Глава 1. Анализ проактивного и реактивного копинга в детерминации
удовлетворенности жизнью 11
1.1. Психологические особенности удовлетворенности жизнью и
компонентов психологического благополучия
11
1.2. Анализ проактивного и реактивного совладающего поведения 28
1.3. Проактивное и реактивное копинг-поведение в детерминации
удовлетворенности жизнью 3 9
Глава 2. Результаты анализа проактивного и реактивного копинг-поведения в детерминации удовлетворенности
жизнью 46
2.1. Программа и методики исследования 46
2.2. Процедура проведения, результаты математической обработки и
интерпретация данных 53
Заключение и выводы 71
Библиографический список 7 4
Приложения 84
Исследования, направленные на изучение психологического здоровья с 80-х годов двадцатого века, имеют тенденцию к увеличению и считаются одними из приоритетных в мировой психологической науке и практике. Всемирная организация здравоохранения оценивает категории «психологическое благополучие», «удовлетворенность жизнью», «субъективная витальность» как одни из основополагающих в рассмотрении вопроса о критериях психологического здоровья субъекта. Особый вклад в увеличение интереса к обозначенным конструктам сделан благодаря развивающимся гуманистическим, феноменологическим, экзистенциональным подходам в психологии, а также позитивной психологии. В сферу интересов последней в большей степени входят вопросы, связанные с поднимаемыми в данном исследовании конструктами [2, 3,24].
Несмотря на растущий интерес к проблеме и научный запрос к исследованиям, вопрос о детерминантах и границах конструкта остается открытым. Это может быть связано как с относительной расплывчатостью представлений об этих феноменах, так и их многоаспектностью, и многомерностью, ведь эти понятия выходят за пределы конкретного субъекта и должны изучаться во многомерном мире его реальности [1,7].
В большинстве исследований было замечено, что из массы возможных детерминант, основополагающим все же является не фактическая сторона внешней по отношению к субъекту реальности, а рефлексия, анализ , самодетерминация и отношение самого субъекта к различного рода факторам. Таким образом, можно обоснованно предположить, что стоит рассматривать не факторы, влияющие на реактивную личность в классической парадигме, а активного субъекта в многомерном отношении к миру. Согласно взглядам Р.Эммонса, Д.А. Ленотьева, Э.Деси и Р.Райана, первоначальной мотивацией не может быть сама удовлетворенность жизнью, последняя являются результатом ранее поставленных целей. Данное предположение высказывалось также в русле позитивной психологии М.Селиманом, М.Аргайлом и Э.Дайнером, который описывал возможную связь еще в 90-е годы в ряде теорий, где целеполаганию и активности субъекта отводилась ключевая роль в детерминации удовлетворенности жизнью [4,11,34, 39,43,59].
В связи с этим можно предположить, что активная, рефлексивная позиция субъекта будет связана с удовлетворенностью жизнью, а проактивность и реактивность субъекта может рассматриваться в качестве важных детерминант, носящих, возможно, комплементарный характер [87, 88,91].
На текущий момент проактивное поведение как детерминанта удовлетворенности жизнью мало изучено в отечественной психологии, что в совокупности с вышеизложенным говорит об актуальности проблемы [51,55,53,56].
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена: Во-первых, обозначенной природой оценки удовлетворенности жизнью, вовлеченности опыта субъекта в целом на основе общих способов его деятельности и активного взаимодействия с миром и одновременным отсутствием данных по детерминации удовлетворенности жизнью в контексте конгломерата паттернов проактивности и реактивности поведения субъекта. Во-вторых, в современном обществе субъект часто оказывается в так называемом «режиме мультизадачности», что подвергает его психологическое благополучие опасности, что без проактивного поведения может стать большой помехой в достижении удовлетворённости жизнью.
Данное исследование посвящено проблематике проактивного и реактивного копинга в детерминации удовлетворенности жизнью. Результаты исследования могут быть применены для анализа моделей поведения с целью оптимизации и повышения удовлетворенности жизнью. Теоритические аспекты и практические выводы могут быть использованы в рамках коучинговой работы, тренерской работы и, в целом, в области психологии труда. Также данное исследование может способствовать дальнейшему изучению вопроса [93,96].
В рамках данной работы поднимается следующая проблема: может ли рассматриваться проактивное совладающее поведение в качестве детерминанты удовлетворенности жизнью.
Таким образом, объектом данного исследования является: удовлетворенность жизнью. А предметом - проактивный и реактивный копинг в детерминации удовлетворенностью жизнью.
Целью исследования является: анализ психологических параметров проактивного и реактивного копинга в детерминации удовлетворенности жизнью.
В рамках данного исследования предполагается следующая общая гипотеза: детерминационные связи проактивного и реактивного копинга в удовлетворенности жизнью носят комплементарный
(взаимодополнительный) характер.
А также ряд частных гипотез:
1. Проактивный и реактивный копинги удовлетворенности не являются противоположными и взаимоисключающими стилями совладания, поскольку различаются не столько количественной, сколько качественной структурой детерминационных связей.
2. Количественное преимущество проактивных стратегий в копинге удовлетворенности не исключает качественной значимости других стилевых параметров совладания, в частности стратегий целеполагания реактивного и просубъектного копинга.
3. Реактивный и проактивный копинг в удовлетворенности жизнью различаются копинг-стратегиями стресса и эустресса.
4. Проактивный и реактивный копинг детерминированы разными типами
психологических защит: проактивные стратегии используют вторичные защиты, реактивные - первичные.
Объяснение поставленной гипотезы:
1. Реактивный копинг направлен на управление риском, проактивный на целеполагание.
2. Реактивный и проактивный копинг различаются копинг-стратегиями стресса и эустресса.
3. Мотивация проактивного и реактивного совладающего поведения имеет значимые различия по уровню оптимизма: проактивный использует позитивную мотивацию.
4. Проактивный и реактивный копинг детерминированы разными типами психологических защит, проактивные стратегии используют интеллектуальные защиты, реактивные - первичные.
5. Проактивный копинг связан с диалоговой природой личности и определяется зрелостью субъектной организации.
В исследовании ставится следующая задача: выявить соотношения психологических параметров проактивного и реактивного копинга в детерминации удовлетворенностью жизнью.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие частные задачи:
1. Проанализировать литературу по темам: «психология счастья»,
«удовлетворенность жизнью», «адаптационный копинг» с целью
изучить возможности детерминации субъективного благополучия стратегиями проактивного и реактивного совладающего поведения.
2. Разработать программу эмпирического исследования детерминации удовлетворенности жизнью проактивными и реактивными копинг - стратегиями.
3. Выявить взаимосвязи стратегий проактивного и реактивного копинга в детерминации удовлетворенностью жизнью, определить вклад реактивных и проактивных параметров в оценку субъективного благополучия.
4. Изучить на конкретной эмпирической базе (социовозрастной группе) возможность детерминации удовлетворенности жизнью проактивными и реактивными копинг-стратегиями.
Как известно, в отношении так называемых "вечных" вопросов, к которым относятся счастье и удовлетворенность жизнью, многое зависит от выбора исходных точек отсчета, теоретико-методологических оснований исследования.
Методологическая база: проактивный и субъектный подходы в психологии личности. Проактивный - Л. Аспинвалл, Р. Шварцер, Э. Грингласс, С. Тауберт на концепции Р. Лазаруса. Субъектный - А.В. Брушлинский, А.Р. Петровский, Д.А. Леонтьев.
Теоретическая база:
1. Теория, проактивного копинга как опережающего совладания. (L.G. Aspinwall, S.E. Taylor, E.R. Greenglass, R. Schwarzer, N. Knoll)
2. Мультифункциональная модель проактивного копинга (R. Schwarzer, 2003, E.R. Greengass, 2002)
3. Концептуальные подходы к исследованию проактивного копинга (Е.С. Старченкова, В.М. Ялтонский)
4. Теория позитивной психологии М.Аргайла, Э.Динера, Д.Майерса и М.Селигмана, М.Чиксентмихали) и др.
Основными используемыми понятиями являются:
Удовлетворенность жизнью - когнитивная и рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным .
Проактивное совладание (proactive coping) изучается как комплекс процессов, посредством которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют заранее, с целью предупреждения их влияния [2,42,49,59,60,64].
Метод исследования - личностные опросники:
1. Реактивное копинг-поведение (опросник «Копинг-тест Лазаруса»),
2. Проактивное копинг поведение (опросник «Проактивное совладающее поведение»),
3. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (опросник С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой),
4. Методика «индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик типы псих.защит в копинге),
5. Шкала удовлетворенности жизнью SWLS (Diener et al., 1985; в адаптации Д.А.Леонтьева и Е.Н.Осина),
6. Опросник «Психологическое благополучие личности» Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко [17].
Методы обработки данных: методы параметрической статистики: корреляционный анализ, Т-критерий сравнения средних Стьюдента; многомерные методы: факторный анализ, регрессионный анализ.
Эмпирическая база исследования: Возраст: от 20 до 30 лет, Пол: мужчины и женщины, Семейное положение: не состоящие в браке
Научная новизна исследования заключается в установлении комплементарного характера проактивного и реактивного типа совладающего поведения в копинге субъективной удовлетворенности жизнью и психологическом благополучии.
Практическая значимость исследования: типологическая диагностика проактивного и реактивного стиля копинга удовлетворенности и психологического благополучия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Количественные различия вклада реактивного и проактивного копинга в субъективной оценке удовлетворенностью жизнью и психологического благополучия определяют широкий диапазон проактивного копинга, поскольку реактивный уровень совладания является краткосрочным ситуационно-апперцептивным, а проактивный уровень совладания долгосрочным абстрактно-антиципационным.
2. Качественные различия в природе копинга определяют не столько
количественный уровень удовлетворенности жизнью, сколько предопределяют его качественно-процессуальный характер и этиологию (личностнуюсубъектную), и потому в детерминации психологического благополучия являются не только противоположными, но и взаимодополнительными.
Внедрение полученных результатов.
По проблеме магистерской диссертации опубликовано две статьи и одна непосредственно по ее теме «Психологические особенности удовлетворенности жизнью» в научно-популярном журнале «Новаинфо».
На основании результатов исследования было проведено психопрофилактическое занятие с элементами тренинга на базе отдела обучения и развития персонала call-центра «Beeper».
Справка о внедрении результатов магистерского исследования и конспект занятия приложены к материалу работы.
В заключении, можно сказать, что рассмотрены теоретико - методологические основания изучения удовлетворенности жизни, проактивного и реактивного копингов. Среди многих теорий и концепций удовлетворенности жизнью наиболее полно и подробно данный феном рассмотрен в русле позитивной психологии. Однако, при рассмотрении других подходов, в том числе и отечественных, при описании удовлетворенности жизнью находится больше сходств, чем различий. Так, психологическое благополучие является важным конструктом при изучении удовлетворенности жизнью. По результатам работы были выявлена психологическая природа изучаемых конструктов благополучия и удовлетворенности жизнью, выявлены предикторы удовлетворенности жизнью, обозначены основные детерминационные связи, а также обозначены феномены, из ряда изучаемых, с которыми связь отсутствует, описан гипотетический механизм, объясняющий данное отсутствие. По результатам исследования подтвердились гипотезы. Таким образом, можно сказать, что удовлетворенность жизнью является психологическим феноменом, детерминированным комплексом проактивных и реактивных стратегий совладения. Детерминация носит комплементарный характер, а проактивность предполагает реактивность, но не наоборот. Таким образом описана детерминационная связь удовлетворенности жизнью проактивными и реактивными копинг стратегиями.
К данной работе сделаны следующие выводы:
1. Уровень УдЖ жестко детерминирован фактором субъективного благополучия, что доказывает психологическую постановку предмета исследования и позволяет ставить вопрос о копинге реактивной и проактивной личности как психологических параметрах удовлетворенности и благополучия.
2. Проактивный и реактивный стиль совладания выступают значимыми предикторами удовлетворенности и благополучия с преобладанием в копинге проактивного фактора над реактивным, преимуществом эустресса перед стрессом.
3. Уровень благополучия личности не зависит от ее стрессоустойчивости как способности к совладанию со стрессом, но зависит от уровня проактивного и реактивного копинга. При этом, проактивный копинг выполняет интегрирующую функцию по отношению к реактивному и не зависит от стресс-копинга.
4. Копинг удовлетворенности характеризуется не противопоставлением реактивного и проактивого стиля реагирования, а их взаимодополнительным характером.
5. Адаптационный функционал проактивного копинга в выборке психологического благополучия определяется видами проактивных и реактивных стратегий совладания по принципу комплиментарных связей.
6. Копинг удовлетворенности детерминирован копинг-стратегиями психологического благополучия.
7. Интегральная модель детерминационных связей копинга удовлетворенности указывает на два психологических профиля совладания, каждый из которых имеет вариативность в соотношении параметров проактивного и реактивного копинга при однородном составе параметров субъектного и эустресс-копинга. Проактивный тип копинга удовлетворенности (1фактор) характеризуется природой психологической защиты и описывает более зрелый тип личности, не использующей в копинг-стратегии первичных защит (регрессии, замещения, подавления) и сохраняющий положительную мотивацию (ориентировку на положительное отношение к ситуации). Реактивный тип копинга удовлетворенности (3 фактор) использует в качестве ведущей стратегии положительную переоценку ресурсов для управления ситуацией.
8. Все факторы (1-4) интегративной модели детерминационных связей копинга удовлетворенности за исключением стратегии поиска инструментально-аффилятивной поддержки (5) имеют статус психологических детерминант, обуславливающих уровень удовлетворенности и благополучия личности. Максимальную значимость получили стратегии проактивного и смешанного
(реактивно-проактивного) вида копинга с преобладанием мотива целеполагания и положительной мотивации и зрелых механизмах психологическрй защиты.
Общий вывод: гипотезы экспериментально доказаны, поставленные задачи решены, выводы обоснованы, результаты имеют научную новизну и практическую значимость.
Научная новизна - это доказательство комплементарного характера проактивного и реактивного типа совладающего поведения в копинге субъективной удовлетворенности жизнью и психологическом благополучии.
Практическая значимость - типологическая диагностика проактивного и реактивного стиля копинга удовлетворенности и психологического благополучия.
1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс // психологические исследования. 2011 Т. 3, № 17. - С. 16.
2. Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11, №1. - С. 133-163.
3. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. - 332 с.
4. Батурин Н.А. Батюшков С.А. Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013 Т.6 №4 с.4-13.
5. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012, №
28. - С. 31-34.
6. Бояркин М.Ю. Понятие субъективного благополучия и субъективного
неблагополучия / М.Ю. Бояркин, О.А. Долгополова, Д.М. Зиновьева, В.В. Крутова, Е.В. Романенко, Н.С. Субочев, А.В. Юнда // Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО
«Волгоградская академия гос. службы», 2007. - С. 8 - 17.
7. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М. : Пер Сэ, 2002. С. 9-33.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М. : Смысл, 2005. - 298-375.
9. Гиппентрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций). - М. : АСТ, 2007. - 334 с.
10. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и
определяющие его факторы. // Проблемы развития территории. 2009 вып. 2-48 - с. 98-105.
11. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования, 2010, No. 4(12), URL: http://psystudy.ru (Дата обращения 4.03.2016)
12. Джидарьян И.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно¬
исторической концепции потребностей // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. № 4. - С. 57-66.
13. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал. - 2000. - т. 21. №2. - с. 40-48.
14. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики // Психология личности: новые исследования. - М. : ИПРАН. - 1998. - С. 67-84.
15. Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М. : ИПРАН. - 1997. - С. 187-223.
16. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 88-95.
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб. : Питер, 2000. - 320 c.
18.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. М. : Смысл,1998. - 440 c.
19. Изард К. Психология эмоций. - Спб. : Питер, 2000. C. 15-71.
20. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - Спб. : Питер,
2004. C. 134-199.
21. Ильин Е.П. Психология спорта. - Спб.: Питер, 2008. C. 19-88.
...