ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ 9
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 24
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Повышенное внимание государства и общества к процессам формирования выборных органов публичной власти зачастую отвлекает политико-правовую мысль от не менее существенной проблемы организации деятельности тех органов, которые непосредственно обеспечивают свободу и законность прямого народовластия в стране. Кроме того, система избирательных комиссий как элемент политической системы нуждается в доверии населения, стабильной общественной поддержке и контроле со стороны граждан. В противном случае возникает опасность снижения легитимности выборов и постепенного исчерпания ими своего демократического потенциала.
Правовой статус избирательных комиссий определяет их правовое положение как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также к другим участникам правоотношений в сфере организации и проведения выборов, и включает в себя, прежде всего, их полномочия, т. е. властные права и обязанности. Главная обязанность, которую законодательство возлагает на систему избирательных комиссий, заключается в том, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов.
Организация и проведение демократических выборов в Российской Федерации связаны с формированием системы непрерывного правового образования, обучения и повышения профессиональной квалификации организаторов выборов. От того, как организована система их обучения, во многом зависит характер выборов, доверие к ним граждан, а значит и легитимность избранных органов.
В Белгородской области сформирована система обучения и профессионального развития организаторов выборов, однако динамичное развитие общественно-политической ситуации требует ее постоянного совершенствования на основе научных разработок, что, в конечном итоге, обеспечит организацию и проведение выборов, защиту избирательных прав граждан и других участников избирательного процесса, поспособствует внедрению демократических стандартов и процедур в избирательный процесс, развитию электоральной правовой культуры граждан.
Степень изученности темы. В настоящее время вопросы, связанные с совершенствованием порядка организации и проведения выборов в России посредством обучения и профессионального развития организаторов выборов, вызывают особый интерес среди российских ученых. Изучение государственной политики и управления в сфере избирательного процесса нашло отражение в достаточно большом количестве работ, в которых российскими исследователями были подвергнуты анализу различные аспекты электоральной политики. Данному вопросу посвятили свои работы А.И. Верёвкин, Н.В. Гришин, Р.В. Евстифеев, М.М. Кисляков, А.Ю. Козырева, А.А. Макарцев, Е.П. Мармилова, Н.Н. Юрченко1.
Приоритетные направления совершенствования избирательных систем, способы противодействия нарушениям в ходе выборов, общие проблемы реформирования избирательного законодательства находят отражение в работах исследователей П.П. Баранова, П.С. Гаранникова, А.Ю. Нальвадова, А.А. Прохорова, А.Н. Фроловой2. Организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации, а также понятие, система и значение избирательных комиссий раскрываются в работах О.Ю. Антонова, Т.Ю. Демидовой, А.А. Макарцева, М.С. Матейковича, Г.Д. Садовниковой, В.Н. Сучилина, Ю.С. Цветковой, Е.С. Шугриной3.
Непосредственно исследованию проблемы обучения организаторов выборов, в частности, современного состояния правовых, организационных, материально-технических, финансовых и кадровых основ обучения
организаторов выборов, посвятили свои работы Ю.И. Абрамов,
И.Р. Бадретдинов, Н.Ж. Батягина, М.М. Кисляков4.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о механизмах совершенствования организации системы обучения и профессионального развития организаторов выборов, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования практики проведения избирательных кампаний и недостаточной разработанностью теоретических рекомендаций по организации системы обучения и повышения профессиональной квалификации организаторов выборов в Белгородской области.
В качестве объекта исследования выступает организация деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.
Предметом исследования является система обучения и профессионального развития организаторов выборов в Белгородской области.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации обучения и профессионального развития организаторов выборов в избирательной комиссии Белгородской области.
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы исследования государственной политики в сфере обучения и профессионального развития организаторов выборов.
2. Проанализировать практику организации обучения и профессионального развития организаторов выборов в избирательной комиссии Белгородской области.
3. Обосновать направления совершенствования организации обучения и профессионального развития организаторов выборов в избирательной комиссии Белгородской области.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях И.Р. Бадретдинова, А.С. Притуленко, Х.А. Тхабисимова5 и др., и позволившего в рамках стратегии повышения профессионализма и компетентности организаторов выборов рассмотреть мероприятия по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство, в частности, государственную политику в сфере обучения и профессионального развития организаторов и других участников выборов, а также проанализировать состояние, проблемы и перспективы формирования электоральной культуры у организаторов выборов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы, включая анализ, синтез, сравнение, анализ документов и наблюдение.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют федеральные6 и региональные7 нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты избирательной комиссии Белгородской области8 9, справочно-аналитические материалы, данные статистики.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на повышение профессионализма и компетентности организаторов выборов путем внедрения образовательных технологий в работу избирательных комиссий.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования представлены автором в публикациях «Обучение членов участковых комиссий и резерва посредством сети интернет как элемент развития публичного управления» (г. Белгород, 2017 г.) и «Организация региональной системы обучения и профессионального развития организаторов выборов» (г. Стерлитамак, 2017 г.)10.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Изучение теоретических основ и практики организации обучения и профессионального развития организаторов выборов в избирательной комиссии Белгородской области показало, что избирательные комиссии Российской Федерации представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Проведение в Российской Федерации демократических выборов связаны с формированием системы обучения и повышения профессиональной квалификации организаторов выборов. Такое значение обучения организаторов выборов обуславливается тем, что сегодня в Российской Федерации избирательные комиссии выступают в качестве единственных организаторов выборов.
Правовой основой повышения профессиональной квалификации организаторов выборов является как соответствующая специальная Концепция, так и акты, регулирующие в целом более широкую деятельность по повышению политической и правовой культуры избирателей, обучению организаторов выборов и других участников избирательного процесса. В ряде субъектов Российской Федерации при их избирательных комиссиях создаются специальные центры, которые активно внедряют практики дистанционного обучения в режиме видеоконференций и вебинаров в сети Интернет. При осуществлении образовательного процесса на региональном и муниципальном уровнях избирательные комиссии используют различные формы (очная, очно-дистанционная, самоподготовка) и виды обучения (лекции, лекции-дискуссии, семинары, семинары-инструктажи, семинары- совещания, видеоконференции, «круглые столы», деловые игры, тренинги, мастер-классы).
Анализ практики организации обучения и профессионального развития организаторов выборов в избирательной комиссии Белгородской области показал, что для всех кадров избирательных комиссий и кадрового резерва установлена обязательность профессиональной подготовки. На областном и районном уровнях для обучения организаторов выборов основное внимание направлено на подготовку методических материалов - учебно-методические пособия, обзоры правоприменительной практики, методические рекомендации по проведению деловых игр и практических занятий, используются электронные средства обучения. В целях реализации образовательных программ и планов при Избирательной комиссии области создан и действует Координационный совет по повышению правовой культуры избирателей, участников референдума и обучению организаторов выборов и референдумов в области, а также функционирует учебный центр Избирательной комиссии области по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса.
Избирательная комиссия Белгородской области активно взаимодействует с вузами, их руководителями, преподавателями и студентами, в том числе и по вопросу профессиональной подготовки организаторов выборов. Основным направлением такого взаимодействия является методическое обеспечение реализации мероприятий по обучению организаторов выборов. Так, избирательной комиссией Белгородской области была разработана программа курса, был издан в качестве учебного пособия «Сборник лекционных материалов в помощь организаторам повышения правовой культуры избирателей». Разрабатываемые избирательной комиссией области методические материалы безвозмездно передаются в библиотечные фонды вузов, Клубам молодых избирателей.
В ходе анализа статистических данных практики организации обучения и профессионального развития организаторов выборов, проводимых в ряде случаев, в Избирательной комиссии Белгородской области позволяет выделить следующий ряд проблем, осложняющих подготовку квалифицированных кадров в организационно -методической работе: отсутствие системы мотивации, провоцирующей в ряде случаев организаторов выборов к постоянному обучению, что способствует формальному отношению обучающихся к образовательному процессу; отсутствие матрицы компетенций, которая не определяет конкретные компетенции, необходимые председателям, заместителям и членам избирательных комиссий всех уровней; неполный охват обучающими мероприятиями членов избирательных комиссий и резерва организаторов выборов в связи с их загруженностью по основной работе, определяющий реальный уровень председателя и членов Избирательной комиссии Белгородской области; слабая подготовка резервистов из числа молодежи, которая характеризуется отсутствием первоначальных знаний об избирательном процессе, низким уровнем владения информационными технологиями (в том числе на уровне пользователя ПК).
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Организация Школы резерва организаторов выборов на базе Клуба молодых избирателей «Перспектива» НИУ «БелГУ», целью которого является повышение результативности управления процессом обучения студентов НИУ «БелГУ» в решении типовых задач правоприменительной, правоохранительной, организационно-управленческой, консультационной, деятельности в качестве организаторов выборов, способных эффективно осуществлять правовое воспитание.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: организация образовательного курса «Теоретические и прикладные аспекты организации и проведения выборов»; проведение мастер-классов «Семь навыков эффективного лидера»; проведение мастер-классов по основам красноречия; организация проведения конкурса ораторского искусства; проведение викторин и олимпиад по избирательному праву; организация проведения научно-практической конференции «Роль молодежи в избирательном процессе»; проведение молодежного турнира по парламентским дебатам по избирательной тематике «Гражданская активность молодежи - выбор успешного будущего»; проведение интеллектуальной игры «Выбор есть всегда»...
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изменениями от 21 июля 2014 г. [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31.- Ст. 4398.
2. О референдуме Российской Федерации [Текст] : федер. конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18 июня 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 1 июня 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 228 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О Концепции обучения кадров избирательных комиссий и других
участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2016-2018 годах обращениями граждан и организации [Текст] : Постановление Центральной избирательной комиссии РФ
от 10 февраля 2016 г. № 323/1839-6 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Избирательный кодекс Белгородской области [Текст] : Закон
Белгородской области от 1 апреля 2005 г. № 182 (ред. от 11 мая 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
8. Устав Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 (ред. от 22 декабря 2016 г.) // Справочноправовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении Стратегии «Формирование регионального
солидарного общества» на 2011 - 2025 годы [Текст]: Постановление
Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
10. Областная целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей, участников референдума, обучение организаторов выборов и референдумов в Белгородской области на 2013-2017 годы» [Текст] : Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 23 января 2013 г. № 89/627 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
11. О плане мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и других участников избирательного процесса, обучению кадров избирательных комиссий, мониторингу и совершенствованию избирательных технологий в Белгородской области на 2018 год [Текст] : Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 20 декабря 2017 г. № № 40/382-6 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
12. О Комплексном плане обучения членов избирательных комиссий Белгородской области, других организаторов и участников выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года [Текст] : Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 27 декабря 2017 г. № 41/398-6 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
13. Об учебном центре Избирательной комиссии Белгородской
области по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса [Текст] : Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 24 января 2018 г. № 44/423-6 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
14. Абрамов, Ю.И. Информационно - коммуникативные технологии в обучении участников избирательного процесса [Текст] / Ю.И. Абрамов // Выборы: теория и практика. - 2014. - № 3 (31). - С. 33-41.
15. Авакьян, С.А. Проблемы обеспечения конституционных публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации: новые реальности [Текст] / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2017. - № 1. - С. 3-34...