Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Работа №61584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ 12
1.1. История становления и развития отечественного законодательства о
государственных корпорациях в России 12
1.2. Понятие и признаки государственных корпораций 28
1.3. Международно-правовой опыт создания государственных корпорации 38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ 45
2.1. Порядок создания государственных корпорации по действующему
законодательству России 45
2.2. Юридическая ответственность, как элемент правового статуса
государственных корпораций 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования определена тем, что реформирование социальной и экономической сфер российского общества происходящее в конце XX - начале XXI веков потребовало преобразования всей системы образования и функционирования юридических лиц.
Так, возрождение данного юридического лица после десятилетий пренебрежительного отношения государства к хозяйственным товариществам, обусловило появление новых организационно-правовых форм юридических лиц. Поэтому государственная корпорация является одним, из реальных примеров организационно-правовых форм.
Переломным моментом в законодательном закреплении правового статуса государственной корпорации было внесение дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).
Так, данное нововведение закрепило государственную корпорацию в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций.
Данным изменением можно объяснить тот факт, что в действующее время вопросам нормативного регулирования деятельности государственных корпораций в гражданских правоотношениях исследованы на недостаточном уровне в юридической науке.
Так, проведенный нами анализ действующей правовой базы регулирующей деятельность госкорпораций удостоверяет отсутствии типовых правил, дозволяющих заявлять о наличии целого блока правовой регламентации взаимоотношений права собственности в рамках одной организационно-правовой формы юридического лица «государственной корпорации», и в отдельных случаях о значительных отступлениях от предписаний, определенных для субъектов права общими положениями правовой базы Российской Федерации.
В подтверждении выше изложенного интересным представляется доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2017 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации», так можно с уверенностью говорить, что в 2017 году в период законодательной деятельности органов государственной власти наблюдалось активное формирование правового регулирования такой новой организационно-правовой формы деятельности государства, как государственная корпорация. Сегодня создание подобных структур превращается в фирменный знак российской экономической политики
Создание государственных корпораций вызвало оживленную дискуссию в правовой науке, продолжающуюся до настоящего времени.
Сегодня создание подобных структур превращается в фирменный знак российской экономической политики. Поправки к федеральному бюджету текущего года выделили трем ГК финансирование на общую сумму 550 млрд. рублей.
Поэтому по нашему мнению многие аспекты реализации государственными корпорациями бюджетного, налогового, гражданского, и иного законодательства должным образом не проработаны.
В этой связи интересным представляется отсутствие устоявшейся арбитражно-судебной практики, которая показывала бы четко выбранную позицию органов государственной власти по рассматриваемым вопросам.
Поэтому указанные проблемы свидетельствуют о незамедлительном проведении комплексного и беспристрастного анализа проблем правового регулирования деятельности государственных корпораций в Российской государственности.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования заключается в том, что по исследуемой проблематике начиная с 2003 года, появился целый ряд работ, представляющих определенный научно-практический интерес. При этом многие ученые юристы и экономисты не рассматривали вопросы государственной важности данных корпораций, а так же социально-экономической значимости вопросов, связанных с нормативно-правовым регламентированием деятельности государственных корпораций.
Так, не менее интересным для ученых остается сегодняшняя активность российского законодателя, принявшего нормативные акты о государственных корпорациях.
Проведенный нами теоретико-правовой анализ показал, что в действующее время отсутствуют научные исследования монографического характера, которые были бы посвященные правовым аспектам регулирования деятельности государственных корпораций в нашей стране.
При этом вопросы касающиеся правового статуса и деятельности госкорпораций рассматривались лишь в общем виде в отдельных параграфах, или имело место фрагментального исследования правовых проблем.
Среди авторов, уделивших своё внимание этой проблеме, следует назвать A.B. Баркова, Е.В. Блинкову, Е. Богданова, Е.Ю. Валявину, Н.В. Герасименко, О.В. Гутникова, С.М. Миронова, В.В. Долинскую, И.В. Ершову, Л. Ефимову, Н.Е. Кантор, М.И. Клеандрова, O.A. Кожевникова, Н.В. Козлову, В.В. Кудашкина, М. Кузык, А. Курбатова, А. Лазаревского, Д.Ю. Лялина, Ю.А. Макарову, В.П., А.П. Сергеева, Т. Серегина, Ю. Симачева, Д.А. Сумского, Е.А. Суханова, Е.Е. Суязова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, А. Ходырева, Ю.С. Цимермана.
Объектом исследования диссертации выступают общественные отношения, возникающие в процессе создании, реорганизации и ликвидации, а также осуществлении деятельности государственных корпораций
Предметом исследования диссертации выступили нормы гражданского законодательства, регламентирующие теоретико-правовые закономерности правового регулирования деятельности государственных
корпораций, а также правоприменительная практика, сформировавшаяся в результате применения данных норм.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе норм гражданского законодательства регламентирующих вопросы их создания, реорганизации и ликвидации, а также аргументация научных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Указанная цель исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных научных задач:
- провести историческое исследование формирования и развития отечественного законодательства о государственных корпорациях;
- провести анализ источников правового регулирования государственных корпораций и практики их применения;
- рассмотреть понятие и специфические признаки государственной корпорации;
- выявить существующую специфику создания, реорганизации и ликвидации государственных корпораций;
- разработать предложения по совершенствованию гражданского законодательства о государственных корпорациях.
Теоретической основой диссертационного исследования выступают фундаментальные положения современной теории государства и права, а так же наук гражданского, предпринимательского, финансового права.
Основой нашего исследования стали труды, затрагивающие проблемы правового статуса государственных корпораций, как на общетеоретическом так и на отраслевом уровнях, таких ученых, как: Т.Е. Абова, С.И. Архипов, С.Н. Братусь, И.П. Грешников, В.П. Грибанов, В.А. Дозорцев, О.С. Иоффе, Н.В. Козлова, М.И. Кулагин, O.E. Кутафин, Д.И. Мейер, A.B. Мицкевич, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, В.Е. Чиркин, O.A. Ястребов и др.,
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативно правовой базой диссертационного исследования стали следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования являются материалы российской правоприменительной практики в сфере гражданско-правового регулирования деятельности государственных корпораций.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой самостоятельное комплексное научное исследование правового статуса государственной корпорации.
Научной новизной обладают обоснованные выводы в диссертации о статусе государственной корпорации как юридического лица, имеющего публично-правовую природу, обусловливающую его специальную правоспособность - теоретические положения, определяющие признаки данного образования, позволяющие отграничить его от иных организационно-правовых форм юридического лица.
В работе исследована специфика правосубъектности государственной корпорации и особенности ее реализации. Впервые детально проанализированы вопросы прекращения государственной корпорации в форме реорганизации, разработаны теоретические основы правового режима ее имущества, с позиций российского гражданского законодательства и отечественной цивилистической доктрины.
В ходе исследования были выявлены пробелы и недостатки нормотворческого и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в рассматриваемой области
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, отражающие новизну проведенного диссертационного исследования:
1) Проведенный анализ историко-правового регулирования государственных корпораций свидетельствует о том, что за период проведенных реформы в том числе и правовой происходит многократное изменение нормативно-правового подхода к «государственным корпорациям», под которыми в разные периоды развития государственности понимались «структура рыночного типа на базе государственных органов и организаций», «юридическое лицо» («объединение юридических лиц»), «хозяйственный комплекс» («производственно-хозяйственный комплекс»), «хозяйствующий субъект», «государственное учреждение», «орган государственного управления».
Поэтому по нашему мнению наличие таких значимых нормативно-правовых противоречий не может способствовать стабильности нормативно-правового статуса государственных корпораций, в связи с чем исторический опыт применения термина «корпорация» в правовых актах нескольких десятилетий нельзя признать успешным.
2) Проанализировав нормы действующего законодательства обосновывается, что возникнувшие в последнее время «государственные корпорации» нового типа имеют ряд существенных особенностей, не свойственных прочим юридическим лицам, заключающихся в особом порядке их создания и наделения индивидуальным статусом как субъектов права с помощью специальных («именных») федеральных законов.
Поскольку только действующее федеральное законодательство может закреплять наименование госкорпорации, ее цели деятельности, место нахождения, порядок управления (органы управления, порядок их формирования и полномочия, порядок назначения и освобождения должностных лиц госкорпорации), ликвидации и реорганизации государственной корпорации, судьбу имущества госкорпорации в случае ее ликвидации.
3) Исходя из проведенного анализа норм действующего законодательства регулирующего институт государственных корпораций, диссертантом были выявлены теоретические пробелы понятия государственной корпорации.
В этой связи, по нашему мнению целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и изложить его в следующей редакции:
«Государственной корпорацией признается унитарная некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления управленческих функций, в определенных сферах деятельности, имеющих особо важное значение для государства и наделенная в этих целях отдельными государственными полномочиями».
4) В диссертации обосновывается необходимость законодательной разработки порядка реорганизации и ликвидации для всех существующих государственных корпораций, поскольку в настоящее время в специальных («именных») федеральных законах нормы прямого действия, определяющие особый порядок реорганизации, установлены только для ГК «Росатом», а особенности ликвидации госкорпораций содержатся только в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и распространяются, соответственно, только на эти госкорпорации.
5) Проанализировав нормы действующего законодательства регулирующего институт государственных корпораций, диссертантом было выявлено, что на сегодняшний день отсутствует единая стратегия и концепция деятельности госкорпораций.
При этом недостаточная обоснованность размеров и состава имущественных взносов в сочетании с закрытостью процессов подготовки и обсуждения проектов создания госкорпораций, неопределенностью требований к прозрачности их деятельности ведут к ухудшению бизнес- климата и недоверию к госкорпорациям со стороны общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что анализ положений нормативно-правовой доктрины, действующего законодательства, закрепляющего порядок создания, реорганизации и ликвидации «государственных корпораций», а также особенностей реализации ими своей деятельности, санкционировал выявить в сфере данных общественных отношений ряд коллизионных проблем правовых норм, при этом сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию действующей правовой базы с последующей оптимизацией правоприменительной практики.
Сформулированные в диссертации выводы и предложения, могут быть использованы как правоприменительными, так и законодательными органами государственной власти в своей практической деятельности, а также лицами, являющимися субъектами правоотношений в сфере реализации функций государственных корпораций (например, для защиты своих прав при изъятии для государственных нужд земельных участков или иного имущества).
Кроме того, выводы настоящего диссертационного исследования могут быть полезны для преподавания курсов «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Земельное право» и других учебных дисциплин, при подготовке учебных пособий по гражданско-правовым дисциплинам, а также могут быть учтены в ходе дальнейших научных исследований проблем правового регулирования деятельности госкорпораций в России.
Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что данное исследование позволило определить содержание и особенности административных наказаний в системе российского законодательства, а так же выявить основные проблемы разграничения полномочий федерального и регионального уровня.
Выводы и результаты настоящего диссертационного исследования могут применяться с целью дальнейшего развития действующего отечественного законодательства и правоприменительной практики в этой области. Основные положения и выводы могут найти применение при дальнейших научных разработках, и в учебном процессе.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Гончарова Э.В. Теоретико-правовое понимание административно-правового статуса государственных корпораций, как юридических лиц // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 6.
Гончарова Э.В. К вопросу о генезисе понятия государственных корпораций // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород: «Эпицентр», 2017. - с.6.
Структура диссертационной работы соответствует поставленным целям и задачам исследования. Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках проведенного нами исследования было выявлено, что для возникновения государственной корпорации как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица государству было необходимо достичь определенного уровня экономического развития, требующего государственного участия. Отсутствие возможностей существующих юридических лиц реализовывать в процессе своей деятельности социальные, общегосударственные цели в качестве хозяйствующих субъектов стало основой формирования некоммерческой организации, которая одновременно выполняет публичные и хозяйственные функции.
Организации данного рода создаются в стратегически важных сферах и осуществляют социально-значимую деятельность, масштабы которой распространяются на все общество и государство. Данный факт определен по средствам проведения правового анализа нормативных актов федерального уровня, которые регулируют гражданско-правовой статус государственных корпораций. Цели учреждения данных организаций предполагают под собой не извлечение прибыли, а разрешение социально-экономических задач при возможности применения государственно-властных методов.
Эти цели являются основным признаком, который отличает государственные корпорации от иных некоммерческих организаций. Деятельность иных некоммерческих организаций обычно направлено на реализацию наиболее узких задач. Кроме того, государственным корпорациям предоставляются широкие возможности для участия в гражданском обороте.
Так, как государство наделяет данные организации значительным объемом имущества, которое необходимо для осуществления ими своей деятельности, в том числе и предпринимательской. Данный аспект не совсем
характерен при осуществлении деятельности иными некоммерческими организациями.
Гражданская правоспособность государственных корпораций определяется возможностью наделения данных организаций определенными государственно-властными полномочиями, а так же наличием при их создании некоммерческой цели осуществления деятельности. Государственная корпорация выступает наиболее оптимальной формой образования юридического лица, так как имеет возможность достигать поставленные цели оптимальным образом, недоступным организация, осуществляющим свою деятельность в соответствии с иной правовой формой. Государственные корпорации являются автономными учреждением и обеспечивают государственное участие лишь в тех сферах общественных отношений, где оно действительно является необходимым.
Организационная структура и имущественная обособленность государственных корпораций, порядок ведения ими деятельности закрепляется законами об их создании. Таким образом образуются условия, направленные на оперативное и эффективное управление государственной собственностью в отличие от иных юридических лиц, образованными при помощи государственной поддержки.
При этом децентрализация управления, которая характеризует появление государственных корпораций, является общемировой тенденцией, направленной на оптимизацию регулирования не только административной, но и экономической, и правовой сфер общественных отношений.
Следовательно, можно делать вывод, что упразднение такой организационно-правовой формы как государственная корпорация является не целесообразным решением. Для принятия данного решения необходимо рассмотреть и принять сведению общественные потребности, которые удовлетворялись по средствам осуществления деятельности данными юридическими лицами. Кром е того, если ГК РФ установить исчерпывающий перечень некоммерческих организаций. Исключивший из них такую организационно-правовую форму как государственная корпорация, то останется открытым вопрос о субъекте, который будет осуществлять принадлежащие им функции на раннем этапе. Однако ответить на этот вопрос в настоящее время не представляется возможным, так как реорганизация Роснанотеха указывает на то, что цели, которые им реализуются, только одним коммерческим либо некоммерческим юридическим лицом достигнуты быть не могут.
Анализ законодательства, который проводит регламентацию гражданско-правового статуса государственных корпораций, осуществленный в процессе подготовки работы, говорит о том, что за все время существования данной организационно-правовой формы законодательство не стояло на месте, а разрабатывалось и подвергалось изменениям, которые с каждым разом более конкретно отражали вопросы, имеющие важное значение при осуществлении деятельности государственными корпорациями.
Изменения, отраженные в законодательстве затрагивали определение правового статуса организаций данного рода, решали вопросы управления государственными корпорациями, определяли возможность осуществления контроля и надзора за их деятельностью со стороны государственной власти.
Однако не смотря на все внесенные изменения остается целый ряд вопросов, которые не нашли своего решения со стороны законодательства.
В рамках проведенного исследования, были рассмотрены правовые нормы, регулирующие вопросы создания и осуществления деятельности государственными корпорациями. На его основании автором сформулированы предложения, которые в свою очередь смогли бы усовершенствовать существующее в настоящий момент законодательство о государственных корпорациях. Вынесенные на рассмотрение предложения касаются уточнения понятия данной организационно-правовой формы юридического лица, порядка ее создания, а так же основания и последствия, возникающие в рамках прекращения деятельности государственных корпораций. Особого внимания требует проведение дополнительной регламентации порядка совершения ими крупных и иных сделок, а так же определение правового режима принадлежащего им имущества.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ