Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ КАК РЕСУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №92488

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ КАК РЕСУРСА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема психологического благополучия личности в пожилом
возрасте
1.2. Субъектная активность как ресурс психологического благополучия в
пожилом возрасте
1.3. Психологическая поддержка развития субъектной активности у лиц
пожилого возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ В .. РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Исследование переменных личностного потенциала, влияющих на
психологическое благополучие в пожилом возрасте
Выводы по главе 2 69
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ
АКТИВНОСТИ КАК РЕСУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ .
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 71
3.1. Программа психологической поддержки развития субъектной активности как ресурса психологического благополучия в пожилом
71 возрасте
3.2. Результаты исследования субъектной активности как ресурса
психологического благополучия у лиц пожилого возраста в условиях _ _ „ _ _ ~ л _ 76
реализации программы психологической поддержки
Выводы по главе 3 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83


Актуальность темы исследования. Психологическое благополучие является одной из важнейших ценностей современного мира, значимой целью государственной политики разных стран, а также ярко выраженным стремлением каждого человека. На сегодняшний день медицина и геронтология активно развиваются, вследствие этого увеличивается продолжительность жизни значительной части населения. Однако, для современной науки «особенно важно не прибавить годы к жизни; а прибавить жизнь к годам» (Толстых, 2004).
В 2019 году в Российской Федерации стартовал национальный проект «Демография», цель и задачи которого направлены на повышение уровня жизни разных слоев населения. Концепция национального проекта по демографии воплотилась в ряде федеральных программ, одной из которых является программа «Старшее поколение», в рамках которой реализуется Региональный проект «Обеспечение системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения в Ставропольском крае.
Важнейшей задачей данных проектов является создание условий для повышения качества жизни и психологического благополучия у лиц пожилого возраста.
На сегодняшний день все большую популярность приобретают исследования благополучного старения. Расширение представлений об особенностях развития человека в период поздней взрослости происходит постепенно. На смену дефицитарной модели пришли понятия эффективного, конструктивного, позитивного, успешного старения.
В современных научных исследованиях психологическое благополучие человека пожилого и старческого возраста рассматривается в соотношении с целой системой факторов. Тем самым заметно реконструируется традиционное понимание старения как процесса преимущественно физической и психической инволюции; изменяется представление о психологическом здоровье пожилого человека, которое в современной науке изучается уже с иных позиций, с позиции ресурсного подхода, с точки зрения исследования компенсаторных механизмов, стратегий совладания с трудностями и иных возможностей этого возраста. Парадокс старения заключается в том, что, несмотря на то, что физическое здоровье с возрастом имеет тенденцию к ухудшению, психологическое благополучие, удовлетворенность старостью могут быть сохранены или даже улучшены.
В последние десятилетия в науке активно обсуждается осмысление пожилого возраста в рамках новой парадигмы - не возраста регресса, упадка, угасания, а возраста развития. Применительно к данному периоду онтогенеза используются такие понятия, как «успешное старение» (Басов И.А.), «геротрансцендентность» (Стрижицкая О.Ю.), «позитивное старение» (Вестендорп Р.), «субъективное благополучие» (Головей Л.А., Криулина А.В.), «витаукт» (Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В.), «благополучное старение» (Мелёхин А.И.) и т.д.
Несмотря на достаточно широкие исследования в геронтопсихологии, посвященные «благополучному старению», проводимые за рубежом и в нашей стране, личностным ресурсам психологического благополучия у лиц пожилого возраста не уделялось достаточного внимания, что и определяет актуальность их изучения.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной науке освящены следующие аспекты благополучия в пожилом возрасте: психологические факторы благополучного старения (Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова); смысложизненные ориентации и локус контроля личности как ресурсы благополучного старения (Т.А. Попова); субъективное благополучие лиц пожилого возраста (О.М. Макушкина, Г.В. Митина, О.Ф. Азнабаев, Э.Ш. Шаяхметова); психологическое благополучие в старческом возрасте в социальных представлениях разных групп общества (Емел ьянова Т.П., Зинина А.А.); ресурсы старения (Н.Е. Харламенкова) и др.
Исследовательская проблема обусловлена противоречием между чрезвычайной значимостью обеспечения психологического благополучия пожилого человека в современном мире - с одной стороны, и практическим отсутствием на сегодняшний день исследований, посвященных ресурсам психологического благополучия у лиц пожилого возраста - с другой стороны.
Цель исследования: обеспечение (разработка и реализация) психологической поддержки развития субъектной активности как ресурса психологического благополучия в пожилом возрасте.
Объект исследования: особенности развития субъектной активности у лиц пожилого возраста.
Предмет исследования: развитие субъектной активности как ресурса психологического благополучия у лиц пожилого возраста в условиях психологической поддержки.
Гипотезы исследования:
1) субъектная активность выступает ресурсом психологического благополучия в пожилом возрасте;
2) разработка и реализация научно обоснованной программы психологической поддержки способствует эффективному развитию субъектной активности как ресурса психологического благополучия у лиц пожилого возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровье населения представляет собой безусловную общественную ценность, приоритет государственной политики, основу национального богатства и национальной безопасности России, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации. Наличие психологически здоровых людей оздоровляет общество, является гарантом мира, достижений и социального благополучия.
Исследование проблем старения является одним из наиболее приоритетных направлений развития современной науки, при этом все большую популярность приобретают исследования благополучного старения.
Несмотря на достаточно широкие исследования в геронтопсихологии, посвященные «благополучному старению», проводимые за рубежом и в нашей стране, личностным ресурсам психологического благополучия у лиц пожилого возраста не уделялось достаточного внимания.
Недостаток психологического благополучия делает личность уязвимой к возможным невзгодам. Поэтому восстановление, выздоровление и предупреждение негативных последствий должно проходить не столько путем излечения самих негативных симптомов, сколько усилением позитивных черт личности.
Объективным основанием психологического благополучия выступают личностные характеристики, необходимые для благополучного функционирования: самопринятие, позитивные отношения с другими,
автономия, контроль над окружением, целенаправленность жизни, личностный рост. Это те личностные черты, которые помогают человеку успешно приспосабливаться к окружающему миру, и выполняют важную буферную функцию, то есть служат препятствием для развития психической патологии, личностных нарушений, отклоняющегося поведения.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что психологическое благополучие, будучи само компонентом личностного потенциала, у лиц пожилого возраста сопряжено с другими его компонентами, а именно с оптимизмом, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью.
Анализ результатов, полученных экспериментальным путем, позволил выявить, что программа психологической поддержки способствовала позитивному развитию личностных ресурсов - оптимизма, смысложизненных ориентаций, жизнестойкости, и как результат - повышению уровня психологического благополучия у лиц пожилого возраста.
Проведенное диссертационное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту. Итоги исследования позволили сделать вывод о том, что развитие субъектной активности в условиях психологической поддержки способствовало повышению у лиц пожилого возраста психологического благополучия.
Материалы и результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Психологическое благополучие, будучи само компонентом личностного потенциала, у лиц пожилого возраста сопряжено с другими его компонентами, а именно с оптимизмом, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью.
2. Развитие субъектной активности служит ресурсом психологического благополучия в пожилом возрасте.
3. Составляющими личностного потенциала (личностными ресурсами), выступающими формой проявления субъектной активности, и способствующими повышению психологического благополучия в пожилом возрасте, являются оптимизм, смысложизненные ориентации и жизнестойкость.
4. Программа психологической поддержки, состоящая из ценностно­смыслового, функционально-ориентированного и социально­
ориентированного блоков, и направленная на эффективное развитие составляющих личностного потенциала (личностных ресурсов), выступающих формой проявления субъектной активности, способствует повышению психологического благополучия у лиц пожилого возраста.
5. Результаты экспериментального исследования показали, что в экспериментальной группе в условиях психологической поддержки у лиц пожилого возраста произошли качественные изменения в развитии личностных ресурсов - психологического благополучия, оптимизма, смысложизненных ориентаций, жизнестойкости.
6. Психологическая поддержка способствовала эффективному развитию у лиц пожилого возраста субъектной активности, что выступило ресурсом повышения психологического благополучия в пожилом возрасте.


1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А.
Абульханова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 224с.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А.
Абульханова, П.Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии / К.А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты; отв. ред. Э.В. Сайко. М.; Воронеж: МПСИ, 2001. С. 36-53.
4. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. № 5. Т. 6. С. 3-18.
5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
6. Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза / Н.Х. Александрова. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2000. С. 30.
7. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении / В.Д. Альперович. Ростов-на-Дону: Феникс,1997. 557с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. / Б.Г.
Ананьев. М.: Педагогика, 1980. 229с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. 288с.
10. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев. М.: Знание, 1973. 32с.
11. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии / Л.И. Анцыферова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 227.
12. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал 2001. Т. 22. № 3. С. 86-99.
13. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. М.: Институт психологии РАН, 2006. 85 с.
14. Ахметова Н.А. Ценности и смысложизненные ориентации в структуре жизнестойкости российских и киргизских студентов / Н.А. Ахметова, Н.О. Леоненко // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 185-190.
15. Базаров Т.Ю. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» / Т.Ю. Базаров, М.П. Сычева // Психологические исследования. 2012. Т.5. № 25. С. 12...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ