Введение 3
Глава I. Взаимоотношения империи с этно-конфессиональными группами
1.1. Переплетение интересов Империи и христианства 15
1.2. Противоборство империи и язычников 24
1.3. Взаимоотношения империи и иудеев 32
1.4. Противоречия между самаритянами и Империей в ранневизантийской Палестине 44
Глава II. Самаритяне в межконфессиональных отношениях позднеантичной Палестины
11.1. Религиозные особенности самаритян и устройство их общины 51
11.2. Конфессиональные противоречия между самаритянами и христианами в
ранневизантийской Палестине 58
11.3. Религиозные разногласия самаритян и иудеев 63
11.4. Взаимоотношения между самаритянами и язычниками 70
Глава III. Самаритянские восстания как крайняя степень противоречий в Палестине. Место самаритян в истории
111.1. Самаритянское сопротивление административному нажиму в IV-V вв.
Восстание 484 г 77
111.2. Империя против общины самаритян в VI веке. Восстания 529 г. и 555 г. 85
111.3. Самаритяне в исторической ретроспективе 92
Заключение 104
Список используемой литературы
Источники 109
Исследования 111
Список сокращений 120
Актуальность. История самаритян как народа очень интересна для изучения. Исследование ныне малочисленной этнической общности, сохранившей свои традиционные особенности через тысячелетия, наглядно показывает важность религиозного фактора для сохранения человеческой общности. Многовековая история показывает значение осознания самаритянами себя как наследников древней этнической и конфессиональной традиции, воспитания этого самосознания в каждом поколении через передачу традиционных культурных ценностей для сохранения своей идентичности. Кроме того, в современной Палестине особо остро стоят проблемы мирного сосуществования представителей разных конфессий, и актуально изучение исторических периодов относительного равенства религий в этом регионе и причин крушения такой системы.
Предмет исследования: особая модель религиозной политики Византии по отношению к самаритянам.
Объект исследования: Конфессиональная система Византии, взаимоотношения религий внутри империи между собой и с властью.
Хронологические рамки исследования. Нижней хронологической границей исследования является издание Миланского эдикта (313 г. н. э.), начало изменения имперской религиозной политики, верхней - завоевание Палестины мусульманами (614 г.), завершение пребывания самаритян под властью Византии. В третьем параграфе третьей главы рассматривается связь истории самаритян с их нынешним положением в мировом сообществе, а следовательно рассматривается всё временя существования самаритян.
Географические рамки исследования: Провинция Палестина, после 429 г. разделённая на три новые провинции: Палестину Первую, включавшую в себя Иудею и Самарию; Палестину Вторую, включавшую Г алилею и Декаполис; Палестину Третью в составе Негева, Синая и южного Заиорданья. Данный регион был выбран как место преимущественного расселения самаритян.
Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход. Для нас представляется чрезвычайно важным сравнить религиозный подход Восточной Римской империи к разным религиям, и место конкретного актора религиозной системы - самаритян, в конфессиональной модели империи. В связи с уклоном в культурную сферу методологической основой является цивилизационный подход, основанный на изучении культуры конкретных обществ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принцип системности, который предполагает рассмотрение фактов в совокупности и развитии; изучение структуры и функций предмета исследования, его многообразных связей, образующих определенную целостность; принцип историзма, то есть рассмотрение всех событий в исторической обусловленности и взаимосвязи; принцип объективности, который предполагает, что источники и факты имеют объективное содержание и с помощью их анализа может быть восстановлена историческая картина прошлого. Комплексный анализ источников как непременное условие исторического познания дает возможность извлекать достоверную информацию и уточнять общую историю и эволюцию религиозной, социально-политической и экономической жизни Римской империи в IV-VI вв.
Методы. В данном исследовании наибольшее значение имел сравнительный метод вкупе с комплексным анализом источников. Данные археологии сопоставлялись также с данными письменных и нумизматических источников. При обработке массового материала был использован статистический метод. Материал источников позволил ограничиться элементарной статистической обработкой, без сложных вычислений и программ. В результате, были установлены критические точки имперской политики в отношении самаритян, причины смены политических направлений в имперской политике, выявлена генетическая связь между двумя самаритянскими восстаниями 484 и 529 г. до н.э. и огромное влияние на эти восстания политики борьбы за Святую Землю.
Важную роль играет историко-генетический метод, который применялся для определения роли и форм деятельности языческой оппозиции в процессе исторического развития отношений самаритян и государства путем выявления причинно-следственных связей, определявших закономерности взаимосвязей религиозного, политического и экономического факторов; для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени также использовался прием исторического описания.
Целью настоящего исследования является попытка определить место самаритян в конфессиональной системе Византии на разных этапах внутренней политики императоров IV-VI вв.
Задачами данного исследования является доказательство следующих положений:
1) Переплетение интересов Империи и христианства привело к превращению христианства в государственную религию и вызвало серьёзный раскол внутри него, носивший социальный характер;
2) Утверждение христианства в качестве официальной религии и инструмента государственной централизации римской державы благоприятствовало оформлению недовольства в виде религиозной оппозиции и привело к противоборству империи и язычников;
3) Отсутствие серьёзных противоречий между Империей и иудеями привело к относительности характера позднеантичного законодательства об иудеях, для исполнения которого часто недоставало политической воли;
4) Христианизация Римской империи лишь ухудшила правовое положение самаритян в конфессиональной лестнице Империи, благодаря чему противоречия между самаритянами и Империей в ранневизантийской Палестине стали неразрешимыми без кровопролития;
5) В религиозной сфере, самаритянская доктрина о Боге совпадает с соответствующими доктринами в других монотеистических религиях, быт самаритян состоит, в основном, в исполнении Торы;
6) Конфессиональные противоречия между самаритянами и христианами в ранневизантийской Палестине, становились поводом для всё новых притеснений, особенно ужесточившихся с началом борьбы с ересями, итогом этих восстаний стало резкое сокращение численности и прав самаритян, а их религия была поставлена вне закона;
7) Религиозные разногласия самаритян и иудеев завершились разрывом практически всех отношений между ними в начале IV века, и силу этих противоречий не смогло сломить даже римское законодательство, всё активнее ухудшающее правовой статус этих двух групп;
8) Сотрудничество самаритянского и языческого населения в позднеантичной Палестине не было широким, а в его основе была торговля на ярмарках;
9) На протяжении V века между самаритянами и христианами произошло несколько конфликтов, которые не смогли решить противоречий, а лишь усугубили их. Восстание 484 г. стало попыткой самаритян разрешить их в свою пользу, но закончилось неудачей и сокращением их влияния в Палестине;
10) Все самаритянские восстания VI века, за исключением попытки восстания во время правления Анастасия, были предприняты в ответ на грубое ущемление их прав, они стали возражением дисбалансу властной религиозной политики, составив одну из самых важных черт позднеантичной Палестины;
11) После завоевания Палестины мусульманами, самаритяне оказались более чем на тысячу лет в среде мусульманского населения. Это помимо отрицательных эффектов, например, массового перехода самаритян в ислам, способствовало осознанию в среде самаритян их близости с иудеями, и сейчас, несмотря на наличие некоторых проблемных моментов между самаритянами и иудеями, а также ухудшение отношений самаритян и арабов, община самаритян прилагает много усилий для сотрудничества с ними и старается найти своё место в современном мире...
Христиане в IV веке в целом делились на две большие категории - широкие круги, ожидавшие божественной помощи в земной жизни и верой в высшую справедливость в загробной жизни, и узкий круг учителей церкви, требовавших неукоснительного выполнения обрядов и выдвигавших чёткие догматические положения веры. Христианская церковь сильно укрепила свои позиции в имущественных правах благодаря указам Константина (321 г.) и Феодосия II (434 г.), кроме того клирики были освобождены от прямых налогов. Правда, в эпоху поздней античности церковь не смогла взять на себя полное обеспечение клира, и клирики вынуждены были заниматься ремеслом или торговлей, для обеспечения себя. Превращение христианства в государственную религию вызвало серьёзный раскол внутри него, а наметившийся раскол носил преимущественно социальный характер. Высшей церковной инстанцией являлись соборы, которые в IV-V вв. практически окончательно разработали христианскую догматику, что не спасло церковь от раскола. Наиболее значительная попытка преодолеть его была сделана во времена Юстиниана I, закончившаяся неудачей ввиду наличия исключения в виде монофиситов. Религиозная политика Юстиниана I дорого обошлась стране, а её последствия вынудили последующих императоров практически безоговорочно поддерживать сторонников Халкидонского собора.
Языческие же культы были инструментом консервации структуры римского общества и способствовали сохранению экономического и политического господства элит, опиравшихся на социально-политические институты античности. Утверждение христианства в качестве официальной религии и инструмента государственной централизации римской державы благоприятствовало оформлению недовольства в виде религиозной оппозиции, из -за уменьшения значения этих институтов и росту недовольства части опиравшейся на них римской знати. Каждая сторона противоборства опиралась на определенную религиозную идеологию, которая превращалась в выражение их политико-экономических интересов. Результатом этого явилось оформление политико-экономического конфликта в форму религиозного противостояния.
Необходимо отметить относительный характер позднеантичного законодательства об иудеях. Для исполнения его была необходима политическая воля, которой часто недоставало. Сложившаяся в империи ситуация. Начиная с эпохи Константина, благоприятствовала христианам в получении дальнейшей выгоды и привилегий. Законодательство Константина стало основой, благодаря которой на протяжении всей поздней античности положение иудеев всё более приобретало черты людей второго сорта. С приходом к власти Феодосия I, завершившего формирование христианской Римской империи, началось непоследовательное наступление на язычество и иудаизм. Такая политика Феодосия I была продолжена его сыном, Аркадием, и внуком, Феодосием II. Время между созывом Халкидонского собора до восшествия на престол Юстиниана было передышкой для иудеев. Император Юстиниан продолжил политику династии Феодосиев, ужесточив её.
Необходимо отметить и влияние власти на самаритян. Христианизация Римской империи лишь ухудшила правовое положение самаритян в конфессиональной лестнице Империи. Именно поэтому христианский период империи становится временем достаточно частых самаритянских восстаний, который предпринимались, как правило, после действий правительства, серьёзно стесняющих положение самаритян. Эти восстания были весьма жестокими, и порождали ответные меры против самаритянской общины. В результате, силы самаритян были истощены в этой неравной жестокой борьбе и привели к резкому сокращению численности общины.
Подводя итог расстановке сил в Палестине, важно рассмотреть мозаику взаимоотношений этно-конфессиональных групп и империи в разные периоды. Начало этому было положено началом политики христианизации в период правления Константина Великого, который издаёт первые ограничения для иудеев самаритян. Преемники Константина, за исключением императора Юлиана, продолжали такую политику вплоть до созыва II Вселенского собора при Феодосии I Великом. Противостояние язычества и христианства в это время выражалось социальным конфликтом новой аристократии и знати столицы. Победа Феодосия в ходе этого конфликта закрепила политическую победу христианства над язычеством. С этого момента начинается более сильное ущемление прав иудеев и самаритян, прерванное борьбой внутри христианства после Халкидонского собора. При императоре Анастасии происходит резкое ухудшение позиций куриальной аристократии, вследствие лишения городских советов права сбора налогов. Это положило начало нового наступления власти на права конфессий, не относящихся к ортодоксальному христианству при императоре Юстиниане I. По итогам его правления можно говорить о практически безраздельной гегемонии ортодоксального христианства в религиозной жизни не только Палестины, но и всей империи в целом.
С момента прихода к власти императоров-христиан начинается расширение прав и возможностей христианской церкви за счёт других конфессий, что неизбежно приводило к их противодействию. Религиозные противоречия самаритян и христиан становились поводом для всё новых притеснений, особенно ужесточившихся с началом борьбы с ересями. В связи с этим наиболее острые противоречия возникли между христианами и самаритянами, которые вылились в самаритянские восстания 484 и 529 г. в Палестине. Итогом этих восстаний стало резкое сокращение численности самаритян и их дальнейшее урезание в правах, поставив саму их религию вне закона. Нет ничего удивительного, что когда в начале седьмого века в Палестину вторгнутся мусульманские завоеватели, их поддержали самаритяне, за счёт чего получили ряд преференций в период господства мусульман в Палестине.
Очень важно отметить сложность противоречий иудеев и самаритян. Если до начала христианизации Римской империи между этими двумя этно- конфессиональными группами были проложены многообразные формы сотрудничества, то с начала IV века между ними практически прекращаются все контакты. Силу религиозных противоречий не смогло сломить и римское законодательство, всё активнее ухудшающее правовой статус иудеев и самаритян. Борьба самаритян за улучшение своего положения не была поддержана иудеями, за исключением выступления против правительства в 554—556 гг. С завершением этого восстания был восстановлен статус-кво, и обе этно-конфессиональные группы прекратили практически все отношения вплоть до мусульманского нашествия...
1. Adler E.N., Seligsohn M. Une nouvelle chronique samaritaine // REJ. №45. 1902. - P. 70-98, 223-254.
2. Ammianus Marcellinus. History. Vol. I-III. With an English translation by J. C. Rolfe. - Cambribge/London: Loeb Classical Library, 1935-1940.
3. Bowman J. Samaritan Documents relating to their History, Religion and Life. - Pittsburgh, 1977. - 444 p.
4. Chronicon Paschale ad exemplar Vaticanum resensuit L. Dindorfius. Vol. I. - Bonn, 1832. - 421 p.
5. Codex Iustiniani // Corpus Iuris Civilis. Vol. II. - Berlin: Weidman, 1892.
• 338 p.
6. Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae ope ab Immanuele Bekkero supple- tus et emendates. Tomus I. - Bonnae, 1838 (Corpus Scriptorum Historiae Byzanti- nae).
7. Historia ecclesiastica Zachariae Rhetori vulgo adscripta. Intrerpretatus est E. W. Brooks. Vol. I. - Lovanii, 1924. - 477 p.
8. Ioannis Malalae Chronographia ex recensione L. Dindorfii. Accedunt Chilmeadi hodiique annotationes et Rich. Bentleii epistola ad I. Millium. - Bonn, 1831. - 432 p.
9. Libanii Opera recensuit Richardus Foerster. Vol. III. Orationes XXVI-L.
• Lipsiae, 1906.
10. Linder A. The Jews in Roman imperial legislation - Detroit, 1987. - 544 p.
11. Origene. Contre Celse. Tome I. Livre I. Introduction, texte critique, traduction et notes par M. Borret; Tome II. Livres III et IV. - Paris, 1968; Tome III. Livres V et VI. - Paris, 1969; Tome IV. Livres VI et VIII; Tome V. Introduction generale, tables et index par M. Borret. - Paris, 1976.
12. Philostorgius. Mit dem Leben des Lucian von Antiochen und den Frag- menten eines arianischen Historiographen. Herausgegeben von J. Bidez. - Berlin, 1981. - 755 p.
13. Procopius with an English Translation by H. B. Dewing with the collaboration of G. Downey. VII. Buildings. - Harvard, 1971. - 643 p.
14. Procopius with an English translation by H. B. Dewing. The Anecdota or Secret History. - Harvard, 1969. - 332 p.
15. Pummer R. Early Christian Authors on Samaritans and Samaritanism. - Tubingen, 2002. - 569 p...