ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗИОННО- ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 21
РАЗДЕЛ III.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ 42 ТАМОЖНИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Развитие торговых отношений в экономике Российской Федерации, либерализация внешнеэкономической деятельности поспособствовало значительному росту интереса к деятельности таможенных органов, вопросам правового регулирования в таможенном деле.
На современном этапе расширение сотрудничества с международными финансовыми и экономическими институтами, общих интересов России и других государств при решении множества проблем, связанных с внешне- эконмической деятельности, в области международной безопасности, объясняют и появление новых задач, в решении которых участвуют и таможенные органы Российской Федерации.
Все это определяет дальнейшую необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений, которые складываются в области таможенного дела, и более эффективного функционирования всей системы таможенных органов.
Новейшие подходы к деятельности таможенных органов в целом определены «Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации»1, одобренной распоряжением правительства Российской Федерации, реализация, которой должна проводиться посредством последующих современных корректив национального законодательства, регулирующего разные направления деятельности таможенных органов.
Данная концепция обязывает дальнейшее совершенствование деятельности таможенных органов, эффективность функционирования которых во многом зависит от уровня правового регулирования.
В теории правовое регулирование определяется как «осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и другое.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания, охраны, и развития в соответствии с потребностями общественного развития»1.
Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза2, являющийся основой правовой системы таможенного регулирования в Российской Федерации, внес большие изменения во взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, придав им характер партнерских.
На сегодняшний день совершенствование правовой и организационной деятельности таможенных органов становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности их работы.
Анализ работы таможенных органов показа, что их эффективная деятельность зависит от совершенной правовой базы, применяемой ими в своей работе, единообразного применения и толкования нормативных положений, целенаправленной организации их деятельности, что и определило актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. В последние годы в рамках рассматриваемых проблем были написаны множество работ таких авторов как: Агишева Е.Н., Безверхий. П.В., Булатов. А.К., Жигалина. О.С., Милыина.И.В., Прусаков. Н.В., Федасова. Ю. В.,3 и другие.
Анализируя данные исследования, можно понять, что некоторые из них были подготовлены без учета организационных изменений в деятельности ФТС России, другие не использовали результаты реализации Концепции развития таможенных органов, предусмотренного административной реформой, третьи не базировались на современной практике.
Административно - правовые и организационные основы деятельности таможенных органов, которые заложены в Концепции развития таможенных органов, были рассмотрены фрагментарно.
Проблема исследования заключается в недостаточном
совершенствование нормативно - правовой базы, которая применяется в деятельности Таможенных органов Российской Федерации.
Объектом исследования является таможенные органы Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм совершенствования организационно - правовых основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Цель дипломного исследования - предложить направления совершенствования организационно- правовых основ деятельности таможенных органов.
Для достижения главной цели необходимо обозначить ряд задач:
-провести теоритический анализ организационно- правовых основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
- изучить практику реализации организационно- правовых основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (на примере Белгородской таможни).
- предложить направления совершенствования организационно- правовых основ деятельности таможенных органов Российской федерации (на примере Белгородской таможни).
Теоретико - методологическая база исследования. В качестве методологической базы исследования выступает система общенаучных и частных научных методов. В дипломной работе использовались:, метод системного анализа, метод сравнительного анализа, и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, а также публикации в периодической печати по вопросам, связанных с данной темой. Например: Атаманчук. Г.В., Бакаева О.Ю., Габричидзе Б.Н 1и другие.
Также в исследовании использовались работы следующих авторов: Бахрушин. С.В., Марков. Л.Н., Павлова З.Ф. 4 и других.
Эмпирическую базу исследования. В работе использовались нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, касающиеся 3 деятельности таможенных органов.
Научно-практическая значимость дипломной работы состоит в том, что написанные в работе положения и выводу могут быть использованы для совершенствования законодательной базы, регламентирующее правовое положение, деятельность и организацию таможенных органов Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В заключении необходимо сказать, что на сегодняшний день главнейшей задачей является разработка и дальнейшее совершенствование нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое положение таможенных органов Российской Федерации и регулирующих их основные направления деятельности. В связи с этим принят закон «О таможенных органах Российской Федерации»1, который регламентирует весь комплекс правовых и организационных вопросов.
К основным идеям, составляющим суть его концепции, относиться следующее: уважение и соблюдение прав человека в их деятельности, достаточность прав таможенных органов, таможенные органы - звено федеральных органов исполнительной власти, сочетание интересов всех субъектов таможенной деятельности, демократизацию порядка и условий службы в таможенных органах, социальную и правовую защищенность ее сотрудников.
В Законе заложен приоритет интересов личности и вместе с этим максимально простой и удобный для граждан и юридических лиц механизм реализации их прав в рассматриваемой сфере. Закон содержит четкие и ясные правила, не допускающие возможность должностного лица действовать исключительно по собственному усмотрению, ущемляя при этом законные права и интересы физических и юридических лиц.
Принципы организации и деятельности таможенных органов образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены.
Эффективность деятельности таможенных органов достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.
В системе принципов организации и деятельности таможенных органов выделяются две группы:
1) общие (социально-правовые). Они имеют общий социальный характер и реализуются в деятельности таможенных органов независимо от уровня и его места, от должности, занимаемой сотрудником, осуществляющим эту деятельность;
2) частные (организационные). На их основе строится организация деятельности таможенных органов.
1 О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 1997 г. (ред. от 22.12.2014) № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. Ст. 3586.
Далее необходим сказать, что административно-правовое положение таможенных органов предполагает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.
Таможенный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделенный властными полномочиями, действующий от имени государства и реализующий возложенные на него задачи и функции в пределах таможенной территории и таможенной границы с помощью присущих ему форм и методов.
Основаниями классификации основных видов деятельности таможенных органов являются: содержание, направление в механизме правового регулирования, функциональная направленность, форма выражения, территория деятельности, отрасль права, характер компетенции, направленность воздействия.
Отмечается, что система, организация и деятельность таможенных органов Российской Федерации составляют предмет особого правового регулирования. И хотя их выделение из числа органов исполнительной власти по форме правового регулирования весьма условно, все же специфика места и роли их в системе субъектов исполнительной власти являются для этого достаточным поводом.
Будучи системой управления, таможенный орган должен отвечать пяти минимальным требованиям к организации управляемых систем, сформулированным кибернетикой:
1) детерминированность элементов системы;
2) динамичность системы;
3) наличие в системе управляющего параметра;
4) наличие в системе усиливающего свойства;
5) наличие в системе минимум одной обратной связи.
Система таможенных органов построена на принципе федерализма с учетом особенностей их функций, таможенной границы, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера таможенного дела - обусловливает не только содержание и форму ее проявления, но и требует определенной системы органов, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере.
Система таможенных органов динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы таможенных органов все системообразующие и влияющие на систему факторы...
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. - 2004. - № 162. - 31 июля.
4. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
5. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
6. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
7. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
9. О государственной границе Российской Федерации [Текст]: закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
10. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президен-та Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
11. О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 01.07.2014) // Российская газета. - 2005. - № 20. - 3 февраля.
12. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации
от 1 февраля 2005 г. № 110 (ред. от 19.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 437.
13. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
14. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
15. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260...