ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив 11
1.1. Жизненные перспективы личности как предмет
психологического исследования 11
1.2. Научно-психологические подходы к изучению
эмоционального выгорания в работах зарубежных и отечественных психологов 24
1.3. Синдром эмоционального выгорания в контексте
проблематики жизненных событий 36
Глава 2. Изучение жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания 41
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования жизненных перспектив преподавателей вузов в контексте эмоционального
выгорания 43
Заключение и выводы 61
Библиографический список 63
Приложения 75
1.1. Жизненные перспективы личности как предмет
психологического исследования 11
1.2. Научно-психологические подходы к изучению
эмоционального выгорания в работах зарубежных и отечественных психологов 24
1.3. Синдром эмоционального выгорания в контексте
проблематики жизненных событий 36
Глава 2. Изучение жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания 41
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования жизненных перспектив преподавателей вузов в контексте эмоционального
выгорания 43
Заключение и выводы 61
Библиографический список 63
Приложения 75
Актуальность проблемы исследования. Время глобальных перемен и множественных кризисов обостряют вопросы жизненного выбора, планирования будущего человеком в условиях неопределенности. В связи с этим в современных психологических исследованиях новую актуальность приобретает проблема проектирования жизненных перспектив человеком, посредством которого возможно задать вектор устойчивости его бытия в переломный период общественного развития. Сегодня жизненные перспективы трактуются как проект самостроительства человека, охватывающий вопросы жизненного выбора, управления временем, целевого планирования и контроля (К.А. Абульханова-Славская, В.Е. Клочко, А.А. Кроник, Ф. Зимбардо, Ж. Нюттен и др.).
Особый научный интерес в исследования жизненных перспектив связан с изучением условий, способных инициировать трансформации в содержании и структуре представлений о будущем. В качестве таких условий могут выступить разнообразные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии человека, его жизненном укладе. Синдром эмоционального выгорания является сложным психофизиологическим феноменом, сопровождающимся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (Р. Кочюнас), следствием профессиональных стрессов. Данный синдром возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены (Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова). В обсуждаемом контексте синдром эмоционального выгорания может быть осмыслен в качестве условия, способного задать особенности проектирования жизненных перспектив человеком, охваченным данным синдромом.
Степень изученности проблемы исследования. К настоящему моменту жизненные перспективы личности в мировой психологии исследованы достаточно глубоко. Определены следующие подходы к их изучению: мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс), событийный (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш) [80], системный (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, И.А. Ральникова). Психологической наукой предложены варианты понимания жизненных перспектив, их структуры, содержания, функций (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен), представлены результаты научных исследований жизненных перспектив, учитывающих возрастной, социальный, личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Козловский, Т. Коттл, А.А. Кроник, Ж. Нюттен, Л. Сохань, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк и др.), получен опыт использования результатов научных исследований в практике психологической помощи (Р.А. Ахмеров, А.А. Кроник, В.К. Лосева, В.С. Хомик).
Синдром эмоционального выгорания широко исследован как в отечественной, так и зарубежной психологии (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.В. Самоукина К. Кондо, К. Маслач, К. Moppoy, Б. Перлман, Дж. Фрейденберг и др.). К настоящему времени данный феномен рассмотрен в формате однофакторных (А. Пайнс), двухфакторных (Д. Дирендонк, В. Шауфели) и многофакторных моделей (С. Джексон, К. Маслач, Т. Кокс, А. Гриффитс, Л. Хейфетц, Х. Берсани, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др.). Выделены и описаны стадии формирования синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, М. Буриш, Дж. Гринберг, А. Чирома). Определен симптомикомплекс эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
Несмотря на объемное и разностороннее изучение проблемы жизненных перспектив и эмоционального выгорания, а также условий, способных вызвать трансформации образа будущего человека, можно обозначить ряд противоречий, маркирующих наличие научной проблемы исследования. Это противоречия между опытом научного исследования жизненных перспектив, эмоционального выгорания и отсутствием согласованных научных представлений об условиях, способных инициировать трансформации в содержании и структуре представлений о будущем; потребностью психологической науки и практики в понимании механизмов трансформации жизненных перспектив человека, связанных с переживанием синдрома эмоционального выгорания; значимостью проблемы оказания психологической помощи человеку с синдромом эмоционального выгорания по проектированию жизненных перспектив и отсутствием технологии ее реализации.
На основе сформулированных противоречий можно обозначить научную проблему исследования, в качестве которой выступает трансформация жизненных перспектив человека, переживающего деструктивные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии, заданных синдромом эмоционального выгорания.
Цель исследования: изучить особенности жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания на возрастном этапе универсализации.
Объект: жизненные перспективы личности.
Предмет: жизненные перспективы личности с синдромом
эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив человека, эмоционального выгорания, условий изменений образа будущего.
2. Разработать методику исследования жизненных перспектив личности с синдромом эмоционального выгорания.
3. Выявить, проанализировать, описать особенности представлений о будущем преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания, находящихся на возрастном этапе универсализации, ценностно-смысловые основания планирования перспективы, стиль поведения и стратегии совладания с проблемными ситуациями.
4. Разработать Программу психологического тренинга,
направленную на оказание помощи преподавателям вузов в совладании с синдромом эмоционального выгорания и в проектировании потребного будущего.
Гипотезы.
1. Особенности содержательного наполнения жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания могут проявиться в снижении событийной насыщенности будущего, сокращении глубины перспективы.
2. В случае эмоционального выгорания отличительной чертой эмоционального отношения преподавателей вузов к актуальному образу будущего будет пессимистичный и противоречивый настрой.
3. У преподавателей с синдромом эмоционального выгорания скорее всего будут доминировать ценности профессиональной сферы.
4. Преобладание неадаптивных копинг-стратегий может выступить доминирующей характеристикой поведения преподавателей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
Теоретико-методологической основой исследования явились: научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), научная идея целевого планирования (А.Г. Шмелев), трехфазная модель эмоционального выгорания (В.В. Бойко), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).
Методы исследования. Теоретические методы (сравнительный, систематизации научных идей). Методы сбора научной информации (анкетирование, психодиагностическое тестирование): Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); Метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен); Биографическая методика «Линии жизни» (А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов); методика «Персоплан» (А.Г. Шмелев); Опросник по выявлению способов копинга (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Также применялись методы обработки и интерпретации результатов (расчет критерия различия средних для независимых выборок - непараметрического U-критерия Манна-Уитни), корреляционный, факторный анализы с использованием программного пакета «SPSS» 17.0.
В эмпирическом исследовании приняли участие две группы респондентов - преподаватели высших учебных заведений общей численностью 60 человек в возрасте 42-50 лет. На момент исследования они имели стаж педагогической деятельности более 15 лет. Эмпирическая группа включала 30 мужчин и женщин со сформированным синдромом эмоционального выгорания не мене, чем на двух фазах. Группа контраста представлена 30 мужчинами и женщинами без синдрома эмоционального выгорания. Количество мужчин и женщин в представленных группах уравновешено.
Научная новизна исследования:
- разработана процедура эмпирического исследования особенностей жизненных перспектив человека с синдромом эмоционального выгорания;
- определены особенности трансформации жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания с позиций событийного и целевого наполнения образа будущего, глубины планирования, эмоционального отношения к нему;
- показаны различия в доминирующих ценностях и характере поведенческой активности подавателей вузов с синдромом и без синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая значимость исследования:
- разработаны теоретико-методологические основания исследования научной проблемы - трансформации жизненных перспектив человека, переживающего деструктивные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии, заданные синдромом эмоционального выгорания;
- показано, что жизненных перспектив преподавателей вузов на возрастном этапе универсализации в случае эмоционального выгорания претерпевают разноплановые трансформации, охватывающие ценностно-смысловые основания жизненного планирования, структурно-содержательные аспекты образа будущего, эмоциональное отношение к нему, поведенческие стили.
- определена теоретическая основа для разработки комплекса профилактических и коррекционных воздействий, направленных на оптимизацию проектирования жизненных перспектив человеком с синдромом эмоционального выгорания;
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования послужили научно-методической основой для разработанных автором Программы психологического тренинга «Эмоциональное выгорание: опыт возрождения?»
Полученные данные могут быть использованы в рамках учебных дисциплин при подготовке психологов «Психологическое время личности», «Основы консультативной психологии», «Тренинг личностного развития». Также, могут быть полезны практикующим психологам в работе с человеком с синдромом эмоционального выгорания, трудностями планирования жизненных перспектив и управления временем жизни.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретико-методологическими основаниями работы, аргументаций замысла, использованием методов исследования, адекватных цели и задачам работы, формированием репрезентативной выборки, применением надежных методических инструментов, подтверждением поставленных гипотез, наличием статистически значимых результатов, корректным проведением процедур математико¬статистического анализа исходных данных, соотнесением количественных и качественных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности содержательного наполнения жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания характеризуются низкой событийной и целевой наполненностью, снижением целенаправленности, стратегичности жизни, сокращением глубины планирования.
2. Особенности эмоциональной оценки будущего преподавателями в случае синдрома эмоционального выгорания выражаются в феноменах его «очернения» и обесценивания.
3. У преподавателей с синдромом эмоционального выгорания доминируют ценности профессиональной сферы - профессиональной самореализации, активной жизненной позиции, стабильности.
4. В случае сформированного синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вузов ведущими становятся гедонистический стиль деятельности и стратегии избегания решения проблемных ситуаций, что способствует обесцениванию важности планирования будущей жизни и проявления активности в настоящем, способствующей достижению перспективных целей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждены на научно-практических конференциях и семинарах в рамках учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии».
Особый научный интерес в исследования жизненных перспектив связан с изучением условий, способных инициировать трансформации в содержании и структуре представлений о будущем. В качестве таких условий могут выступить разнообразные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии человека, его жизненном укладе. Синдром эмоционального выгорания является сложным психофизиологическим феноменом, сопровождающимся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (Р. Кочюнас), следствием профессиональных стрессов. Данный синдром возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены (Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова). В обсуждаемом контексте синдром эмоционального выгорания может быть осмыслен в качестве условия, способного задать особенности проектирования жизненных перспектив человеком, охваченным данным синдромом.
Степень изученности проблемы исследования. К настоящему моменту жизненные перспективы личности в мировой психологии исследованы достаточно глубоко. Определены следующие подходы к их изучению: мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс), событийный (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш) [80], системный (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, И.А. Ральникова). Психологической наукой предложены варианты понимания жизненных перспектив, их структуры, содержания, функций (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен), представлены результаты научных исследований жизненных перспектив, учитывающих возрастной, социальный, личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Козловский, Т. Коттл, А.А. Кроник, Ж. Нюттен, Л. Сохань, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк и др.), получен опыт использования результатов научных исследований в практике психологической помощи (Р.А. Ахмеров, А.А. Кроник, В.К. Лосева, В.С. Хомик).
Синдром эмоционального выгорания широко исследован как в отечественной, так и зарубежной психологии (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.В. Самоукина К. Кондо, К. Маслач, К. Moppoy, Б. Перлман, Дж. Фрейденберг и др.). К настоящему времени данный феномен рассмотрен в формате однофакторных (А. Пайнс), двухфакторных (Д. Дирендонк, В. Шауфели) и многофакторных моделей (С. Джексон, К. Маслач, Т. Кокс, А. Гриффитс, Л. Хейфетц, Х. Берсани, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др.). Выделены и описаны стадии формирования синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, М. Буриш, Дж. Гринберг, А. Чирома). Определен симптомикомплекс эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
Несмотря на объемное и разностороннее изучение проблемы жизненных перспектив и эмоционального выгорания, а также условий, способных вызвать трансформации образа будущего человека, можно обозначить ряд противоречий, маркирующих наличие научной проблемы исследования. Это противоречия между опытом научного исследования жизненных перспектив, эмоционального выгорания и отсутствием согласованных научных представлений об условиях, способных инициировать трансформации в содержании и структуре представлений о будущем; потребностью психологической науки и практики в понимании механизмов трансформации жизненных перспектив человека, связанных с переживанием синдрома эмоционального выгорания; значимостью проблемы оказания психологической помощи человеку с синдромом эмоционального выгорания по проектированию жизненных перспектив и отсутствием технологии ее реализации.
На основе сформулированных противоречий можно обозначить научную проблему исследования, в качестве которой выступает трансформация жизненных перспектив человека, переживающего деструктивные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии, заданных синдромом эмоционального выгорания.
Цель исследования: изучить особенности жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания на возрастном этапе универсализации.
Объект: жизненные перспективы личности.
Предмет: жизненные перспективы личности с синдромом
эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив человека, эмоционального выгорания, условий изменений образа будущего.
2. Разработать методику исследования жизненных перспектив личности с синдромом эмоционального выгорания.
3. Выявить, проанализировать, описать особенности представлений о будущем преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания, находящихся на возрастном этапе универсализации, ценностно-смысловые основания планирования перспективы, стиль поведения и стратегии совладания с проблемными ситуациями.
4. Разработать Программу психологического тренинга,
направленную на оказание помощи преподавателям вузов в совладании с синдромом эмоционального выгорания и в проектировании потребного будущего.
Гипотезы.
1. Особенности содержательного наполнения жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания могут проявиться в снижении событийной насыщенности будущего, сокращении глубины перспективы.
2. В случае эмоционального выгорания отличительной чертой эмоционального отношения преподавателей вузов к актуальному образу будущего будет пессимистичный и противоречивый настрой.
3. У преподавателей с синдромом эмоционального выгорания скорее всего будут доминировать ценности профессиональной сферы.
4. Преобладание неадаптивных копинг-стратегий может выступить доминирующей характеристикой поведения преподавателей, переживающих синдром эмоционального выгорания.
Теоретико-методологической основой исследования явились: научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), научная идея целевого планирования (А.Г. Шмелев), трехфазная модель эмоционального выгорания (В.В. Бойко), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).
Методы исследования. Теоретические методы (сравнительный, систематизации научных идей). Методы сбора научной информации (анкетирование, психодиагностическое тестирование): Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); Метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен); Биографическая методика «Линии жизни» (А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов); методика «Персоплан» (А.Г. Шмелев); Опросник по выявлению способов копинга (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Также применялись методы обработки и интерпретации результатов (расчет критерия различия средних для независимых выборок - непараметрического U-критерия Манна-Уитни), корреляционный, факторный анализы с использованием программного пакета «SPSS» 17.0.
В эмпирическом исследовании приняли участие две группы респондентов - преподаватели высших учебных заведений общей численностью 60 человек в возрасте 42-50 лет. На момент исследования они имели стаж педагогической деятельности более 15 лет. Эмпирическая группа включала 30 мужчин и женщин со сформированным синдромом эмоционального выгорания не мене, чем на двух фазах. Группа контраста представлена 30 мужчинами и женщинами без синдрома эмоционального выгорания. Количество мужчин и женщин в представленных группах уравновешено.
Научная новизна исследования:
- разработана процедура эмпирического исследования особенностей жизненных перспектив человека с синдромом эмоционального выгорания;
- определены особенности трансформации жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания с позиций событийного и целевого наполнения образа будущего, глубины планирования, эмоционального отношения к нему;
- показаны различия в доминирующих ценностях и характере поведенческой активности подавателей вузов с синдромом и без синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая значимость исследования:
- разработаны теоретико-методологические основания исследования научной проблемы - трансформации жизненных перспектив человека, переживающего деструктивные изменения в психофизиологическом и психологическом самочувствии, заданные синдромом эмоционального выгорания;
- показано, что жизненных перспектив преподавателей вузов на возрастном этапе универсализации в случае эмоционального выгорания претерпевают разноплановые трансформации, охватывающие ценностно-смысловые основания жизненного планирования, структурно-содержательные аспекты образа будущего, эмоциональное отношение к нему, поведенческие стили.
- определена теоретическая основа для разработки комплекса профилактических и коррекционных воздействий, направленных на оптимизацию проектирования жизненных перспектив человеком с синдромом эмоционального выгорания;
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования послужили научно-методической основой для разработанных автором Программы психологического тренинга «Эмоциональное выгорание: опыт возрождения?»
Полученные данные могут быть использованы в рамках учебных дисциплин при подготовке психологов «Психологическое время личности», «Основы консультативной психологии», «Тренинг личностного развития». Также, могут быть полезны практикующим психологам в работе с человеком с синдромом эмоционального выгорания, трудностями планирования жизненных перспектив и управления временем жизни.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретико-методологическими основаниями работы, аргументаций замысла, использованием методов исследования, адекватных цели и задачам работы, формированием репрезентативной выборки, применением надежных методических инструментов, подтверждением поставленных гипотез, наличием статистически значимых результатов, корректным проведением процедур математико¬статистического анализа исходных данных, соотнесением количественных и качественных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности содержательного наполнения жизненных перспектив преподавателей вузов с синдромом эмоционального выгорания характеризуются низкой событийной и целевой наполненностью, снижением целенаправленности, стратегичности жизни, сокращением глубины планирования.
2. Особенности эмоциональной оценки будущего преподавателями в случае синдрома эмоционального выгорания выражаются в феноменах его «очернения» и обесценивания.
3. У преподавателей с синдромом эмоционального выгорания доминируют ценности профессиональной сферы - профессиональной самореализации, активной жизненной позиции, стабильности.
4. В случае сформированного синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вузов ведущими становятся гедонистический стиль деятельности и стратегии избегания решения проблемных ситуаций, что способствует обесцениванию важности планирования будущей жизни и проявления активности в настоящем, способствующей достижению перспективных целей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждены на научно-практических конференциях и семинарах в рамках учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии».
Анализ теоретико-методологических оснований исследования жизненных перспектив преподавателей, переживающих синдром эмоционального выгорания, позволил рассмотреть научные подходы к изучению жизненных перспектив человека, зафиксировать ведущие тенденции операционализации данного понятия, их структуры, содержательное наполнение, отметить факт трансформации представлений о будущем человека в условиях переломных моментов его биографии. Вместе с этим, опираясь на научный опыт изучения синдрома эмоционального выгорания, условий его формирования и развития, в работе была раскрыта актуальность исследования жизненных перспектив и особенностей их содержательного наполнения у человека с СЭВ, где хроническое эмоциональное выгорание выступает условием, сопутствующим трансформации образа будущего. В данном контексте особого исследовательского внимания заслуживают представители профессии сферы «человек-человек», в частности преподаватели вузов, имеющих большой стаж преподавательской деятельности.
В результате проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Переживание синдрома эмоционального выгорания преподавателями вузов выступает условием, сопутствующим трансформации жизненных перспектив - совокупности представлений о возможных жизненных событиях, в качестве которых могут выступать ожидаемые и планируемые события, цели, средства и мотивы реализации целей.
2. Трансформации жизненных перспектив преподавателей с синдромом эмоционального выгорания происходят в отношении событийного и целевого наполнения перспективы, эмоционального отношения к будущему, поведенческой активности в отношении проектирования будущего и его реализации:
- жизненные перспективы обеднены событиями и целями, снижена целенаправленность и стратегичность жизни, межсобытийные взаимосвязи носят случайный, противоречивый характер;
- планирования будущего сосредоточено на ближней перспективе (до одного года), планирование дальних этапов отсутствует.
- эмоциональное отношение характеризуется преобладанием пренебрежительного, пессимистичного отношения к будущему, оценкой его как проблемного периода.
- доминируют гедонистический стиль деятельности, стратегии избегания решения проблемных ситуаций, что способствует обесцениванию важности планирования будущей жизни, целенаправленного совершения действий и поступков в настоящем, способствующих достижению перспективных целей.
3. Ценностно-смысловые координаты в случае синдрома эмоционального выгорания преподавателей заданы значимостью ценностей профессиональной самореализации, активной жизненной позиции, стабильности.
4. В ситуации переживания синдрома эмоционального выгорания преподавателями вузов возникает необходимость оказания профессиональной психологической помощи в преодолении состояния эмоционального выгорания, а в отношении жизненных перспектив в планировании потребного будущего; постановке реалистичных целей; определении доступных путей их реализации; осмысленности жизненного выбора.
На основе результатов эмпирического исследования была разработана Программа психологического тренинга «Эмоциональное выгорание: опыт возрождения?». Апробация данной программы показала ее эффективность с точки зрения снижения выраженности симптомов эмоционального выгорания у преподавателей вузов. Таким образом, поставленные в работе гипотезы доказаны, цель достигнута.
В результате проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Переживание синдрома эмоционального выгорания преподавателями вузов выступает условием, сопутствующим трансформации жизненных перспектив - совокупности представлений о возможных жизненных событиях, в качестве которых могут выступать ожидаемые и планируемые события, цели, средства и мотивы реализации целей.
2. Трансформации жизненных перспектив преподавателей с синдромом эмоционального выгорания происходят в отношении событийного и целевого наполнения перспективы, эмоционального отношения к будущему, поведенческой активности в отношении проектирования будущего и его реализации:
- жизненные перспективы обеднены событиями и целями, снижена целенаправленность и стратегичность жизни, межсобытийные взаимосвязи носят случайный, противоречивый характер;
- планирования будущего сосредоточено на ближней перспективе (до одного года), планирование дальних этапов отсутствует.
- эмоциональное отношение характеризуется преобладанием пренебрежительного, пессимистичного отношения к будущему, оценкой его как проблемного периода.
- доминируют гедонистический стиль деятельности, стратегии избегания решения проблемных ситуаций, что способствует обесцениванию важности планирования будущей жизни, целенаправленного совершения действий и поступков в настоящем, способствующих достижению перспективных целей.
3. Ценностно-смысловые координаты в случае синдрома эмоционального выгорания преподавателей заданы значимостью ценностей профессиональной самореализации, активной жизненной позиции, стабильности.
4. В ситуации переживания синдрома эмоционального выгорания преподавателями вузов возникает необходимость оказания профессиональной психологической помощи в преодолении состояния эмоционального выгорания, а в отношении жизненных перспектив в планировании потребного будущего; постановке реалистичных целей; определении доступных путей их реализации; осмысленности жизненного выбора.
На основе результатов эмпирического исследования была разработана Программа психологического тренинга «Эмоциональное выгорание: опыт возрождения?». Апробация данной программы показала ее эффективность с точки зрения снижения выраженности симптомов эмоционального выгорания у преподавателей вузов. Таким образом, поставленные в работе гипотезы доказаны, цель достигнута.
Подобные работы
- Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Выявление синдрома эмоционального выгорания у торговых работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017





