Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №92573

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Гендерная устойчивость, как психолого-педагогическая
проблема 6
1.1 Основные теоретические подходы к изучению гендерной
устойчивости в психологии, педагогике и социологии 6
1.2 Гендерный аспект современной педагогики 22
ГЛАВА 2. Гендерные технологии (в условиях) информационного пространства постмодерна 31
2.1 Утрата устойчивости гендера в рамках виртуального пространства .. 31
2.2 Влияние медиаконтента телевидения на гендерные модели
поведения на примере анимационных фильмов 42
Заключение 58
Список используемой литературы 61

Актуальность исследования. Трансформация социокультурных образцов и норм, продиктованная переходом от современного к постмодернистскому обществу, служит причиной кризиса гендерной устойчивости, как одной из составляющих социальной идентичности человека. Характерные эпохе постмодерна неустойчивость,
поливариативность меняют приоритеты влияния институтов социализации, уменьшая роль и подчас устраняя характерные для классической школы - семью, учителей, сверстников, выводя на первое место еще недавно вторичные институты - такие, как средства массовой информации и коммуникации. Вариативность интерпретаций действительности, отсутствие четких критериев нормы и девиации, порождаемые множественностью созданных медиасредой реальностей, несет разрушительное влияние на гендерную устойчивость ребенка. Постепенно, идентичность теряет целостность и приобретает новые качества - фрагментарность и неустойчивость, охарактеризованные Ж.Делёзом, как гендерная ризома. Итогом разрушения традиционной бинарной аппозиции гендера, становится утрата психологического здоровья, проявляющиеся во фрагментарности личности, в подрыве основ устойчивой самоидентификации, развитию гендерной неконформности и опасности расстройств гендерной идентичности, таких, как гендерная дисфория «ощущение напряжения или дискомфорта в связи с собственным полом» [18, с.160]. В этих условиях важна роль педагога не только хранителя и ретранслятора знаний, но и грамотного проводника в мире информации, который способен обучить ребенка декодировать медиатекст, его содержание, оценить истинность информации, видеть разницу между медиатекстом и реальностью. Все это является неотъемлемой частью успешной социализации ребенка и формированию его гендерной устойчивости в условиях современного информационного пространства. Анализ литературных источников и реального положения дел в разрезе данной тематики позволяет выявить
следующее противоречие: несмотря на пристальное внимание к проблеме гендерной идентичности, большинство исследований рассматривает гендерные различия учащихся с точки зрения устойчивой дихотомии гендера, не беря во внимание особенности формирования гендера в условиях информационного пространства. Данное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: в условиях аксиологического плюрализма, клиповости, интертекстуальности свойственных современному информационному пространству, являющемуся важным институтом социализации, ребенок, не обладая навыками и компетенциями интерпретаций и анализа медиаматериала, испытывает сложности с формированием гендерной устойчивости.
Для разрешения проблемы мы поставили цель исследования: выявить и научно обосновать особенности формирования гендерной устойчивости в условиях информационного пространства.
Таким образом, объектом исследования выступает гендерная устойчивость в условиях современного информационного пространства, а предметом - процесс формирования гендерной устойчивости в условиях современного информационного пространства.
В процессе разработки темы была выдвинута гипотеза: Смена ролей институтов социализации, происходящая в условиях современного информационного пространства, разрушает категорию устойчивости гендерной идентичности личности.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
• Описать основные теоретические подходы к изучению гендерной устойчивости в психологии, педагогике и социологии;
• Рассмотреть понятие «гендерная устойчивость» в контексте теории постмодернизма;
• Обозначить характер и содержание влияния медиапространства на гендерную устойчивость;
• Описать механизм разрушения гендерной устойчивости в пространстве виртуальной реальности;
• Разработать рекомендации по выбору анимационных фильмов для просмотра детьми и выбору адекватных возрасту компьютерных игровых программ.
Многочисленные исследования, посвящённые теме гендерной устойчивости, носят междисциплинарный характер. Разработка темы исследования опирается на теорию социального конструирования гендера (Э. Эриксон) и концепцию симулякра (Ж. Бодрийяр). Рассмотрение проблем идентичности основано на трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, М.М. Бахтина. Основой методологии исследования является системный подход, обеспечивающий эффективное изучение элементов предмета исследования в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач был использован комплекс общенаучных методов: анализ и синтез, описание, а также методы социологического исследования - изучение документальных источников, компаративный анализ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Материал может быть использован учителями предметниками, работниками дошкольных образовательных учреждений, специалистами информационных центров школ, педагогам дополнительного образования, а также школьными психологами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях современного информационного пространства, ставшего одним из важнейших институтов социализации, с присущими ему плюрализмом, клиповостью, вариативностью создания и восприятия объективной реальности, происходит утрата качества устойчивости гендерной идентичности личности.
Несмотря на множественность и противоречивость подходов к проблеме пола и гендера, считаем, что обусловленность гендера биологическим полом, является обязательным условием сохранения целостности личности и психического здоровья. Упразднение четких границ нормы и девиации в рамках современного информационного пространства является причиной замещения качества устойчивости гендерной идентичности индивида комбинаторностью и непостоянством. В виртуальной реальности медиапространства социальных сервисов и компьютерных игр, индивид порождает альтернативную виртуальную идентичность, лишенную самоотождествленности, для которой свойственны вариативность, исходящая из свойств коммуникативного поля,
экспериментальность и неустойчивость. Поэтому, систематическое конструирование ненормативной виртуальной идентичности, способно сформировать гендерную дисфорию ребенка. Влияние анимационных фильмов на ребенка схоже с влиянием компьютерных игровых программ - герои экрана и компьютерных игровых программ являются носителями, как моделей поведения, так и вариантов решения различных жизненных ситуаций, на которые ориентируется ребенок. В связи с несформированностью критического мышления, ребенок может получить неверные ориентиры, которые в дальнейшем и будут влиять на всю его дальнейшую жизнь. Поэтому, при выборе анимационных фильмов и компьютерных игровых программ необходимо учитывать возрастные критерии, из которых вытекает способность правильно понять содержание произведения, объяснить поступки и поведение героев.
В результате работы над темой исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выполнены задачи исследования. В первой главе были рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме гендерной устойчивости в рамках культурно-исторических традиций:
• Проанализированы научно-методические, психолого-педагогические источники информации в области гендерной психологии и педагогики, что позволило выявить наиболее актуальные подходы для раскрытия темы исследования;
• Рассмотрены основные теории, раскрывающие понятие «гендер»: теория социального конструирования, теория стратификационной категории и культурной метафоры;
• Обозначено противоречие современной гендерной педагогики - используя в дидактике и методике воспитания формы и методы работы, основанные на гендерной дихотомии, современная педагогика не учитывает особенности формирования гендерной идентичности в условиях современного информационного пространства - где происходит утрата гендерной устойчивости.
• Раскрыта сущность понятия «гендерная ризома» - кризисное состояние полоролевых отношений, возникающих в условиях информационного пространства;
Во второй главе рассмотрены технологии информационного пространства, влияющие на качество устойчивости гендера:
• Описана пролиферация гендерных ролей при интернет-общении и в компьютерных играх, как способ самоконструирования идентичности и как возможность манипуляции идентичностью в зависимости от внешних обстоятельств;
• Виртуальная идентичность и ее гендерная составляющая, формируемые в информационном пространстве, рассмотрены в характеристиках множественности и вариативности в противовес целостности объективной идентичности индивида;
• На основании контент-анализа популярных в детской аудитории анимационных фильмов отечественного и зарубежного производства, рассмотрена смена стереотипов гендерного поведения, как способ разрушение бинарной опозиции гендера;
• Разработаны критерии отбора безопасных для психического здоровья ребенка анимационных фильмов и компьютерных программ.
На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы считаем, что гипотеза исследования подтверждена: в условиях аксиологического плюрализма, клиповости, интертекстуальности свойственных современному информационному пространству, являющемуся важным институтом социализации, ребенок, не обладая навыками и компетенциями интерпритации и анализа медиаматериала, испытывает сложности с формированием гендерной устойчивости.



1. Аникин, В. П. Русские народные сказки [Текст]: сборник/ В. П. Аникин. - 1986. - М.: Детская литература. - 544с.
2. Аристотель, С. О женщинах. [Электронный ресурс] / С. Аристотель. - Режим доступа: http://maxpark.com/community/25/content/1948749. - Загл. с экрана (дата обращения: 13.12.2016).
3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие/ Т. В. Бендас. — СПб.: Питер. - 2006. — 431с.
4. Витковский, А. Сёнен - что это? Аниме по жанрам. Аниме жанра сёнен. [Электронный ресурс]/ А. Витковский. - Режим доступа: http://fb.ru/article/149935/s-nen—chto-eto-anime-po-j anram-anime-j anra-s- nen/. - Загл. с экрана (дата обращения: 15.11.2016)
5. Войскунский, А.Е. Пол. Гендер. Интернет. [Электронный ресурс] / А.Е.
Войскунский. - Режим доступа:
http: //www.psy. msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy_2004a.pdf.
- Загл. с экрана (дата обращения: 10.12.2016)
6. Геодакян, С.В. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела [Текст] / С.В.Геодакян// Успехи физиологических наук. - 2005 - 36. - №1. - С.24-53
7. Геодакян, С.В. Эволюционная теория пола [Текст] / С.В. Геодакян// Природа. - 1991. - №8. - С.60-69
8. Градусова, Л.В Гендерная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. В. Градусова. - 2011. - М.: Флинта. - 164с.
9. Гречко, П.К. Идентичность - постмодернистская перспектива
[Электронный ресурс]/ П.К. Гречко //Вопросы социальной теории- 2010 - том VI. - Режим доступа:
http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2010/09.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.02.2017)
10. Грицанов, А.А Новейший философский словарь [Текст]: новейший философский словарь/А. А. Грицанов. - Мн: Изд.В.М.Скакун, 1998. - 896с.
11. Гриценко, И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человечества. [Электронный ресурс] / И.А. Гриценко. - Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/klipovoe-myshlenie-novyy-etap-razvitiya- chelovechestva. - Загл. с экрана (дата обращения: 7.01.2017)
12. Дедова, О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма [Текст]/ О.В. Дедова// Вестник МГУ. - Сер. 9, Филология. - 2001. - № 4. - С. 22-36
13. Демильханова, А. М. Влияние виртуальной реальности на образ я.(на
примере ролевых компьютерных игр) [Электронный ресурс] / А. М. Демильханова. - Режим доступа:
http:ZZold.uniyar.ac.ru/02af54305f183778d87de0c70c591fae4ZuploadsZa/a7Z0 2090110.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.03.2017)
14. Денисова, А.А. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]:
словарь/ А.А. Денисова. Загл. с экрана (дата обращения:
11.11.2016)
15. Дубинянская, Я. Фалес Милетский: то, что не имеет ни начала, ни конца [Электронный ресурс] / Я. Дубинянская. - Режим доступа: https:ZZpersons-journal.com/journalZ733Z852. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2017)
16. Дугин, А.Г. Воображение. Философия, Социология, Структуры [Текст]/ авторский курс/ А.Г.Дугин. - Изд.: Академик, 2015. - 636с.
17. Дэдбитер, Ч. Дэвы и природные духи [Электронный ресурс]: Ч.
Дэбитер. - Режим доступа:
http:ZZrumagic.com/ru_zarZreligion_esotericsZledbiterZeZj11.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 14.02.2017)
18. Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии [Текст]:
энциклопедия/ В.А.Жмуров// 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864с.
19. Иваненко, Е.А. Заклятье вечной молодости, или репрезентация
телесности в жанре аниме [Электронный ресурс]/ Е. А. Иваненко, М.А. Корецкая, Е. В. Савенкова. - Режим доступа:
http://rumagic.eom/ru_zar/religion_esoterics/ledbiter/e/j11.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 14.02.2017)
20. Иванова, Ю.В. Историко-философский подход в изучении гендера как метафоры и социальной стратификации.[Электронный ресурс]/ Ю.В.Иванова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko- filosofskiy-podhod-v-izuchenii-gendera-kak-metafory-i-sotsialnoy- stratifikatsii. Загл. с экрана (дата обращения:10.05.2017)
21. Ильин, Е.П. Пол и гендер [Текст]/монография/ Е.П.Ильин. - Изд.: Питер. - 2010. - 688с.
22. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным [Текст]/ Е.Н.Князева, С. П. Курдюмов/ Вопросы философию - 1992. - №12. - С.3-20
23. Корнетов, Г.Б. Антипедагогика// Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]/ Г.Б. Корнетов. - Режим доступа: http://bigenc.ru/education/text/696737. Загл. с экрана (дата обращения:
6.12.2016)
24. Кудинов, С.А. Психологическая устойчивость личности как основа
самореализации субъекта. [Электронный ресурс]/ С.А. Кудинов. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-
ustoychivost-lichnosti-kak-osnova-samorealizatsii-subekta.- Загл. с экрана (дата обращения:1.12.2016)
25. Локк, Д. Два трактата о правлении. [Электронный ресурс]/ Д. Локк. -
Режим доступа:
http://modernlib.ru/books/lokk_dzhon/dva_traktata_o_pravlenii/read/. -
Загл. с экрана (дата обращения: 13. 05.2017)
26.Огурцов, А. Антипедагогика: вызов постмодернизма [Электронный ресурс]/ А. Огурцов - Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/antipedagogika-vyzov-postmodernizma. - Загл. с экрана (дата обращения: 14.12.2016)
27.Орлов, А. М. Аниматограф и его аниме. Психогенные аспекты экранных технологий [Текст]: А. М. Орлов. - М.: ИМПЭТО. - 1995. - 384с.
28. Орлов, А. М. Виртуальная реальность.
Пространство экранных культур как среда обитания [Текст]/ А.М. Орлов. - 1998. - М.: ГЕО. - 336с.
29.Орлов, А. М Духи компьютерной анимации [Текст]: А.М.Орлов. - М.: «МИРТ». - 1993. - 108с.
30. Пашукова, Т. И. Теоретический анализ становления понятия гендера и
гендерной идентичности в психологии [Электронный ресурс]/ Т.И.Пашукова, А.С.Тер-Акопова. - Режим
доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-stanovleniya- ponyatiy-gendera-i-gendernoy-identichnosti-v-psihologii. - Загл. с экрана (дата обращения: 08.12.2016)
31. Пахомкина, М.Ф. Современная западная философия [Электронный ресурс]/ М. Ф. Пахомкина, Э.О. Леонтьева [и др.]. - Режим доступа: http: //pnu.edu.ru/media/filer_public/2012/11/20/modernwesternphilosophy.p df. . - Загл. с экрана (дата обращения: 11.02.2017)
32. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2005 г. N
АС-1270/06 «О концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДА в образовательной среде» [Электронный ресурс] // Гарант: справ.правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=9856 0&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.8346507177490499#0 (дата
обращения: 05.05.2017)
33. Самойлова, Е.О. Виртуальная реальность как нарратив: линейность и нелинейность [Текст]/ Е.О. Самойлова, Ю.М. Шаев// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 203-205
34. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://a-z-gender.net/gendernaya-nekonformnost.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2016)
35. Словарь бизнес-терминов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/17448. - Загл. с экрана (дата обращения: 11.12.2016)
36. Смирнова, Е. О. Разговор о влиянии мультфильмов на детей.
[Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова. - Режим доступа:
http://www.blagoda.com/intervyu/6053.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.01.2017)
37. Ульянов, В.А. Постгендерная характеристика виртуального: генезис андрогенности [Электронный ресурс]/ В.А. Ульянов. - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2012/02/2012-02-15.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 06.01.2017)
38. Шибаршина, О.Ю. Эволюция представления о сущности мужчины и
женщины в античной философии [Электронный ресурс]/ О.Ю. Шибаршина. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-suschnosti- muzhchiny-i-zhenschiny-v-antichnoy-filosofii. - Загл. с экрана (дата обращения: 11.02.2017)
39. Щекотуров, А. В. Конструирование виртуальной гендерной
идентичности подростков на страницах социальной сети «ВКОНТАКТЕ». [Электронный ресурс]/ А. В. Щекотуров. - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie -virtualnoy-
gendernoy-identichnosti-podrostkov-na-stranitsah-sotsialnoy-seti-vkontakte. - Загл. с экрана (дата обращения: 3.01.2017) 
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psychology_pedagogy.academic.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.11.2016)
41. Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://enc-dic.com/buddhism/Maja-197/. - Загл. с экрана (дата обращения:
24.11.2016)
42. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов [Текст]: научно-популярное
издание/ К.Г. Юнг. - 1996. - Киев: Государственная библиотека
Украины и юношества. - 357с.
43. Butler, J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity [Электронный ресурс]/ J. Butler. - Режим доступа: http://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/Butler-GenderTrouble-Pref- 1999.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 11.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ