изучения особенностей одного из влиятельнейших журналов - Forbes, являющегося важным субъектом деловой коммуникации, влияющим на формирование социально - политического дискурса. Несмотря на этот факт, большинство аналитиков, при составлении прогнозов развития социально-экономической среды, не учитывают влияния данного издания на состояние бизнес-среды. Приоритетным заданием нашего исследования мы видим определение особых качеств журнала как субъекта социально-экономического дискурса.
Новизну исследования определяют: во-первых, объект исследования (поскольку о деловой журналистике говорят многие ученые, однако до настоящего момента нет ни одной работы, исследующей в рамках деловой прессы конкретно журнал Forbes как субъект влияния на бизнес-среду), во- вторых, ракурс исследования - журнал изучается в его типологических характеристиках, жанрово-тематическом своеобразии; в-третьих, проводится анализ редакционной политики журнала и деятельности главных редакторов, концептуально влияющих на специфические свойства журнала как субъекта формирования социально-экономического дискурса.
Целью магистерской диссертации выявление факторов влияния Forbes на формирование социально-экономического дискурса на основе изучения концепции и направлений издания, проблемно-тематической структуры, состава экспертов и авторов журнала, а также редакционной политики.
Для достижения данной цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические подходы к рассмотрению предмета «деловое издание как субъект формирования дискурса».
2. Дать определение и объяснить структуру деловой журналистики.
3. Проследить эволюцию журнала Forbes и определить структуру, жанрово-тематическое своеобразие и композиционно-графическую модель журнала Forbes.
4. Исследовать редакционную политику журнала на основе мировоззрения и жизненных установок его главного редактора.
5. Провести сравнительный и контекстуальный анализ публикаций трех главных редакторов Forbes, размещенных в колонке редактора и влияющих на формирование социально-экономического дискурса
6. Проанализировать уровень авторитетности издания на основе цитируемости его публикаций и определения уровня экспертной составляющей среди общего состава авторов.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что проведенное исследование дает представление о современном состоянии деловой прессы в России, об отличительных характеристиках качественного делового издания от других СМИ. Исследование представляет финансово-экономический журнал Forbes как неотъемлемый субъект формирования социально-экономического дискурса, субъект, мощно воздействующий на экономическую и бизнес-среду, способный изменять ход действий в этой среде со стороны ее активных участников - бизнесменов и политиков. Сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования журналистики, экономики и бизнес-среды.
Практической значимостью исследования являются результаты, которые могут быть использованы на практических занятиях студентов факультетов журналистики и экономики. Результаты могут быть применены специалистами в исследованиях, касающихся изучения экономической среды и бизнес-среды. Материалы работы могут найти применение в практике преподавания курса «Деловая журналистика» в вузах, а также в спецкурсах и спецсеминарах.
Объект исследования - российская версия ежемесячного финансово - экономического журнала Forbes.
Предмет исследования - воздействие Forbes на формирование социально-экономического дискурса.
Методы исследования. В ходе исследования использовались: метод сравнительного анализа, структурно-функциональный метод,
биографический метод, контент-анализ текстов, методы прикладной социологии - мониторинг и наблюдение. Также использован метод фокусированного интервью с главным редактором издания.
Метод сравнительного анализа был избран для наиболее точной оценки подхода действующего и предшествующих главных редакторов Forbes к построению редакционной политики и был применен в изучении их многочисленных интервью и авторских колонок в журнале каждого из них в качестве главного редактора.
Благодаря структурно-функциональному методу были определены типологические особенности Forbes как делового издания, его функции, а также определен и проанализирован состав редакции журнала, отражающий профессионализм и экспертный уровень авторов.
Контент-анализ текстов дал четкое представление о жанровотематическом своеобразии журнала, приоритетных темах, акцентуации проблемных зон экономики.
Нельзя недооценить методы мониторинга и наблюдения в данной работе. До написания магистерской диссертации велся мониторинг наиболее успешных материалов, выходящих под редакцией Forbes. Данная тема диссертации была выбрана именно благодаря длительному наблюдению за отношением аудитории к журналу Forbes и фиксации заметного повышения внимания к изданию
Метод непосредственного контакта с носителем информации заключается в проведенном интервью с Эльмаром Муртазаевым в мае 2015 г., на тот момент действующим главным редактором Forbes. Интервью было проведено непосредственно для получения наиболее полной информации о состоянии журнала Forbes с последующим применением полученной информации непосредственно в магистерской диссертации.
Научно-теоретической базой исследования являются научные работы специалистов, анализирующих деловые СМИ как особый тип издания, рассматривающих их функции, цели, структуру аудитории, влияние на состояние деловой среды. Методологическое значение для данной работы имели труды Бережной М.А., Вартановой Е.Л., Виноградовой С.М., Виноградовой К.Е., Гавры Д.П., Грабельникова А.А., Засурского А.Н., Ереминой Л.Д., Кима М. Н., Кулева В.С., Мельник Г.С., Мисонжникова Б.Я., Мордовской Е.И., Овсепяна Р.П., Письменной Е.В., Тепляшиной А.Н., Тулупова В.В. и др. Приняты во внимание работы, намечающие подходы к определению понятия дискурс (Дускаева Л.Р., Добросклонская Т.Г., Клушина Н.И. и др.)...
Переход к рыночной экономике и началу активного развития предпринимательства в начале 90-х гг. принес с собой острую потребность в качественной деловой информации. Аудитории необходимы были экономические знания, а вместе с ними и актуальная информация о ситуации в экономической сфере страны, событиях, тенденциях и направлениях в бизнесе. Нужны были конкретные знания и конкретные примеры. Ответом на появившуюся потребность стали деловые СМИ, которые начали постепенно появляться в России в эти годы.
В 2004 г. на российский рынок приходит финансово -экономический журнал Forbes, который на тот момент уже завоевал многолетнее признание в США, где являлся лидером среди деловых СМИ по тиражу и объему аудитории. Россия становится 5 страной, где появляется Forbes. Также как и ее американская версия, российская версия издания отличается от других СМИ наиболее полной информацией о влиятельных игроках бизнеса, их проектах, провалах и успехах, о тенденциях в экономической сфере, идеях и прогнозах касаемо бизнеса и экономики. Визитной карточкой российского Forbes становятся и ежеквартальные и ежегодные рейтинги. В первую очередь, это рейтинг самых богатых россиян, но также и всевозможные другие: сто самых успешных стартапов, сто самых влиятельных женщин в бизнесе, сто наиболее прибыльных компаний России и так далее.
Журнал Forbes, ставший главным объектом нашего исследования, был выбран не случайно. В ходе длительного наблюдения был обнаружен факт высокого уровня доверия к изданию со стороны аудитории. Основываясь на проведенном исследовании, опубликованном на главном сайте российского Forbes, аудитория этого издания - в большинстве своем, влиятельные бизнесмены, политики, экономисты, а именно непосредственные участники социально-экономической сферы. Основываясь на информации, полученной в ходе наблюдения, о высоком уровне доверия среди такого рода влиятельной аудитории, нами было решено провести исследование. Гипотезой исследования стало: влияние журнала Forbes на социальноэкономическую среду и бизнес-среду настолько велико, что способно не просто влиять на нее, но и изменять ее.
Первостепенной задачей в исследовании поставленного вопроса стало подтверждение того факта, что Forbes относится к типу деловой прессы. Проанализировав теоретическую часть, известную о деловой журналистике на сегодняшний день, были выявлены основные характеристики качественного делового СМИ. Публикации Forbes были проверены на соответствие данным характеристикам, после чего было сделано подтверждение о принадлежности издания к данному типу печатных СМИ.
Неотъемлемой задачей перед нами мы видели интервьюирование главного редактора Forbes, так как нам важно было его понимание того, почему журнал способен формировать социально-экономический дискурс. Интервью было проведено в мае 2015 г. с Эльмаром Муртазаевым, главным редактором журнала на тот момент. Однако в январе 2016 г. в редакции произошли существенные изменения и в связи с покупкой журнала новой издательской компанией, часть редакционного коллектива изменилась, в том числе и пост главного редактора с января 2016 г. занял Николай Усков. Тем не менее, результаты, полученные в ходе интервью с Э. Муртазаевым, обладают высокой экспертной составляющей, и могут быть использованы в качестве качественной надежной информации, на которую можно опираться.
Бывший главный редактор выделил 4 основных фактора, имеющихся в Forbes и формирующих социально-экономическую среду. В первую очередь, это всемирно известные рейтинги, составляемые редакцией журнала, которые являются своеобразной площадкой для презентации себя в качестве успешного бизнесмена. Но методика Forbes такова, что претенденту на место в рейтинге задается очень много вопросов и, если что -то вызывает сомнения, то это не учитывается. Как следствие, рейтинги журнала - не только площадка для самопрезентации, но и максимум открытой информации о бизнесе, что, как правило, имеет повышенный интерес со стороны читателей.
Также одной из важнейших задач редакторы Forbes видят объяснение аудитории всех сложностей и тонкостей устройства бизнеса. Именно этому посвящены расследования в издании.
Ранжирование бизнесменов в рейтинге с указанием их состояния в денежном эквиваленте Э. Муртазаев назвал третьим неотъемлемым пунктом, пояснив, что показателем успеха в бизнесе являются именно деньги и читателем делового издания необходимо видеть конкретные суммы.
Четвертым фактором, относящемся к Forbes и формирующим экономическую среду, Эльмар Муртазаев назвал пропаганду журналом идей о том, что быть богатым - это норма, быть миллиардером - это хорошо, тратить деньги - это не позор. Здесь уже задействована психология аудитории, ведь степень ее доходов зависит, в том числе, и от отношения к деньгам.
Исходя из полученной информации от Э. Муртазаева, на наш взгляд, склониться к тому, что Forbes способен формировать и изменять социальноэкономический дискурс, вполне можно уже. Ведь из четырех факторов, выделенных бывшим главным редактором журнала, следует, что издание формирует наиболее полную информационную базу для всех необходимых моментов в построении бизнеса, а вместе с тем не забывает и о психологическом настрое аудитории на успех.
Следующим моментом для рассмотрения мы выбрали уже доказанные научным сообществом механизмы воздействия печатного издания на аудиторию и рассмотрели те механизмы, которые могут быть применимы к публикациям Forbes. Ими стали интернализация, податливое согласие, а также вызванный ими «эффект ореола» в сознании аудитории. Также одним из методов воздействия на читателей, применяемый в исследуемом СМИ, стал метод максимального соответствия уровня публикуемой информации уровню знаний аудитории. В издании невозможно найти объяснение экономических терминов или максимально упрощенного объяснения сложных экономических событий, так как предполагается, что аудиторией журнала являются не те, кто только начинает обучаться бизнесу и экономике, а уже непосредственно активные участники данной сферы. Исходя из того, что тираж российского Forbes - лидер среди тиражей остальных деловых журналов страны, а также из того, что аудитории, которая не является активным участником экономической среды и бизнес-среды, будет не столь понятна информация из журнала, то вполне объективно предположить, что большую часть аудитории российского Forbes действительно составляют влиятельные бизнесмены, экономисты и политики.
В ходе нашего исследования была также рассмотрена редакционная политика журнала с позиции взглядов, принципов и мировоззрений его главного редактора. Ведь насколько сильна бы не была этика журналиста, настроения и принципы главного редактора, так или иначе, найдут отражение в издании.
Для составления наиболее полной картины мы сравнили колонки главного редактора и интервью действующего главного редактора Н. Ускова с его предшественниками - Э. Муртазаевым и Е. Осетинской. В ходе сравнения определили значительную разницу в отношении к политике и экономике Николая Ускова от высказываний об этом двух предыдущих главных редакторов. Данная разница в высказываниях, а также в подходе к руководству журналом может ближайшее время может послужить существенным изменениям в Forbes.
Последним, однако, наиболее важным пунктом в нашем исследовании мы определили экспертную составляющую среди авторов публикаций Forbes. Для этого было проанализированы возрастная категория, а также уровень приближенности к исследуемой теме среди 125 авторов издания.
Было выявлено, что эксперты среди них составляют большинство, а именно 56 %. Экспертами в данном случае выступают непосредственно влиятельные игроки бизнеса, экономики и политики.
Следует подчеркнуть, что для деловой аудитории качественная информация из надежных источников максимально важна, а, следовательно, обращая свое внимание на высокий уровень экспертной составляющей среди авторов СМИ, вполне логично предположить, что успешные бизнесмены за такой информацией обращаются именно к Forbes. Говоря о Forbes, как о субъекте, формирующем социально -экономический дискурс, к высокому уровню экспертов следует также добавить и вышеперечисленные характеристики издания, как авторитетного СМИ, лидера мнений. Следствием повышенного внимания к публикациям журнала со стороны бизнесменов и экономистов, следует подчеркнуть способность Forbes, воздействуя на сознание большого числа участников данной экономической среды, не только формировать эту среду, но изменять ее.
Считаем, что заявленная гипотеза научного исследования подтверждается.
1. Абакумова М. Как современные стадионы меняют городское
пространство [Электронный ресурс]. URL:
http://www.forbes.ru/mneniya-column/idei/275135-kak-sovremennye- stadiony-menyayut-gorodskoe-prostranstvo.
2. Абакумова М. Кто владеет самой дорогой недвижимостью рядом с
Кремлем [Электронный ресурс]. URL:
http://www.forbes.ru/finansy/nedvizhimost/234700-kto-vladeet-dorogoi- nedvizhimostyu-raspolozhennoi-ryadom-s-kremlem.
3. Абакумова М. Лицом к миру: нужны ли городам всемирные выставки
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.forbes.ru/finansy/nedvizhimost/311287 -litsom-k-miru-nuzhny- li-gorodam-vsemirnye-vystavki.
4. Абакумова М. Место науки: как встраивать университеты в городскую
среду [Электронный вариант]. URL:
http://www.forbes.ru/mneniya/mir/270793-mesto-nauki-kak-vstraivat- universitety-v-gorodskuyu-sredu.
5. Абакумова М. Поперек дороги: зачем городам пешеходные мосты
[Электронные ресурсы]. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-
column/307301-poperek-dorogi-zachem-gorodam-peshekhodnye-mosty.
6. Абакумова М. Утолить город: почему в век урбанизации нужно бороться с разрастанием городов [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/mneniya/idei/318043-utolit-gorod-pochemu-v-vek- urbanizatsii-nuzhno-borotsya-s-razrastaniem-gorodov.
7. Берти Форбс и история создания «журнала миллиардеров», Курс «Американская журналистика» [Электронный ресурс]. URL: http://ushistory.ru/esse/1126-berti-forbs-i-istorija-sozdanija-zhurnala- milliarderov.html.
8. Блог «Урбанистика» на главном сайте Forbes [Электронный ресурс].
URL: http ://www.forbes.ru/kompanii-opinion/infrastruktura/248253-
urbanistika.
9. Вержбицкий А. Руденко П. Финансы в бутике: ради чего
инвестбанкиры бросают работу в корпорациях [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/305181 -finansy-v-butike-
radi-chego-investbankiry-brosayut-rabotu-v-korporatsiyak.
10. Виноградова К. Е. Деловые СМИ в социальном контексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 3. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 2. C. 130-139.
11. Виноградова К. Е. Социальная ответственность в деловых СМИ: опыт взаимодействия с властью и бизнесом в условиях кризиса: автореф. дис. канд. полит. наук. - СПб.: СПбГУ, 2010. - С. 22.
12. Виноградова К. Е. Специфика подготовки публикаций в деловых средствах массовой информации // Текст в системе обучения журналиста: Материалы круглого стола (10 декабря 2009 г.) / под ред.
М. Г. Боровик, Г. С. Мельник. СПб., 2010. С. 41-43.
13. Виноградова К.Е. Стратегические задачи деловой прессы в условиях кризиса // Журналистский ежегодник. - N 1. - 2012. - С. 35-38.
14. Виноградова С.М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. - М.: Юрайт, 2015. - 502 с.
15. Вырковский А.В. Деловая журналистика. - М.: Типография
«Новости», 2012. - 723 с...