Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМАРИТЯНЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ПАЛЕСТИНЫ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИМПЕРИИ (IV-VI ВВ.)

Работа №92644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы121
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Взаимоотношения империи с этно-конфессиональными груп­пами
1.1. Переплетение интересов Империи и христианства 15
1.2. Противоборство империи и язычников 24
1.3. Взаимоотношения империи и иудеев 32
1.4. Противоречия между самаритянами и Империей в ранневизантийской Па­лестине 44
Глава II. Самаритяне в межконфессиональных отношениях позднеантич­ной Палестины
11.1. Религиозные особенности самаритян и устройство их общины 51
11.2. Конфессиональные противоречия между самаритянами и христианами в
ранневизантийской Палестине 58
11.3. Религиозные разногласия самаритян и иудеев 63
11.4. Взаимоотношения между самаритянами и язычниками 70
Глава III. Самаритянские восстания как крайняя степень противоречий в Палестине. Место самаритян в истории
111.1. Самаритянское сопротивление административному нажиму в IV-V вв.
Восстание 484 г 77
111.2. Империя против общины самаритян в VI веке. Восстания 529 г. и 555 г. 85
111.3. Самаритяне в исторической ретроспективе 92
Заключение 104
Список используемой литературы
Источники 109
Исследования 111
Список сокращений 120

Актуальность. История самаритян как народа очень интересна для изу­чения. Исследование ныне малочисленной этнической общности, сохранив­шей свои традиционные особенности через тысячелетия, наглядно показывает важность религиозного фактора для сохранения человеческой общности. Мно­говековая история показывает значение осознания самаритянами себя как наследников древней этнической и конфессиональной традиции, воспитания этого самосознания в каждом поколении через передачу традиционных куль­турных ценностей для сохранения своей идентичности. Кроме того, в совре­менной Палестине особо остро стоят проблемы мирного сосуществования представителей разных конфессий, и актуально изучение исторических пери­одов относительного равенства религий в этом регионе и причин крушения такой системы.
Предмет исследования: особая модель религиозной политики Византии по отношению к самаритянам.
Объект исследования: Конфессиональная система Византии, взаимоот­ношения религий внутри империи между собой и с властью.
Хронологические рамки исследования. Нижней хронологической грани­цей исследования является издание Миланского эдикта (313 г. н. э.), начало изменения имперской религиозной политики, верхней - завоевание Пале­стины мусульманами (614 г.), завершение пребывания самаритян под властью Византии. В третьем параграфе третьей главы рассматривается связь истории самаритян с их нынешним положением в мировом сообществе, а следова­тельно рассматривается всё временя существования самаритян.
Географические рамки исследования: Провинция Палестина, после 429 г. разделённая на три новые провинции: Палестину Первую, включавшую в себя Иудею и Самарию; Палестину Вторую, включавшую Г алилею и Декапо­лис; Палестину Третью в составе Негева, Синая и южного Заиорданья. Данный регион был выбран как место преимущественного расселения самаритян.
Методологической основой настоящего исследования является цивили­зационный подход. Для нас представляется чрезвычайно важным сравнить ре­лигиозный подход Восточной Римской империи к разным религиям, и место конкретного актора религиозной системы - самаритян, в конфессиональной модели империи. В связи с уклоном в культурную сферу методологической основой является цивилизационный подход, основанный на изучении куль­туры конкретных обществ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют прин­цип системности, который предполагает рассмотрение фактов в совокупности и развитии; изучение структуры и функций предмета исследования, его мно­гообразных связей, образующих определенную целостность; принцип исто­ризма, то есть рассмотрение всех событий в исторической обусловленности и взаимосвязи; принцип объективности, который предполагает, что источники и факты имеют объективное содержание и с помощью их анализа может быть восстановлена историческая картина прошлого. Комплексный анализ источ­ников как непременное условие исторического познания дает возможность из­влекать достоверную информацию и уточнять общую историю и эволюцию религиозной, социально-политической и экономической жизни Римской им­перии в IV-VI вв.
Методы. В данном исследовании наибольшее значение имел сравни­тельный метод вкупе с комплексным анализом источников. Данные археоло­гии сопоставлялись также с данными письменных и нумизматических источ­ников. При обработке массового материала был использован статистический метод. Материал источников позволил ограничиться элементарной статисти­ческой обработкой, без сложных вычислений и программ. В результате, были установлены критические точки имперской политики в отношении самаритян, причины смены политических направлений в имперской политике, выявлена генетическая связь между двумя самаритянскими восстаниями 484 и 529 г. до н.э. и огромное влияние на эти восстания политики борьбы за Святую Землю.
Важную роль играет историко-генетический метод, который приме­нялся для определения роли и форм деятельности языческой оппозиции в про­цессе исторического развития отношений самаритян и государства путем вы­явления причинно-следственных связей, определявших закономерности взаи­мосвязей религиозного, политического и экономического факторов; для рас­крытия исторического контекста рассматриваемого времени также использо­вался прием исторического описания.
Целью настоящего исследования является попытка определить место са­маритян в конфессиональной системе Византии на разных этапах внутренней политики императоров IV-VI вв.
Задачами данного исследования является доказательство следующих положений:
1) Переплетение интересов Империи и христианства привело к превра­щению христианства в государственную религию и вызвало серьёзный раскол внутри него, носивший социальный характер;
2) Утверждение христианства в качестве официальной религии и ин­струмента государственной централизации римской державы благоприятство­вало оформлению недовольства в виде религиозной оппозиции и привело к противоборству империи и язычников;
3) Отсутствие серьёзных противоречий между Империей и иудеями при­вело к относительности характера позднеантичного законодательства об иудеях, для исполнения которого часто недоставало политической воли;
4) Христианизация Римской империи лишь ухудшила правовое положе­ние самаритян в конфессиональной лестнице Империи, благодаря чему проти­воречия между самаритянами и Империей в ранневизантийской Палестине стали неразрешимыми без кровопролития;
5) В религиозной сфере, самаритянская доктрина о Боге совпадает с со­ответствующими доктринами в других монотеистических религиях, быт сама­ритян состоит, в основном, в исполнении Торы;
6) Конфессиональные противоречия между самаритянами и христиа­нами в ранневизантийской Палестине, становились поводом для всё новых притеснений, особенно ужесточившихся с началом борьбы с ересями, итогом этих восстаний стало резкое сокращение численности и прав самаритян, а их религия была поставлена вне закона;
7) Религиозные разногласия самаритян и иудеев завершились разрывом практически всех отношений между ними в начале IV века, и силу этих про­тиворечий не смогло сломить даже римское законодательство, всё активнее ухудшающее правовой статус этих двух групп;
8) Сотрудничество самаритянского и языческого населения в позднеан­тичной Палестине не было широким, а в его основе была торговля на ярмар­ках;
9) На протяжении V века между самаритянами и христианами произо­шло несколько конфликтов, которые не смогли решить противоречий, а лишь усугубили их. Восстание 484 г. стало попыткой самаритян разрешить их в свою пользу, но закончилось неудачей и сокращением их влияния в Пале­стине;
10) Все самаритянские восстания VI века, за исключением попытки вос­стания во время правления Анастасия, были предприняты в ответ на грубое ущемление их прав, они стали возражением дисбалансу властной религиозной политики, составив одну из самых важных черт позднеантичной Палестины;
11) После завоевания Палестины мусульманами, самаритяне оказались более чем на тысячу лет в среде мусульманского населения. Это помимо отри­цательных эффектов, например, массового перехода самаритян в ислам, спо­собствовало осознанию в среде самаритян их близости с иудеями, и сейчас, несмотря на наличие некоторых проблемных моментов между самаритянами и иудеями, а также ухудшение отношений самаритян и арабов, община сама­ритян прилагает много усилий для сотрудничества с ними и старается найти своё место в современном мире...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Христиане в IV веке в целом делились на две большие категории - ши­рокие круги, ожидавшие божественной помощи в земной жизни и верой в выс­шую справедливость в загробной жизни, и узкий круг учителей церкви, требо­вавших неукоснительного выполнения обрядов и выдвигавших чёткие догма­тические положения веры. Христианская церковь сильно укрепила свои пози­ции в имущественных правах благодаря указам Константина (321 г.) и Феодо­сия II (434 г.), кроме того клирики были освобождены от прямых налогов. Правда, в эпоху поздней античности церковь не смогла взять на себя полное обеспечение клира, и клирики вынуждены были заниматься ремеслом или тор­говлей, для обеспечения себя. Превращение христианства в государственную религию вызвало серьёзный раскол внутри него, а наметившийся раскол носил преимущественно социальный характер. Высшей церковной инстанцией явля­лись соборы, которые в IV-V вв. практически окончательно разработали хри­стианскую догматику, что не спасло церковь от раскола. Наиболее значитель­ная попытка преодолеть его была сделана во времена Юстиниана I, закончив­шаяся неудачей ввиду наличия исключения в виде монофиситов. Религиозная политика Юстиниана I дорого обошлась стране, а её последствия вынудили последующих императоров практически безоговорочно поддерживать сторон­ников Халкидонского собора.
Языческие же культы были инструментом консервации структуры рим­ского общества и способствовали сохранению экономического и политиче­ского господства элит, опиравшихся на социально-политические институты античности. Утверждение христианства в качестве официальной религии и ин­струмента государственной централизации римской державы благоприятство­вало оформлению недовольства в виде религиозной оппозиции, из -за умень­шения значения этих институтов и росту недовольства части опиравшейся на них римской знати. Каждая сторона противоборства опиралась на определен­ную религиозную идеологию, которая превращалась в выражение их поли­тико-экономических интересов. Результатом этого явилось оформление поли­тико-экономического конфликта в форму религиозного противостояния.
Необходимо отметить относительный характер позднеантичного зако­нодательства об иудеях. Для исполнения его была необходима политическая воля, которой часто недоставало. Сложившаяся в империи ситуация. Начиная с эпохи Константина, благоприятствовала христианам в получении дальней­шей выгоды и привилегий. Законодательство Константина стало основой, бла­годаря которой на протяжении всей поздней античности положение иудеев всё более приобретало черты людей второго сорта. С приходом к власти Феодосия I, завершившего формирование христианской Римской империи, началось не­последовательное наступление на язычество и иудаизм. Такая политика Фео­досия I была продолжена его сыном, Аркадием, и внуком, Феодосием II. Время между созывом Халкидонского собора до восшествия на престол Юстиниана было передышкой для иудеев. Император Юстиниан продолжил политику ди­настии Феодосиев, ужесточив её.
Необходимо отметить и влияние власти на самаритян. Христианизация Римской империи лишь ухудшила правовое положение самаритян в конфес­сиональной лестнице Империи. Именно поэтому христианский период импе­рии становится временем достаточно частых самаритянских восстаний, кото­рый предпринимались, как правило, после действий правительства, серьёзно стесняющих положение самаритян. Эти восстания были весьма жестокими, и порождали ответные меры против самаритянской общины. В результате, силы самаритян были истощены в этой неравной жестокой борьбе и привели к рез­кому сокращению численности общины.
Подводя итог расстановке сил в Палестине, важно рассмотреть мозаику взаимоотношений этно-конфессиональных групп и империи в разные пери­оды. Начало этому было положено началом политики христианизации в пе­риод правления Константина Великого, который издаёт первые ограничения для иудеев самаритян. Преемники Константина, за исключением императора Юлиана, продолжали такую политику вплоть до созыва II Вселенского собора при Феодосии I Великом. Противостояние язычества и христианства в это время выражалось социальным конфликтом новой аристократии и знати сто­лицы. Победа Феодосия в ходе этого конфликта закрепила политическую по­беду христианства над язычеством. С этого момента начинается более сильное ущемление прав иудеев и самаритян, прерванное борьбой внутри христиан­ства после Халкидонского собора. При императоре Анастасии происходит рез­кое ухудшение позиций куриальной аристократии, вследствие лишения город­ских советов права сбора налогов. Это положило начало нового наступления власти на права конфессий, не относящихся к ортодоксальному христианству при императоре Юстиниане I. По итогам его правления можно говорить о практически безраздельной гегемонии ортодоксального христианства в рели­гиозной жизни не только Палестины, но и всей империи в целом.
С момента прихода к власти императоров-христиан начинается расши­рение прав и возможностей христианской церкви за счёт других конфессий, что неизбежно приводило к их противодействию. Религиозные противоречия самаритян и христиан становились поводом для всё новых притеснений, осо­бенно ужесточившихся с началом борьбы с ересями. В связи с этим наиболее острые противоречия возникли между христианами и самаритянами, которые вылились в самаритянские восстания 484 и 529 г. в Палестине. Итогом этих восстаний стало резкое сокращение численности самаритян и их дальнейшее урезание в правах, поставив саму их религию вне закона. Нет ничего удиви­тельного, что когда в начале седьмого века в Палестину вторгнутся мусуль­манские завоеватели, их поддержали самаритяне, за счёт чего получили ряд преференций в период господства мусульман в Палестине.
Очень важно отметить сложность противоречий иудеев и самаритян. Если до начала христианизации Римской империи между этими двумя этно- конфессиональными группами были проложены многообразные формы со­трудничества, то с начала IV века между ними практически прекращаются все контакты. Силу религиозных противоречий не смогло сломить и римское за­конодательство, всё активнее ухудшающее правовой статус иудеев и самари­тян. Борьба самаритян за улучшение своего положения не была поддержана иудеями, за исключением выступления против правительства в 554—556 гг. С завершением этого восстания был восстановлен статус-кво, и обе этно-кон­фессиональные группы прекратили практически все отношения вплоть до му­сульманского нашествия...


1. Adler E.N., Seligsohn M. Une nouvelle chronique samaritaine // REJ. №45. 1902. - P. 70-98, 223-254.
2. Ammianus Marcellinus. History. Vol. I-III. With an English translation by J. C. Rolfe. - Cambribge/London: Loeb Classical Library, 1935-1940.
3. Bowman J. Samaritan Documents relating to their History, Religion and Life. - Pittsburgh, 1977. - 444 p.
4. Chronicon Paschale ad exemplar Vaticanum resensuit L. Dindorfius. Vol. I. - Bonn, 1832. - 421 p.
5. Codex Iustiniani // Corpus Iuris Civilis. Vol. II. - Berlin: Weidman, 1892.
• 338 p.
6. Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae ope ab Immanuele Bekkero supple- tus et emendates. Tomus I. - Bonnae, 1838 (Corpus Scriptorum Historiae Byzanti- nae).
7. Historia ecclesiastica Zachariae Rhetori vulgo adscripta. Intrerpretatus est E. W. Brooks. Vol. I. - Lovanii, 1924. - 477 p.
8. Ioannis Malalae Chronographia ex recensione L. Dindorfii. Accedunt Chilmeadi hodiique annotationes et Rich. Bentleii epistola ad I. Millium. - Bonn, 1831. - 432 p.
9. Libanii Opera recensuit Richardus Foerster. Vol. III. Orationes XXVI-L.
• Lipsiae, 1906.
10. Linder A. The Jews in Roman imperial legislation - Detroit, 1987. - 544 p.
11. Origene. Contre Celse. Tome I. Livre I. Introduction, texte critique, tra­duction et notes par M. Borret; Tome II. Livres III et IV. - Paris, 1968; Tome III. Livres V et VI. - Paris, 1969; Tome IV. Livres VI et VIII; Tome V. Introduction generale, tables et index par M. Borret. - Paris, 1976.
12. Philostorgius. Mit dem Leben des Lucian von Antiochen und den Frag- menten eines arianischen Historiographen. Herausgegeben von J. Bidez. - Berlin, 1981. - 755 p.
13. Procopius with an English Translation by H. B. Dewing with the collabo­ration of G. Downey. VII. Buildings. - Harvard, 1971. - 643 p.
14. Procopius with an English translation by H. B. Dewing. The Anecdota or Secret History. - Harvard, 1969. - 332 p.
15. Pummer R. Early Christian Authors on Samaritans and Samaritanism. - Tubingen, 2002. - 569 p...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ