ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 7
Глава 2 ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 16
2.1 Федеральное и региональное законодательство по профилактике
преступности несовершеннолетних 16
2.2 Уголовно-правовые меры по профилактике преступности
несовершеннолетних 28
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 43
3.1. Федеральные программы, планы по профилактике преступности
несовершеннолетних 43
3.2 Региональные программы, планы по профилактике преступности
несовершеннолетних 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопросы подростковой преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних являются одними из важных направлений государственной политики. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритет должен быть отдан созданию и развитию дружественного к ребенку правосудия, основными задачами которого являются введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку . В этой связи особого внимания требуют несовершеннолетние, привлеченные к уголовной ответственности. Традиционно, сама профилактика подростковой преступности представляет собой «не только устранение, нейтрализацию негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества». Профилактика преступности несовершеннолетних должна рассматриваются с различных позиций - это и собственно криминологические, и уголовно-правовые, и уголовно-процессуальные, и уголовно-исполнительные, и иные аспекты.
Регионы страны, имея свои географические, политические и экономические особенности, задают разные темпы экономического роста на конкретной территории, что не только обусловливает различия в социально-экономической жизни населения и определяет соответствующие индивидуальности данных регионов, а также отражается на состоянии, структуре преступности и распространенности специфических форм противоправного поведения. В связи с этим, при формировании государственной политики в сфере борьбы с преступностью нужно учитывать и региональное положение дел на конкретной территории. Попытка дать практические рекомендации, не учитывая региональные особенности и специфику, не приведет к желаемому результату. Недооценка регионального уровня организации и осуществления мер по профилактике и противодействию преступности - типичный недостаток теории борьбы с преступностью. Существовавшая ранее система социальной профилактики преступности несовершеннолетних не отвечает требованиям современной действительности, что обязывает правоохранительные органы и правовую науку искать дополнительные пути и возможности предупреждения преступности несовершеннолетних.
Проблемы, связанные с теоретическим анализом мер профилактики преступности несовершеннолетних уже были в центре внимания научной общественности. Рассмотрению отдельных проблем преступности несовершеннолетних уделялось большое внимание в отечественной юридической литературе. Исследованию некоторых вопросов данной темы были посвящены работы таких ученых, как В.И. Зарубин, С.М. Иншаков, Н.Г. Кадников, С.М. Кочои, В.П. Ревин, Л.В. Иногамова-Хегай и др.
Объектом исследования являются организационные и правовые меры, которые применяются для профилактики преступности несовершеннолетних.
Предметом исследования являются международные документы, нормативные, нормативно-правовые акты, исторические документы, научная и учебная литература, периодические издания (журналы, газеты, статьи), статистические данные, данные опроса.
Целью исследования является комплексное, системное исследование организационно-правовых мер профилактики преступности несовершеннолетних.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- провести анализ состояния преступности несовершеннолетних в России и в Республике Алтай
- определить основные направления уголовной политики и законодательства в борьбе с преступностью несовершеннолетних,
- проанализировать существующие программы и планы по профилактике преступности несовершеннолетних.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также специальные методы (методы сравнительного и историко-правового анализа). Методика исследования заключалась в изучении нормативных, монографических и иных источников, анализе статистических данных, результатов социологических исследований и опыта практической деятельности.
Эмпирическая база работы представлена статистическими данными МВД РФ и МВД по Республике Алтай, территориального органа Федеральной службы государственной статистики России по Республике Алтай, портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ.
Кроме того, эмпирической основой стали сведения, полученные и обработанные в результате различных видов опроса: результаты онлайн- опроса проведенное Министерством образования и науки Российской Федерации в 2016г., в котором приняли участие 231 выпускник СУВУ ЗТ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, в возрасте от 11 до 18 лет. В том числе результаты онлайн опроса 500 специалистов образовательных учреждений Республики Алтай; результаты опроса около 50 следователей и прокуроров Республики Алтай; результаты опроса специалистов общественных организаций, деятельность которых направлена на профилактику преступности несовершеннолетних; результаты опроса среди учащихся в возрасте от 14 до 17 лет школ № 4 и № 10 города Горно-Алтайска. Анализ практической деятельности органов государственной власти, учреждений, общественных организаций, деятельность которых связана с профилактикой преступности несовершеннолетних.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой междисциплинарное научное исследование организационно-правовых мер профилактики преступности несовершеннолетних за период 2012-2017 (январь-май), что позволило автору выработать систему мер профилактики преступности несовершеннолетних, а также сформулировать предложения законодателю по внесению изменений в УК РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного диссертационного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный Уголовный кодекс РФ предусматривает 13 видов наказаний, однако в отношении несовершеннолетних применяется только 6: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок. Как показывает практика, лишение свободы на сегодняшний день является самым распространенным видом наказания, применяемым несовершеннолетним. Другие виды наказания применяются к ним крайне редко, и не получили широкого распространения в правоприменительной практике. Представляется, что ситуация может быть разрешена введением «подростковых» видов наказаний. В этой связи представляется возможным в отношении несовершеннолетних вернуться к практике применения такого вида наказания, известного советскому и российскому уголовному праву, как возложение обязанности загладить причиненный вред, которое могло бы применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Имея в виду, что основным содержанием этой меры уголовного наказания является устранение причиненного вреда своими силами, возмещение материального ущерба своими средствами, полагаем, что она будет иметь большое исправительное и воспитательное воздействие на несовершеннолетних преступников. Сущность этого наказания видится в труде как основе исправления несовершеннолетнего, мы считаем, именно труд является той силой, которая способна оказать на несовершеннолетнего осужденного действенное влияние.
2. Анализ преступности несовершеннолетних и проведенное исследование, позволило говорить и о необходимости индивидуализированного подхода системы правосудия к несовершеннолетним. По-нашему мнению, необходимо усовершенствовать существующую судебную систему и ввести дополнительный штат судей по делам несовершеннолетних, которые будут рассматривать только дела в отношении несовершеннолетних. Считаем, что судья, который будет рассматривать дела несовершеннолетних, должен изучить психологию несовершеннолетних, отношение его с родителями, поведение в семье и другие характеристика, чтобы всесторонне и полно изучить личность несовершеннолетнего в отношении которого будет рассматриваться дело.
3. Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», определяя круг субъектов профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних и наделяя их соответствующими функциями в большей мере ориентирован на работу с несовершеннолетними, уже попавшими в сферу деятельности органов юстиции. И практический оставил без внимания меры, которые позволили бы предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
Профилактическая работа должна быть направлена не на решение частичных задач, а на повышение уровня жизни, формирование такого окружения детей, которые формируют систему ценностей и целей, развивает в нем социально-значимые качества и демонстрирует социально-одобряемые сценарии достижения этих целей. В этом направлении необходимо укрепление института семьи. С учетом того, что значительную часть своей жизни несовершеннолетние проводят в образовательных организациях, именно им принадлежит важная роль в осуществлении раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
4. Хотелось бы отметить, как показал мониторинг регионального опыта по внедрению новых методов и технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних, наиболее результативными являются пропаганда правовых знаний среди обучающихся в образовательных учреждениях и родителей. На наш взгляд, необходимо ввести в образовательных учреждениях такой предмет как право, т.к. уровень правовых знаний и правосознания у населения, в том числе у несовершеннолетних практический отсутствует.
5. Интересное предложение и воплощение нашли в районах Республики Алтай, выплаты в школах материальной помощи, стипендии или разного рода поощрения, за успешную учебную деятельность, культурные, научные, спортивные достижения. Это придает определенный стимул не останавливаться на достигнутом и работать дальше в этом же направлении. Очень важно предоставление несовершеннолетним возможность участвовать во всеразличных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Так как, иногда отсутствие возможности продвижения знаний, умений, направляет те же знания не в то русло и совершают необдуманные поступки, правонарушения и преступления.
6. Незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно - целевым методом. Также, не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно - правовое, информационно - аналитическое, научно - методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
7. К сожалению, бывают такие случаи, когда несовершеннолетний, состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних приезжают на обучение в другие регионы, города и комиссия не информирует муниципальные образования о том, что к ним переехал несовершеннолетний состоящий на учете, соответственно нет своевременного контроля над этими несовершеннолетними. Это подтверждает то, что органы профилактики преступности несовершеннолетних разных регионов, городов недостаточно взаимодействуют при решении вопроса профилактики преступности несовершеннолетних.
8. Программы и планы по профилактике преступности несовершеннолетних, как на федеральном, так и на региональном уровне из года в год копируется и зачастую, в них не учитываются социальные, экономические, географические и др. изменения, которые влияют на результат их реализации. В этой связи, целесообразнее каждый год совершенствовать целевые федеральные и региональные планы по вопросам профилактики преступности несовершеннолетних, учитывая опыт и результаты субъектов профилактики преступности несовершеннолетних.
1) Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в Риме 04.11.1950 (с изм. От 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2004.- №2.- Ст.163
2) Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступил в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI. - 1993
3) Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) / Новосибирск: Сиб. унив. изд- во. - 2015. - С. 32.
4) Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017 №33-ФЗ) / Новосибирск: Норматика. - 2017. - 203с.
5) Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017) / Новосибирск: Норматика. - 2017. - 210с.
6) Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 15.11.1997 №140-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 №39-ФЗ) /Новосибирск: Норматика.- 2017.- 120 с.
7) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" / Новосибирск: Сиб.унив.изд-во. - 2017.- 53с.
8) Федеральный закон от 24 июня 1996 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Новосибирск: Норматика.- 2017.- 42с.
Специальная научная и учебная литература
9) Антюфеева, О.С. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России (на пути к ювенальной юстиции). Монография. Воскресенск, 2010. C.108.
10) Бакаев, A.A. Система профилактики правонарушений
несовершеннолетних: учебное пособие / A.A. Бакаев. М.: Логос, 2014. - 214с.
11) Будякова, Т.Н. Несовершеннолетний преступник как особая жертва / Т.Н. Будякова // Вопросы ювенальной юстиции.- 2011. - №13.- С 27-35.
12) Васильчикова Н.В., Кухарук В.В. Криминология: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - С.48.
13) Галкина, Т. П. Медицинские аспекты суицидального поведения несовершеннолетних и профилактики суицидов. г. Волгодонск, 2010 г. 4.
14) Голоднюк, М.П., Зубкова, В.И. Предупреждение преступности / М.П. Голоднюк, В.И. Зубкова. - М.: Изд-во МГУ. - 2010. - 112 с.
15) Демидова-Петрова Е.В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации / Е.В.Демидова-Петрова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №3(14). - 46¬52с.
16) Долгова, А.И. Криминология: учебник / А.И. Долгова: Инфра М- Норма, 2012. - 912 с.
17) Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. — М.: Юрид. лит. - 2011. - 160 с.
18) Каневский, Л. Л. Расследование и профилактика преступлений
несовершеннолетних / Л. Л. Каневский. М.: Юрид. лит.- 2012. - 111 с.
19) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2015. С. 206.
20) Комментарий к Федеральному закону «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / под ред. Ю.Б. Котова, H.A. Шахиной. -М.: Ин-т междунар. соц.-гуманитар. связей. - 2004.-212 с.
21) Кругликов, Л. Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» / Л.Кругликов, Н.Скрипченко // Уголовное право. - 2012. - №1.- 40-44с.
22) Михайлова, С.Н. Роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних / С.Н.Михайлова. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - 2010. - 154с.
23) Нечаева, А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. - Юрайт-Издат.- 2007. - 280с.
24) Николаева, Ю.В. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних / Ю.В. Николаева // Административное и муниципальное право. - 2012.- №7. - 83-91с.
25) Омигов, В.И. Преступность несовершеннолетних: ее характер / В.И.Омигов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - №3. - 13-16с.
26) Павлов, Д.В. Противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий: (криминологические и уголовно-правовые проблемы): монография / Д.В. Павлов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 245с.
27) Пашаев, Х.П. Семейное неблагополучие как детерминант формирования несовершеннолетнего преступника (на примере Республики Алтай) / Х.П.Пашаев // Правовая культура. - 2016. - №4(27). - 123-130с.
28) Пономарев, Н.Л. Использование средств физической культуры для
предупреждения правонарушений несовершеннолетних: учебно¬
методическое пособие / Н.Л. Пономарев - Пермь, 2011. 88 с.
29) Пудовочкин, Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном
праве: история и современность: монография / Ю.Е. Пудовочкин.
Ставрополь, 2012.-255 с.
30) Рыбальская, В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних / В.Я. Рыбальская. Иркутск, 2014. - 196 с.
31) Сапрунов, А.Г. Проблемы правового регулирования профилактики социальных отклонений несовершеннолетних / А.Г. Сапрунов // Общество и право. - 2011. - №3.- 174-180с.
32) Симиненко, А. Несовершеннолетний - кто ты? / А.Симиненко, И.Кузнецова // Законность. - 2008. - №11.- 47-48с.
33) Степанчикова, С.А. Криминология: Учебное пособие. МИЭМП,2010. - С.56.
34) Чапурко, Т.М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения
преступлений несовершеннолетних / Т.М. Чапурко. Краснодар, 2010. — 98 с.
35) Чернобородов, Е.Р. Профилактика делинквентного поведения
несовершеннолетних в образовательных учреждениях: (психолого¬
педагогический аспект): научно-практическое пособие / Е.Р. Чернобородов. - Хабаровск: ДЮИ, 2015. 83 с.
Диссертации и авторефераты диссертации
36) Голубничая, Л.М. Преступность несовершеннолетних:
криминологическая характеристика и проблемы предупреждения: дисс. канд. юрид. наук / Л.М.Голубничая. - Хабаровск. - 2011. - 222с.
37) Зорькина, А.А. Неосторожные преступления несовершеннолетних: дисс. канд. юрид. наук / А.А. Зорькина. - Сургут. - 2015. - 232с.
38) Лаушкин, А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений неработающих и не учащихся несовершеннолетних: дисс. канд. юрид. наук / А.С. Лаушкин. - Москва. - 2009. - 220с.
39) Логинова, К.Ю. Имущественная преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения: автореф. дисс. канд. юрид. наук / К.Ю. Логинова. - Томск. - 2015. -210с.
40) Сапронова, Н.А. Преступность несовершеннолетних в сельской местности и ее предупреждение. / Н.А.Сапронова. Дисс. канд. юрид. наук - Томск. - 2011. - 220с.
Электронные ресурсы:
41) Закон Республики Алтай от 13.01.2005г. N 5-РЗ «О мерах по защите нравственности и здоровья детей по Республике Алтай»// Официальный интернет-портал Республики Алтай.[Электронный ресурс]. URL:http://altai- republic.ru(Дата обращения: 12.04.2017).
42) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»/ Консультант Плюс: Справочно- правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
43) О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14.02.2000 (ред. от 06.02.2007) / Консультант Плюс: Справочно-правовая система
[Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
44) О судебной практике применения законодательства,
регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 01.02.2011 (ред. от 29.11.2016) / Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
45) Отчет Комиссии по делам несовершеннолетних // Сайт Министерства Внутренних дел по Республике Алтай [Электронный ресурс]. URL: ййрз://04.мвд.рф(Дата обращения: 04.03.2017).
46) Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской федерации [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. http://crimestat.ru/offenses rate(Дата обращения 04.05.2017г.).
47) Постановление Правительства Республики Алтай от 08.12.2005 №229 «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Алтай» // Официальный интернет - портал Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. URL: http: //altai-republic. ru(Дата обращения: 01.05.2017г.).
48) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних" / Консультант Плюс:
Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
(внутриуниверситетская компьютерная сеть).
49) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" / Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
50) Приговор Майминского районного суда Республики Алтай от 24.11.2009г. /Сайт Майминского районного суда Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. http://maiminsky.ralt.sudrf.ru(Дата обращения 26.04.2017г.).
51) Приговор Майминского районного суда Республики Алтай. Уголовное дело№ 1-43. 2011/ Сайт Майминского районного суда Республики Алтай [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Заглавие с экрана. http://maiminsky.ralt.sudrf.ru(Дата обращения 26.04.2016г.)
52) Приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия, дело N 1-157/2011// Сайт право [Электронный ресурс].URL:http://docs.pravo.ru(Дата обращения 20.04.2017).
53) Приговор Туринского районного суда Свердловской области от 23.08.2011г. // Сайт Туринского районного суда [Электронный ресурс]. URL: http://turinsky.svd.sudrf.ru(Дата обращения: 03.04.2016).
54) Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:https://мвд.рф(Дата обращения: 01.02.2017).
55) Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:httpsiZ/мвд.рф (Дата обращения: 01.02.2017).
56) Реализация мероприятий в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого 20 этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года // Сайт Министерства внутренних дел по Республике Алтай. [Электронный ресурс]. URL:https://мвд.рф(Дата обращения: 21.03.2017).
57) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай // Сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай [Электронный ресурс]. URL:http://statra.gks.ru(Дата обращения 10.05.2017).
58) Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы» // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.ru(Дата обращения: 16.11.2016).
59) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Сайт электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URLhttp://docs.cntd.ru(Дата рождения: 12.12.2016).
60) Федеральная целевая программа «Россия - без сирот» // Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru(Дата обращения: 14.04.2017).