Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ 13
1.1. Историко-правовой анализ становления и развития института
государственных корпораций в России 13
1.2. Понятие и признаки государственных корпораций 37
1.3. Принципы административно-правового регулирования
деятельности государственных корпораций 45
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ, КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 54
2.1. Понятие административно-правового статуса государственных
корпораций, как юридических лиц 54
2.2. Особенности административно-правового статуса государственных
корпораций, как юридических лиц 68
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 73
3.1. Общая характеристика административной ответственности
государственных корпораций, как юридических лиц 73
3.2. Административная ответственность государственных корпораций,
как юридических лиц за отдельные виды правонарушений 88
Заключение 99
Список использованной литературы 104
Актуальность темы диссертационного исследования, состоит в том, что в современном постиндустриальном мире государство на легитимной основе с помощью экономических, политических, правовых механизмов может и должно закрепить правовой статус государственных корпораций.
В современной России особую роль в экономике играют государственные корпорации, поскольку они выступают крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей экономики.
Происходящие преобразования в экономической политики на сегодняшний день предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, а так же обеспечения учета интересов в процессе развития частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков.
Поэтому, говоря о любой области права, мы предполагаем наличие как государственного, так и частного интереса, но при этом учитываем первостепенное значение в ней того интереса, который выражен прямо, на второй план относя те из них, которые присутствуют опосредованно. В любом же правовом государстве, как считают О.Ю. Бакаева, Н.А. Погодина, должен господствовать принцип координации и гармонизации частных и публичных интересов1. Публичные интересы неизбежно становятся в конечном счете средством удовлетворения интересов каждого члена общества.
Таким образом, по нашему мнению на современном этапе развития отечественная экономика вынуждена быть управляемой государством настолько, чтобы в условиях нестабильности мировой экономики сохранить положительную динамику формирования модели регулируемой рыночной
экономики, обеспечивая тем самым достижение стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию
конституционных прав граждан.
Более того, и наука, и практика нуждаются в фундаментальном исследовании государственных корпораций, имеющих особый административно-правовой статус, и в решении вопросов, связанных с их последующей модернизацией с учетом необходимости преодоления кризисных явлений в российской экономике.
В этой связи, целесообразно сказать что, несмотря на большой объем нормативной базы, административно-правовой статус государственных корпораций в современных условиях рыночной экономики, является относительно новым правовым институтом.
Это в некоторой степени обусловило отсутствие четкого нормативного регулирования правового статуса всех юридических лиц, а так же возможности установления и применения мер административной ответственности в отношении государственных корпораций.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет проблема отсутствия единой системы правил наложения административных взысканий на юридических лиц за совершенные административные правонарушения.
Статус государственных корпораций в теории права зачастую рассматривается исключительно с цивилистической точки зрения.
При этом , юридическое лицо является субъектом не только гражданских, но и административных правоотношений.
В теории административного права вопрос о том, является ли административно-правового статуса юридического лица, и о сфере её применения до сих пор остается дискуссионным...
Подводя итоги проделанной работы, и обобщая полученные результаты, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что, будучи сравнительно новым, для российской действительности явлением, корпорация заняла особе место не только в экономической жизни российского государства, но и гражданского общества в целом.
Рассматривая государственные корпорации как самостоятельные субъекты правоотношений, обладающие публичными функциями, можно указать, что они представляют собой самостоятельную организационноправовую форму с особым административно-правовым статусом с учетом специальных функций, носящих, с одной стороны,
государственно-управленческий характер, с другой - организационно- координирующий, с третьей - смешанный, включающий и государственно-управленческий, и организационно-координирующий характер.
Особый вклад в развитие института корпораций внесла английская правовая традиция. Именно Великобритания является родоначальницей современного корпоративного законодательства.
Заимствуя многое из институтов английской правовой традиции, корпоративное право континентальной Европы впоследствии развиватось самостоятельно. Это в свою очередь сказалось не только на особенностях классификации корпораций в англо-саксонской и континентальной системе права, но и на разных подходах к определению самого понятия «корпорация».
Решающими факторами при создании условий для нормального формирования и развития корпоративных структур в России стали масштабные изменения, протекавшие в стране в конце 80-х, начале 90-х годов. Этот период характерен всплеском активности в области экономического законодательства.
Первыми нормативными актами, положившими начало этому процессу, стали Закон СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. и поправки к Конституции СССР от 14 марта 1990 г. Наступившая вскоре после этого крупномасштабная приватизационная компания, которая, в сущности, и сделала возможным зарождение корпорации в России, была лишь логическим продолжением начавшихся преобразований.
Именно это обстоятельство продиктовало необходимость комплексного рассмотрения корпорации с позиции институционального подхода как правового института.
Административно-правовые основы статуса государственных корпораций характеризуются наличием властных отношений с органами государственной власти. Административные отношения возникают при учреждении государственных корпораций на основании отдельного федерального закона, в положениях которого определяются наименование публичного юридического лица, цели и порядок его деятельности, место её нахождения, организационная структура органов корпоративного управления (в том числе порядок её формирования и полномочия внутренних органов). Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае её ликвидации определяется, как правило, отдельным федеральным законом.
Публичная процедура регистрации государственных корпораций как некоммерческой организации включает постановку на учет в Минюсте России, Федеральной налоговой службе, в иных федеральных органах исполнительной власти, в частности, в Росстате, а также во внебюджетных государственных фондах (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования). Предоставление учредительных документов, перечисленных в положениях ст. 52 ГК РФ, не предусмотрено.
Имущество Российской Федерации, переданное в качестве имущественных взносов государственным корпорациям, становится собственностью последних. После постановки на баланс корпораций переданного имущества государство теряет права владения, пользования и распоряжения.
Такое имущество подразделяется на материальные и нематериальные активы.
К первой категории следует отнести средства федерального бюджета, публичную недвижимость, выраженную в основных фондах ликвидированных государственных корпораций и имущественных комплексах федеральных унитарных предприятий.
В состав нематериальных активов входят, в частности, акции хозяйственных обществ, находящихся в федеральной собственности, патенты, права требования кредиторов.
Переданное в собственность государственным корпорациям публичное недвижимое имущество подлежит постановке на учет в Росреестре.
Особую значимость административно-правового статуса
государственных корпораций, имеет административная ответственность. При этом , сам факт противоправного деяния обладает существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего, и в основном это касается понятия вины.
Вина - необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).
Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения (финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем доминирующей воли и каковая и привела к совершению административного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли - администрация юридического лица, её полномочные должностные лица, виновность которых является основой для признания организации виновной и привлечения к административной ответственности.
Действующий кодекс целесообразно дополнить рядом новых положений таких как:
• ст. 2.10. действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях п.1.1. путем закрепления понятия административной ответственностью юридических лиц под которой следует понимать практическое применение административно-правовых санкций, при условии их применения уполномоченными органами или должностными лицами административных наказаний к виновным юридическим лицам признанным виновными в совершении административных правонарушений вне зависимости от организационно-правовых основ.
• в ст. 3.2. действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно дополнить новым видом наказания, таким как ликвидация юридического лица. По сути дела, данный вид наказания применялся бы к юридическим лицам при условии совершения неоднократных или грубых нарушений им обязанностей в определенной сфере общественных отношений.
Как показала практика применения норм административного законодательства, настала необходимость проведения единой практики привлечения к административной ответственности юридических лиц, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Изучение правоприменительной и судебной практики по вопросам административной ответственности юридических лиц показывает, что на современном этапе назрела настоятельная необходимость в унификации правовых норм об административной ответственности юридических лиц.
Работа над проблемами современной корпорации открыла перед автором целый ряд аспектов её правовой деятельности, которые в будущем еще предстоит рассмотреть и проанализировать.
Поэтому, на наш взгляд, государственные корпорации еще не раз будут служить объектом пристального анализа, предметом исторических сопоставлений и научных дискуссий, поскольку они таят в себе ответы па вопросы, по какому пути пошла Россия, как реформировались и получали более или менее адекватное социально-политическое основание и законодательное отображение важные стороны се жизни.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.
6. О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402- ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.
8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3431.
9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - ст. 6249.
10. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991. - № 16. - ст. 499.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013. - №14. - Ст. 1652.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный
закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание
законодательства РФ, 09.05.2011. - № 19. - ст. 2716.
13. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07.07 2003 г. № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003. - № 28. - ст. 2881.
14. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002. - № 43. - ст. 4190.
15. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002. - № 4. - ст. 251...