Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ

Работа №92504

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 10
1.1. Политическая коммуникация: характеристика, основные модели и
признаки 10
1.2. СМИ в системе политической коммуникации современного мира 27
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ 36
2.1. Понятие, сущность и типы речевых стратегий 36
2.2. Языковая личность как носитель речевых стратегий 52
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛИДЕР КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И РЕЧЕВЫЕ
СТРАТЕГИИ 66
3.1. Роль личности религиозного лидера в политической коммуникации 66
3.2. Религиозный дискурс сквозь призму политической коммуникации 74
3.2.1. Особенности политическая коммуникация Патриарха Кирилла 74
3.2.2. Особенности политической коммуникации Папы Франциска 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103

Сейчас масс-медиа стали средством, которое решает разные важные для общества задачи. Так что совершенно не удивительно то, что в настоящее время Церковь 1смогла занять собственное место в информационном пространстве. После долгих лет существования научного атеизма в течение последних десятилетий в обществе снова начали развиваться религиозные настроения. Усилился также интерес к представителям других конфессий, начали появляться новые религиозные учения. Не последнюю роль в этом играют в настоящее время средства массовой информации. Они на современном этапе развития активно освещают наиболее значимые религиозные события. Также они располагают различными возможностями по структурированию религиозной картины мира, способствуют тому, чтобы сделать её более полной и доступной широкому кругу людей.
Главную роль в популяризации религиозного учения играют средства массовой коммуникации, такие как СМИ, которые включают в себя традиционные СМИ и сеть Интернет. Посредством СМИ пропагандируются религиозные догмы. А так как СМИ воздействуют на формирование общественного мнения, то большую роль играет репрезентация в них высказывания мнения религиозного лидера той или иной религиозной конфессии о сложившейся ситуации или совершённом событии в мире. Наблюдая за публикациями в СМИ, мы можем проанализировать те речевые стратегии, которые использует религиозный лидер для воздействия на отдельные группы людей или общество в целом.
Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не могло не повлиять на роль и функции религиозного лидера. Сегодня многие религиозные лидеры, опираясь на Святое писание и религиозные догмы, призывают к консолидации стран для разрешения международных проблем. В связи с этим происходит стирание границ между религиозным лидером как духовным наставником и религиозным лидером как лидером политическим. Что мы можем наблюдать в СМИ: освещение встречи папы Франциска с президентами различных стран, его выступление в ООН, осуждение деятельности террористов Патриархом Кириллом и др.
Актуальность исследования заключается в том, что, начиная с 70-х гг. ХХ в., состояние общества привело к осознанию факта «реинкарнации» религиозного фактора в пространстве публичности, который описывают как процесс десекуляризации и даже вводят в интеллектуальный оборот новое хроно-понятие - эпоха постсекуляризации - и говорят о постсекулярном обществе. Приставка «де-» означает противоположный секуляризации процесс, то есть расширение влияния религии на все сферы жизни человеческого общества. И хотя в большей мере здесь речь идет, прежде всего, о возвращении религиозного фундаментализма - исламского или протестантского, многие исследователи заявляют, что «...если в Азии и Африке можно наблюдать открытое возвращение религии в политику, то и в Западной Европе классическая модель секуляризации зашаталась»2. Также сам Папа Франциск на пресс-конференции отметил, что «.в каждой религии всегда есть маленькая группа фундаменталистов»3.
По данной причине сейчас ряд исследователей сосредоточили своё внимание на присутствии религии в сфере политики: секулярный социально­политический порядок обнаруживал отделение от религии и трансформацию и инкорпорацию религиозных структур, продолжающих и сейчас оказывать влияние на политическую практику и современное миропонимание.
Господствовавшие в прошлом веке светские идеологии не сумели решить множества проблем общества. Как бы нами ни воспринималась идеология фашизма, анархизма, коммунизма, очевидно то, что ни одна идеология в итоге не смогла занять господствующее положение и эффективно решить многие общественные проблемы. Военная организация фашизма в Германии не смогла привести к победе в Европе. Западная демократия также не оказалась победителем после распада Советского Союза. Демократии западного образца не в состоянии адекватно отреагировать на глобальные проблемы современности. И ввиду этого в настоящее время на передний план вышла Церковь и её лидеры. Она стала субъектом консолидации общества с целью решения существующих на международном уровне проблем.
Именно по публикациям в СМИ мы можем наблюдать и анализировать роль и функции, которые сейчас выполняет религиозный лидер той или иной конфессии. Также публикации в СМИ во многом отражают те речевые особенности религиозного лидера, с помощью которых он влияет на умы и действия людей в сфере политике и не только.
При этом в рамках одного исследования весьма проблематично будет охватить и проанализировать всех религиозных лидеров, деятельность которых освещается в СМИ. В связи с этим автор решил сконцентрировать внимание на публикациях, посвящённых деятельности лидеров христианства - Папы Франциска и Патриарха Кирилла.
Научная новизна работы заключается в выборе носителя речевых стратегий. Впервые в сравнении изучаются речевые особенности политической коммуникации религиозных лидеров христианства - Папы Франциска и Патриарха Кирилла.
Объектом исследования являются функции религиозного лидера в политической коммуникации.
Предметом исследования стали речевые особенности религиозного лидера в политической журналистике.
Целью исследования является анализ освещения и интерпретации в средствах массовой информации политической деятельности религиозного лидера.
Первой гипотезой исследования является предположение, что религиозный лидер использует стратегии религиозного дискурса при обсуждении политических тем. Второй гипотезой исследования является суждение, что средства массовой информации формируют образ религиозного лидера как влиятельного политического актора...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отражение роли и значения личности религиозного лидера занимает всё больше места в СМИ. Количество упоминаний Папы Франциска и Патриарха Кирилла за последнее время увеличивается. СМИ формирует положительный образ религиозного лидера. Каким бы пропагандистским потенциалом или фактической идеологической ангажированностью не обладали СМИ, они не только формируют сознание людей, но и выражают мысли и представления религиозных лидеров о с амих себе и об организациях, которые они представляют. Поэтому христианские лидеры активно используют СМИ для конструирования нужного им образа.
Хотя до недавнего времени язык религии был довольно ограничен в употреблении и обслуживал в основном относительно замкнутую группу людей, объединенную единой верой, то есть был ориентирован на более или менее подготовленного слушателя, сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что религиозная риторика активно используется и в политике. С другой стороны, и религиозные лидеры, опираясь на религиозные догмы и Святое Писание, проникают на политическую арену и играют там важную роль. Этому процессу активно способствуют СМИ.
При подробном рассмотрении мы замечаем, что в СМИ образ Церкви становится более энергичным, открытым и динамичным. То, что мы живём во время развития информационных технологий, позволяет сказать, что средства массовой информации являются одним из главных инструментов распространения идей для религиозного лидера и Церкви в целом. Сейчас повсеместно появляются религиозные журналы, информационные порталы, страницы в социальных сетях. Именно СМИ осуществляют просветительскую, можно сказать проповедческую функцию Церкви.
Религиозная риторика достаточно категоризована. Основная категоризация объектов заключается в противопоставлении «свои - чужие». К «своим» обычно относят индивидов, разделяющих либо одну конфессию в границах религиозного вероучения, либо одно вероучение: в одних случаях «своими» могут стать, например, католики, если в конкретных обстоятельствах в качестве «чужих» выступают православные; в иных случаях, в категорию «своих» могут быть отнесены все верующие, если противопоставлять их атеистам.
СМИ формируют образ религиозного лидера XXI века не только как духовного наставника, но и как сильного политического актора. Акцент в публикациях делается на международной деятельности лидера, на его роль в консолидации стран для решения глобальных проблем. Также СМИ играют главную роль в популяризации религиозного учения. Посредством СМИ пропагандируются религиозные догмы. А так как СМИ воздействует на формирование общественного мнения, то важным является репрезентация в публикациях мнения религиозного лидера той или иной религиозной конфессии о сложившейся ситуации или совершённом событии в мире.
В результате проведённого нами анализа мы смогли выделить основные речевые стратегии, которые используют христианские лидеры. Это: стратегия самоидентификации, оценивающая и объясняющая стратегии, призывающая стратегия, организующая и утверждающая стратегии, коммуникативная стратегия. Мы видим, что религиозная риторика имеет свои особенности. Она практически всегда рассчитана на эмоциональное воздействие и призыв. Для каждой стратегии характерны свои языковые средства. Широко используются такие приёмы, как обращение, вопрос, восклицание; речевой приём противопоставления «добра» и «зла»; актуализация концепта «единой семьи»; апелляция к авторитету и образцу; употребление экспрессивной и возвышенной лексики. Смысл абстрактных понятий, таких как «Бог», «спасение», «грех», «благо», «зло», раскрывается за счёт их адаптации к повседневным ситуациям, понятным и знакомым адресатам коммуникации. С другой стороны, повседневные ситуации обобщаются, что в свою очередь позволяет унифицировать всё поле возможных намерений и поступков людей и создать общую религиозную рамку. Часто используется перечисление знаковых для людей событий, которые выступают в качестве объединяющего компонента. Именно поэтому, частное в религиозном дискурсе трактуется как часть общего...


1. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.: РГГУ, 2000. 366 с.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
3. Афанасьев В . Г. Социальная информация и управление обществом. М.: ЛИБРОКОМ, 1975. 408 с.
4. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики. Волгоград.: Перемена., 2007. 356 с.
5. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Л.: Едиториал, 1984. 217 с.
6. Васильев Л. М. Современная лингвистиче ская семантика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
7. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
8. Водак Р Язык. Дискурс. Поэтика. Волг.: Перемена, 1997. 197 с.
9. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 359 с.
10. Гончаров М. Ю. Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире / Под ред. Буданцева Ю. П. М.: МГИМО, 1991. 113 с.
11. Грачёв М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М.: Прометей, 2004. 328 с.
12. Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. Благовещ.: БГК, 2000. 308 с.
13. Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000. 209 с.
14. Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: учебное пособие. М.: Юристь, 2002. 511 с.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: УРСС, 2008. 288 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ