Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей изучения основ алгоритмизации и программирования…5
1.1. Теория и методика формирования основ алгоритмического мышления в процессе обучения информатике…………………………………………….5
1.2. Геймификация в образовании………12
1.3. Описание и особенности технологии визуального программирования в среде Kodu…………………………………………………………………….19
Глава 2. Разработка обучающего курса для школьников по созданию 3D игр с использованием визуального языка программирования Kodu……………33
2.1. Проектирование комплекса учебных занятий для обучения младших школьников основам алгоритмизации……………………………………...33
2.2. Содержание комплекса учебных занятий……………………37
Заключение……………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………73
Информатика, в отличие от других дисциплин научного познания сравнительно новая научная область познания. Особый интерес к информатике связано с быстрым развитием объёма человеческих знаний, которые часто называют «информационным взрывом».
Информатика задействована почти во всех науках, помогая визуализировать процесс, недоступный человеческому глазу, моделируя опасные ситуации (опасные для жизни человека) или просто создавая модели их применения в жизни, автоматизируя работу машин. Поэтому информатика играет очень важную роль как в современном, так и в образовательных учреждениях.
Главная цель обучения состоит в создании творчески активной личности умеющего самостоятельно приобретать знания и применять их. В образовательных учрежденьях, не профильных направленностей программировании, ученикам сложно изучать языки программирования и при выборе высшего учебного заведения, они пренебрегают профессиями, связанными с ИКТ.
Современная молодежь серьёзно интересуется игровой индустрией, дизайном, моделированием, анимацией. Этим интересом можно воспользоваться, чтобы подтолкнуть их к изучению информатики и, в будущем, сосредоточить внимание на профессиях, связанных с информационно-коммуникационными технологиями и программированием.
Практический опыт показывает, что существуют динамические компьютерные игры (например, игры с большим количеством движения, действий, изменения объектов и их свойств с течением времени), которые учащиеся могут разрабатывать в процессе обучения. Разработка динамических игр, несложная с точки зрения программирования, может значительно повысить мотивацию к обучению, помочь преодолеть познавательные трудности и ускорить интеллектуальное развитие школьников.
Объект исследования: процесс обучения информатике.
Предмет исследования: обучение визуальному программированию на основе создания учащимися динамических компьютерных игр на базе визуального языка программирования Kodu.
Цель исследования состоит в разработке элективного курса по языку программирования Kodu для младших школьников.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические и методические основы обучения школьников программированию;
2. Рассмотреть программные средства для обучения визуальному программированию;
3. Систематизировать основные типы компьютерных игр и сред их разработки для обучения программированию;
4. Проанализировать среду для разработки технологии создания игр для обучения учащихся;
5. Разработать цикл занятий обучения программированию на основе создания динамической компьютерной игры.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-методической литературы по педагогике и информатике; анализ существующих подходов к обучению информатике и программированию
- эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в старшей школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам обучения программированию.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
В соответствии с целью и задачами, сформулированными в выпускной квалификационной работе, было проделано следующее:
1. определены методические особенности изучения основ алгоритмизации и программирования и их реализация с помощью визуальной среды программирования Kodu Game Lab, а именно:
a. построение алгоритма происходит в зависимости от желаемых, а самое главное, от системных команд, т.е. возможностей исполнителя (например, объект яблоко не может двигаться самостоятельно, он статичен);
b. алгоритм может быть многоуровневым;
c. алгоритм может быть многостраничным, среда это позволяет;
d. алгоритм может быть цикличным, в зависимости от условий;
e. написание алгоритма должно быть дискретным;
f. программирование того или иного объекта должно быть поэтапным и строится от простого к сложному (например, сначала задаём условие движения, потом выполнение действий при условиях, таких как, собирание других объектов или условие перехода на другую страницу/уровень);
g. программирование в Kodu Game Lab знакомит учеников с режимами: редактирования программы, компиляции текста программы, исполнения, работы с файлами, помощи;
2. изучены возможности программы Kodu Game Lab, такие как:
a. реализация собственного ландшафта;
b. разработка алгоритма действия в зависимости от объекта;
c. создание игры по собственному сценарию;
разработан цикл занятий по созданию 3D игр с использованием визуального языка программирования Kodu. Всего в курсе 23 занятия , каждое из которых рассчитано на 1 урок по 40 минут. Для усвоение всего курса понадобится от 5-6 месяцев. Для закрепление пройденного материала в курсе также есть самостоятельные задания для выполнения как дома, так и во время занятия.
Таким образом, можно утверждать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи, выполненные в полном объеме.