Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ

Работа №92549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретическое осмысление проблемы жизненных перспектив и уровня притязаний личности в психологии 6
1.1. Жизненные перспективы личности как предмет психологического
изучения 6
1.2 Проблема уровня притязаний в психологической науке 17
1.3. Психологические особенности периода взрослости 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний 32
2.1 Программа исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей жизненных перспектив личности с высоким и низким уровнем притязаний. 36
Заключение и выводы 56
Библиографический список использованной литературы 59
Приложения 69


Актуальность исследования. Динамизм и неординарность процессов, происходящих в современном обществе, становление новых форм межличностных отношений открывают безграничные возможности для выбора сценария путей самоактуализации.
В настоящее время распространенным считается мнение, что лучшим способом изучения развития личности является осмысление уникальности ее жизненного пути, в основе периодизации которого могут пролегать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и психофизиологические процессы переживаются самой личностью. По мнению сторонников событийно-биографического подхода (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник и др.), именно способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности.
Современная психология посвятила значительное количество исследований проблемам жизненных перспектив личности. Вопросы представлений о будущем интенсивно разрабатываются в уже долгое время и определяют жизненную перспективу личности как неделимое представление о будущем в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, связанных с социальными ценностями и индивидуальным смыслом своей жизни для каждого человека [34].
Изучение жизненных перспектив становится важным при рассмотрении восприятия будущего, постановке целей и выбора путей их реализации.
Одной из структурных единиц в этом процессе являются притязания человека - их уровень, которые, в свою очередь, диктуют сложность выбираемых целей и трудность постановленных собой задач .
Поэтому проблема уровня притязаний находится в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека и располагается в центре изучений психологических механизмов регуляции деятельности, в том числе и в планировании своего будущего.
Однако, отсутствие общности взглядов к осмыслению данной проблемы и недостаточность научных исследований оставляет этот вопрос открытым и на сегодняшней день.
Подчеркивается актуальность и в практической сфере: зачастую, для работы психолога с запросами различного характера, существует необходимость нацелить человека на будущее, проработать его ресурсы, смоделировать стратегию действий. Обращение к психологическим особенностям жизненных перспектив личности и уровню притязаний, способность к профессиональной диагностике данных факторов позволяет грамотно разрешать эти вопросы.
Отсюда вытекает проблема данного исследования, которая заключается в недостаточной изученности феномена жизненных перспектив личности в контексте уровня притязаний.
Объект исследования - жизненные перспективы личности.
Предмет исследования - жизненные перспективы личности с разным уровнем притязаний.
Цель исследования - изучение особенностей жизненных перспектив мужчин и женщин с разным уровнем притязаний в период взрослости.
Гипотезы исследования:
1. Жизненные перспективы мужчин и женщин с низким уровнем притязаний на этапе взрослости будут характеризоваться низкой событийно-целевой наполненностью.
2. Низкий уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости может сопутствовать слабой эмоциональной привлекательности будущего.
В процессе реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать проблемы изучения жизненных перспектив личности и уровня притязаний в психологическом знании;
2) Разработать методику изучения особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний;
3) Выявить особенности жизненных перспектив мужчин и женщин с высоким и низким уровнями притязаний на этапе взрослости
4) Подготовить и опубликовать статью на тему «Жизненные перспективы личности в контексте уровня притязаний»
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) Событийный подход к осмыслению жизненных перспектив (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
2) Автобиографический подход к изучению жизненных перспектив (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова);
3) Концепция оценки уровня притязаний личности (на основе компонентов мотивационной структуры В.К. Гербачевский).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
теоретические - анализ и синтез психологической, социально - психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
эмпирические - опрос, анкетирование, с использованием методик:
1) «Автобиография» - Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю.Коржова;
2) «Семантический дифференциал времени» - Л.И. Вассерман;
3) «Уровень притязаний личности» - В.К. Гербачевский.
Методы математико-статистической обработки данных: Т-критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ, использован статистический пакет SPSS 20.0.
Выборка исследования составила 80 мужчин и женщин на этапе взрослости.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы жизненных перспектив личности сквозь альтернативную призму: в контексте уровня притязаний.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи людям на этапе взрослости, с различными запросами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проделанной работы, становится возможным констатировать основные результаты исследования. Проведен анализ теоретических источников, посвященных осмыслению проблемы жизненных перспектив личности и уровня притязаний в трудах отечественных и зарубежных авторов. Изучение психологических работ по разработке данных проблем позволило разносторонне исследовать актуальную на сегодняшний день проблему представлений о будущем личности, рассмотреть концепт уровня притязаний в психологической науке.
В рамках итога, отмечены следующие выводы:
1. Трактовка термина жизненных перспектив определяется в соответствии с предложенным суждением Е.И. Головахи, который осмысляет жизненные перспективы как «целостную картину будущего, находящуюся в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни».
2. Концепция уровня притязаний - многогранное понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. В.К. Гербачевским определяется как уровень трудности выбираемой индивидом цели.
3. Характерна недостаточная изученность и ограниченное количество теоретических данных о взаимосвязи жизненных перспектив и уровня притязаний, которые открывают дальнейшие пути научных поисков и позволяют разработать последующую стратегию изучения данной проблематики. На современном этапе развития психологического знания сформировано множество подходов к осмыслению проблемы жизненных перспектив и уровня притязаний, которые обеспечивают многообразие трактовок данного термина. Определения носят дискуссионный характер и продолжает разрабатываться в настоящее время.
4. Лучшим способом осмысления проблемы жизненных перспектив личности, их уникальности, является анализ и оценка конкретных жизненных (биографических) событий. По мнению сторонников событийно-биографического подхода, именно способ переживания событий определяет психологическую судьбу личности.
5. Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало тот факт, что уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости во многом определяет представления о будущем и играет важную роль в формировании жизненных перспектив личности.
6. Мужчины и женщины в период взрослости с низким уровнем притязаний воспроизводят слабую ориентированность на будущее, отсутствие временного плана собственных действий, что приводит к обеднению событийно-целевой наполненности жизненных перспектив.
7. Мужчины и женщины на этапе взрослости с низким уровнем притязаний предпочитают избегать построения многочисленных планов, предвосхищая свою позицию во временном пространстве будущего пассивной и безучастной, с отсутствием вовлеченности в процесс конструирования жизненных перспектив. Этот факт позволил сделать вывод о том, что низкий уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости сопутствует слабой событийно-целевой наполненности жизненных перспектив и подтверждает поставленную гипотезу.
8. Группа с высоким уровнем притязаний демонстрирует богатство образов предполагаемого будущего и легкость их воспроизведения. Мужчины и женщины в период взрослости с высоким уровнем притязаний видят свое будущее насыщенным событиями, наполненным целями, воспринимают его как ясную картину последовательных событий.
9. Выявлены различия эмоциональных характеристик образа будущего для мужчин и женщин в период взрослости с высоким и низким уровнем притязаний. При рассмотрении особенностей жизненных перспектив группы с низким уровнем притязаний было выявлено негативное отношение к образу будущего. Оценка предвосхищаемых событий группой с низким уровнем притязаний имеет выраженное отрицательное значение. Это свидетельствует о том, что мужчинам и женщинам с низким уровнем притязаний на этапе взрослости, образ будущего представляется непривлекательным и неблагоприятным. Это позволило подтвердить гипотезу о том, что уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости сопутствует слабой эмоциональной привлекательности будущего.
10. Группа с высоким уровнем притязаний, напротив, предвосхищает временное пространство будущего преимущественно наполненным радостными событиями, целями и планами, демонстрируя удовлетворенность предстоящим будущим и активную вовлеченность в процесс его созидания.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутые нами гипотезы и реализовало поставленные задачи.
Перспективными направлениями дальнейших научных поисков, на основе выполненного исследования, могут стать: изучение особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний в контексте гендерных различий, с ориентацией на более широкие возрастные границы; разработка основных направлений психологического сопровождения в процессе конструирования жизненных перспектив личности с высоким и низким уровнем притязаний.


1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - М.: Академия, 2013. - 741 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Пси-хология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.
4. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени // Психо-логия личности и образ жизни. М., 1990. С. 10-14.
5. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедея-тельности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анциферовой. М., 1981. С. 19-44.
6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
7. Агапитова, Е.С. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников УИС / Е.С. Агапитова, Н.А. Левина // Социально- экономические явления и процессы. - 2012. - №7-8 (041-042). - С. 238-243
8. Адлер, А. Психология развития / А. Адлер. - СПб: Питер, 2014. - 354 с.
9. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 338 с.3.
10. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. - 431 с.
11. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Госуд. ин¬та мозга им. В.М. Бехтерева. М.-Л., 1935. Т. 4.
12. Анциферова, Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психол. журн. — Т. 15. — 1994. — № 3. — С. 99¬105.
13. Анциферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней зрелости // Психол. журн. — Т. 22. — 2001. — № 3. — С. 86 99.
14. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., "Мысль", 1976. - 158 с.
15. Бабаева, Л.В., Чирикова А.Е. Женщины и бизнес // Социологические исследования. - 1997 - № 3, с. 78-80.
16. Баева, Л.В. Генеалогия ценности / Л.В. Баева // Полигнозис. - 2014. - № 2. - С. 24-29
17. Батурин, Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 131-136.
18. Бахтин, М.М. Антропология / М.М. Бахтин. - СПб.: Питер, 2012. - 458 с.
19. Бороздина, Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.
20. Братусь, Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ