Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» ДЕВУШЕК, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИТНЕСА

Работа №92615

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы130
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основания проблемы образа физического «Я» личности в контексте перфекционизма 10
1.1 Понятие образа физического «Я» 10
1.2 Зарубежные и отечественные подходы к изучению
перфекционизма 26
1.3 Образ физического «Я» девушек в контексте перфекционизма
36
Глава 2 Эмпирическое исследование образа физического «Я» девушек, предпочитающих разные виды фитнеса 42
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования образа физического «Я»
девушек, предпочитающих разные виды фитнеса 48
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложения 90


В современной картине мира тело человека приобрело не только биологическое определение как носителя физиологических функций и свойств, но и социокультурное. Внешний облик человека является важнейшим источником самопрезентации, а значит, естественно, он подвержен влиянию социально-обусловленных стандартов и культурных эталонов красоты. В настоящее время стремление к физическому совершенству приравнивается к стремлению к успешности, реализованности, продуктивности и является основным ориентиром для многих людей.
Особенно сильно влиянию стереотипов относительно телесного облика подвержены женщины. СМИ ярко транслируют образ успешной женщины как имеющей стройное подтянутое тело, отсутствие лишнего веса, гармоничные пропорции. Подобные представления, с одной стороны, вызывают сильное желание женщин соответствовать заданным параметрам, с другой стороны, порождают массовые появление всевозможных услуг, направленных на изменение собственного тела. «Сегодня человек должен больше, чем когда-либо работать над своим телом. Тело вовсе не является стабильным материалом. Мы все подобны сотням тысяч скульпторов, лепящих собственные тела в фитнес-клубах, во время марафонских забегов, с помощью низкокалорийных диет, сумасшедших сумм, которые мы платим за свое здоровье, косметики и хирургии. Раньше человек считал, что его тело дано ему судьбой. Сегодня мы высокомерно игнорируем судьбу и изменяем свое тело, превращая его в произведение искусства» [83].
Огромную популярность в наши дни приобретают различные фитнес центры, предлагающие женщине выстроить тело своей мечты, занимаясь по определенной методике. Но зачастую изнурительные тренировки не только не приводят к поставленной цели, но и наносят вред психологическому благополучию личности, благодаря формированию телесных искажений относительного образа физического «Я», расхождению между реальными и идеальными представлениями о своем теле, игнорированию актуальных потребностей и состояний тела. Все это приводит к усилению неудовлетворенности собой, снижению самооценки, ухудшению самоотношения, развитию депрессивных симптомов.
Понятие образа физического «Я» довольно хорошо изучено как с точки зрения западных, так и отечественных ученых. В зарубежной психологии (П. Шильдер, Д. Беннет, Р. Шонц, В. Шонфельд) сформировался аналог рассматриваемого понятия - «образ тела» как совокупность знаний о собственном теле. Изучалась связь образа тела с психологическими границами личности (С. Кливленд, С. Фишер), ценность и когнитивная значимость внешности и ее отдельных компонентов (Л. Джонсон, И. Махони), понятие о теле как знаковом носителе (Т. Шаш, С. Фишер).
Отечественные ученые связывают образ физического «Я» с самосознанием личности (О.Н. Арестова, И.Н. Чеснокова), рассматривают его через когнитивный компонент Я-концепции (И.Н. Чеснокова, А.Ш. Тхостов, М. Владимирова, А.А. Налчаджян), выделяют в нем аффективный, когнитивный и поведенческий компонент (Е. Т. Соколова).
Подробно изучены факторы, влияющие на формирование образа физического «Я»: ранний опыт взаимоотношения с матерью (А.Е. Реан, М.В. Колоскова, М. Малер), оценивание внешности другими людьми и интерпретация и интериоризация этих оценок (Р. Бернс), социально - психологические источники (А.А. Гавриленко, В.А. Лабунская). В настоящее время признается, что основным механизмом формирования образа физического «Я» является процесс социализации, посредством которого личность становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, а также представления о социально-приемлемом теле.
Социализация происходит посредством механизма подражания и идентификации.
Анализ современных прикладных исследований привел к выводу, что данная тема недостаточно хорошо освещена и, в основном, рассматривается связь образа физического «Я» с другими психологическими конструктами: гендерной идентичностью (В.А.
Лабунская, Е.В. Белугина), удовлетворенностью жизнью (Е.А. Варлашкина), психическими расстройствами (А.Б. Холмогорова, А.А. Дадайко), физическим перфекционизмом (П.М. Тарханова, А.Б. Холмогорова). Представленные исследования больше направлены на констатацию связи между двумя конструктами, чем на раскрытие специфических особенностей образа физического «Я».
В связи с этим возникает противоречие между социальной значимостью данной проблемы, выражающейся в переживании девушек несоответствия своей внешности высоким требованиям, предъявляемым современными социальными стандартами, и недостаточной степенью изученности данной проблемы.
Цель исследования: содержание образа физического «Я» девушек, занимающихся танцевальными и силовыми тренировками, с разными типами перфекционизма.
Объект исследования: образ физического «Я» личности.
Предмет исследования: особенности образа физического «Я» девушек, предпочитающих разные виды фитнеса.
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения проблемы образа физического «Я» личности в контексте перфекционизма.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа физического «Я» девушек, предпочитающих разные виды фитнеса.
3. Сравнить компоненты образа физического «Я» девушек, предпочитающих силовые и танцевальные тренировки, с разными типами перфекционизма.
4. Раскрыть содержание образа физического «Я» девушек в зависимости от предпочитаемого вида фитнеса.
5. Разработать и реализовать психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для девушек, занимающихся фитнесом.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, у девушек, занимающихся фитнесом, уровень перфекционизма будет выше по сравнению с девушками, не занимающихся фитнесом, а также у предпочитающих силовые и танцевальные тренировки будут выражены различные типы перфекционизма.
2. Вероятно, девушки, занимающиеся танцами, более удовлетворены образом физического «Я» по сравнению с занимающимися в тренажерном зале.
3. Вероятно, в структуре образа физического «Я» девушек, занимающихся в тренажерном зале, будет доминировать статический и среднединамический компоненты, а у девушек, занимающихся танцами - динамический компонент.
Теоретико-методологические основания исследования:
теоретические взгляды И.И. Чесноковой на проблему самосознания и Е.Т. Соколовой на структуру образа физического «Я», исследования В.А. Лабунской самооценки компонентов внешнего облика, концепция перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта, интегральная периодизация психического развития В.И. Слободчикова.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 90 девушек в возрасте от 20 до 25 лет: 30 девушек, занимающихся силовыми тренировками (в тренажерном зале), 30 девушек, занимающихся танцевальными тренировками, 30 девушек, не занимающихся фитнесом. Стаж тренировок девушек, занимающихся фитнесом, более одного года периодических занятий.
Методы и методики исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетный опрос,
психологическое тестирование - многомерная шкала
перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачёвой, опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
непараметрический U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, факторный анализ с применением статистического пакета «SPSS 19.0».
Надежность и достоверность результатов обеспечивается применением апробированных тестовых техник и обработкой полученных результатов стандартными методами математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что произведено детальное сравнение компонентов образа физического «Я» у девушек, занимающихся силовыми и танцевальными тренировками. Раскрыто специфическое содержание реального образа физического «Я» у данных групп девушек.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о специфике образа физического «Я» девушек, занимающихся разными видами фитнеса, на основе сравнения данного конструкта в группах, предпочитающих силовые и танцевальные тренировки.
Практическая значимость исследования представлена в виде разработки психопрофилактического занятия с элементами тренинга для девушек, занимающихся фитнесом, направленное на формирование представлений о важности позитивного и осознанного отношения к своему физическому образу, снижения степени разобщенности между реальным и идеальным образом.
Положения, выносимые на защиту:
1. У девушек, занимающихся в тренажерном зале, выражен социально-предписанный перфекционизм, они менее удовлетворены образом физического «Я» по сравнению с девушками, занимающимися танцами, его содержание раскрывается через хорошо сложенное лицо и тело, выразительность, оригинальность внешнего облика.
2. У девушек, занимающихся танцами, доминирует перфекционизм, ориентированный на себя, они более удовлетворены образом физического «Я» по сравнению с девушками, занимающимися в тренажерном зале, его содержание раскрывается через экспрессивность тела, сексуальность внешнего облика, привлекательность лица.
Апробация и внедрение полученных результатов.
Теоретические и практические результаты исследования обсуждались на международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы образования и науки» (20 -24 октября 2015г.). По проблеме магистерской диссертации опубликовано три статьи и одна непосредственно по ее теме «Образ физического «Я» девушек, занимающихся разными видами фитнеса» в научно-популярном журнале «Новаинфо» [57,76,77].
На основании результатов исследования было проведено психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для девушек, занимающихся фитнесом, в школе танцев и фитнеса «Нашествие».
Справка о внедрении результатов магистерского исследования приложена к материалу работы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 123 источник, 6 из которых на иностранном языке, и 26 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования позволил выделить разные подходы к содержанию понятия «образ физического Я». В своей работе мы придерживались точки зрения отечественных исследователей, а именно И.И. Чесноковой и Е.Т. Соколовой. Данные авторы понимали под образом физического «Я» один из образов «Я», введенный в когнитивный компонент Я-концепции, представляющий совокупность представлений о своем теле и внешнем облике и образующий единство аффективных, когнитивных, поведенческих сторон.
Образ физического «Я» формируется в процессе социализации личности, когда наряду с нормами и правилами, она усваивает социально-приемлемые образцы внешнего облика, то есть формируется представления о «культурном теле». На процесс формирования телесного облика влияют различные факторы. В нашей работе рассматривалось влияние перфекционизма, под которым понимается стремление личности к совершенству, в том числе физическому, на образ физического «Я». На теоретическом плане выявлено, что выраженность перфекционизма приводит к неудовлетворенности свои телом, а, следовательно, к желанию его изменить, прибегая к различным способам, например, посредством занятий фитнесом.
Проведя исследование, нами были получены специфические особенности образа физического «Я» девушек, предпочитающих разные виды фитнеса, которые раскрылись в следующем:
Девушки, занимающиеся в тренажерном зале, более восприимчивы к социальным стандартам и стараются им соответствовать, это вызывает значительные расхождения между реальным восприятием своего внешнего облика и идеальными представлениям, что порождает неудовлетворенность собой.
Девушки, занимающиеся танцами, в качестве оценки своей деятельности склонны ориентироваться на себя и свои возможности, поэтому они имеют более гармоничные представления о физическом облике, а, следовательно, более удовлетворены им.
Можно предположить, что целью занятий танцами девушки видят не кардинальное изменение своего внешнего облика, а незначительные совершенствования, направленные на развитие выразительности, гармоничности, привлекательности. То есть они больше ориентированы на процесс по сравнению с девушками, предпочитающими силовые тренировки, которые ориентированы на результат.
Таким образом, выраженность конкретного типа перфекционизма формирует у личности представления о физическом облике и опосредует ее выбор определенного вида фитнеса.
Наиболее не удовлетворены своим реальным внешним обликом девушки, занимающиеся в тренажерном зале. В качестве практического применения результатов исследования для них было разработано психопрофилактическое занятие с элементами тренинга, направленное на формирование представлений о важности позитивного и осознанного отношения к своему физическому образу, снижения степени разобщенности между реальным и идеальным образом.
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, были выполнены, выдвинутые гипотезы подтверждены, а цель работы была достигнута.
Тем не менее, в качестве дальнейшей перспективы исследования может выступить расширение представлений об образе физического «Я» девушек, занимающихся фитнесом, исходя из особенностей их конституции, а также мотивации к занятиям.



1. Агапов, B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, 2001. - 40 с.
2. Агарева, М.В. Образ телесного Я ребенка как педагогическая проблема/М.В. Агарева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2011.
3. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе / Альчук А. // Гендерные исследования / ХЦГИ. Харьков, 1998. № 1. С. 255-261.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
5. Андропова, Л.О. Развитие телесного Я личности /Л.О. Андропова // Психологи на b17.ru [электронный ресурс]. - Заглавие с экрана.- Режим
досту!nrlittprAvxvxv.bC.ru/article/nizvitie telesnogo ya lichnost/
6. Арестова, О.Н. Проективный вариант техники репертуарных
решеток в исследовании структуры «Я» / О.Н. Арестова, Е.С.
Шильштейн // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. - 1998. - № 1. - С. 8-18.
7. Арина, Г.А. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Г.А. Арина // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 9-28.
8. Батурин, Я. Проблема оценивания и оценки в общей психологии / Батурин Я// Вопросы психологии. 1989. - №2.- С. 18-19с.
9. Белинская, Е. Временные аспекты Я-концепции и идентичности/ Е. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3.- С. 140-147.
10. Белугина, Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис. ... канд. психол. наук /Е.В. Белугина. - Ростов- на-Дону, 2003. -199 с.
11. Бёрнс Р.Б. Развитие «Я» - концепции и воспитание / Р. Бёрнс. - М.: Прогресс, 1986. - 320 с.
12. Бёрнс, Р.Б. Что такое «Я» - концепция / Р.Б. Бёрнс. // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ 2000. - 392 с.
13. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 201 с.
14. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.:
Международная педагогическая академия, 1983. - 256 с.
15. Бондаренко, И.В. Проблема оформления внешности в контексте включения человека в новый образ жизни/ И.В. Бондаренко // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - С. 98-100.
16. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией [Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. -2011. - №1. - С.54-65
17. Буренкова, Е.В. Метафорический анализ телесности: статистический
идинамический аспекты [Текст] / Е.В. Буренкова // Психология телесности: теоретические и практические исследования (г. Пенза, 25 марта 2008 г.): Материалы международной заочной научно -
практической конференции. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского,
2008. - С. 28-33.
18. Быховская, И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении / И.М. Быховская // Психология телесности: между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви.- М.: ACT МОСКВА,2007.-С.53-62.
19. Варлашкина, Е.А. Особенности образа физического «Я» и
удовлетворенности жизни у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью/Е.А. Варлашкина // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 1. С. 4-10.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ