Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивационно-смысловые образования в структуре учебной деятельности старших школьников

Работа №92527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследования мотивационно-смысловых образований в структуре учебной деятельности старших
школьников 7
1.1. Понятие «мотивация» в психологии 7
1.2. Понятие и структура учебной деятельности 13
1.3. Мотивация учебной деятельности старших школьников 18
1.4. Мотивационно-смысловые образования в структуре учебной
деятельности старших школьников 26
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационно-смысловых образований в структуре учебной деятельности старших школьников 31
2.1. Организация и обоснование методов исследования 31
2.2. Результаты исследования 35
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение 1 52
Приложение 2 57
Приложение 3 61
Приложение 4 65
Приложение 5 74
Приложение 6 78
Приложение 7 80
Приложение 8 82
Приложение 9 83
Приложение 10 84


Актуальность исследования. Проблема учебной мотивации является актуальной в отечественной и зарубежной психологии. Проблема формирования учебной мотивации старшеклассников в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Степень изученности проблемы. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, А.К. Марковой, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Б.А. Сосновского, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона и др.; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, У. Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу и др.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Однако, несмотря на наличие большого числа работ по данной проблематике в современной психологии, она еще далека от своего разрешения и все также актуальна.
Проведенный анализ также показывает, что в психологических исследованиях мотивационно-смысловая сфера предстает преимущественно как компонент психологической структуры личности, однако мотив, является побудителем деятельности, не обязательно что деятельность реально побуждает (А.Н. Леонтьев). Другими слова, далеко не все мотивы личности достигают своей деятельностной реализации, то есть входят в структуру деятельности субъекта. Сказанное в полной мере может быть отнесено к любой деятельности, в том числе и учебной.
Цель исследования: выявить особенности мотивационно-смысловых образований в структуре учебной деятельности старших школьников.
Объект исследования: мотивационно-смысловые образования личности.
Предмет исследования - мотивационно-смысловые образования в структуре учебной деятельности старших школьников.
В основу исследования положена гипотеза о том, что в основе успешности учебной деятельности старшеклассников лежит система мотивационно-смысловых образований личности, а именно, стремление учащихся к достижениям, познанию, положительному отношению к учению, восприятию своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, интеллектуализации действий и планированию, представлениям о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы мотивационно-смысловой сферы личности;
2. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о мотивации учения
3. Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Выявить особенности мотивационно-смысловых образований в структуре учебной деятельности старших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, мотивационно - смысловой подход к изучения психики и личности Б.А. Сосновского, теория периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, представления о структуре учебной деятельности, заложенные в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: тест-опросник мотивационно-смысловых образований (Ю.М. Орлов, Б.А. Сосновский), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), методика предельных смыслов (Д.А. Леонтьев), методика изучения мотивации обучения у старшеклассников (М.И. Лукьянова), оригинальная методика, позволяющая выявить сформированность операционно-технической стороны учебной деятельности (модификация методики Т.Ф. Талызиной). В качестве методов математико-статистического анализа данных использовался корреляционный анализ (коэффициент корреляции К. Пирсона), качественный анализ (обобщение и интерпретация) эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования: учащиеся 11-х классов МБОУ СОШ №13 г. Славгород - 40 человек, возраст участников исследования - 16¬17 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования смогут дополнить психолого-педагогическую характеристику учащихся старших классов. Разработка содержания формирующей программы может быть использована в практической деятельности психологами и педагогами образовательных учреждений для учащихся. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе психологов, педагогов, занимающихся проблемами образования, воспитания, развития старшеклассников, повышения мотивации учебной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании было выявлено, что не один из факторов значение не имеет. Для раскрытия и описания основных теоретических пунктов был использован анализ психологической литературы. Для экспериментальной части подобран блок методик, позволяющий полностью раскрыть выдвинутые нами в ходе работы гипотезы.
Полученные в ходе эксперимента данные раскрывают только часть поставленных проблем. Дальнейшее исследование по данной тематике позволило бы определить значимость различий мотивационно-смысловых образованей между различными группами. В данном случае можно было посмотреть различие между параллелями старших школьников.
Также определить, зависит ли мотивация успешности учебной деятельности от тех условий, в которых эта личность находится, учится, работает, развивается. Направленность дальнейшей работы в целом позволила бы раскрыть влияние культуры, традиции, религии на выраженность у личности мотивационно-смысловой интенции. Также дальнейшее исследование половых и возрастных особенностей мотивационно-смысловых интенций личности.
Так как данная тема мало изучена и исследована, она остается быть актуальной на сегодняшний день. Актуальность ее стоит в том, чтобы изучить область поведения человек, раскрыть основные мотивы в поведении личности. Даная тема - это широкое неизведанное поле для дальнейшего исследования психологов.
Также полученные данные в ходе нашего исследования могут быть использованы педагогами, психологами, родителями, всеми, кого интересуют возрастные изменения ребенка и кто старается ему помочь, объяснить, как нужно действовать в той или иной ситуации.
Конечно, эта информация будет важнее школьным психологам, которые работают со старшеклассниками.
Конечно, молодые люди полны целей, стремлений, желаний, но им нужно помочь выстроить их в жизненную линию, отделив значимое от незначимого. Для этого возможно провести психологические беседы, которые бы позволили юношам и девушкам раскрыть свои способности, увидеть свои склонности, задатки, а возможно и, наоборот, недостатки, которые вовремя можно подкорректировать или задуматься над ними.



1. Алексеев В.Н. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук - М., Издательство НГГУ 1965. С. 9.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2004. Издательство Прогресс- С.122.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. Издательство Мысль - С.223.
4. ..Асмолов А.С. и соавт. Некоторые перспективы исследования
смысловых образований личности. // Вопросы психологии. - 1979.
Издательство Смысл- № 4. - С.93-102.
5. .Асмолов А.Г. Деятельность и уровни установок. // под ред. Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 3 - 12.
6. Л. В. Благонадежиной Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович,. М., 1972.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. Издательство Питер - С.311.
8. .Братусь Б.С. Психология личности. // Хрестоматия. Психология личности под ред. Д.Я. Райгородского. - С., 1999. - Т2. - 544 с.
9. .Братусь Б.С. Об одном механизме целеполагания. // Вопросы психологии. - 1977. - № 2. Издательство Смысл - С. 121 - 124.
10. Бадьина Н. П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов- психологов.- издательство Курган, 2006.- 65с.
11. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002.Издательство Питер. - С.41-42.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
Издательство Питер. С. 712.
13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. Издательство МГУ. С. 288.
14. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности //Издательство Психология в вузе. 2005. № 4. C. 3—
27.
15. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47—102.
16. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание. Монография. - Самара: Изд. «Самарский Университет», 1996. - 120 с.
17. . Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Издательство СПб., 1996. С 234.
18. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Издательство МГУ 1986. С. 47.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., Издательство Смысл 1996. С. 125.
20. И. В. Дубровиной Практическая психология образования / под ред.; МГУ., 2000. С. 65.
21. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М.: Издательство Наука, 2004.-368с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ