Глава 1. Некоторые аспекты формирования информационно - образовательной среды 6
1.1 Понятие образовательного пространства 6
1.2 Информационно-образовательное пространство 8
1.3 Информационно-образовательная среда 10
1.4 Информационно-образовательная среда учителя, как часть
информационно-образовательной среды учебного заведения 13
ГЛАВА 2. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя при работе в единой информационно-образовательной среде 2.1 Единая информационно-образовательная среда. Структура и роль в
образовании 19
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию информационно - коммуникационной компетенции учителя в единой информационно-образовательной среде школы 28
Список литературы 37
Приложения
Приложение 1 43
Приложение 2 46
Современные реалии образования показываю учителя нового времени, как личность способную не только учить, но и учится на протяжении всей трудовой деятельности. Профессиональный стандарт педагога принятый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н выдвигает ряд требований не только к уровню подготовки учителя, но и к различным деятельностям учителя, показывая, что учитель в современном мире не только наставник, но и пример непрерывного самообразования. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в редакции от 14.12.2015 г.) разрешает реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации [25]. Тем самым погружая и учителя и ученика в особую среду, называя её электронную информационно - образовательную среду (ЭИОС). Ввиду двойственности положения учителя ЭИОС является особой системой, содержащей в себя не только программно-технические сервисы Интернета, но и возможности социальных взаимодействий, напрямую связанные с деятельностью учителя. Исходя из этого, необходимо исследовать работу учителя в ЭИОС и культурологических и социальных функций, структуры и содержания областей ЭИОС, обеспечивающих возможность, как импорта, так и экспорта образовательных услуг. Отсюда вытекает необходимость анализа ЭИОС с точки зрения слияния информационных и педагогических технологий и развитие на основании этого личностно-развивающие обучение, результатом которого станет креативная, способная к саморазвитию и самообразованию личность. В этом ключе встает проблема практической реализации теоретических основ личностно - развивающего образования.
Информационное общество дает возможность получить учителю непрерывное образование, между тем проблема работы в ИОС не нашла должного теоретического и методологического освещения в педагогических исследованиях. На данном этапе отсутствует практически апробированная методика работы учителя в ИОС, что препятствует непрерывному самообразованию учителя и успешному применению образовательных интернет ресурсов.
Анализ изученной научно-методической, психолого-педагогической и общественно-политической литературы позволяет выделить проблему как обеспечить непрерывное самообразование на основе развития социально-коммуникационной компетенции учителя для объединения формального и неформального образования в течение всей трудовой деятельности. Исходя из этого, была выбрана тема работы «Создание в информационно - образовательной среды как условие непрерывного самообразования педагога».
Объект исследования: Процесс самообразования учителя с помощью новейших средств ИКТ.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития информационно-коммуникационной компетенции учителя в процессе работы в информационно-образовательной среде.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить условия и средства, помогающие в развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя в процессе самообразования при работе ИОС, опосредованной средствами ИКТ.
Гипотеза: развитие информационно-коммуникационной
компетенции учителя будет более эффективным, при соблюдении следующих принципов:
- определена роль, принципы построения и структура ИОС системы, дающей возможности формального и неформального образования в течение всей профессиональной деятельности учителя;
- изучены ресурсные возможности ИКТ в процессе самообразования, помогающие персонализировать ИОС учителя;
- создана и апробирована практико-ориентированная модель работы ИОС учителя в процессе самообразования;
- формирование и развитие компетенций учителя, значимых при работе в ИОС, рассматривается как цель процесса самообразования и самоопределения;
- созданы инструменты диагностики, которые могут гарантировать контроль за процессом развития компетенций с целью его коррекции.
Задачи исследования:
1. На основе изученной литературы определить роль, принципы построения и структуру ИОС как системы, дающей возможность формального и неформального самообразования.
2. Выявить дидактические возможности использования сервисов социальных медиа, необходимые для их применения в процессе работы в ИОС.
3. Определить составляющие компетенции учителя.
4. Выявить условия развития учителей, в условиях работы в ИОС.
5. Провести количественный и качественный анализ результатов процесса развития компетенций при работе в ИОС в системе самообразования.
Методы исследования:
Методы исследования определялись его целями и задачами конкретного этапа исследования, включая: сравнительно-сопоставительный, логический и системный анализ психологической, педагогической, методической и технической литературы, а также оценку образовательных ресурсов и сервисов социальных медиа Интернета; опросно-диагностические методы анкетирования, беседы, тестирования, рейтинг-оценивания, методы прямого, косвенного и включенного наблюдения.
В заключении представим основные выводы исследования:
1. Задача определения роли, содержания и структуры ИОС в виде обобщенной модели с указанием структуры объединяющую в себе формальную и неформальную деятельность педагога - решена.
2. Принципы создания ИОС, состав современных образовательных сервисов сети Интернет, которые позволяют повысить интерактивность процесса самообразования при работе в ИОС - определены.
3. Обозначены критерии сформированности ИКТ компетенции педагогов в процессе создания и применения ИОС в рамках самообразования. Найден способ количественной оценки степени развития ИОС педагога.
1. Адаманский, А. В. Информационная модель управления высшим учебным заведением [Текст]/ А.В. Адаманский // Вестник НГУ - 2010- Т. 8, выпуск 3 - С. 11 .
2. Адольф, В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога [Текст]/ В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Информатика и образование. - Серия: Педагогика. - № 1. - 2006.
3. Баранова, Т.А., Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Текст]/ Т.А. Баранова, О.А. Максимова, А.А. Фомина/ / Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. - 2007.
4. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения [Текст]/ Башмаков, М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. - СПб: Свет,1997 - С. 150.
5. Варданян, Н.А. Развитие дистанционного обучения в
общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]/ Н.А. Варданян. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/ dissertaciya-
razvitiedistantsionnogo-obucheniya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole. - Загл. с
экрана (дата обращения: 15.03.2015).
6. Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения
экономических систем. Современные методы и средства проектирования информационных систем. [Текст]/ А.М. Вендеров. - М.: Финансы и
статистика, 2006 - С. 554.
7. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Текст]/А.А. Веряев, И.К. Шалаев// Педагог. - 1998. - №1 - С. 29-35.
8. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т.В. Габай. - М.: Издательство Московского государственного университета, 1988. - С. 225.
9. Гагарина, Л.Г. Введение в инфокоммуникационные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Л.Г. Гагарина, А.М. Баин и др.; Под ред. д.т.н., проф. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 336.
10. Дылян, Г.Д., Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования [Текст]/ Г.Д. Дылян, Э.С. Ратобыльская, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 . - С. 350.
11. Далингер, В. А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования [Текст]: Монография / В. А. Далингер ; науч. ред. М. П. Лапчик. - 2-е изд. стереотип. - М.: Флинта, 2011. - С. 150.
12. Жилин, С.М. Организация школьной корпоративной сети [Текст]/ С.М. Жилин, Л.В. Жилина// Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 1. - 2006.
13. Зуева, Т.В. Образовательный блог - единое информационное
пространство для учителя, коллег, ученика, родителей. [Электронный ресурс]/ Т.В. Зуева - Режим доступа: URL:
http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-20.html - Загл. с экрана (дата обращения 17.12.2015).
14. Киселева, А.А. Роль Интернет в становлении персональной образовательной сферы преподавателей / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №10(88) - С. 32-34.
15. Киселева, А.А. Возможности сервисов web-2 для формирования персональных образовательных сфер / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев,
А.Ф. Федоров // Высшее образование в России. - 2010. - №7. - С. 95-98.
16. Киселева, А.А. Неформальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев // Инновации в образовании. - 2010. - №9 - С. 74-83.
17. Киселева, А.А. Дополнительное профессиональное образование: компетентностный подход / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев // Инновации в образовании. - 2010. -№11. - С. 111-120.
18. Киселева, А.А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев // Открытое образование. - 2010. - №6(83). - С. 68-78.
19. Клишин, А.П. Информационная система E-Decanat
2.0[Текст]/А.П. Клишин, А.А. Мытник/Материалы всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2012» . СПб.: Изд-во СПбГУ
ИТМО, 2012. - С. 206-207.
20. Кошева, Д.П. Формирование профессиональной компетентности учителя[Текст] /Д.П. Кошева//Педагогическое образование на Алтае. - 2013 - №1 - С. 8-13.
...