Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Работа №92617

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы169
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения 11
психологического времени неформальных лидеров 11
студенческих групп 11
1.2 Психологическое время личности как объект изучения в современной психологической науке 11
1.2 Понятие и теории неформального лидерства 26
1.3 Социально-психологические особенности
студенческих групп 48
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического времени юношей и девушек с активным образом жизни 64
2.1 Программа эмпирического исследования 64
2.2 Психологическое время неформальных лидеров
студенческих групп 72
2.3 Психологическое время студентов
с низким социометрическим статусом 80
2.4 Сравнительный анализ содержательных аспектов
психологического времени студентов с высоким и низким социометрическим статусом 88
2.5 Оценка влияния психологического времени студентов на их
социометрический статус 91
2.6 Практическое применение результатов исследования 95
Заключение 97
Библиографический список 101
Приложения 112


Актуальность проблемы исследования. Взаимодействие со временем - фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного (т.е. задаваемого часами), так и субъективного (личные конструкты времени). Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, так как и внешние (природные, социальные, экономические и др.), и внутренние (психические) процессы происходят и разворачиваются во времени. [12]
Несомненно, что восприятие времени и его атрибутов в новых социальных условиях не может оставаться неизменным. Представление человека о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности, и временные понятия, отношения и оценки определяются множеством факторов и, прежде всего, факторами социокультурной среды, к которой личность принадлежит. Человек переживает и постигает социальное время посредством существующих форм социальной и духовной деятельности. Сами способы переживания и осознания времени всецело обусловлены культурно-историческими условиями и социально-психологическими факторами. [27]
В психологической науке восприятие времени понимается не как единый феномен, а скорее, как множество разнообразных явлений собственно психологического и социально -психологического плана. Такая разнородность изучаемого феномена восприятия времени обусловлена, прежде всего, существующим в психологии разнообразием определений и трактовок времени как предмета психологического исследования. Так, в психологии широко используются понятия: «психическое время», «психологическое время», «культурно-историческое время», «социальное время», «временная перспектива» и т.д. [32] Каждое из этих понятий имеет свою собственную теоретическую нагрузку и обозначает определенную предметную область научно-психологического познания. Поэтому не удивительно, что проблема связи времени с картиной мира и личностью человека разрабатывается в разных исследовательских контекстах. Восприятие и оценка времени, представления о времени и отношение к нему, связь времени и памяти, время и когнитивные процессы - вот далеко не полный перечень тех тематических разделов, которые традиционно представляют исследовательский интерес.
Жизнь современного человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Это могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой спортивной команды, преподаватель, староста группы, тренер, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Таким образом, лидер это тот человек, который ведет группу вперед к поставленной цели. Такая личность в первую очередь должна обладать умением ориентироваться во времени, грамотно распоряжаться им, видеть дальнейшее развитие будущего, учитывать опыт прошлого, идти в ногу со временем. [33]
Следовательно, актуальность нашей темы заключается в том, что изучение психологического времени неформальных лидеров студенческих групп, несомненно, имеет важное значение, так как обществу необходимы люди, способные видеть, прогнозировать и решать возникшие проблемы, организовывать грамотно время, ориентироваться в настоящем, выстраивать картину будущего. Сегодняшние студенты - это завтрашние политики, экономисты и другие специалисты, которые займут ведущие положения в обществе, и станут лидерами в той или иной сфере деятельности. Именно от их действий будет зависеть управление различными социальными структурами от разного рода групп, коллективов предприятий, армейских подразделений до государства. В связи с этим актуализируется исследовательский интерес к проблеме изучения психологического времени неформальных лидеров студенческих групп.
Степень изученности проблемы.
В том или ином аспекте, проблема времени и его восприятия человеком разрабатывалась многими отечественными и зарубежными учеными (В. Вундт, К. Левин, Б.Г.Ананьев, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.К. Болотова, A.A. Кроник, Е.И. Головаха, Р. Кастенбаум и др.). В большинстве случаев, в психологических исследованиях изучается феномен субъективного оценивания временных микро- и макроинтервалов. В этом случае, предметом исследования выступает психологическое время. Однако в русле исследований психологического времени за пределами области изучения, как правило, остаются многие социально-психологические детерминанты, влияние которых не столь явно и, потому требует специальных методических средств обнаружения.
Одной из многих таких социально-психологических детерминант является же проблема лидерства. Данный феномен всегда привлекал к себе пристальный интерес, как в отечественной, так и в зарубежной социально - психологической науке (в разное время ученые по-разному рассматривали лидерство и с точки зрения его личностных детерминант, и ситуационных компонентов, и в плане выявлений типов лидеров, выделения стилей лидерства, и с точки зрения определения его социальной роли это такие авторы, как: Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Ц. Джибб, Р. Бейлз, Слейтер, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Филлипс и др.).
В нашей стране проблематикой лидерства занимались такие известные социальные психологи, как: И.П. Волков, Э.А. Ганцева, В.Д. Гончаров, Д.М. Гвишиане, Ю.А. Замошкин, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, И.С. Полонский, Б.Д. Парыгин, А.Г. Сороковой, Л.И. Уманский, Г.М. Андреева, A.B. Петровский и др.
Таким образом, вопрос о психологическом времени в контексте неформального лидерства с одной стороны мало изучен в трудах отечественных и зарубежных психологов, с другой стороны актуален, поскольку для адекватного и позитивного развития личности, к которому стремится наука психология, необходимо осознание психологических временных особенностей в русле влияния социально-психологических факторов.
Целью нашего исследования является выделение особенностей психологического времени неформальных лидеров студенческих групп.
Объект работы - психологическое время личности.
Предмет работы - психологическое время неформальных лидеров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические источники по проблеме исследований психологического времени неформальных лидеров студенческих групп.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени неформальных лидеров студенческих групп.
3. Описать и проанализировать полученные результаты.
4. Осуществить практическое применение результатов исследования.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Вероятно, психологическое время неформальных лидеров студенческих групп характеризуется в большей степени ориентацией на собственное прошлое, оценкой его как позитивного периода собственной жизни, настоящее воспринимается как активный и изменчивый период жизни.
2. Скорее всего, психологическое время студентов, имеющих низкий социометрический статус, будет характеризоваться в большей степени ориентацией на позитивное прошлое, настоящее время будет восприниматься как способ получения удовольствия, будущее же будет оцениваться как менее доступный и размытый период жизни.
3. Возможно, такие содержательные аспекты психологического времени, как временная ориентация, эмоциональная насыщенность и образ времени оказывают влияние на величину социометрического статуса студентов в группе, на субъективную оценку лидерских качеств.
Теоретико-методологическая основа нашего исследования:
• Причинно-целевая концепция А.А Кроника, Е.И Головахи;
• Концепция временной перспективы Ф. Зимбардо;
• Социометрический подход Дж. Морено;
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; анкетирование; экспертный опрос; метод социометрических измерений Дж. Морено; модифицированная методика «Шкалы переживания времени» Е.И. Г оловахи, А.А.Кроника; опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо; метод оценки событийной и эмоциональной насыщенности прошлого, настоящего и будущего; методы статистической обработки данных (факторный анализ, непараметрический критерий достоверности U Манна-Уитни, регрессионный анализ).
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций: применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных на основе компьютерной программы "SPSS 22.0"; содержательным анализом выявленных фактов, внедрением отдельных результатов исследования в практику.
Эмпирическая база.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Алтайского Государственного Университета и Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ г. Барнаула. В исследовании принимали участие студенты в возрасте от 17 до 22 лет (всего 65 человек).
Из общего количества респондентов были выделены две группы. В первую группу вошли 20 студентов с высоким социометрическим статусом (эмпирическая группа), во вторую группу вошли 20 членов студенческой группы с низким социометрическим статусом (контрольная группа).
Научная новизна исследования:
1. Содержательно проанализировано переживание и восприятие психологического времени неформальных лидеров студенческих групп .
2. Выделена специфика психологического времени неформальных лидеров в студенческой группе и студентов, имеющих низкий социометрический статус.
3. Выявлено влияние содержательных аспектов психологического времени (временная ориентация, событийная насыщенность и образ времени) на величину социометрического статуса студентов в группе.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:
- расширены теоретические положения концепции психологического времени личности через выделение специфики содержательных аспектов психологического времени неформальных лидеров студенческих групп.
Практическая значимость. Результаты исследования могут выступить основанием для разработки программы тренинга на развитие лидерских качеств в контексте психологического восприятия времени.
Положения, выносимые на защиту:
1. Неформальные лидеры ориентированы в большей степени и на прошлое, воспринимая его как позитивный период жизни, и на гедонистическое настоящее, воспринимаемое насыщенным, активным и радостным, но в тоже время напряженным. Будущее же кажется открытым, активным и организованным.
2. Студенты с низким социометрическим статусом воспринимают свое прошлое активным и разнообразным, настоящее приятным и организованным, будущее расслабленным и не имеющим временного предела, также ориентированы в большей степени на прошлый отрезок собственной жизни и гедонистическое настоящее.
3. Содержательные аспекты психологического времени такие, как эмоциональная насыщенность и образ времени оказывают влияние на величину социометрического статуса студентов в группе, на субъективную оценку лидерских качеств. Влияние на величину социометрического статуса в группе оказывает ощущение своего настоящего более расслабленным и неограниченным. В свою очередь, влияние на субъективную оценку проявления лидерских качеств в группе оказывают ощущения своего настоящего более расслабленным и организованным, прошлого времени непрерывным, цветным, кажущимся и глубоким, ощущения своего будущего как быстротечного, яркого, скачкообразного, мелкого и организованного.
Апробация и внедрение полученных результатов:
В апреле 2015 года был представлен доклад по данной проблеме исследования на Второй региональной молодежной конференции Мой выбор - НАУКА по секции «Социально-психологических проблем исследования личности».
По материалам магистерской диссертации была опубликована статья «Психологическое время лидеров студенческих групп» в научно-популярном журнале «НоваИнфо», включенном в список, рекомендованный ВАК.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 122 источника и 16 приложений. Текст работы содержит 11 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В магистерской диссертации были рассмотрены теоретические подходы к изучению психологического времени отечественных и зарубежных авторов, таких как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. .Ананьев А.А. Кроник и Е.И. Головаха, П.Жане, Ш. Бюлер, К. Левин. Также были рассмотрены особенности психологического времени неформальных лидеров и студентов с низким социометрическим статусом в группе.
В первой главе были проанализированы подходы к изучению психологического времени личности разных авторов, рассмотрена господствующая причинно-целевая концепция психологического времени, изучены тенденции проявления психологического времени личности. Также в первой главе были рассмотрены понятие лидерства, в частности неформального лидера и их психологические особенности. Проанализированы особенности малых групп, а именно социально-психологические характеристики студенческой группы, ее становление и развитие.
Психологическое время личности является многоуровневой системой, которая в качестве составляющих элементов включает в себя три масштаба: исторический, ситуативный и биографический. Биографический аспект психологического времени отражает субъективная картина жизненного пути, которая является элементом систем жизненного пути и психологического времени. С точки зрения биографического масштаба, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности.
В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, направленного на выделение специфики психологического времени неформальных лидеров и студентов, имеющих низкий социометрический статус в группе, а также проанализированы полученные результаты.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Несомненно, что восприятие времени и его атрибутов в новых социальных условиях не может оставаться неизменным. Представление человека о времени не является врожденным, оно развивается постепенно в процессе формирования личности, и временные понятия, отношения и оценки определяются множеством факторов и, прежде всего, факторами социокультурной среды, к которой личность принадлежит. Одной из многих таких социально-психологических детерминант является же проблема исследования лидерства. Данный феномен всегда привлекал к себе пристальный интерес, как в отечественной, так и в зарубежной социально - психологической науке.
2. Образ прошлого у неформальных лидеров представлен довольно позитивными характеристиками. Можно говорить о том, что данный период времени в своей жизни лидеры считают продуктивным, приятным, важным и насыщенным. Образ настоящего у лидеров строится на основе благоприятных параметров времени, таких как приятное, радостное и т.д. Однако, вместе с тем, для неформальных лидеров данный период времени является напряженным, активным и очень насыщенным, а так же вполне реально ощущаемым в своей жизни, имеющим определенный ритм. Будущее неформальных лидеров студенческих групп эмоционально заряжено в сторону положительных характеристик, таких как приятное, цветное, светлое. Оно видится активным, цельным и вполне организованным периодом жизни, также в достаточной мере ощущаемым.
3. Прошлое студентов с низким социометрическим статусом воспринимается достаточно позитивно, данный период времени характеризуется активностью, разнообразием и организованностью. Главным параметром переживания времени настоящего этими студентами является образ приятного времени, объемного и организованного. Для таких студентов важно переживать настоящее время, в полной мере получая от него определенное удовольствие, положительные впечатления. Неполучение же данных эмоций вносит характерное напряжение в переживании времени. Будущее студентов с низким социометрическим статусом в группе определяется таким параметром как его активное проживание, однако в расслабленном ритме. Следует обратить внимание на то, что таким студентам будущее кажется непрерывным, реально ощущаемым и радостным, вместе с тем ограниченным.
4. Эмоциональная насыщенность и образ времени, как составляющие психологического времени, оказывают влияние на показатель социометрического статуса студентов в группе и на субъективную оценку лидерских качеств. Ощущение своего настоящего более расслабленным и неограниченным влияет на величину социометрического статуса в группе. Однако на субъективную оценку проявления лидерских качеств в группе оказывают влияние ощущение своего настоящего как расслабленного и организованного, прошлого времени как непрерывного, кажущегося и глубокого, вместе с тем восприятия своего будущего как скачкообразного, быстротечного, яркого, мелкого и организованного.
Таким образом, исходя из полученных данных в процессе исследования, выявилась четкая картина процесса формирования лидерских качеств и лидера в целом в зависимости от восприятия психологического времени. Так было обнаружено, что прошлое и полученный в нем опыт имеет важнейшее значение в формировании лидерских качеств. Также немаловажный вес имеет настоящее время жизни личности, а светлое будущее целью деятельности в настоящем.
5. По результатам данного исследования нами был разработан и проведен социально-психологический тренинг «Почувствуй свое время, загляни в будущее!» для юношей и девушек, направленного на развитие лидерских качеств личности за счет оптимизации восприятия и переживания психологического времени.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Магистерская диссертация может быть очередным шагом на пути изучения особенностей восприятия
психологического времени неформальными лидерами студенческих групп. Результаты исследования могут выступить основанием для разработки программы тренинга на развитие лидерских качеств в контексте психологического восприятия времени. Наше исследование показало, как много осталось не освещенных аспектов, которые требуют дополнительного рассмотрения.



1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001
2. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. - Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 2006.
4. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов / А.К. Абульханова-Славская / Сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. - СПб.:Питер, 2001. - С. 279-297.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - С.126 - 149.
6. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. - М.: МОСУ, 2000. - 30с.
7. Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии. - М.: Академия, 2005.-75с.
8. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. - СПб.:Питер, 2001. - С. 48-55.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1969. - 249 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. 3-е изд. - М.: Наука, 1994.-258с.
11. Антошкина Е. А., Время как объект познания философии и других
наук, Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberlemnka.rU/article/n
12. Арелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. - Изв. АН ЭССР. Обществ.науки, 1978. - № 3. - С. 268-280.
13. Артюнина А.А., Время биологическое и время субъективное:
сравнительные характеристики, Научная библиотека
КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n
14. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1993. - № 2, Т. 14. - С. 3-17.
15. Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М.: 1978 - С. 43
16. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. - М.: «Наука», 1982. - 220с.
17. Багрецов С.А. Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 640с.
18. Березина Т.Н. Юнгианская, типология личности и трансспектива времени // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 160-172.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И.
20. Болотова, А.К. Психология времени в межличностных отношениях / А.К. Болотова. - М.: МПСИ, 1997. - 120 с.
21. Буланова М.В. - Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.
22. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ