Глава 1. Теоретическое осмысление проблемы жизненных перспектив и уровня притязаний личности в психологии 6
1.1. Жизненные перспективы личности как предмет психологического
изучения 6
1.2 Проблема уровня притязаний в психологической науке 17
1.3. Психологические особенности периода взрослости 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний 32
2.1 Программа исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей жизненных перспектив личности с высоким и низким уровнем притязаний. 36
Заключение и выводы 56
Библиографический список использованной литературы 59
Приложения 69
Актуальность исследования. Динамизм и неординарность процессов, происходящих в современном обществе, становление новых форм межличностных отношений открывают безграничные возможности для выбора сценария путей самоактуализации.
В настоящее время распространенным считается мнение, что лучшим способом изучения развития личности является осмысление уникальности ее жизненного пути, в основе периодизации которого могут пролегать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и психофизиологические процессы переживаются самой личностью. По мнению сторонников событийно-биографического подхода (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник и др.), именно способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности.
Современная психология посвятила значительное количество исследований проблемам жизненных перспектив личности. Вопросы представлений о будущем интенсивно разрабатываются в уже долгое время и определяют жизненную перспективу личности как неделимое представление о будущем в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, связанных с социальными ценностями и индивидуальным смыслом своей жизни для каждого человека [34].
Изучение жизненных перспектив становится важным при рассмотрении восприятия будущего, постановке целей и выбора путей их реализации.
Одной из структурных единиц в этом процессе являются притязания человека - их уровень, которые, в свою очередь, диктуют сложность выбираемых целей и трудность постановленных собой задач .
Поэтому проблема уровня притязаний находится в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека и располагается в центре изучений психологических механизмов регуляции деятельности, в том числе и в планировании своего будущего.
Однако, отсутствие общности взглядов к осмыслению данной проблемы и недостаточность научных исследований оставляет этот вопрос открытым и на сегодняшней день.
Подчеркивается актуальность и в практической сфере: зачастую, для работы психолога с запросами различного характера, существует необходимость нацелить человека на будущее, проработать его ресурсы, смоделировать стратегию действий. Обращение к психологическим особенностям жизненных перспектив личности и уровню притязаний, способность к профессиональной диагностике данных факторов позволяет грамотно разрешать эти вопросы.
Отсюда вытекает проблема данного исследования, которая заключается в недостаточной изученности феномена жизненных перспектив личности в контексте уровня притязаний.
Объект исследования - жизненные перспективы личности.
Предмет исследования - жизненные перспективы личности с разным уровнем притязаний.
Цель исследования - изучение особенностей жизненных перспектив мужчин и женщин с разным уровнем притязаний в период взрослости.
Гипотезы исследования:
1. Жизненные перспективы мужчин и женщин с низким уровнем притязаний на этапе взрослости будут характеризоваться низкой событийно-целевой наполненностью.
2. Низкий уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости может сопутствовать слабой эмоциональной привлекательности будущего.
В процессе реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать проблемы изучения жизненных перспектив личности и уровня притязаний в психологическом знании;
2) Разработать методику изучения особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний;
3) Выявить особенности жизненных перспектив мужчин и женщин с высоким и низким уровнями притязаний на этапе взрослости
4) Подготовить и опубликовать статью на тему «Жизненные перспективы личности в контексте уровня притязаний»
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) Событийный подход к осмыслению жизненных перспектив (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
2) Автобиографический подход к изучению жизненных перспектив (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова);
3) Концепция оценки уровня притязаний личности (на основе компонентов мотивационной структуры В.К. Гербачевский).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
теоретические - анализ и синтез психологической, социально - психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
эмпирические - опрос, анкетирование, с использованием методик:
1) «Автобиография» - Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю.Коржова;
2) «Семантический дифференциал времени» - Л.И. Вассерман;
3) «Уровень притязаний личности» - В.К. Гербачевский.
Методы математико-статистической обработки данных: Т-критерий Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ, использован статистический пакет SPSS 20.0.
Выборка исследования составила 80 мужчин и женщин на этапе взрослости.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы жизненных перспектив личности сквозь альтернативную призму: в контексте уровня притязаний.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи людям на этапе взрослости, с различными запросами.
Подводя итоги проделанной работы, становится возможным констатировать основные результаты исследования. Проведен анализ теоретических источников, посвященных осмыслению проблемы жизненных перспектив личности и уровня притязаний в трудах отечественных и зарубежных авторов. Изучение психологических работ по разработке данных проблем позволило разносторонне исследовать актуальную на сегодняшний день проблему представлений о будущем личности, рассмотреть концепт уровня притязаний в психологической науке.
В рамках итога, отмечены следующие выводы:
1. Трактовка термина жизненных перспектив определяется в соответствии с предложенным суждением Е.И. Головахи, который осмысляет жизненные перспективы как «целостную картину будущего, находящуюся в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни».
2. Концепция уровня притязаний - многогранное понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. В.К. Гербачевским определяется как уровень трудности выбираемой индивидом цели.
3. Характерна недостаточная изученность и ограниченное количество теоретических данных о взаимосвязи жизненных перспектив и уровня притязаний, которые открывают дальнейшие пути научных поисков и позволяют разработать последующую стратегию изучения данной проблематики. На современном этапе развития психологического знания сформировано множество подходов к осмыслению проблемы жизненных перспектив и уровня притязаний, которые обеспечивают многообразие трактовок данного термина. Определения носят дискуссионный характер и продолжает разрабатываться в настоящее время.
4. Лучшим способом осмысления проблемы жизненных перспектив личности, их уникальности, является анализ и оценка конкретных жизненных (биографических) событий. По мнению сторонников событийно-биографического подхода, именно способ переживания событий определяет психологическую судьбу личности.
5. Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало тот факт, что уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости во многом определяет представления о будущем и играет важную роль в формировании жизненных перспектив личности.
6. Мужчины и женщины в период взрослости с низким уровнем притязаний воспроизводят слабую ориентированность на будущее, отсутствие временного плана собственных действий, что приводит к обеднению событийно-целевой наполненности жизненных перспектив.
7. Мужчины и женщины на этапе взрослости с низким уровнем притязаний предпочитают избегать построения многочисленных планов, предвосхищая свою позицию во временном пространстве будущего пассивной и безучастной, с отсутствием вовлеченности в процесс конструирования жизненных перспектив. Этот факт позволил сделать вывод о том, что низкий уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости сопутствует слабой событийно-целевой наполненности жизненных перспектив и подтверждает поставленную гипотезу.
8. Группа с высоким уровнем притязаний демонстрирует богатство образов предполагаемого будущего и легкость их воспроизведения. Мужчины и женщины в период взрослости с высоким уровнем притязаний видят свое будущее насыщенным событиями, наполненным целями, воспринимают его как ясную картину последовательных событий.
9. Выявлены различия эмоциональных характеристик образа будущего для мужчин и женщин в период взрослости с высоким и низким уровнем притязаний. При рассмотрении особенностей жизненных перспектив группы с низким уровнем притязаний было выявлено негативное отношение к образу будущего. Оценка предвосхищаемых событий группой с низким уровнем притязаний имеет выраженное отрицательное значение. Это свидетельствует о том, что мужчинам и женщинам с низким уровнем притязаний на этапе взрослости, образ будущего представляется непривлекательным и неблагоприятным. Это позволило подтвердить гипотезу о том, что уровень притязаний мужчин и женщин в период взрослости сопутствует слабой эмоциональной привлекательности будущего.
10. Группа с высоким уровнем притязаний, напротив, предвосхищает временное пространство будущего преимущественно наполненным радостными событиями, целями и планами, демонстрируя удовлетворенность предстоящим будущим и активную вовлеченность в процесс его созидания.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутые нами гипотезы и реализовало поставленные задачи.
Перспективными направлениями дальнейших научных поисков, на основе выполненного исследования, могут стать: изучение особенностей жизненных перспектив личности с разным уровнем притязаний в контексте гендерных различий, с ориентацией на более широкие возрастные границы; разработка основных направлений психологического сопровождения в процессе конструирования жизненных перспектив личности с высоким и низким уровнем притязаний.
1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - М.: Академия, 2013. - 741 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Пси-хология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.
4. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени // Психо-логия личности и образ жизни. М., 1990. С. 10-14.
5. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедея-тельности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анциферовой. М., 1981. С. 19-44.
6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
7. Агапитова, Е.С. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников УИС / Е.С. Агапитова, Н.А. Левина // Социально- экономические явления и процессы. - 2012. - №7-8 (041-042). - С. 238-243
8. Адлер, А. Психология развития / А. Адлер. - СПб: Питер, 2014. - 354 с.
9. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 338 с.3.
10. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. - 431 с.
11. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Госуд. ин¬та мозга им. В.М. Бехтерева. М.-Л., 1935. Т. 4.
12. Анциферова, Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психол. журн. — Т. 15. — 1994. — № 3. — С. 99¬105.
13. Анциферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней зрелости // Психол. журн. — Т. 22. — 2001. — № 3. — С. 86 99.
14. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., "Мысль", 1976. - 158 с.
15. Бабаева, Л.В., Чирикова А.Е. Женщины и бизнес // Социологические исследования. - 1997 - № 3, с. 78-80.
16. Баева, Л.В. Генеалогия ценности / Л.В. Баева // Полигнозис. - 2014. - № 2. - С. 24-29
17. Батурин, Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 131-136.
18. Бахтин, М.М. Антропология / М.М. Бахтин. - СПб.: Питер, 2012. - 458 с.
19. Бороздина, Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.
20. Братусь, Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
...