Глава 1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 7
1.1 Институт защиты прав потребителей медицинских услуг 7
1.2 Правовые основы оказания медицинских услуг 14
1.3 Права потребителей в сфере оказания платных медицинских услуг 24
Глава 2 ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 48
2.1 Формы защиты нарушенных прав потребителей при оказании платных медицинских
услуг 48
2.2 Способы защиты нарушенных прав потребителей при оказании платных
медицинских услуг 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список использованных источников и литературы 92
Актуальность темы магистерского диссертационного исследования обусловлена исключительной социальной значимостью правоотношений,
складывающихся в сфере охраны здоровья граждан и необходимостью защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг.
Одним из наиболее важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны, индикатором качества жизни ее граждан является средняя ожидаемой продолжительности жизни. При этом
продолжительность жизни человека определяется не только его биологическими, но и уровнем и доступностью медицинской помощи.
В ч. 1 ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здоровье - неотчуждаемое благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение другие блага. В силу такой значимости этого блага для человека государство и право охраняют его от неправомерных посягательств.
Проблемы, возникающие при применении законодательства, регулирующего защиту прав потребителей при оказании медицинских услуг, а также необходимость совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг требуют детального изучения и принятия действенных решений.
Вместе с тем, главной проблемой в сфере правового регулирования отношений, возникающих при оказании медицинских услуг, является отсутствие единой системы законодательства, регулирующего данные правоотношения, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление всестороннего контроля за медицинской деятельностью.
Построение гражданского общества, максимальная защита прав потребитеелй требуют адекватного реагирования законодателя в сфере регулирования гражданско-правовой ответственности исполнителя медицинских услуг.
Для современной российской цивилистики большой интерес представляет изучение гражданско - правовых отношений, возникающих при оказании 3 разнообразных видов медицинских услуг - диагностических, лечебных, профилактических и пр. При разнообразии форм оказания медицинской помощи гражданам, появление наряду с государственными и муниципальными частных медицинских услуг требуется более четкая гражданско - правовая регламентация медицинской деятельности и работы медицинского персонала. Недочеты в данном направлении, неправильные действия медицинских работников могут быть основанием не только для морального осуждения, но и для привлечения их к различным видам ответственности.
Следовательно, научный подход к определению прав, обязанностей и условий ответственности медицинских организаций является исходной предпосылкой эффективной медицинской деятельности. Потребитель медицинских услуг как «слабая сторона» в договоре должен иметь реальную возможность реализации своих прав и гарантии со стороны государства в случае их неправомерного нарушения.
На сегодняшний день в этой сфере наиболее актуальными являются проблемы трактовки разумных сомнений в пользу потребителя, а также возмещение морального вреда и определения его размера, в соотношении с принципами разумности и справедливости; проблема установления объективной причинной - следственной связи между ненадлежащее оказанной услугой и вредом причиненного здоровью пациента.
Процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства в данной области, а также особенности нормативного правового регулирования и противоречия в механизме функционирования института охраны здоровья требуют углубленного изучения.
В связи с этим назрела необходимость комплексного научного исследования гражданско-правовой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг, а также выявления способов и форм защиты прав потребителей медицинских услуг.
С учетом данных обстоятельств весьма актуальна всесторонняя научная оценка и теоретический анализ проблем, связанных с правовым положением потребителей медицинских услуг с целью выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Целью данной магистерской диссертации является комплексное изучение и научная оценка теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями гражданско-правового регулирования прав потребителей при оказании медицинских услуг, выявление проблем в данном направлении, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования: проанализировать институт защиты прав потребителей медицинских услуг, рассмотреть правовые основы оказания медицинских услуг, раскрыть основные права потребителей медицинских услуг, исследовать формы и способы защиты прав потребителей медицинских услуг, проанализировать существующую судебную практику по данному вопросу, выработать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения при оказании медицинских услуг.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды в области защиты прав потребителей в целом и защиты прав потребителей медицинских услуг в частности. Исследование поставленных вопросов потребовало изучения трудов по теории государства и права, гражданскому и медицинскому праву, научно-практических комментариев законодательства, публикаций в научных журналах и периодической печати. Изучены труды российских ученых Н.А.Ардашевой, Е.Г.Афанасьевой, М.И Брагинского, В.В. Витрянского, О.С.Иоффе, A. Ю.Кабалкина, В.А.Кабатова, Г.А.Каликовой, Ю.Х.Калмыкова, Э. Корнилова, Л.О.Красавчиковой, М.Л.Кротова, Е.В.Козьминых, О.Н.Садикова, В.Н.Соловьева, B.Л.Суховерхого, А.М.Эрделевского и других ученых, внесших значительный вклад в анализ гражданско-правовых отношений в сфере медицинских услуг.
В процессе исследования автором использовались общенаучные методы познания: диалектический, историко-логический, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания медицинских услуг.
Эмпирическую базу исследования составили Постановления Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав человека при получении медицинской помощи, Определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о нарушении конституционных прав граждан при получении медицинской помощи, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей так как основной формой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг в настоящее время является судебная защита. В связи со спецификой правового регулирования медицинской деятельности мною в данной работе обращено особое внимание на судебную практику, отраженную в решениях Арбитражных Судов Российской Федерации по делам о нарушении установленных законодательством требований при осуществлении медицинской деятельности.
Структура научной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день вопрос защиты прав потребителей не теряет своей актуальности. Многие проблемы остаются неразрешёнными вследствие недостаточного нормативного регулирования, а также того, что многое, как например, определение размера морального вреда, оставлено полностью на усмотрение суда и данное обстоятельство часто не отвечает интересам потребителя ( пациента) и вообще принципу справедливости.
Здоровье - это неотчуждаемое первостепенное благо личности, без которого в той или иной степени утрачивают значения другие блага.
Для человека всегда существует риск причинения вреда его здоровью.
Право на охрану здоровья эволюционирует вместе с обществом и правом, пройдя путь от возможности получить денежное возмещение или причинить эквивалентный вред обидчику до целого комплекса мер, направленных не только на защиту от причинения вреда, но и на обеспечение условий благоприятных для здоровья человека с точки зрения социальной, экономической, экологической, культурной среды, а также эффективные меры по оказанию медицинской помощи в случае необходимости.
Способом защиты нарушенного права на здоровье является применение мер юридической ответственности. Основанием для применения ответственности является правонарушение. Меры ответственности всегда являются дополнительным бременем для правонарушителя. Только в таком качестве ответственность стимулирует субъектов права к надлежащему исполнению своих обязанностей.
На отношения по предоставлению медицинских услуг в полном объеме распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, т.к. гражданин приобретает медицинские услуги исключительно для личных нужд. Это предоставляет потребителям этих услуг дополнительные права, устанавливает требования к качеству, повышает ответственность исполнителей.
Данное правило касается как платных, так и бесплатных медицинских услуг.
И те, и другие услуги являются возмездными. Разница в том, что в случае с бесплатными медицинскими услугами плату за них осуществляет не потребитель, а бюджет или внебюджетные фонды.
Законодатель предусмотрел различные виды ответственности за причинение вреда жизни и здоровью при оказании медицинских услуг: уголовную, административную, гражданско-правовую, а также дисциплинарную.
Однако применение к врачу самых суровых уголовных или дисциплинарных санкций не дает пострадавшему пациенту ровным счетом ничего для дальнейшего лечения и реабилитации, поэтому современная доктрина медицинского права совершенно закономерно перемещает акцент с уголовно-процессуальных на гражданско-правовые меры ответственности за ненадлежащее врачевание.
Формирование института защиты прав потребителей в российском законодательстве все еще продолжается. Несмотря на то, что базовый нормативный акт был принят более 15 лет назад, некоторые его положения по-прежнему уступают или не соответствуют европейским стандартам в области защиты прав потребителей.
С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по имплементации его актов в национальное законодательство. С другой стороны, развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей.
1 Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//«Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.10.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//«Собрание законодательства РФ», 29.01.1996 г., N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан» (ред. от 13.07.2015)// «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011 г., N 48, ст. 6724.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//«Собрание законодательства РФ», от 18 ноября 2002 г., N 46, ст. 4532.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954.
7. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015)// «Российская газета» от 7 апреля 1992 г.
8. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном
медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 01.12.2014)//
"Российская газета" от 3 декабря 2010 г. N 274.
9. Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 27.10.2015)//"Российская газета" от 6 мая 2011 г. N 97.
10. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ
"О третейских судах в Российской Федерации" (ред. от 21.11.11)// "Российская газета" от 27 июля 2002 г. N 137.
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" (ред. от 08.03.2015)//"Российская газета" от 25 мая 1995 г. N 100.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015)// "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202.
13. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в ред. от 29.11.2007)//«Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., N 2, ст. 62.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. 28.11.2015)// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256.
15. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"//"Российская газета" от 10 октября 2012 г. N 233.
16. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"//"Российская газета" от 9 апреля 2004 г. N 74.
17. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"//"Российская газета" от 8 июля 2004 г. N 144.
18. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 43 ст. 5558.
19. Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, N 3.
2 Документы судебной практики
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»//"Российская газета" от 11 июля 2012 г. N 156.
...