Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Работа №92592

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I Теоретико-методологические основания исследования совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 10
1.1. Основные подходы к исследованию совладающего поведения в современной психологии 10
1.2 Анализ совладающего поведения родителей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии 21
1.3 Исследование роли значимого взрослого как ресурса компенсации
отклонений в развитии ребенка 32
Глава II Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 43
2.1 Программа и методики эмпирического исследования 43
2.2 Анализ различий стиля воспитания матерей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии и матерей, воспитывающих детей без отклонений в развитии 53
2.3. Анализ взаимосвязей стратегий совладания, уровня ресурсности и жизнестойкости с нарушениями стиля воспитания матерей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии 59
Заключение 75
Библиографический список: 78
Приложение 1 94
Приложение 2 97
Приложение 3 98
Приложение 4 101
Приложение 5 103
Приложение 6 105
Приложение 7 107
Приложение 8 108
Приложение 9 112
Приложение 10 113
Приложение 11 114
Приложение 12 116
Приложение 13 117
Приложение 14 118


Актуальность исследования. По множеству причин в современном мире фиксируется все больше детей с отклонениями в развитии. На это влияют наследственность, неблагоприятная социальная среда, экология, родовые травмы и т.д. В данной работе важно проанализировать не причины увеличения количества детей с отклонениями в развитии, а последствия этого феномена, важно изучить, как поведение родителей, их стиль воспитания, взаимодействия с ребёнком и в целом с окружающим миром, может повлиять на развитие самого ребёнка. Важно, как мать справляется со стрессами, так как наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии, так или иначе, усиливает психологические, эмоциональные, физические, социальные и другие нагрузки на всех членов семьи, выступая в качестве постоянного источника стресса.
Данный вопрос поднимался в психологии, но в большинстве случаев изучается сама личность с отклонениями в развитии, разрабатываются коррекционные, медико-психологические, психолого-педагогические программы для адаптации детей с отклонениями в развитии в социуме. Исследования же матерей, которые непосредственно находятся во взаимодействии с детьми, отходят на второй план, несмотря на то, что еще Д.Б. Эльконин Л.С. Выготский писали, что для успешной адаптации ребёнка в обществе ему необходим проводник в виде значимого взрослого. Если же в социализации ребенка наблюдаются проблемы или его развитие не соответствует его потенциальным возможностям, необходимо обратить внимание, в первую очередь, на «проводника», а потом уже на ребёнка.
Долгое время психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии оставляла в стороне вопросы о психологическом здоровье их родителей. Но начиная с конца XX столетия, феномен «особых» родителей в ситуации рождения ребенка с отклонениями в развитии, начинает рассматриваться через призму семейного стресса и кризиса зарубежными и отечественными психологами. Большинство исследователей останавливаются на рассмотрении защитных механизмов поведения родителей. Таким образом, актуальность и выбор темы исследования определяется недостаточностью работ в области особенностей совладания с трудными жизненными обстоятельствами матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Объект исследования: совладающее поведение матерей.
Предмет исследования: совладающее поведение матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Цель исследования: исследование особенностей совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Задачи:
1) Изучить теоретические подходы к изучению совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями в зарубежных и отечественных психологических исследованиях.
2) Проанализировать литературу на тему совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
3) Изучить роль значимого взрослого в развитии ребенка с отклонениями в развитии.
4) Разработать и реализовать программу эмпирического исследования, направленную на изучение совладающего поведения матерей детей с отклонениями в развитии.
5) Изучить различия стиля воспитания матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и матерей, воспитывающих детей без отклонений в развитии.
6) Проанализировать взаимосвязь стратегий совладания, уровня ресурсности и жизнестойкости с нарушениями стиля воспитания матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Гипотезы:
1. Для матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в отличие от матерей, воспитывающих детей без отклонений в развитии, характерны такие нарушения стиля воспитания в семье, как гиперпротекция, недостаточность требований и чрезмерность запретов.
2. Для матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, использующих неконструктивные стратегии совладания, обладающих низкой жизнестойкостью и низким уровнем ресурсности, характерно наличие нарушений стиля воспитания.
3. Уровень конструктивности стратегий совладания матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, связан со степенью выраженности симптомов нарушений ребенка.
Теоретико-методологическое основание:
• Представление о роли значимого взрослого в формировании личности ребёнка в культурно-деятельностном подходе Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина;
• Представления о возможностях компенсации нарушений у детей с ограниченными возможностями Л.С. Выготского;
• Концепция психологического стресса и совладающего поведения Р. Лазаруса.
Эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось на базе медико-психологического центра «Милосердие» г. Барнаула и краевого реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Журавлики» г. Барнаула. Приняло участие 26 матерей, воспитывающих детей (13 девочек; 13 мальчиков) с отклонениями в развитии в возрасте от 4 до 12 лет.
Так же была введена группа, состоявшая из 26 матерей, воспитывающих детей (13 девочек;13 мальчиков) без отклонений в развитии в возрасте от 3 до 13 лет.
Методы исследования:
1. Метод анкетирования:
2. Анкета для родителей детей от 5 до 15 лет, разработанная Н.Н. Заваденко. Анкета содержит перечень вопросов, касаемых различных симптомов, которые могут быть у детей с отклонениями в развитии.
3. Метод тестирования:
• Тест жизнестойкости адаптация Леонтьевым Д.А. Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)
• Стратегии преодоления стрессовых ситуаций СПСС/SACS (С.Хобфолл)
• Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) (Н. Водопьянова, М. Штейн)
4. Методы математико-статистической обработки данных:
• корреляционный анализ Спирмена;
• U-критерий достоверности различий Манна-Уитни;
• H-критерий достоверности различий Краскала-Уоллеса
• W-критерий достоверности различий Вилкоксона;
• Факторный анализ;
• Кластерный анализ
Новизна полученных результатов:
1. Выделены три основных типа совладания матерей с ситуацией воспитания ребенка с отклонениями в развитии: «гиперопекающий», «гипоопекающий» и «эффективный», отличающиеся между собой стилем воспитания, предпочтением стратегий совладания, типом эмоционального реагирования и уровнем персональных ресурсов, в т.ч. жизнестойкости.
2. Сформулировано и обосновано представление о матерях, как источнике компенсации отклонений ребенка, у которых преобладают конструктивные стратегии совладания со стрессом благодаря эффективному использованию социальных ресурсов для успешной адаптации к ситуации воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов:
Результаты исследования расширяют имеющиеся в детской клинической психологии взгляды на проблему компенсации отклонений в развитии ребенка посредством совладающего поведения матери.
Выявление и содержательная характеристика типов реагирования матери на ситуацию воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет углубить научные знания о возможностях психологической поддержки матерей, оказавшихся в данной жизненной ситуации, а также о возможностях коррекции их совладающего поведения.
На основе полученных результатов разработан и апробирован психоэдукационный материал для матерей детей с отклонениями в развитии, включающий в себя рекомендации по коррекции стратегий реагирования на ситуацию воспитания ребенка с отклонениями.
Данный материал используется в процессе психологического консультирования специалистами Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики». Так же данный материал может применяться в практической работе психологов с людьми, которые переживают трудную жизненную ситуацию воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Матери, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, адаптируются к ситуации воспитания проблемного ребенка и возникновению таких негативных эмоциональных реакций, как фобия его утраты, путем искажения стиля воспитания в форме гиперпротекции с недостаточностью требований и чрезмерностью запретов.
2. Выделяются три основных типа совладания матерей с ситуацией воспитания ребенка с отклонениями в развитии: «гиперопекающий», «гипоопекающий» и «эффективный». «Гиперопекающий тип» предполагает низкую конструктивность совладания с преобладанием эмоционально - ориентированных стратегий, неустойчивости воспитания, обусловленной фобией утраты ребенка и воспитательной неуверенностью. «Гипоопекающий» тип предполагает низкую конструктивность совладания с преобладанием импульсивных и агрессивных реакций, которая обусловливает низкий уровень заботы о ребенке в сочетании с чрезмерной требовательностью по отношению к нему. «Эффективный» тип предполагает наличие высокого уровня ресурсов матери, эффективность ее взаимодействия с обществом, а также проявление последовательности и уверенности в воспитании ребенка.
3. Матери, у которых преобладают конструктивные стратегии совладания со стрессом, выступают в качестве источника компенсации отклонений ребенка благодаря эффективному использованию социальных ресурсов для успешной адаптации к ситуации воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
Внедрение полученных результатов:
Исходя из анализа литературы и полученных в ходе исследования результатов, был разработан психоэдукационный материал, включающий описание основных возможностей компенсации отклонений ребенка путем коррекции семейных взаиомоотношений, а так же список конкретных рекомендаций для матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Цель данного материала состоит в обосновании важности использования адаптивных стратегий совладания матерью, которая воспитывает ребенка с отклонениями в развитии, таких как поиск социальной поддержки, умение взаимодействовать с социумом и ассертивные действия, а также в обосновании необходимости психолого- педагогического сопровождения семьи, для успешной компенсации дефекта ребенка в рамках его возможностей.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 176 источников (из них 42 источников на английском языке) и 14 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретико-методологические источники по проблеме совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, и исследовав полученные данные с помощью математической обработки, можно сделать выводы по проделанной работе.
Необходимо рассматривать совладающее поведение в качестве системы, которая состоит из ряда факторов, которые определяют его эффективность. К таким факторам относят: ресурсы индивида (внутренние и внешние), характер стресса (кратковременный стресс, хронический стресс и стресс, требующий изменений в жизни), степень доступности стратегии, личностные характеристики человека, ситуативные условия и др. Человек рассматривается в качестве активного субъекта, который пытается противостоять трудным ситуациям с помощью копинг-стратегий, которые носят осознанный и целенаправленный характер.
Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, подвержены одному из самых тяжело переносимых стрессов - хроническому стрессу, вынуждающему родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь. Супруги по- разному переносят данную ситуацию, относительно своей гендерной принадлежности. На конструктивность семьи влияют ресурсы, которыми владеет семья, взаимоотношения между супругами, индивидуальные особенности каждого члена семьи, её гибкость и др. Одной из главных целей семьи является сохранение внутреннего равновесия, что позволяет семье более эффективно адаптироваться к стрессу. Данные семьи нуждаются в социально-психологической поддержке посредством педагого-психологического сопровождения, так как качественные изменения в данных семьях происходят одновременно на трех уровнях: социальном, психологическом и соматическом. Эта поддержка важна как для родителей, так и для ребенка, поскольку именно родитель играет главную роль в развитии своего ребенка и, если он адаптирован, то может позитивно повлиять на динамику развития ребенка, в качестве ресурса компенсации .
Значимый взрослый (родитель) является главным ресурсом компенсации ребенка на пути к его эффективной социально -психологической адаптации в социуме. Для конструктивного совладания, семьям необходимо обращаться за помощью к близким людям и специалистам, это во многом повысит шансы на максимально возможную компенсацию. Так же важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его потребности, выбрав адекватную модель воспитания. Совладающее поведение родителей является для ребенка готовой социально-культурной моделью, которая создает для него жизненно важные формы приспособления [26]. При каких-либо деструктивных моделях поведения супругов им должна предоставлять коррекционная программа, целью которой является расширение возможностей формирование потенциальных ресурсов, для того, чтобы они смогли стать инструментом компенсации отклонений в развитии для своего ребенка.
На основании проведенного теоретического анализа была разработана и реализована программа эмпирического исследования направленного на исследование совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
В процессе исследования было доказано, что у матерей детей с отклонениями в развитии чаще проявляются нарушения стиля воспитания, а именно: гиперпротекция, недостаточность требований, чрезмерность
запретов на фоне проекции негативных качеств и фобии утраты ребенка, в отличие от матерей, воспитывающие детей без отклонений в развитии. Также матери детей с отклонениями в развитии, обладающие низким уровнем жизнестойкости, персональных ресурсов и использующие такие неконструктивные модели совладания со стрессом, как избегание, импульсивные действия и манипулятивные действия, склонны к нарушениям стиля воспитания ребенка. Матери детей с отклонениями в развитии характеризуются специфичными типами стратегий совладания поведения, что отражается на стиле воспитания ребенка. Степень выраженности нарушений детей взаимосвязана с уровнем конструктивности стратегий совладания матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, относительно их возможностей.
На основании полученных эмпирических результатов был разработан психоэдукационный материал для матерей детей с отклонениями в развитии, включающий в себя рекомендации по коррекции стратегий реагирования на ситуацию воспитания ребенка с отклонениями.
Таким образом, совладающее поведение матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии отличается специфическими особенностями и является важным условием компенсации отклонений ребенка и актуализации его потенциальных возможностей.



1. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии совладания: попытка системной характеристики //Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - Т.2. - С. 176-177.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. — М., 1980.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1.
5. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности
совладающего поведения родителей формирующейся личности с ограниченным состоянием здоровья: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011.
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
7. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. Санкт - Петербург. 1999, с. 8-13.
8. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.
2007. 30 с.
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. —М.: ПЕРСЭ, 2006.
10. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. №1. С. 122-133.
11. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2. С. 113 - 122.
12. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3.: Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 106¬116.
13. Братусь Б.С. Деятельность и вершинные уровни опосредования // Психологический журнал. 1999. №4. С. 102-105.
14. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании.
2008. №4 (17).
15. Бэндлер Р., Грнндер Дж., Сатир В. Семейная терапия /Пер. с англ. Ю.С.Уокер. М, 1999.
16. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дисс. канд. психологических наук / А. Я. Варга. — М., 1986. — 17 с.
17. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий
лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
18. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). М.: Издательство МГУ, 1984. 200 с.
19. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных кризисных
ситуаций. // Психологический журнал. 1995. №5. С. 104-114.
20. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной
устойчивости к стрессу: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — М., 2007.
21. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2.
22. Вишневский В. А. Влияние динамики моторных нарушений у больных ДЦП на психическое состояние их родителей / В. А. Вишневский // Вопросы клинической психиатрии: тез. докл. науч.-практич. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. — Кемерово, 1985. — С. 38—42.
23. Вишневский В. А. Динамика депрессивного невроза: автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Вишневский. — М., 1987. — 28 с.
24. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ