Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИЯ ФИЛАНТРОПИИ И ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

Работа №68685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Происхождение христианской благотворительности 10
§ 1. Античный эвергетизм и его проявления 10
§ 2. Рождение христианской филантропии 13
Глава 2. Филантропические учреждения в Византии 27
§ 1. Виды и типы филантропических учреждений в Византии 27
§ 2. Становление филантропических учреждений в Византии 30
Глава 3. Византийские благотворители 41
§ 1. Благотворительность знатных женщин в Ранней Византии 41
§ 2. Прочие благотворители 47
Глава 4. Региональные особенности благотворительности в Византии .56 § 1. Благотворительность и филантропия в Херсонесе Таврическом 56
§ 2. Больницы и странноприимные дома в Палестине VI в 58
Заключение 72
Библиография 74
Приложение

Актуальность исследования определяется потребностью дальнейшего, более детального и углубленного изучения переходной эпохи от античности к средневековью как одного из важнейших и дискуссионных периодов всемирной истории; важностью обращения к различным сторонам византийской традиции, как к мощным факторам, влияющим на национальное историческое и религиозное сознание России; а также необходимостью рассмотрения сложных историко-религиозных процессов ранневизантийского времени в контексте проблем христианизации Ранней Византии.
Такое явление как благотворительность родилось еще в полисной Греции. Это эвегетизм, который предполагал добровольное вспомоществование более бедным согражданам. В эллинистическое время это явление стало добровольным вложением средств богатого человека на общественные нужды. В Римской империи под эллинистическим влиянием данное явление приобрело достаточно большие масштабы. Однако, в античной культуре эвергетизм оставался частным добрым делом, по большей части лишенным морально-этической мотивации. Причины для благодеяний были различными и далеко не всегда имели (а чаще всего не имели) моральной причины.
Христианская благотворительность, филантропия отличаются от античного эвергетизма прежде всего четко выраженным и доминирующим морально-этическим смыслом: помощь ближнему рассматривается как одно из проявлений борьбы за спасение души христианина посредством посильных добрых дел.
Цель работы - рассмотреть основы и проявления христианской филантропии и благотворительности в ранней Византии.
Задачи:
- проанализировать источники и историографию по теме исследования;
- рассмотреть основы христианской филантропии и благотворительности;
- дать классификацию филантропических учреждений Ранней Византии;
- привести примеры их функционирования на материалах Константинополя, Херсонеса, Газы.
Объект исследования - феномен христианской благотворительности (филантропии) в ранней Византии.
Предмет - историческая эволюция рассматриваемого в работе явления в пределах хронологических рамок.
Хронологические рамки работы охватывают ранневизантийское время, в которое традиционно включают IV - начало VII вв. Это совпадает с принятыми в мировой науке рамками поздней античности.
Методологической основой исследования является комплексный подход к источникам, выражающийся в сочетании и интеграции письменной традиции и прочих источников различного рода, а также принципы историзма и объективности.
Методы исследования: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, контент-анализа, историко-генетический.
Сравнительно-исторический метод призван показать рассматриваемые явления в сравнении, например, проявления античного эвергетизма и христианской благотворительности.
Метод анализа и синтеза - общенаучный метод, который ориентирован на логические умозаключения, проистекающие из имеющихся источников.
Контент-анализ как метод исторического исследования призван анализировать содержание рассматриваемых источников.
Историко-генетический дает исследование происхождения изучаемого явления.
Среди источников по теме преобладают письменные. Это сочинения крупнейших отцов церкви - греческого Иоанна Златоуста и латинского Иеронима Стридонского, которые написали наиболее важные труды, посвященные сущности христианской благотворительности (филантропии) применительно к реалиям позднеантичного (ранневизантийского) общества.
Помимо богословских сочинений важны произведения церковных историков Ранней Византии - Евсевия Кесарийского, Созомена, Сократа Схоластика, Феодорита Кирского, а также Филосторгия.
Важна также переписка газских (палестинских) монахов Варсануфия и Иоанна, дающая значительное количество сведений с точки зрения анализа генезиса приютов для нищих и больниц.
Житийная литература сообщает немало интересных подробностей исторического характера, в том числе, и относительно интересующей нас темы. Однако, в целом, этот вид источников нужно использовать с определенной осторожностью в силу специфического характера этого жанра.
Используются также нормативные документы - законы ранневизантийских императоров, собранные в Кодексах V-VI вв. и Новеллах, входящих в «Свод гражданского права» Юстиниана.
Для отдельных локусов (Херсонес, Газа в Палестине) используется и археологический контекст - опубликованные материалы археологических раскопок.
В отдельных случаях, например, относительно благотворительной деятельности знатной константинопольской дамы Юлианы Аникии, можно использовать такой источник как эпиграммы «Греческой антологии» - византийского собрания античных и средневековых стихотворений, в том числе о зданиях, с посвятительными стихотворными надписями.
В целом имеющихся и использованных нами источников достаточно для решения задач исследования.
Историография, определяющая степень изученности темы, в целом немногочисленна по причине отсутствия современных научных исторических исследований по данному вопросу.
Тема византийской благотворительности и медицины в большей степени изучена за рубежом. Например, этим вопросам посвящены труды известного американского ученого протопресвитера Димитрия Константелоса - «Byzantine Philanthropy and Social Welfare» («Византийская благотворительность и социальное обеспечение») и «Poverty, Society and Philanthropy in the Late Medieval Greek World» («Проблемы бедности, общество и благотворительность в позднесредневековом греческом мире»), а также историка Т. Миллера - «The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire» («Зарождение больниц в Византийской империи») и «The Orphans of Byzantium. Child welfare in the Christian Empire» («Сироты Византии. Попечение о детях в христианской империи»).
Среди общих работ по истории рассматриваемого периода и социальных отношениях наиболее важны книги Д. Читти о ранневизантийском монашестве и Р. Оустерхаута о византийском строительном деле.
Для рассматриваемого нами региона Газы Палестинской важна монография Хагит Сиван.
Что касается русскоязычной литературы, можно отметить только то, что из обширного круга проблем, связанных с византийской благотворительностью, наибольшее внимание уделено раннесредневековой византийской медицине, причем авторами работ являются не собственно историки, а историки медицины.
Интересующему нас кругу проблем уделяется некоторое внимание в двухтомном труде Т.С. Сорокиной «История медицины». Есть также некоторые статьи И.А. Иванова. Однако, собственно филантропии они почти не касаются.
Важная и полезная статья А.А. Чекаловой о Юлиане Аникии исследует ее благотворительную деятельность , но она практически единична.
Единственную работу, специально посвященную данной проблематике, подготовил А.С. Станищук.
В контексте темы необходимо также использовать и классические отечественные общеисторические труды о Ранней Византии (Ю.А. Кулаковский, Ф.И. Успенский, А.А. Васильев, Г. Острогорский и др.).
В последнее время к проблемам ранневизантийской истории в данном контексте обратилась М.М. Синица.
Отдельные частные аспекты филантропии разрабатывает А.В. Курбанов.
В археологическом плане историей материальных строительных остатков, в том числе, различных благотворительных учреждений занимался видный харьковский ученый С.Б. Сорочан.
Однако, как видно из приведенного историографического обзора, единого специального общего очерка зарождения и ранних этапов эволюции рассматриваемого явления на сегодняшний день в отечественной науке нет. Это является важным аргументом в пользу выбора темы нашего исследования и обоснования его научной новизны.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые:
1. дается определение христианской благотворительности в отличие от позднеантичного эвергетизма;
2. дается систематизация филантропических учреждений Ранней Византии;
3. рассматриваются персоналии ранневизантийских общественных деятелей, которые в данном контексте являются преимущественно благотворителями;
4. выявлены региональные специфические особенности ранневизантийской благотворительности.
Положения, выносимые на защиту. В работе доказывается, что:
1. христианская филантропия носила принципиально иной характер по сравнению с позднеантичным эвергетизмом, в его центре находились морально-этические мотивы, обусловленные парадигмами христианской веры;
2. среди филантропических учреждений ранней Византии были наиболее распространены больницы, приюты и богадельни;
3. наиболее развитой в ранней Византии формой филантропии была церковная;
4. региональная специфика филантропии проявлялась во влиянии местных этнических традиций.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы и выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке заявленной научной проблемы, а также в преподавании соответствующих курсов и дисциплин в различных учебных заведениях как среднего, так и высшего звена. Тематика исследования связана с историей древнего мира, историей средних веков, историей науки и техники, историей христианской церкви, историей культуры, историей медицины, а также с археологией и историей стран и регионов в отдельные исторические периоды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, благотворительность в Византии была признанным общественным идеалом, которому старались следовать все слои населения, но наиболее она проявлялась в сфере медицины, образования, монастырского социального служения, в различных государственных социальных программах, и действовал этот идеал на протяжении всего тысячелетнего существования Византии.
Основными видами филантропических учреждений в Ранней Византии были:
- носокомион (nosocomium) - для больных,
- брефотрофий (brephotrophium) - для подкидышей,
- орфанотрофий (orphanotrophium) - для сирот,
- птохион (ptochium) - для неимущих и немощных,
- геронтохий (gerontochium) - для стариков,
- ксенодохий (xenodochium) - для бедных и больных паломников.
Собственно христианская благотворительность в Ранней Византии наиболее часто проявлялась в: основании монастырей, строительстве церквей.
Интересные локальные варианты ранневизантийской филантропии, включая археологический аспект, дают Таврика (Херсонес) и Палестина (Газа).
Основы филантропии и благотворительности, заложенные в ранневизантийский период, прочно вошли в византийскую, и шире - христианскую традицию.
Мы не согласны с тем, что, хотя благотворители могли испытывать сочувствие к конкретному нищему, больному, каторжнику, когда ему помогали, все это было в тени, отступало на второй план в сравнении с мотивами персонального спасения.
Подобный взгляд на благотворительность, в сущности, игнорирует слова Христа из Евангелия от Матфея о любви человека к человеку: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Игнорирует слова, что именно такая бескорыстная и самоотверженная любовь угодна Богу, нужна Ему от человека, именно такой любовью человек и служит Господу: «Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф 5:45).
Такой взгляд не обращает внимания на слова многих отцов церкви, в частности св. Иоанна Златоуста (Хризостома), писавшего, что христианская благотворительность состоит не в самом факте передачи денег страждущему, но во внутреннем состоянии жалости и сострадания. Не замечает изменения самого представления о богатстве и, соответственно, о долге и назначении человека, которого судьба щедро этим богатством наделила.
Уже Василий Великий считал обеспеченных людей не более чем администраторами богатства, верховным собственником которого был именно Господь.
В целом, ранневизантийская традиция филантропии внесла важный вклад в смягчение нравов в ходе реальной христианизации средиземноморского общества и заложила основы благотворительной деятельности в христианском мире в последующие века.



1. Corpus Juris Civilis. - В., 1963.
2. Авва Дорофей. Поучения. - Минск, 2002. - 312 с.
3. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. - М., 1992. - 1054 с.
4. Варсануфий и Иоанн. Переписка. - М., 2007. - 688 с.
5. Василий Великий. Письма. - М., 2015. - 488 с.
6. Византийские легенды (жития святых). - М.: Наука, 1972. - 344 с.
7. Евсевий Кесарийский. Церковная история. - М.: паломник, 1993. - 412 с.
8. Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: РОССПЭН, 1998. - 512 с.
9. Творения блаженного Иеронима Стридонского. - Т. 1. Письма. - Киев, 1893. - 400 с.
10. Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. - Т. 1-10. - СПб.: Изд. СПбДА, 1898 (переизд.: М., 2006. - Т. 1-10, в 20 кн.).
11. Эпиграммы Греческой антологии. - М.: Терра, 1999. - 564 с.
Исследования
1. Аман, А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан [Текст] / А.-Г. Аман. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 312 с.
2. Ананьева, О.А. Христианское монашество в произведениях Иеронима Стридонского [Электронный ресурс] / О.А. Ананьева / Режим доступа: http://www.religare.ru/2_74143.html
3. Арутюнян, А.Ж. Древняя Армения между Восточным Средиземноморьем и Ираном (II в. до н.э. - III в.). Автореф. докт. дисс. [Текст] / А.Ж. Арутюнян. - Белгород, 2016. - 46 с.
4. Беляев, Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение [Текст] / Л.А. Беляев. - СПб.: Алетейя, 2001. - 496 с.
5. Бибиков, М.В. К проблеме историзма византийской агиографии [Текст] / М.В. Бибиков // Византийские очерки. - М.: Наука, 1996. - С. 50-55.
6. Болгов, Н.Н. Власть и общество в эпоху поздней античности (к постановке проблемы) [Текст] / Н.Н. Болгов // Власть, человек, общество в античном мире. - М.: ИВИ РАН, 1997. - С. 161-167.
7. Болгов, Н.Н. Поздняя античность: история и культура [Текст] / Н.Н. Болгов. - Белгород: БелГУ, 2009. - 88 с.
8. Болгова, А.М., Болгов, Н.Н. К истории христианской благотворительности в ранневизантийское время: нищеприимный дом св. Фоки в Херсонесе (V в.) [Текст] / А.М. Болгова и др. // Иресиона. Античный мир и его наследие. - Вып. 2. - Белгород, 2002. - С. 44-47.
9. Болотов, А.Т. Лекции по истории древней церкви [Текст] / А.Т. Болотов. - М., 1994. - В 4 тт.
10. Браун П. Поздняя античность [Текст] / П. Браун // История частной жизни. I. От Римской империи до начала второго тысячелетия. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - С. 269-354.
11. Вальденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века [Текст] / В.Е. Вальденберг. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 224 с.
12. Владимир (Швец), архимандрит; Сорочан С.Б. Введение в агиографию [Текст] / архимандрит Владимир и др. - Харьков: Майдан, 2015.
- 264 с.
13. Власов, В.И. Константин Великий [Текст] / В.И. Власов. - М.: ААИ, 1998. - 400 с.
14. Диесперов, А. Блаженный Иероним и его век [Текст] / А. Диесперов.
- М.: Канон+, 2002. - 400 с.
15. Иванов, И.А. Благотворительность и медицина в Византии //
Здоровое общество. 2010 [Текст] / И.А. Иванов
/http://psibook.com/religion/blagotvoritelnost-i-meditsina-v-vizantii.html (дата
обращения: 15.12.2015).
16. Иванов, И.А. Социальный идеал правителя и благотворительность в Византии [Текст] / И.А. Иванов /http://old.spbda.ru/news/a-2680.html (дата обращения: 15.12.2015).
17. Казаков, М.М. Христианизация Римской империи в IV веке [Текст] / М.М. Казаков. - М., 2003. - 564 с.
18. Казанский, П.С. История православного монашества на Востоке. Т. 2 [Текст] / П.С. Казанский. - М.: Паломникъ, 2000. - 462 с.
19. Казанский, П.С. История православного монашества на Востоке. Т.1 [Текст] / П.С. Казанский. - М.: Паломникъ, 2000. - 476 с.
20. Кондаков, Н.П. Иерусалим христианский [Текст] / Н.П. Кондаков. - СПб., 1905. - 90 с.
21. Кондаков, Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине [Текст] / Н.П. Кондаков. - СПб., 1905. - 490 с.
22. Кравчук, А. Галерея римских императоров. Доминат [Текст] / А. Кравчук. - Екатеринбург: У-Фактория - М.: Астрель, 2011. - 448 с.
23. Курбанов, А.В. Византийский носокомион как предшественник современной больницы [Текст] / А.В. Курбанов // Белгородский диалог - 2014. - Белгород, 2014. - С. 92.
24. Курбанов, А.В. Византийский voooKopeiov как предшественник современной больницы [Текст] / А.В. Курбанов // Белгородский диалог - 2014. Сб. избр. науч. тр. - Белгород, 2014. - С. 36-42.
25. Курбанов, А.В. Больница и странноприимный дом при монастыре аввы Серида в Палестине VI в. [Текст] / А.В. Курбанов // Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № 15 (186). Вып. 31. 2014. - С. 54-59.
26. Курбанов, А.В. К вопросу о терминологии византийских благотворительных учреждений [Текст] / А.В. Курбанов // Проблемы истории и археологии Украины. - Харьков, 2014. - С. 67.
27. Курбатов, Г.Л. Ранняя Византия IV-VII вв. - позднеантичное общество [Текст] / Г.Л. Курбатов // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2. - СПб., 2001. - С. 3-20.
28. Курбатов, Г.Л. История Византии (от античности к средневековью) [Текст] / Г.Л. Курбатов. - М.: Высшая школа, 1984. - 230 с.
29. Курэ, А. Палестина под властью христианских императоров (326-636 гг.) [Текст] / А. Курэ. - СПб.: Русский паломник, 1894. - 312 с.
30. Лебедев, А.П. История гонений на христиан в Римской империи [Текст] / А.П. Лебедев. - СПб.: Алетейя, 1996. - 326 с.
31. Липшиц, Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. [Текст] / Е.Э. Липшиц. - Л.: Наука, 1976. - 232 с.
32. Луховицкий Л.В., Артюхова Т.А. Зотик Сиропитатель [Текст] / Л.В. Луховицкий и др. // Православная энциклопедия. Т. 20. - М., 2009. - С. 391.
33. Малицкий, Н.Н. Глиняный кружок из Херсонеса с изображением св. Фоки / Н.Н. Малицкий // Материалы по русскому искусству. - Л., 1928. Т. 1.
34. Моммзен, Т. История Рима. В 5 т. [Текст] / Т. Моммзен. - СПб.: Ювента, 1996.
35. Олесницкий, А.А. Святая Земля. В 2 т. [Текст] / А.А. Олесницкий. - Киев, 1875-1878. - 562, 578 с.
36. Острогорский, Г.А. К истории иммунитета в Византии [Текст] / Г.А. Острогорский // Византийский Временник. - М., 1958. -№ 13.
37. Оустерхаут, Р. Византийские строители [Текст] / Р. Оустерхаут. - К.-М., 2009. - 326 с.
38. Реньё, Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века [Текст] / Л. Реньё. - М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2008. - 334 с.
39. Робер, Ж.-Н. Рождение роскоши. Древний [Текст] / Ж.-Н. РоберРудаков, А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии [Текст] / А.П. Рудаков. - СПб.: Алетейя, 1996. - 444 с.
41. Сахаров, С.А. Система государственной власти и проблема коррупции в Поздней Римской империи. Автореф. канд. дисс. [Текст] / С.А. Сахаров. - Белгород, 2013. - 24 с.
42. Селунская, Н.А. «Late Antiquity»: историческая концепция,
историографическая традиция и семинар «Empires unlimited» [Текст] / Н.А. Селунская // ВДИ. 2005. № 1. - С. 189-201.
43. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества [Текст] / А.И. Сидоров. - М.: МДА, 1998. - 512 с.
44. Синица, М.М. Эвергетическая деятельность византийской аристократии во 2-й пол. V - нач. VI вв. (на примере храмостроительства) [Текст] / М.М. Синица // Вестник СНО БелГУ. Вып. XVII. - Белгород: БелГУ, 2013. - С. 91-96.
45. Сорокина, Т.С. История медицины. В 2 т. [Текст] / Т.С. Сорокина. - М., 2009. - 345, 455 с.
46. Станищук, А.С. Некоторые особенности организации и формы благотворительности в Византии (IV-VIII вв.) [Текст] / А.С. Станищук // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 564-566.
47. Таруашвили, Л.И. Рим в 313 году. Художественно-исторический путеводитель по столице древней империи [Текст] / Л.И. Таруашвили. - М.: Статут, 2010. - 280 с.
48. Тимофеева, Д.Г. Устройство монастырей Византии в период с III по VIII вв. [Текст] / Д.Г. Тимофеева // Сборник научных работ студентов исторического факультета. - Вып. 2. - Белгород: БелГУ, 2002. - С. 100-104.
49. Феодосий (Олтаржевский), архимандрит. Палестинское монашество в IV-VI вв. [Текст] / архимандрит Феодосий. - Киев, 1899. - 312 с.
50. Фон Фрикен, А. Римские катакомбы [Текст] / А. фон Фрикен. - М., 1886. - В 4 ч.
51. Циркин, Ю.Б. «Военная анархия» в Римской империи [Текст] / Ю.Б. Циркин. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 472 с.
52. Чекалова, А.А. Образ византийской аристократки конца V - начала VI в. (Юлиана Аниция и ее эвергетическая деятельность) [Текст] / А.А. Чекалова // Мир Александра Каждана. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 130-149.
53. Читти, Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи [Текст] / Д. Читти. - М.: Правило веры, 2009. - 320 с.
54. Beaucamp, Joelle. Le statut de la femme a Byzance (4e-7e siecle): II: Les praсtiques sociales. - Paris, 1992. - 328 p.
55. Constantelos, D.J. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. - Athens, 1986. - 282 p.
56. Consiantelos D. J. Poverty, Society and Philanthropy in the Late Medieval Greek World. - New York, 1992. - 312 р.
57. Duffy, J.M. Byzantine Medicine in the Sixth and Seventh Centuries // Dumbarton Oaks Papers. №38. 1984. - P. 21-28.
58. Hirschfeld, Y. The Desert of the Holy City: The Judaean Desert Monasteries in the Byzantine Period. - Jerusalem, 2002. - 442 р.
59. Horden, P. The Earliest Hospitals in Byzantium, Western Europe, and Islam // Journal of Interdisciplinary History. № 25. 2005. - P. 361-389.
60. Miller, T.S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. - Baltimor, 1985. - 325 p.
61. Miller, T.S. The Legend of Saint Zotikos according to Constantine Akropolites // AnBoll. - 1994. - Vol. 112. -P. 339-376.
62. Miller, T.S. The Orphans of Byzantium. Child welfare in the Christian Empire. - The Catholic University of America Press, 2003. - 345 p.
63. Oikonomides, N. Les listes de preseance byzantines des IX et X srncles. - Paris, 1972.
64. Ostrogorsky G. History of the Byzantine state. - Oxford: Blackwell, 1956. - 602 p.
65. Oxford Handbook of Byzantine Studies. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 1022 p.
66. Prioreschi, P. A History of Medicine. Vol. IV. Byzantine and Islamic medicine. - Omaha, 2004. - 507 p.
67. Savage-Smith, E. Hellenistic and Byzantine Ophthalmology: Trachoma and Sequelae // Dumbarton Oaks Papers. № 38. 1984. - P. 169-186.
68. Sivan, H. Palestine in Late Antiquity. - Oxford; New York, 2008. - 450 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ