Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Работа №92539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения родительских установок в психологии 5
1.1 Родительство, как условие реализации родительских
установок 5
1.2 Понятия «установка», «родительская установка» в
современной психологии 11
1.3 Общая характеристика семей с разным социальным
статусом 27
Глава 2. Эмпирическое исследование родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом 38
2.1 Программа исследования 38
2.2 Анализ результатов исследования родительских установок
матерей из семей с разным социальным статусом 41
Заключение 58
Библиографический список использованной литературы 61
Приложение 67


Родители играют важную роль в жизни ребёнка. Они дают первые образцы поведения, ребенок, подражая им, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.
Родительские установки - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлений о том, каким может быть и стать их ребёнок [33].
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества многодетных семей. Особенно осложнён процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей - беспризорников, растёт детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей родительских установок и реакций матерей, в семьях с разным социальным статусом. Неправильное воспитание и неблагоприятное отношение ребёнка с матерью вызывает у ребёнка тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребёнок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребёнка в любви будут побуждать его добиваться её удовлетворения любыми способами.
Объект: родительские установки.
Предмет: родительские установки матерей.
Цель: особенности родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом.
Задачи исследования:
1. Сформулировать теоретико-методологические основания изучения родительских установок.
2. Разработать программу исследования родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом.
3. Провести исследование родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом.
4. Проанализировать особенности родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом.
5. Разработать и провести родительское собрание «Какие мы родители?».
Гипотеза:
1. Вероятно, у матерей из малообеспеченных семей будут
доминировать установки на «конфликтность» и «раздражительность»;
2. Возможно, у матерей из многодетных семей будут ведущими родительские установки проявляющиеся в чрезмерной опеке и излишней строгости по отношению к детям;
3. Скорее всего, у матерей из семей, находящихся в социально - опасном положении будут проявляться установки, раскрывающие несамостоятельность матери и ее зависимость от семьи. 
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились:
- Феномен родительства Р.В.Овчаровой;
- подход к пониманию родительских установок Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
- типология семей с разным социальным статусом Ю.В.
Васильковой.
Методы исследования:
Теоретические методы: - анализ специальной литературы;
Эмпирические методы:
- тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл;
- тест «Шкала семейного окружения» ШСО С.Ю. Куприянова;
Методы математико-статистической обработки данных: (критерий Краскела-Уоллеса, корреляционный анализ) с использованием компьютерной программы SPSS 19.0 .
Практическое применение:
Изучив особенности родительских установок матерей из семей с разным социальным статусом можно определить новые психологические подходы для работы с семьей в целом, с целью повышения психологической грамотности матерей в сфере воспитания. Полученные результаты помогут создать основу позволяющую, оказывать своевременную психологическую помощь, основанную на оптимизации представлений о родительстве. Результаты могут быть использованы специалистами, оказывающими психологическую помощь семьям . Проведено родительское собрание «Какие мы родители?»
Эмпирическую базу исследования составили 90 матерей имеющих детей дошкольного и школьного возраста в возрасте от 25 до 49 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Родительские установки непроизвольно запечатлеваются в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На родительские установки, раскрывают особенности внутрисемейных взаимоотношений как между родителем и ребенком, так и между матерью и отцом.
Став родителями, мы воспроизводим родительские установки, как естественные. Из поколения в поколение происходит социальное наследование родительских установок. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящихся главным образом к сфере «Я».
Исследуя вопрос о родительских установках в малообеспеченных семьях, многодетных семьях и семьях, находящихся в социально-опасном положении как теоретически, так и практически, наши гипотезы подтвердились.
В малообеспеченных семьях родительские установки направлены на развитие ребенка, но при этом ярко проявляются в супружеской роли. В этих семьях акценты смещены с ребёнка на взаимоотношения с мужем. А в группе матерей из многодетных семей при постоянном контроле за своими детьми со стороны матерей отношения уравниваются, становятся партнёрскими. Это приводит к ускоренному развитию ребёнка, но роль мужа сводится к минимуму.
Матери в малообеспеченных и многодетных семьях в большей степени заботятся о членах семьи, помогают им выражать свои чувства. Открыто, действуют и выражают свои чувства, но для таких семей конфликтные взаимоотношения естественны.
Выдвинув в начале исследования гипотезу о том, что вероятно, у матерей из малообеспеченных семей будут доминировать установки на «конфликтность» и «раздражительность», мы можем уверенно сказать, что гипотеза подтвердилась. Высокая степень открытости гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений позволяет матери быть более самостоятельной.
Вторая гипотеза, выдвинутая нами, касающаяся матерей из многодетных семей о том, что, возможно, ведущими являются родительские установки, проявляющиеся в чрезмерной опеке и излишней строгости по отношению к детям, также подтвердилась. Выяснилось, что матери из многодетных семей открыто выражающие свои чувства, больше вторгаются в мир ребёнка, проявляют большой интерес к жизни, активное участие в социальной, интеллектуальной, культурной и политической деятельности, в активном отдыхе и спорте, и наблюдается высокая гиперопека над своими детьми.
В этих семьях на высокий уровень поставлено нравственное воспитание: семейное уважение к этическим и нравственным ценностям и положениям в семье, порядок и организованность, структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определённость семейных правил и обязанностей, контроль матерями за членами семьи.
Следующая гипотеза, касающаяся матерей из семей, находящихся в социально-опасном положении, скорее всего будут проявляться установки, раскрывающие несамостоятельность матери и ее зависимость от семьи. Данная гипотеза подтвердилась, так как матери из этих семей более несамостоятельны в своих поступках, в решении возникающих проблем и более зависимы от семьи.
Матери из семей, находящихся в социально-опасном положении, чаще не удовлетворены ролью хозяйки и чаще вмешиваются в жизнь ребёнка, стремятся повлиять на развитие ребёнка при активном согласии мужа.
В связи с этим нами было проведено родительское собрание на тему «Какие мы родители?» в комплексном центре социальной помощи населению по Павловскому району по воспитанию детей в семьях с разным социальным статусом.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутых нами гипотез. Именно, создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителями о психологических особенностях возраста, формах и методах воспитания психологической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.



1. Азаров, Ю.П. Семейная Педагогика/ ЮП. Азаров - М., 1989., - 315с.
2. Александрова, В.В. Книга молодой семьи: Сборник / Сост. В.В. Александрова. - Л.: Лениздат, 1989.- 254с.
3. Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.
4. Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье. / А.Н. Бардиан // Психол. - Пед. очерки - М., 1972. - 236с.
5. Беглор, Т.И. В интересах ребёнка. / Т.И. Беглор // Школьный психолог 2003.-№40.- С.18-20.
6. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. М.Р. Битяновой - Питер, 2002.- 404с.
7. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования./ А.А. Бодалев, В.В. Столин // - М.: Педагогика, 1989. - 209 с.
8. Бодалев, А.А. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989.-256с.
9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М., 1968. - 296 с.
10. Василькова, Ю.В. Социальная Педагогика./ Ю.В. Василькова Т.А. Василькова. - М.-1999. - 246 с.
11. Виннескотт, Д.В. Разговоры с родителями./ Д.В. Виннескотт - М., 1995. - 186 с.
12. Волков, Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправл. и доп./ Б.С. Волков - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
13. Гарбузов, В. И. «Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта»./ В.И. Гарбузов // Изд. КАРО. 2006 - 256 с.
14. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Речь, 2001
15. Голод, С.И. "Будущая семья: какова она?"/ С.И. Голод.- М.: Знание,1990.-64с.
16. Голод, С.И. "Семья и брак"/ С.И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998.-272с.
17. Гребенников, И.В., Новинников, Л.В. Семейное воспитание:
Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.:
Политиздат, 1990. - 319 с.
18. Дрейкурс, Р. Счастье вашего ребенка / Р. Дрейкурс, В. Золц, под ред. В. А. Толстых - М., 1986.- 375с.
19. Дружинин, В.Н. "Психология семьи"/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.
20. Дубровина, И.В. Возрастная и Педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. И.В.Дубровиной, А.М. Прихожан: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ