Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. В РАМКАХ АТР

Работа №92642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. КНР и США в системе азиатско-тихоокеанских связей в нач. XXI в.: геополитический аспект 11
1.1. Роль и интересы США и Китая в АТР 11
1.2. Приоритеты и основные противоречия в Азиатско-Тихоокеанском
регионе в контексте китайско-американских отношений 21
1.3. Проблема принадлежности спорных островов Южно-Китайского моря
во внешней политике КНР и позиция США 31
Глава 2. Китайско-американские отношения в нач. XXI в. в региональных структурах (на примере АТЭС и АСЕАН): геоэкономический аспект 45
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество Китая и США в рамках
АТЭС 45
2.2. Состояние и проблемы китайско-американских отношений со странами
АСЕАН 56
2.3. Перспективы развития торгово-экономических связей КНР и США в АТР 69
Заключение 73
Библиография 77

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие наблюдается серьезная трансформация системы международных отношений, в рамках которой центр глобального лидерства, постепенно смещается в сторону Азии. Так, Азиатско-Тихоокеанский регион начинает играть весьма значительную роль в мировых политических процессах, кроме того, именно здесь формируются новые модели и параметры экономического развития государств. Значимой и показательной тенденцией успешного регионального развития выступает интеграция, в том числе формирующаяся в рамках различных институционализированных структур (например, АСЕАН и др.). Она формирует дополнительные стимулы для перестройки АТР, для «собирания» всех ее регионов в единый макроэкономический комплекс - Большая Восточная Азия. Такое направление развития региональных процессов в XXI веке, очевидно, ведет к формированию «новых зон интересов» для акторов в системе мировых связей. Особую привлекательность региону придает и тот факт, что интеграционные процессы в АТР развиваются со значительно большей интенсивностью и постоянно растущей положительной динамикой, нежели в Европе.
Среди ведущих игроков на международной арене и собственно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значительно выделяются на современном этапе, КНР и США, которые оказывают значительное влияние на формирование внутрирегионального климата. Исходя из этого, на наш взгляд, для исследователя представляет научный интерес изучение проблемы развития китайско-американских двусторонних отношений, их характер и динамика. Кроме этого, весьма важным является рассмотрение места и роли данных акторов в региональных структурах (на примере АТЭС и АСЕАН), перспективы их торгово-экономического партнерства, практический опыт решения множества проблем внутрирегионального развития.
Изучение роли КНР и США в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI в. важно и в связи с дестабилизирующей ролью последних.
Очевидно, что на фоне столкновения внешнеполитических и экономических интересов между «старым» лидером - США и «новым» центром силы - КНР, регион выступает в качестве своеобразной площадки для соперничества, что создает опасные конфликтные ситуации. Ответственность за создание подобной ситуации, на наш взгляд, лежит в почти равной степени как на США, который борется за сохранение своих лидирующих позиций в регионе, так и на КНР, который стремится к расширению своей сферы влияния и к полному единоличному доминированию не только в ЮВА, но и в перспективе, на всем Азиатско-Тихоокеанском пространстве.
Таким образом, на наш взгляд, актуальным и научно - обоснованным является изучение интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI в. в контексте китайско-американских отношений.
Объектом данного исследования является Азиатско-Тихоокеанский регион, внешняя политика КНР и США в XXI в.
Предметом работы являются приоритеты, особенности и основные противоречия китайско-американских экономико-политических отношений в АТР в XXI в.
Хронологические рамки исследования охватывают период первого десятилетия 2000-х гг., когда происходит изменение расстановки сил в АТР и начинает реализовываться новая внешнеполитическая линия поведения КНР, а именно провозглашается курс на «Мирное возвышение Китая». Однако в силу необходимости анализа специфики и противоречий в китайско-американских отношениях, мы неизбежно обращались к предыстории их развития, а именно периода 1990-х годов. В это время происходит «уход» США из АТР, что дает возможность КНР беспрепятственно реализовывать линию на интеграцию со странами региона.
Географические рамки исследования охватывают Азиатско- Тихоокеанский регион, однако в силу обширности изучаемой нами проблемы и невозможности её детального рассмотрения в рамках данного исследования, мы сосредоточили свое внимание на изучении китайско- американских отношений в части региона, а именно в Юго-Восточной Азии.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить основные тенденции торгово-экономического и политического сотрудничества Китая и США в АТР в начале XXI в. и проанализировать основные проблемы и перспективы развития китайско-американских двусторонних отношений.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть интересы и роль США и Китая в АТР в нач. XXI в.;
2. Выявить основные приоритеты и противоречия в Азиатско- Тихоокеанском регионе в контексте китайско-американских отношений;
3. Изучить проблему принадлежности спорных островов Южно­Китайского моря во внешней политике КНР и определить позицию США по данному вопросу;
4. Проследить особенности торгово-экономического
сотрудничества Китая и США в рамках АТЭС;
5. Оценить состояние и проблемы китайско-американских
отношений со странами АСЕАН;
6. Проанализировать перспективы развития торгово-экономических связей КНР и США в АТР в нач. XXI в.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стал системный подход и принцип научной объективности, позволившие рассмотреть китайско-американские отношения в контексте региональных процессов и проанализировать их закономерности, динамику, а также взаимосвязь и взаимообусловленность на протяжении выбранного нами хронологического отрезка.
Кроме того, нами были использованы исследовательские методы, как анализ, синтез, обобщение, описание. Данная группа методов позволили грамотно систематизировать сведения о внешней политике США и КНР, выделить её основные интересы и приоритеты...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив проблему китайско-американских отношений в начале XXI в. в АТР, мы взяли во внимание геополитический и геоэкономический аспекты политики государств в регионе. Центральным местом в исследовании была выбрана часть региона АТР, а именно, ЮВА, ввиду наиболее активного взаимодействия по этому направлению и невозможности провести всеобъемлющий анализ всех процессов происходящих в АТР между странами в рамках данного исследования.
Рассмотрев роль и интересы США и Китая в АТР в нач. XXI в. мы пришли к выводу, что обе страны возлагают большие надежды на дальнейшее углубление сотрудничества со странами региона, имея давнюю историю взаимоотношений, сотрудничая по многим вопросам региональной безопасности, однако сохраняются точки соприкосновения, где страны не могут найти компромисса или не хотят этого делать, ввиду комплекса причин.
Основными приоритетами КНР в регионе можно назвать дальнейшее распространение своего влияния в регионе, отстаивание своих приоритетных направлений внешней политики, коими является непримиримая позиция по поводу суверенитета острова Тайвань, жесткая позиция в отношении принадлежности спорных островов Южно-Китайского моря, а также предотвращение вмешательства третьих стран в попытке регулирования ситуации в регионе. Для США главной задачей в рамках региона поставлена цель сдерживания возрастающей мощи КНР, путем активизации взаимодействия с союзниками, такими как Япония, Южная Корея, Филиппины, Таиланд. Несмотря на всю остроту споров между Китаем и союзниками США, последние не заинтересованы в дальнейшем развитии конфликта.
Характеризуя политику Китая и США можно отметить её стабильно конфронтационный характер, с одной стороны выступающая усиливающаяся экономико-политическая власть в регионе и мире с другой, нежелание США мириться с подобным порядком вещей, создает возможности для возникновения если не полномасштабной войны, то усиление напряженности и возможности возникновения нежелательных инцидентов, одним из примеров выступает территориальный спор в Южно-Китайском море за Парасельские и острова Спратли, в которых и проявляется вся сущность американо-китайских отношений.
Важно отметить, что США чаще всего не выступают зачинщиком данных споров, а выступает посредником решения проблемы на стороне противоположной Китаю. С одной стороны страны региона опасаются остаться один на один с Китаем, с другой, не уверены в надежности своего заокеанского партнера, опасаясь быть променянным на очередную экономическую или политическую выгоду в китайско-американских взаимоотношениях. Так или иначе, США продолжает наращивать военный контингент своих войск в регионе, объясняя это политической нестабильностью некоторых стран региона, проблемой Северо-Корейского полуострова и проблемами антитеррористической безопасности. Понимая всю сложность взаимоотношений между США и КНР, обе страны не решаются вступить в открытую конфронтацию, предвидя всю плачевность данного мероприятия, как для самих себя, так и для региона в целом.
Проследив особенности торгово-экономического сотрудничества Китая и США в рамках АТЭС, можно сказать следующее, что, несмотря на всю сложность политического взаимодействия в экономической составляющей страны являются основными партнерами между собой, можно отметить сбалансированность и диверсифицированность торговых партнеров. Такой этап развития КНР характеризуется преобладанием партнеров из США. Исследование внешней торговли КНР помогает увидеть высокий экономический потенциал страны, который способствует ее вовлеченность в мировое хозяйство и укрепляет ее позиции в мире во время процесса глобализации.
Китай превратился в главного действующего игрока в региональных организациях. Страны региона внимательно наблюдают за дальнейшими шагами и инициативами КНР в регионе. Понимая, что на сегодняшний день Китай является движущей силой глобализации, страны региона все больше заинтересованы в сотрудничестве с Китаем. Это явление отчетливо видно на примерах работы ЗТС между КНР и АСЕАН, вливании все большего количества инвестиций в регион, организации морского проекта шелкового пути, инициативности на площадках форума АТЭС.
За последние десять лет товарооборот между ЮВА и Китаем вырос более чем в пятнадцать раз и продолжает увеличиваться. Оценивая состояние и проблемы китайско-американских отношений со странами АСЕАН, можно сказать, что экономическое взаимодействие АСЕАН и Китая достигло небывалого уровня, это объясняется целым рядом факторов, прежде всего единая идея гармоничного развития которой придерживаются большинство стран ЮВА, более умелое инвестирование, а также большее количество ресурсов и потенциала для совместной деятельности, упрощенный порядок взаимодействия. Позиции США наоборот теряют свою привычную лидирующую роль, к настоящему времени товарооборот с АСЕАН регистрирует лишь 3-й показатель стран партнеров организации и по прогнозам в дальнейшем продолжит свое падение.
В то же время остаются не решенными исторические проблемы между странами, сказывается напряженность и историческое недоверие к Китаю как к честному и долгосрочному партнеру. Оголилась проблема принадлежности Спорных островов Южно-Китайского моря, на фоне этого происходит наращивание вооруженных сил Китая, в частности сил морского базирования. Все эти факты вносят деструктивный характер во взаимодействиях Китая со странами АТР.
Однако, что касается перспектив дальнейшего развития отношений по линии АСЕАН - Китай, они сулят сказочную перспективу, но многие страны опасаются экономического возвышения КНР в регионе, боясь попасть в полную зависимость от последнего.
Перспективы развития отношений с США более туманные, поскольку Вашингтон проводит зачастую не рациональную политику и часто непосредственную. Смена главы Белого дома также не привносит оптимизма связи с одним из последних его указов по отмене Транс-Тихоокеанского партнерства.


1. Архив законодательных актов. Китайский первый юридический портал. Электрон, дан. - Пекин, 2003-2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://china.fmdlaw.cn
2. Балийская декларация // XXI встреча лидеров экономик - участниц АТЭС. о. Бали, Индонезия, 8 октября 2013 г. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/1539
3. Библиотека законодательных актов. Ханчжоу,1999-2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.http://www.law-lib.com.
4. Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития. Филиппины, г. Манила, ноябрь 1996 г. // Asia-Pacific Economic Cooperation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apec.org
5. Декларация по итогам встречи лидеров экономик - участниц форума АТЭС. «К улучшению мира через всеобъемлющее развитие». г. Манила, 2015 г. // Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015191107
6. Декларация по итогам 22-й встречи лидеров экономик-участниц форума АТЭС. Пекин, Китай. 11 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aprcenter.ru/our-privacy-policy/docs-apec-2014/item/21- декларация-по-итогам-встречи-лидеров-экономик-форума-атэс-на-русском- языке.Е1т1
7. Декларация по итогам саммита АТЭС // XX встреча лидеров
экономик - участниц АТЭС. Владивосток, Россия. 8-9 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aprcenter.ru/our-privacy-
policy/docs_apec_2012/item/37-декларация-по-итогам-саммита-атэс-2012- T.html
8. Деятельность центра // Официальные материалы АСЕАН
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asean-
uspartnership. org/asean_us_facility.htm.
9. Доклад комиссии по китайско-американскому взаимодействию //
Document of the US-China Economical and Security review Commission. 2017. 17. March [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%27s%20Economic%20Ti es%20with%20ASEAN.pdf
10. Доклад экономической комиссии США // US-China
Economical and Security review Commission, staff research report China’s Economic Ties with ASEAN: A Country-by-Country Analysis [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%27s%20Economic%20Ti es%20with%20ASEAN .pdf
11. Ежегодный отчет о проделанной работе АТЭС [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://publications.apec.org/publication-
detail.php?pub_id=1850
12. Закон Китая (КНР) «О Внешней торговли». Принят 12 мая 1994 г. Постоянным Комитетом ВСНП Китая 7-ой сессии 12-го созыва, исправлен 6.04. 2004 г. Комитетом ВСНП Китая 8-ой сессии 10-го созыва. // Законы КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.uglc.ru/trade.htm.
13. Заявление МИД КНР по вопросу о праве собственности на острова Дяоюйдао от 30 декабря 1971 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. fyj s. cn/bbs/read.php .?tid=72089
14. Меморандум министерства иностранных дел Китая от 12 мая 1988 г. по вопросу об островах Сиша и Наньша A/43/363 // Официальные документы ГА ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dag.un.org/bitstream/handle/11176/59054/A_43_363%3BS_19887- RU.pdf?sequence=23&isAllowed=y
15. Обзор: глава МИД КНР Ван И о визите Си ЦзиньПина в Индонезию и Малайзию и участии в 21 неформальной встрече лидеров АТЭС 13.01.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/8420368.html...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ