Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ В. ЗЕЛЕНСКОГО)

Работа №92398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Методологические основы исследования политического лидерства 13
1.1. Понятие и основные подходы к политическому лидерству 13
1.2. Типология политического лидерства (типы и уровни) 18
1.3. Факторы формирования политического лидерства в современных
условиях 26
2. Технологии формирования политического лидерства 40
2.1. Современные условия политического лидерства 40
2.2. Результативность политического лидерства 43
2.3. Демонстрация возможностей как часть политического лидерства
современности 49
2.4. Политическое лидерство и институты 55
2.5. Лидерство в новую эпоху 62
3. Анализ политического лидерства В. Зеленского 65
Заключение 70
Список литературы 73


РЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы «Феномен политического
лидерства (на примере В. Зеленского) »».
Цель исследования заключается в определении специфики формирования образа политического лидера в условиях трансформации политической системы при президенте В. Зеленском.
Объектом исследования выступает процесс формирования образа политического лидера.
Предметом исследования являются проблемы политического лидерства Президента Украины В. Зеленского.
Методологическую базу работы составили труды, посвященные вопросам политического лидерства на современном этапе (М. Р. Карманов , Г. О. Кравцова , К. В. Сельченок ), а также концепция постполитика Р. Ингларта. В качестве основных используемых методов исследования выделяются системный анализ, метод сравнительного анализа, метод структурно-функционального измерения.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, разделенные на 6 параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, обозначаются цели, задачи, предмет и объект, определяется методологическая база, показывается научная новизна и значимость результатов исследования.
В первой главе «Методологические основы исследования политического лидерства» анализируются подходы к определению политического лидерства, раскрывается типология политического лидерства.
Во второй главе «Технологии формирования политического лидерства» выявляются особенности политического лидерства в период современных трансформаций.
В третьей главе «Анализ политического лидерства В. Зеленского» рассматриваются основные факторы формирования образа В. Зеленского и дается характеристика его образу.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований феномена политического лидерства, как в России, так и в других странах.
Актуальность темы исследования: В современных условиях трансформации политической системы России, которая характеризуется превращением в структуре, содержании и даже сущности политической системы (переход от старого к новому), особое значение приобретает роль политического лидера, который имеет определяющую силу для дальнейшего развития страны. Политическое лидерство - явление многогранное и многофакторное. Оно предусматривает ряд ведущих характеристик, таких как способность воздействовать на людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей, способность генерировать новые идеи, способность обладать чувством политического времени и политической информированностью.
Лидер обладает качественно иными, по сравнению с ординарными людьми, характеристиками, которые лежат в основе механизмов осуществления лидерства, а задача исследователей заключается в выявлении и систематизации этих черт. Большинство теорий, возникших в предшествовавший нашему столетию период, исходили из этой посылки.
Наиболее актуальное значение эти процессы приобретают в условиях модернизации Украины. По мнению автора, модернизация должна создаваться личностью зрелой, обладающей гражданской ответственностью, обладающей интеллектуальным превосходством, умением создавать вещи, нужные людям, и всеми компетенциями, которые позволяют России обеспечить стабильные условия развития. Социальное назначение политического лидерства, реализуясь в политико-властной деятельности конкретных лидеров, вступает в противоречие с их индивидуально- личностными возможностями и характеристиками. Динамичные изменения в политических и социальных институтах требуют от политического лидера высокого качества специализированной деятельности (функционально разделенного труда) и одновременно - соответствия ожиданиям населения.
В современном обществе политическое лидерство является той социальной ролью, которая требует постоянного подтверждения, постоянной «проверки». Поэтому вопрос отношений между лидером и его последователями становится все более актуальным и злободневным. Для того чтобы быть получить поддержку, а в дальнейшем - удержаться у власти, лидер вынужден предстать в определенном амплуа, создать себе определенную репутацию и определенное мнение о себе. Он вынужден, находясь в институционализированных властных структурах, удерживаться у власти, но все его поведенческие манеры должны говорить избирателям, что они по-прежнему для него значимы и их мнение для него — превыше тех привилегий.
Проблема политического лидерства относится к категории вопросов, актуальность которых никогда не подвергается сомнению. Исследования политического лидерства носят не только познавательный, но и прикладной характер, так как помогают потенциальным лидерам создавать механизмы управления индивидами, а гражданам - понимать данные механизмы, различать их и, при необходимости, им противостоять.
Политический имидж наделен определенными требованиями по отношению к лидеру, такими как смелость в принятии решений, способность убедительно и ярко выступить перед людьми, уметь предвидеть ситуацию, обладать различными положительными человеческими и деловыми качествами. Работа над созданием имиджа становится центральным моментом в деятельности современного политического лидера. И, несмотря на то, что над данной задачей трудятся целые штабы, проблемы и вопросы, связанные с самоподачей и самопрезентацией, требуют внимательного отношения и со стороны самого политического лидера.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема политического лидерства представляет собой относительно новый, но уже достаточно исследованный феномен современной политической жизни России. Наработан обширный материал в сфере анализа, типологии и конкретных элементов имиджконструирования лидерства, техник популяризации лидеров.
Несмотря на столь обширную исследовательскую базу, недостаточно работ, посвященных технологиям формирования образа политического лидера, функциональным характеристикам лидерства.
Вопросы, связанные с феноменом политического лидера интересовали мыслителей в различные исторические периоды. Отдельные аспекты этой проблемы можно встретить в трудах Конфуция , Каутильи , Демокрита , Платона , Н. Макиавелли , Т. Мора , Д. Юма . Проблема формирования образа лидера в массовом сознании также затрагивалась Ф. Ницше , Г. Тардом , С. Сигеле , Л. Лебоном , в чьих трудах была выделена в качестве фактора формирования бессознательная, инстинктивная природа человека.
При подготовке концептуальной части работы автор опирался на положения, содержащиеся в работах М.Вебера , В.Паретто , Г. Моска и Р.Михельса , Ж.Блонделя , М. Херманн , Г.А. Авциновой18, Б. Эннкера19,
Е.Абашкиной , В.Амелина , Г.Ашина , Л.Гозмана , С.Е. Каптерева другие.
В Советский период фундаментальные исследования по теории и прикладной имиджеологии востребованы не были. Существующий режим не позволял проводить и социологические исследования об отношении граждан к тем или иным политическим деятелям. Интерес к вопросам, связанным с политическим имиджем в отечественной науке и практике появляется только с конца восьмидесятых годов, когда происходит переход общества к новой политической системе, и начинают проводиться первые альтернативные выборы. Практическая необходимость имиджконструирования обусловила появление многочисленных исследований по различным вопросам, связанным с имиджем политического лидера.
Несмотря на обширную исследовательскую базу, посвященных теории политического имиджа, на сегодняшний день раскрыты не все его стороны, некоторые вопросы остаются дискуссионными. К ним можно отнести проблему эффективных имиджевых черт, их классификации, влияние объективных и субъективных факторов на создание имиджа политического лидера, место в нем идеологической составляющей, роль личностных качеств политического лидера в процессе создания имиджа, специфика имиджконструирования в переходных условиях развития страны.
Что касается исследований имиджа конкретных политических лидеров современной России издано большое число публикаций, посвященных тем или иным аспектам имиджа отдельных политических персон. Эти публикации, как правило, не ставят целью всестороннее изучение имиджей политических лидеров. Анализ имиджей часто сводится к простому перечислению характеристик, которые нравятся или не нравятся в политике гражданам на данный момент, без выявления их природы, функций, динамики изменений, что свидетельствует о недостаточной степени изученности феномена политического лидерства и имиджа соврменных политиков. Используя имеющиеся сведения, данная работа предполагает проведение комплексного исследования проблемы политического лидерства Президента Украины В. Зеленского.
Объект исследования - процесс формирования образа политического лидера.
Предмет исследования - проблемы политического лидерства Президента Украины В. Зеленского.
Цель исследования - определить специфику формирования образа политического лидера в условиях трансформации политической системы при президенте В. Зеленском.
К наиболее важным задачам настоящего исследования необходимо отнести:
1. определение инструментального содержание понятия «политическое лидерство», анализ функций политического лидерства;
2. анализ типологий политического лидерства в современном обществе;
3. изучение способов и приемов формирования имиджа политического лидера, анализ особенностей их применения в период трансформации политической системы;
6. определение роли различных факторов в формировании образов политического лидера В. Зеленского.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2019 года по нач. 2021 года - период президенствования Владимира Зеленского в Украине.
Источниковая база работы включат в себя три основные группы источников, разделенные по временному признаку.
Первую группу источников составляют работы древних философов. Разработка вопросов политического лидерства производилась в трудах античных философов, таких как Конфуций , Каутильи , Демокрит , Платон , Н. Макиавелли , Т. Мор , Д. Юм . и др.
Вторую группу составляют испточники ХХ века. Так, Н. Макиавелли в своём фундаментальном труде «Государь» разработал универсальные основы политического господства и заложил идею категории политического имиджа. Особенности управления большими массами людей рассматривал и Г. Лебон в книге «Психология толп» .
Основополагающая роль в формировании теории политического лидерства принадлежит М. Веберу , который исследовал традиционное, рациональное и харизматическое господство. Фундаментальность исследований М. Вебера подчёркивается некоторым количеством критики в адрес его теории, например, со стороны Ж. Блонделя . Исследования Х. Арендт в области тоталитаризма и современных идеологий также расширили понимание изучаемого вопроса.
Интересны исследования Р. Итвела, который рассматривает истоки и географические особенности харизматического лидерства в современных условиях, а также причины, приведшие к широкому распространению харизматического лидерства в XX и XXI вв. Он делает отсылки не только к классической концепции М. Вебера, но и к интерпретации Э. Дюркгейма, сконцентрировавшего своё понимание общественного кризиса и изменений общественного запроса в понятии аномии. Рассматривая современные вариации харизматического лидерства, Р. Итвел опирается также на психологическую теорию происхождения государства Л. Петражицкого, принимается во внимание также политический институционализм. (это из другой работы и это формат обзора литературы, а не раскрытия понятия лидер)
Здесь нельзя не отметить классика теории коллективного бессознательного, которая легла в основу понятия архетипов, К.Г. Юнга . Именно он выделил признаки и особенности бессознательных образов, которые вызывают доверие, поклонение либо страх у людей.
Третью группу формируют работы российских авторов по вопросам политического лидерства.
Уникальная роль в исследовании бессознательного восприятия лидерства в российской действительности принадлежит Щербининой Н.Г., которая предложила взгляд на архетипы лидеров в русской культурной
традиции и выделила их отличия от соответствующего восприятия в западном культурном поле.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды, посвященные вопросам политического лидерства на современном этапе (М. Р. Карманов , Г. О. Кравцова , К. В. Сельченок ), а также концепция постполитика (Р. Ингларт ).
Методы исследования. Основными научно-исследовательскими методами, примененными автором в своей работе, были системный анализ, метод сравнительного анализа, использованный для выявления специфических особенностей российской политической практики, метод структурно-функционального измерения.
Научная новизна исследования диссертационного исследования заключается в том, что:
- политическое лидерство рассматривается автором на основе его комплексного исследования с учетом динамично развивающихся процессов в условиях трансформации современного российского общества, постоянной ротации лидеров и участников политического процесса;
- в систематизированном виде представлены концепции политического лидерства как зарубежных, так и отечественных авторов, что позволило выявить сходство и различия в подходах к анализу этого явления;
- определены варианты функциональных характеристик политического лидерства в условиях трансформации политической системы Украины;
- выявлены объективные и субъективные факторы создания имиджа В. Зеленского.
Научная и практическая значимость работы состоит в систематизации современных подходов к феномену политического лидерства и доказана важность апелляции к политике ценностей для формирования имиджа политика. Доказано, что президентство В. Зеленского является классическим вариантом демонстрации значимости ценностей постмодерна в современной политике и показывает недостатки в системе формирования его имиджа.
Апробация работы. Накопленный и проанализированный материал об исследуемой проблеме прошел апробацию в выступлениях и публикациях на следующих научных конференциях: X Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» и XIV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика» .
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы и 8 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема политического лидерства многогранная и многомерная. Только применение комплекса различных методов исследования и применения междисциплинарного подхода позволит охватить основные грани данного феномена.
В конечном итоге, современная международная политика - как европейская, так и формирующаяся за пределами Европейского континента - предлагает нашему вниманию и осмыслению разные типы лидеров, и ни один из них пока не подтвердил свою «универсальную эффективность» в существующую кризисных условиях:
- лидер-координатор системных трансформаций, способный направлять внутреннее развитие и существенно влиять на глобальные процессы (председатель Си Цзиньпин в Китае);
- «лидер-стабилизатор» - данную роль Ангела Меркель играла в рамках германской политической системы начиная с 2005 года, обеспечивая неизменность правил игры во внутренней и внешней политике в течение полутора последних десятилетий;
- лидер-инноватор - заявивший масштабную программу реформирования общества и всех ключевых его сфер (но пока не преуспевший в этом) (президент Эммануэль Макрон во Франции);
- лидер - прагматический консерватор (компромисс широких слоев-общества на умеренно-консервативной платформе) (премьер-министр Себастьян Курц в Австрии, ведущий фламандский политик Бельгии Барт де Вевер);
- лидер - проводник идеологически мотивированного курса («политика ценностей»), сумевший глубоко трансформировать политическую систему страны (премьер-министр Виктор Орбан в Венгрии);
- лидер-пожарный - лидер, заявивший программу ликвидации «внутренних неустроений», накопившихся за долгие годы правления прежних профессиональных политиков (теперь уже бывший президент Дональд Трамп в США);
- лидер-популист (контр-элитная мотивация) - показал
ограниченность своего потенциала без связи с другими идеями и платформами (лидер нидерландских «крайне правых» Геерт Вилдерс).
Таким образом, говорить о скором исчерпании феномена политического лидерства и о превращении его в симулякр - при этом процесс его трансформации будет продолжаться. «Профессионализация» лидерства (попытка спрятаться за статус аполитичного менеджера) в подобной ситуации зачастую не помогает. При этом апелляция к политике ценностей и к ценностям в политике дает политическим лидерам определенный шанс - в противном случае есть угроза разрушения самого политического как такового. Определенные возможности обеспечивает популизм, который введение в политическую повестку дня все новых тем; однако информированность и склонность современного общества к быстрому разочарованию в актуализирующих важные темы публичных деятелях делает возможности популизма ограниченными.
Президентство В. Зеленского является классическим вариантом демонстрации значимости ценностей постмодерна в современной политике.
Практически все политологи и журналисты подчеркивают высокую степень обаяния В. Зеленского, его фантастическую способность нравиться, сексуальность и личностную притягательность. Для него, в особенности как для недавнего актера, принципиально важно, чтобы публика его любила персонально, а не представляемый им комплект идей. С. Чунихина подчеркивает, что «ему удалось в определенный момент стать Олегом Винником от политики ... Зеленский развивает свою популярность по артистическим лекалам ... В определенный момент времени перенесение этого образу на политику дало кратковременный, но взрывной эффект». В свою очередь журналисты Guardian отмечают, что Зеленский «провел нелепую, постмодернистскую кампанию, центральным элементом которой был общенациональный комедийный тур, включающий видеоклипы его экранного президента. В основном он просто хотел рассмешить публику».
Однако артистический образ всенародного любимцы заключает для политика серьезные риски. Некоторые исследователи полагают, что Зеленский, как «наркоман любви», своеобразный «нарцисс», зависимый от аплодисментов публики/электората, в случае неизбежного их исчезновения и превращения в объект насмешек и серьезной критики неизбежно начнет чувствовать серьезный психологический дискомфорт.
Таким образом, тип политического лидерства В. Зеленского следует отнести к типу «лидера-пожарного».



1. Barometre de confiance politique LCI - Epoka - Juillet 2020. Harris Interactive, 2020. URL: https://harrisinteractive.fr/opinion_polls/barometre-de- confiance-politique-lci-epoka-juillet-2020/
2. Bligh M. C., Kohles J. C., Meindl J. R. Charisma under crisis: Presidential leadership, rhetoric, and media responses before and after the September 11th terrorist attacks. The Leadership Quarterly, 2004. Vol. 15. № 2. P. 211-239.
3. Boin A. et al. The politics of crisis management: Public leadership under pressure. Cambridge University Press, 2016.
4. Boris Johnson Approval Rating. Yougov, 2020. URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/trackers/boris-johnson-approval-rating 28 Там же. 29 Там же.
5. Chung H., Taylor-Gooby P., Leruth B. Political legitimacy and welfare state futures: Introduction. Social Policy & Administration, 2018. Vol. 52. № 4. P. 835-846.
6. Collier R. Populism. International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences // Oxford: Elsevier. 2001. P. 5.
7. Davis M. et al. Immunity, biopolitics and pandemics: Public and individual responses to the threat to life. Body & Society, 2016. Vol. 22. № 4. P. 130-154.
8. De Feo G. Sondaggio Demos: gradimento per Conte alle stele. YouTrend, 2020. URL: https://www.youtrend. it/2020/03/20/sondaggio-demos- gradimento-per-conte-alle-stelle/
9. Doffman Z. Coronavirus Spy Drones Hit Europe: This Is How
They’re Now Used. Forbes, 2020. URL: https://
www.forbes.com/sites/greggardner/2020/04/07/navya-beep-use-avs-to-tranport- COVID-19-tests-to-mayoclinic-in-florida/
10. Gardner G. Self-Driving NAVYA, Beep Shuttles Used To Tranport
COVID-19 Tests To Mayo Clinic In Florida. Forbes, 2020. URL:
https://www.forbes.com/sites/zakdoffman/2020/03/16/coronavirus-spy-drones-hit- europepolice-surveillance-enforces-new-COVID- 19-lockdowns/
11. Greene A. R. Consent and political legitimacy. Oxford studies in political philosoph, 2016. Vol. 2. P. 71-97.
12. International Association, 2020. URL: https://www.gallup-
international .com/wp-content/uploads/2020/08/ Summary_Covid 19wave3.pdf
13. 1нглхарт Р. Мадэршзацыя i постмадэршзацыя / Палпычная навука. Анталопя клашчных тэкстау. Мшск-Выьня : Палпычная сфера, 2012. С. 326-389.
14. Jones J. President Trump’s Job Approval Rating Up to 49%. Gallup News, 2020. URL: https://news.gallup.com/ poll/298313/president-trump-job- approval-rating.aspx
15. Kamradt-Scott A., McInnes C. The securitisation of pandemic influenza: framing, security and public policy. Global Public Health, 2012. Vol. 7. №. sup2. P. 95-110.
16. McDonnel A. Coronavirus reaction pushes PM’s popularity into
positive territory. YouGov, 2020. URL: https://
yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2020/03/24/coronavirus-reaction- pushes-pms-popularity-positiv
17. Oliphant J. B. A growing share of voters say it’s important to them to
hear from the Trump and Biden campaigns. Pew Research Center. August 2020. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/08/03/a-growing-shareof-
voters-say-its-important-to-them-to-hear-from-the-trump-and-biden-campaigns/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ