Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В ХОДЕ
РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Место и роль прокурора в обеспечении законности по уголовному
делу, находящегося в производстве органов следствия 7
1.2 Соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного
органа в ходе расследования уголовного дела следователем 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
2.1 Понятие, предмет и средства прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 24
2.2 Организация прокурорского надзора за исполнением законов
органами предварительного следствия 32
2.3 Процессуальные отношения между прокурором и следственным
органом 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 77
1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В ХОДЕ
РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ОРГАНАМИ СЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Место и роль прокурора в обеспечении законности по уголовному
делу, находящегося в производстве органов следствия 7
1.2 Соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного
органа в ходе расследования уголовного дела следователем 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
2.1 Понятие, предмет и средства прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 24
2.2 Организация прокурорского надзора за исполнением законов
органами предварительного следствия 32
2.3 Процессуальные отношения между прокурором и следственным
органом 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 77
Тема дипломной работы актуальна, так как проблема обеспечения законности предварительного расследования преступлений остается одной из наиболее острых. Вместе с этим, правовой статус прокурора не перестает быть в центре внимания юристов как в связи с многообразием осуществляемых им функций в ходе расследования уголовного дела.
Прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, важнейшим конституционным правоохранительным институтом в Российской Федерации. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд механизмов, позволяющих выявлять и устранять возможные нарушения закона. Одним из наиболее действенных, позволяющих наиболее оперативно восстановить нарушенные права и законные интересы, является институт прокурорского надзора.
Работа прокуратуры - это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России. Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Приоритетным направлением прокурорской деятельности является зашита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.
Действующим законодательством предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Актуальность этого направления надзорной деятельности прокуратуры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной деятельности и режима законности в процессе расследования преступлений, значительным объемом работы прокуратуры в этом направлении.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал защиту человека, общества, государства от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за совершенное преступление. Достижение этих целей возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном преследовании и при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Целью дипломной работы является комплексное изучение организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить литературу и нормативно-правовые акты по данной теме;
- показать понятие, предмет и средства прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия;
- определить место и роль прокурора в обеспечении законности по уголовному делу, находящегося в производстве органов следствия;
- проанализировать полномочия прокурора и руководителя следственного органа;
- рассмотреть организацию прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия;
- показать процессуальные отношения между прокурором и следственным органом.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие правовые аспекты прокурорского надзора.
Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере.
Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты РФ.
Эмпирическая база работы включает опубликованную судебную практику Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, законов и категорий материалистической диалектики, метода системного подхода к изучению российского гражданского права. Кроме того применялись частно-научные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный.
Структура и объем дипломной работы были определены, исходя из целей и задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, важнейшим конституционным правоохранительным институтом в Российской Федерации. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд механизмов, позволяющих выявлять и устранять возможные нарушения закона. Одним из наиболее действенных, позволяющих наиболее оперативно восстановить нарушенные права и законные интересы, является институт прокурорского надзора.
Работа прокуратуры - это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России. Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Приоритетным направлением прокурорской деятельности является зашита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.
Действующим законодательством предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Актуальность этого направления надзорной деятельности прокуратуры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной деятельности и режима законности в процессе расследования преступлений, значительным объемом работы прокуратуры в этом направлении.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал защиту человека, общества, государства от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за совершенное преступление. Достижение этих целей возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном преследовании и при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Целью дипломной работы является комплексное изучение организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить литературу и нормативно-правовые акты по данной теме;
- показать понятие, предмет и средства прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия;
- определить место и роль прокурора в обеспечении законности по уголовному делу, находящегося в производстве органов следствия;
- проанализировать полномочия прокурора и руководителя следственного органа;
- рассмотреть организацию прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия;
- показать процессуальные отношения между прокурором и следственным органом.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие правовые аспекты прокурорского надзора.
Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере.
Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты РФ.
Эмпирическая база работы включает опубликованную судебную практику Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, законов и категорий материалистической диалектики, метода системного подхода к изучению российского гражданского права. Кроме того применялись частно-научные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный.
Структура и объем дипломной работы были определены, исходя из целей и задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Данные изучения специальной литературы, законодательства и судебной практики позволяют сделать вывод о том, что уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами.
Прокурорский надзор за исполнением законов и в прошлом, на заре своего существования, осуществлялся также в определенном порядке и всегда выступал на деле правовой формой, или, как указывали в теории, особой формой государственной правоохранительной деятельности.
Прокурор действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений, он является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.
Правовое регулирование досудебных стадий уголовного судопроизводства в целом и вопросов, касающихся места и роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования в частности, не может быть признано совершенным. Поэтому не случайно, что многие авторы обращаются к этим вопросам, высказывая при этом разные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на существующие проблемы.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса и имеет ряд полномочий. Средством обеспечения должного направления расследования, его полноты,
всесторонности и объективности служат указания прокурора, которые должны определять перспективы расследования, конкретизировать задачу доказывания по каждому конкретному уголовному делу.
Надзор в досудебном производстве не вполне однороден по своему содержанию, поскольку закон по-разному регулирует отношения, складывающиеся у прокурора с поднадзорными ему органами дознания и предварительного следствия. Отличием полномочий, реализуемых прокурором в отношении органов дознания, является их властно-распорядительный характер. Выявив допущенные при расследовании нарушения закона, прокурор вправе принять непосредственные меры, направленные на их устранение, например, отменив своим постановлением незаконное решение органа дознания или дознавателя. Принятие органом дознания или дознавателем некоторых уголовно-процессуальных решений возможно только с согласия прокурора.
Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона. На прокурора возлагается государственно-правовая функция надзора. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.
Как показывает анализ, прокурор не подменяет руководителя следственного органа (или следователя), который пользуется процессуальной самостоятельностью. В приказах Генерального прокурора РФ уделяется большое внимание конкретизации полномочий прокурора и особенностям их исполнения. Прокуроры обязаны проводить проверки исполнения требований закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях систематически, но не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно. Проверке подлежит соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, продление сроков, достоверность документов и результатов проверки сообщений, законность принятых решений, уведомление заявителя о результатах разрешения его сообщения и разъяснение ему права на обжалование и другие вопросы. При этом (в том числе путем личного опроса) необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия.
Таким образом, прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер, позволяющий как выявлять, так и устранять допущенные органами расследования нарушения закона на стадии возбуждения уголовного дела.
Прокурорский надзор за исполнением законов и в прошлом, на заре своего существования, осуществлялся также в определенном порядке и всегда выступал на деле правовой формой, или, как указывали в теории, особой формой государственной правоохранительной деятельности.
Прокурор действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений, он является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.
Правовое регулирование досудебных стадий уголовного судопроизводства в целом и вопросов, касающихся места и роли прокурора в стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования в частности, не может быть признано совершенным. Поэтому не случайно, что многие авторы обращаются к этим вопросам, высказывая при этом разные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на существующие проблемы.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса и имеет ряд полномочий. Средством обеспечения должного направления расследования, его полноты,
всесторонности и объективности служат указания прокурора, которые должны определять перспективы расследования, конкретизировать задачу доказывания по каждому конкретному уголовному делу.
Надзор в досудебном производстве не вполне однороден по своему содержанию, поскольку закон по-разному регулирует отношения, складывающиеся у прокурора с поднадзорными ему органами дознания и предварительного следствия. Отличием полномочий, реализуемых прокурором в отношении органов дознания, является их властно-распорядительный характер. Выявив допущенные при расследовании нарушения закона, прокурор вправе принять непосредственные меры, направленные на их устранение, например, отменив своим постановлением незаконное решение органа дознания или дознавателя. Принятие органом дознания или дознавателем некоторых уголовно-процессуальных решений возможно только с согласия прокурора.
Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона. На прокурора возлагается государственно-правовая функция надзора. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов следствия, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.
Как показывает анализ, прокурор не подменяет руководителя следственного органа (или следователя), который пользуется процессуальной самостоятельностью. В приказах Генерального прокурора РФ уделяется большое внимание конкретизации полномочий прокурора и особенностям их исполнения. Прокуроры обязаны проводить проверки исполнения требований закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях систематически, но не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно. Проверке подлежит соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, продление сроков, достоверность документов и результатов проверки сообщений, законность принятых решений, уведомление заявителя о результатах разрешения его сообщения и разъяснение ему права на обжалование и другие вопросы. При этом (в том числе путем личного опроса) необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия.
Таким образом, прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер, позволяющий как выявлять, так и устранять допущенные органами расследования нарушения закона на стадии возбуждения уголовного дела.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия и дознания
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в прокуратуре районного звена (Московский государственный юридический университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователя
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



