СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕВУШЕК В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения суверенности психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности 10
1.1. Понятие психологического пространства личности и психологической
суверенности 10
1.2. Понятие гендерной идентичности 30
1.3. Эмпирические исследования гендерных коррелятов суверенности 44
Глава 2. Эмпирическое исследование суверенности психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности 46
2.1. Программа исследования 46
2.2 Особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства
и гендерной идентичности девушек 51
Заключение 58
Библиографический список 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
1.1. Понятие психологического пространства личности и психологической
суверенности 10
1.2. Понятие гендерной идентичности 30
1.3. Эмпирические исследования гендерных коррелятов суверенности 44
Глава 2. Эмпирическое исследование суверенности психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности 46
2.1. Программа исследования 46
2.2 Особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства
и гендерной идентичности девушек 51
Заключение 58
Библиографический список 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Современные общественные трансформации, происходящие, в том числе, в российском обществе, затрагивают самые разные сферы жизни: политическую, экономическую, научно-образовательную, духовную и сферу социальных отношений. Интенсивные процессы изменений ставят человека перед необходимостью проявлять избирательность и контроль в отношении влияний среды, развивать личную автономность, самобытность и стремиться к гармонизации своих отношений с окружающим миром.
Незаменимой в этом плане является способность оберегать, держать под контролем и развивать свое психологическое пространство, целостность личностных границ, которая определяется как суверенность. Она представляет собой существенное условие развития человека, поддержания его психического здоровья, благополучия в социальной и профессиональной сферах жизни, а также способствует усилению его субъектности [87].
Филогенетически психологическое пространство восходит к инстинкту территориальности и является социальной формой осуществления биологически заложенных программ, детерминируя особенности гендерного и репродуктивного поведения.
Исторически специфику полоролевой модели человека принято определять биологическими и физиологическими половыми различиями. Однако для современного мира характерны процессы индустриализации и глобализации, быстрые изменения в системах социальных ролей и общепринятых норм, установок и ценностей, что ведет к неоднозначности в становлении и проявлении гендерной идентичности личности, возникновению ролевых конфликтов. Это существенно повышает вариативность гендерной социализации каждого конкретного человека и может создавать определенные сложности в процессе формирования гармоничной, целостной личности. Особенно актуальна эта проблема в многонациональных современных странах, таких как Россия, где полоролевые традиции изменяются вместе с социально-экономическим развитием и ассимиляцией ценностей западной цивилизации. При этом именно девушки, начиная с подростково-юношеского периода, подвергаются сильному нормативному и информационному давлению в отношении гендерных норм со стороны общества и особенно средств массовой информации [3; 53].
Таким образом, социальный аспект актуальности исследования обусловлен высокой значимостью психологической суверенности и неоднозначной ролью гендерной идентичности в процессе развития личности.
Понятие психологического пространства личности возникло из множества эклектичных предпосылок, его изучение изначально предполагало стать междисциплинарным, межпроблемным. И хотя исследование суверенности психологического пространства началось не так давно, в настоящее время существует большое количество научных работ (С.К.Нартова-Бочавер, Н.В. Буравцова, Е.Н. Панина, О.Г. Беленко, О.Е. Дергачева и др.). Но, несмотря на богатство эмпирических данных, полученные результаты имеют разрозненный характер, им требуется интеграция и систематизация. Поэтому тема продолжает оставаться дискуссионной и остро нуждается в дальнейшей разработке.
Гендерные исследования, объектом анализа которых является гендер как социально-культурный феномен, представляют собой междисциплинарное направление и давно проводятся в западной психологии (С.Бем, Ш. Берн, С. Кесслер, В. Маккенна, Э. Гоффман и др.). В нашей стране гендерная проблематика начала активно разрабатываться только в середине 90 -х годов, однако до сих пор существенным недостатком является малое количество обобщающих теорий, единой теоретической базы и программы гендерных исследований. В отечественной психологии делается упор на исследование половых и гендерных различий (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Е. П. Ильин, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, В. Е. Каган, Л.Н. Ожигова и др), в то время как психология женщины и гендерных отношений только начинает развиваться, что обуславливает научный аспект актуальности исследования данной диссертации.
Проблема психологического пространства личности и суверенности как характеристики психологического пространства имеет глубокие корни в отечественной (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Брушлинский, С.К.Нартова-Бочавер и др.) и в зарубежной психологии (У.Джемс, К.Левин, Э.Эриксон, А. Адлер, К.Г.Юнг, И. Альтман и др.).
Также в данной работе представлены различные подходы к рассмотрению гендерной идентичности (С.Бем, Ш. Берн, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, Темкина А.А., Л.Н. Ожигова, И.С. Кон и др.).
Объект исследования - суверенность психологического пространства личности.
Предмет - суверенность психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек.
Цель - особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства и гендерной идентичности девушек в возрасте от 18 до 23 лет.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Сформировать теоретико-методологические основания исследования суверенности психологического пространства девушек с разными типами гендерной идентичности.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования суверенности психологического пространства девушек во взаимосвязи с их гендерной идентичностью.
3. Описать и проинтерпретировать результаты исследования суверенности психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек.
4. В качестве внедрения результатов подготовить научно-психологическую статью по теме исследования.
Гипотезы исследования:
1. Возможно, ключевыми измерениями суверенности психологического пространства девушек, взаимосвязанными с их гендерной идентичностью, являются суверенность физического тела, суверенность территории и суверенность социальных связей.
2. Предположительно, особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную или общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения взаимосвязаны с их гендерной идентичностью.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились концепция суверенности психологического пространства С.К. Нартовой - Бочавер и гендерный подход в психологии (И.С. Клецина, Е.А. Здравомыслова, и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности в качестве продукта социального конструирования, а также теория гендерной схемы С. Бем.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 94 неработающих студентки в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся на различных факультетах вузов г. Барнаула. Возрастным критерием послужила периодизация Е.Б. Усовой, согласно которой, 18-23 лет - это этап поздней юности.
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Анализ вторичных источников по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• анкетный опрос
• опросник «Суверенность психологического пространства личности» С.К. Нартовой-Бочавер
• полоролевой опросник С. Бем
• опросник "Шкала локуса ролевого конфликта" П.П. Г орностая
3. Математико-статистические методы обработки данных:
U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с применением коэффициента Пирсона и регрессионный анализ.
Для обработки полученных данных применялась статистическая программа SPSS 20.0.
Научная новизна полученных результатов:
- выявлены особенности взаимосвязи различных измерений суверенности психологического пространства девушек с их гендерной идентичностью.
- обнаружены значимые различия в локусе ролевого конфликта у девушек с преобладанием фемининных и маскулинных черт.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в том, что обоснован подход к исследованию суверенности психологического пространства девушек во взаимосвязи с их гендерной идентичностью .
Практическая значимость заключается в том, что предложен и апробирован комплекс методов изучения суверенности психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек, позволяющий получить объективную информацию, лежащую в основе разработки психологических методов воздействия на личность с целью гармонизации ее восприятия границ личного пространства. Полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке курсов лекций и семинарских занятий по психологии личности и социальной психологии.
Положения выносимые на защиту:
1. Особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства девушек с их гендерной идентичностью проявляются в том, что по мере увеличения суверенности физического тела и суверенности территории усиливается проявление черт фемининности, а увеличение суверенности социальных связей девушек сопровождается проявлением черт маскулинности.
3. Особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную или общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения, определяют выраженность у них черт фемининности или маскулинности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на кафедре социальной психологии Алтайского государственного университета и региональных научно-практических конференциях (Барнаул, 2015, 2016). Также они были использованы в вузовской практике при проведении семинарских занятий по психологии личности. Основные результаты исследования изложены в подготовленной к печати научной статье.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 156 литературных источников, из них 26 - на иностранном языке. В работе имеется 5 таблиц, 2 рисунка и 7 приложений.
Незаменимой в этом плане является способность оберегать, держать под контролем и развивать свое психологическое пространство, целостность личностных границ, которая определяется как суверенность. Она представляет собой существенное условие развития человека, поддержания его психического здоровья, благополучия в социальной и профессиональной сферах жизни, а также способствует усилению его субъектности [87].
Филогенетически психологическое пространство восходит к инстинкту территориальности и является социальной формой осуществления биологически заложенных программ, детерминируя особенности гендерного и репродуктивного поведения.
Исторически специфику полоролевой модели человека принято определять биологическими и физиологическими половыми различиями. Однако для современного мира характерны процессы индустриализации и глобализации, быстрые изменения в системах социальных ролей и общепринятых норм, установок и ценностей, что ведет к неоднозначности в становлении и проявлении гендерной идентичности личности, возникновению ролевых конфликтов. Это существенно повышает вариативность гендерной социализации каждого конкретного человека и может создавать определенные сложности в процессе формирования гармоничной, целостной личности. Особенно актуальна эта проблема в многонациональных современных странах, таких как Россия, где полоролевые традиции изменяются вместе с социально-экономическим развитием и ассимиляцией ценностей западной цивилизации. При этом именно девушки, начиная с подростково-юношеского периода, подвергаются сильному нормативному и информационному давлению в отношении гендерных норм со стороны общества и особенно средств массовой информации [3; 53].
Таким образом, социальный аспект актуальности исследования обусловлен высокой значимостью психологической суверенности и неоднозначной ролью гендерной идентичности в процессе развития личности.
Понятие психологического пространства личности возникло из множества эклектичных предпосылок, его изучение изначально предполагало стать междисциплинарным, межпроблемным. И хотя исследование суверенности психологического пространства началось не так давно, в настоящее время существует большое количество научных работ (С.К.Нартова-Бочавер, Н.В. Буравцова, Е.Н. Панина, О.Г. Беленко, О.Е. Дергачева и др.). Но, несмотря на богатство эмпирических данных, полученные результаты имеют разрозненный характер, им требуется интеграция и систематизация. Поэтому тема продолжает оставаться дискуссионной и остро нуждается в дальнейшей разработке.
Гендерные исследования, объектом анализа которых является гендер как социально-культурный феномен, представляют собой междисциплинарное направление и давно проводятся в западной психологии (С.Бем, Ш. Берн, С. Кесслер, В. Маккенна, Э. Гоффман и др.). В нашей стране гендерная проблематика начала активно разрабатываться только в середине 90 -х годов, однако до сих пор существенным недостатком является малое количество обобщающих теорий, единой теоретической базы и программы гендерных исследований. В отечественной психологии делается упор на исследование половых и гендерных различий (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Е. П. Ильин, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, В. Е. Каган, Л.Н. Ожигова и др), в то время как психология женщины и гендерных отношений только начинает развиваться, что обуславливает научный аспект актуальности исследования данной диссертации.
Проблема психологического пространства личности и суверенности как характеристики психологического пространства имеет глубокие корни в отечественной (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Брушлинский, С.К.Нартова-Бочавер и др.) и в зарубежной психологии (У.Джемс, К.Левин, Э.Эриксон, А. Адлер, К.Г.Юнг, И. Альтман и др.).
Также в данной работе представлены различные подходы к рассмотрению гендерной идентичности (С.Бем, Ш. Берн, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, Темкина А.А., Л.Н. Ожигова, И.С. Кон и др.).
Объект исследования - суверенность психологического пространства личности.
Предмет - суверенность психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек.
Цель - особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства и гендерной идентичности девушек в возрасте от 18 до 23 лет.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Сформировать теоретико-методологические основания исследования суверенности психологического пространства девушек с разными типами гендерной идентичности.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования суверенности психологического пространства девушек во взаимосвязи с их гендерной идентичностью.
3. Описать и проинтерпретировать результаты исследования суверенности психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек.
4. В качестве внедрения результатов подготовить научно-психологическую статью по теме исследования.
Гипотезы исследования:
1. Возможно, ключевыми измерениями суверенности психологического пространства девушек, взаимосвязанными с их гендерной идентичностью, являются суверенность физического тела, суверенность территории и суверенность социальных связей.
2. Предположительно, особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную или общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения взаимосвязаны с их гендерной идентичностью.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились концепция суверенности психологического пространства С.К. Нартовой - Бочавер и гендерный подход в психологии (И.С. Клецина, Е.А. Здравомыслова, и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности в качестве продукта социального конструирования, а также теория гендерной схемы С. Бем.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 94 неработающих студентки в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся на различных факультетах вузов г. Барнаула. Возрастным критерием послужила периодизация Е.Б. Усовой, согласно которой, 18-23 лет - это этап поздней юности.
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Анализ вторичных источников по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• анкетный опрос
• опросник «Суверенность психологического пространства личности» С.К. Нартовой-Бочавер
• полоролевой опросник С. Бем
• опросник "Шкала локуса ролевого конфликта" П.П. Г орностая
3. Математико-статистические методы обработки данных:
U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с применением коэффициента Пирсона и регрессионный анализ.
Для обработки полученных данных применялась статистическая программа SPSS 20.0.
Научная новизна полученных результатов:
- выявлены особенности взаимосвязи различных измерений суверенности психологического пространства девушек с их гендерной идентичностью.
- обнаружены значимые различия в локусе ролевого конфликта у девушек с преобладанием фемининных и маскулинных черт.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в том, что обоснован подход к исследованию суверенности психологического пространства девушек во взаимосвязи с их гендерной идентичностью .
Практическая значимость заключается в том, что предложен и апробирован комплекс методов изучения суверенности психологического пространства во взаимосвязи с гендерной идентичностью девушек, позволяющий получить объективную информацию, лежащую в основе разработки психологических методов воздействия на личность с целью гармонизации ее восприятия границ личного пространства. Полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке курсов лекций и семинарских занятий по психологии личности и социальной психологии.
Положения выносимые на защиту:
1. Особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства девушек с их гендерной идентичностью проявляются в том, что по мере увеличения суверенности физического тела и суверенности территории усиливается проявление черт фемининности, а увеличение суверенности социальных связей девушек сопровождается проявлением черт маскулинности.
3. Особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную или общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения, определяют выраженность у них черт фемининности или маскулинности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на кафедре социальной психологии Алтайского государственного университета и региональных научно-практических конференциях (Барнаул, 2015, 2016). Также они были использованы в вузовской практике при проведении семинарских занятий по психологии личности. Основные результаты исследования изложены в подготовленной к печати научной статье.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 156 литературных источников, из них 26 - на иностранном языке. В работе имеется 5 таблиц, 2 рисунка и 7 приложений.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены подходы к изучению психологического пространства личности, психологической суверенности, проведен анализ гендерного подхода, включающего теорию социального конструирования гендера. Также проанализированы концепции гендерной схемы и локуса ролевого конфликта.
Установлено, что на девушек оказывается интенсивное нормативное и информационное давление в отношении гендерных норм, что провоцирует возникновение различных ролевых конфликтов. Обозначена важная роль психологической суверенности, выступающей фактором развития субъектности личности и условием ее адаптации к социуму.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования суверенности психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение суверенности физического тела и территории, депривированность суверенности социальных связей девушек сопровождается проявлением большего количества черт фемининности.
2. Депривированность суверенности физического тела и территории при увеличении суверенности социальных связей девушек сопровождается усилением у них черт маскулинности.
3. Особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения, определяют выраженность у них черт маскулинности.
4. Опора девушек на общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения определяет выраженность у них черт фемининности.
5. Девушки с преобладанием фемининных черт выстраивают свое ролевое поведение преимущественно в соответствии с социальными ожиданиями, ориентируясь на внешнюю систему ценностей и выбирая экстернальные стратегии поведения в условиях ролевого конфликта.
6. Девушки с преобладанием маскулинных черт выстраивают свое ролевое поведение в соответствии с личными предпочтениями, выбирая интернальные стратегии в условиях ролевого конфликта.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Полученные в исследовании результаты отражены в подготовленной к печати научной статье.
Установлено, что на девушек оказывается интенсивное нормативное и информационное давление в отношении гендерных норм, что провоцирует возникновение различных ролевых конфликтов. Обозначена важная роль психологической суверенности, выступающей фактором развития субъектности личности и условием ее адаптации к социуму.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования суверенности психологического пространства девушек в контексте гендерной идентичности.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение суверенности физического тела и территории, депривированность суверенности социальных связей девушек сопровождается проявлением большего количества черт фемининности.
2. Депривированность суверенности физического тела и территории при увеличении суверенности социальных связей девушек сопровождается усилением у них черт маскулинности.
3. Особенности суверенности психологического пространства девушек, проявляющиеся в опоре на личную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения, определяют выраженность у них черт маскулинности.
4. Опора девушек на общественную систему ориентиров при выборе стратегий ролевого поведения определяет выраженность у них черт фемининности.
5. Девушки с преобладанием фемининных черт выстраивают свое ролевое поведение преимущественно в соответствии с социальными ожиданиями, ориентируясь на внешнюю систему ценностей и выбирая экстернальные стратегии поведения в условиях ролевого конфликта.
6. Девушки с преобладанием маскулинных черт выстраивают свое ролевое поведение в соответствии с личными предпочтениями, выбирая интернальные стратегии в условиях ролевого конфликта.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Полученные в исследовании результаты отражены в подготовленной к печати научной статье.
Подобные работы
- Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Семейные перспективы девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Особенности Я-телесного женщин с нарушениями пищевого поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017





