Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МАТЕРЬЮ

Работа №92543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследования образа физического «Я»
в контексте эмоционального взаимодействия с матерью 7
1.1 Понятие и структура образа физического «Я» в психологии 7
1.2 Особенности формирования образа физического «Я» в
подростковом возрасте 20
1.3 Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских
отношениях 26
Глава 2. Эмпирическое исследование образа физического «Я»
подростков с разными типами эмоционального взаимодействия с
матерью 35
2.1 Организация и методы эмпирического
исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования 39
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение 1 72
Приложение 2 80
Приложение 3 90
Приложение 4 101


Актуальность настоящего исследования продиктована, в первую очередь, высокой распространенностью известных нарушений образа физического «Я» у пациентов и клиентов психоневрологических клиник и психологических служб. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно 1 ребенок из 100 в возрасте от 12 до 16 лет заканчивает жизнь самоубийством по причине неудовлетворенности собственной внешностью. Данные обстоятельства тесно связаны с трудностями оптимизации и психотерапии образа физического «Я», что часто приводит к тяжелым симптомам и заболеваниям, вплоть до инвалидизации. По мнению В.А Цуркина, важность изучения аспекта образа физического «Я» подростков продиктована следующими причинами:
1) Телесность, являясь частью самосознания, определяет отношение человека к себе;
2) В настоящее время диктуются строгие пропорции красоты, соблюсти которые многим оказывается не под силу, что приводит к неудовлетворенности внешностью, анорексии, дисморфофобии и суицидальным попыткам [61].
Все чаще девочки и мальчики, соответствующие идеальным пропорциям красоты, испытывают переживания, страхи неясной психологической природы. Тогда как в культуре можно встретить подростков, имеющих лишний вес, дефекты внешности, но не испытывающих отрицательных переживаний по поводу своего тела.
Современные условия предъявляют повышенные требования к личности, в том числе и к внешнему облику, поэтому важно обнаружение причин, приводящих к искаженному образу физического «Я» и обеспокоенности внешним обликом.
В данной работе мы рассмотрим эмоциональное взаимодействие с матерью, как важный фактор формирования образа физического «Я» подростков.
Объект исследования: образ физического «Я» подростков.
Предмет исследования: особенности образа физического «Я» подростков в контексте эмоционального взаимодействия с матерью.
Цель исследования: содержание образа физического "Я" подростков с разными типами эмоционального взаимодействия с матерью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные подходы по изучению проблемы образа физического «Я» подростков контексте эмоционального взаимодействия с матерью.
2. Разработать программу эмпирического исследования образа физического «Я» подростков с разными типами эмоционального взаимодействия с матерью.
3. Выявить связь компонентов образа физического «Я» подростков и характеристик эмоционального взаимодействия матерей.
4. Сравнить компоненты образа физического «Я» в группах подростков с различными типами эмоционального взаимодействия матерей.
5. Разработать и реализовать программу профилактического мероприятия.
Гипотезы исследования:
1. Благоприятное эмоциональное взаимодействие с матерью может являться основой для формирования позитивного образа физического «Я» подростка, тогда как отрицательные характеристики эмоционального взаимодействия с матерью могут способствовать развитию негативных параметров образа физического «Я».
2. Характеристики эмоционального взаимодействия в диаде «мама - ребенок» могут оказывать влияние на выраженность компонентов и на специфику содержания образа физического «Я».
3. Структура образа физического «Я» подростков с благоприятным взаимодействием с матерью будет более дифференцированной и разнообразной, а содержание внешнего облика будет соответствовать социальным и гендерно-возрастным нормам развития, в отличие от подростков с неблагоприятным эмоциональным взаимодействием с матерью.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Исследования структуры «Образа физического Я» Е.Т. Соколовой.
2. Исследования особенностей социальных элементов внешности В.А. Лабунской.
3. Исследования эмоциональных взаимодействий детей и родителей Е.И. Захаровой.
4. Возрастная периодизация развития И.С Кона.
В работе использован следующий комплекс методов исследования:
Анализ вторичных источников по проблеме исследования, психологическое тестирование:
а) Методика «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» (В.А. Лабунская).
б) Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова).
Методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, регрессионный анализ, факторный анализ) с помощью компьютерной программы «SPSS 22.0».
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 84 подростка, обучающиеся в МБОУ «Лицей №86», МБОУ СОШ №102 и их матери.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 70 источников, 4 приложений и 13 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследования образа физического «Я» являются перспективным направлением в психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и медицине. Первостепенное значение для обнаружения причин, приводящих к негативным и позитивным симптомам образа физического «я», имеет исследование фактора эмоционального взаимодействие ребенка с матерью, как начального этапа, обеспечивающего формирование базового представления субъекта о себе и собственном теле. Сформированный образ физического «я» является неотъемлемым показателем нормального развития личности.
Теоретически обосновано, что образ физического «я» есть одна из базовых частей самосознания, состоящая из различных структурных компонентов. По форме процесс становления и развития образа физического «я» аналогичен развитию любого другого психического процесса или психического явления. Следовательно, правомерно рассматривать образ физического «я» как внутреннюю, специфическую, интериоризированную деятельность перехода извне внутрь системы связей социальных объектов. Сам переход представляется как интериоризация взаимоотношений индивида с персонажами ближайшего окружения путем знаково-символического опосредования. Важным фактором формирования самооценки тела являются усвоенные оценки значимых других людей. Характер эмоционального взаимодействия ребенка с матерью задает особую социальную ситуацию развития личности, являясь феноменом стабильным на всем протяжении жизни, в целом формирует базовое отношение человека к себе и, в частности к телу.
На основании обзора литературы по изучаемой теме нами было теоретически и эмпирически синтезировано содержание понятие образа физического «Я», которое включает себя: представления о своем теле, его особенностях; отношение к собственной внешности; представление об отдельных частях тела, представленных в сознании; отношении к собственному телу.
Анализ литературы по вопросу эмоционального взаимодействия с матерью позволил дать определение данного понятия и описать его содержание. Эмоциональное взаимодействие с матерью - это необходимое условие доверия к миру, основа стабильности личности, психической устойчивости, социального развития ребенка. Е. И Захарова разделяет данное понятие на три структурных блока: родительская чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия.
В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволили сделать следующие выводы:
Особенности образа физического «Я» подростка обусловлены типом его эмоционального взаимодействия с матерью. По степени гармоничности образа физического «Я» типы эмоционального взаимодействия могут быть ранжированы следующим образом:
1. Благоприятное эмоциональное взаимодействие
2. Неблагоприятное эмоциональное взаимодействие
Наличие благоприятного эмоционального взаимодействия матери и подростка является основой для развития позитивного образа физического "Я", который отличается положительной оценкой тела, высокой степенью когнитивной дифференцированности, адекватным образом тела.
Неблагоприятные характеристики эмоционального взаимодействия с матерью, могут рассматриваться в качестве механизма развития негативных симптомов образа физического «Я», что проявляется в нарушении перцепции тела, отношения к внешности, искажении восприятия тела и несоответствии типа конституции тела образу физического «Я».
Существует выраженная взаимосвязь между чувственно -
поведенческими характеристиками эмоционального взаимодействия с матерью и компонентами образа физического «Я» подростка. Чем выше оценки характеристик эмоционального взаимодействия с матерью, тем больше положительных оценок компонентов образа физического «Я» у подростка.
Содержание образа физического «Я» будет соответствовать социальным и гендерно-возрастным нормам, а структура обладать высокой степенью дифференцированности, в случае наличия у подростка благоприятного типа взаимодействия с матерью. В противном случае, у подростков с неблагоприятным взаимодействием с матерью, структура физического облика будет менее разнообразной, а содержание не будет соответствовать гендерно-возрастным и социальным нормам.
Таким образом, данное исследование оправдало предположение о том, что содержание образа физического «Я» подростков обусловлено типами их эмоционального взаимодействия с матерью, были решены все поставленные задачи, доказаны заявленные гипотезы.
В ходе данного исследования была рассмотрена одна из модальностей структуры образа физического «Я» - «Я» - реальное, согласно Е.Т. Соколовой. В перспективе могут быть исследованы еще две модальности: физическое «Я» - зеркальное и «Я» - идеальное у подростков. Так же оправданным может быть проведение исследования образа физического «Я» подростков в контексте эмоционального взаимодействия с матерью, в зависимости от гендерной принадлежности.



1 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- СПб: Питер, 2002. - 339 с.
2 Арестова, О.Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» / О.Н. Арестова, Е.С. Шильштейн // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. - 1998. - №1. - С. 8-18.
3 Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 341 с.
4 Белова, О. Тело в русской и иных культурах // НЛО. 2002. № 56.
5 Белугина, Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Канд. психол. наук /Е.В. Белугина. - Ростов-на-Дону,
2003. - 199 с.
6 Бёрнс, Р.Б. Развитие «Я» - концепции и воспитание / Р. Бёрнс. - М.: Прогресс, 1986. - 320 с
7 Бёрнс, Р.Б. Что такое «Я» - концепция / Р.Б. Бёрнс. //
Психология самосознания: Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. - 392 с.
8 Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 496 с.
9 Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Высшая школа, 1966. - 392 с.
10 Бехтерев, В.М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексологию / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1998.- 392 с.
11 Бехтерев, В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1991. - 480 с.
12 Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.:
Международная педагогическая академия, 1995. - 230 с.
13 Болохова, М.В. Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб., 2009.
14 Бурменская, Г. В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 2000. - № 4. С. 17-31.
15 Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 21 с.
16 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
17 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. - М., 1967. - 360 с.
18 Воронина, О. А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ / Под общ. ред. И. Н. Тартаковской. — М.: Вариант, ИСГП, 2006. С. 443-511.
19 Газарова, Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е.Э. Газарова // Психология телесности: между душой и телом / Ред. -сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT МОСКВА, 2007. - С. 558- 574.
20 Гордеева, Н. Д., Чередование видов чувствительности как основа построения живого движения и сенсомоторного действия/ Н.Д. Гордеева// Психология телесности: между душой и телом / 148 Ред. - сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви.- М.: ACT МОСКВА, 2007. - С. 193-211.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ