ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ: ВИДЫ И СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ 12
1.1. Понятие и виды политических коммуникаций 12
1.2. Структура политических коммуникаций субъектов РФ на современном
этапе 21
ГЛАВА 2. ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКИХ
КОММУНИКАЦИЙ РЕГИОНОВ РОССИИ 32
2.1. Характеристики цифровой коммуникации XXI века 32
2.2. Переход политического управления в цифровое пространство 42
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ 52
3.1. Основные этапы и цели цифровизации государственного управления .... 52
3.2. Итоги внедрения и план развития цифровых технологий в региональном
политическом управлении 63
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
РЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы «Политические коммуникации субъектов РФ в условиях цифрового пространства».
Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирующейся коммуникации в рамках отношений «Центр - Регионы - Население» в цифровом пространстве.
Объектом исследования выступают политические коммуникации государственных структур в современной России.
Предметом исследования являются особенности коммуникации федерального центра и субъектов РФ в сети Интернет.
Методологическую базу работы составили теории политических сетей и мониторной демократии Дж. Кина, модель политической системы Д. Истона. В качестве основных используемых методов исследования выделяются дискурс - анализ, нормативный анализ правовых документов; сравнительный и исторический методы; структурно-функциональный и системный подходы.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, разделенные на 6 параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, обозначаются цели, задачи, предмет и объект, определяется методологическая база, показывается научная новизна и значимость результатов исследования.
В первой главе «Политические коммуникации: виды и современная структура на уровне субъектов РФ» анализируются подходы к определению политической коммуникации, характеризуется структура политических коммуникаций субъектов РФ на современном этапе.
Во второй главе «Цифровое пространство как основа политических коммуникаций регионов России» выявляются особенности цифровой коммуникации и цифровизации политического управления.
В третьей главе «Реализация цифрового управления на уровне субъектов РФ» рассматриваются основные этапы формирования электронного правительства в России и основные итоги внедрения цифровых технологий в региональном политическом управлении.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований процесса цифровой трансформации политического управления и коммуникаций регионов Российской Федерации.
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что уже четверть века в России осваивается Интернет-пространство, тем не менее в политической науке до сих пор продолжают отмечать стремительное развитие этой формы коммуникационного взаимодействия. Стоит отметить, что сегодня инструменты Интернет-коммуникации вошли в обиход государственных органов власти, что дает повод детальнее изучить формирующуюся основу взаимодействия акторов региональной и федеральной политики.
Внедрение Интернет-технологий среди населения сформировало новый субъект в политическом пространстве - информационное общество. Теперь граждане в онлайн режиме следят за деятельностью органов власти, подмечая события как масштабные (федеральные), так и локальные (региональные и муниципальные). Перед государственными органами отныне стоит задача вовремя публиковать отчеты о деятельности, результатах взаимодействия с гражданами и т.д., так как отсутствие информации в сети является поводом считать, что никакой деятельности вовсе не было.
Еще в 2010 году была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», в рамках которой подразумевалось развитие программы «Электронное государство и эффективность государственного управления». В связи с этим, актуально будет рассмотреть итоги внедрения нового инструмента в государственное управление между центром и субъектами РФ.
Коммуникации между регионами Российской Федерации и федеральным центром остаются малоизученными, что делает анализ межрегиональных связей в цифровом пространстве актуальной проблемой исследования. Так же стоит учитывать актуальность перехода в Интернет- среду в период самоизоляции и дистанционной работы большинства государственных и негосударственных организаций.
Степень научной разработанности проблемы. На значимость коммуникаций в политике указывали еще древнегреческие мыслители. В частности, Аристотель считал коммуникацию целенаправленной коллективной деятельностью для достижения общественных интересов. Далее представители либерального течения, в лице Дж. Локка, Д. Юма, Ш. Л. Монтескье и др., воспринимали коммуникацию как инструмент контроля со стороны общества за деятельностью государства. Затем на интерес исследователей к вопросу о роли коммуникаций повлияло возникновение средств массовой коммуникации, после чего появились работы, определяющие политическую коммуникацию как часть политического управления.
В целом, вклад западных исследователей в развитие теорий о политических коммуникациях достаточно велик. Так, марксисты и неомарксисты подмечали за данным процессом идеологическую составляющую . Социологи, в лице Р. Ж. Шварценберга, Л. Пая и др., признавали расширение диапазона коммуникаций в политическом пространстве. Р. Мертон, Т. Парсонс (как представители структурно- функционального подхода), У. Липман, Г. Лассуэлл (системный подход), К.Дойч (информационно-кибернетический подход), К. Сиуне, Г. Алмонд и Дж. Коулман разрабатывали методологическую основу для анализа коммуникаций в политической системе, учитывая влияние СМИ на формирующееся коммуникативное поле и на акторов коммуникативного процесса.
На место и роль политических элит в модернизирующемся коммуникативном пространстве, а также их взаимодействие с населением, общественными и бизнес организациями обратили внимание М. Маклюэн, Г. Иннис, М. Кастельс, Ё. Масуда, Д. Свенсон . В своих работах они подчеркивают такие проблемы, как: зависимость между типом массовых коммуникаций и типом общественного устройства, государственная монополизация коммуникационных ресурсов, технологическая трансформация информационного поля, внедрение и развитие глобальных электронных технологий, адаптация политического дискурса, выстраивание каналов обмена информацией с обществом и т.д.
Стоит отметить и вклад отечественных исследователей в развитие теорий о современных политических коммуникациях. Среди них М. Н. Грачев, Л. В. Сморгунов, Н. А. Баранов, Ю. А. Нисневич, С. В. Володенков, И. А. Быков, В. В. Бурматов, О. М. Михайленок, В. В. Люблинский и др . Основной вектор исследований направлен на применение коммуникаций в российском политическом управлении, а также обоснование нового вида коммуникации - «электронное правительство». Вопросы освоения Интернет- пространства государственными органами власти в России рассматривают А. Е. Коньков, А. П. Кочетков, К. С. Гаджиев, Е. Г. Кирсанова, А. И. Соловьев, Е. С. Крестинина, И. В. Мирошниченко, М. Ю. Павлютенкова, Н. П. Пименов, М. С. Васильев и др . Упомянутые авторы раскрывают сущность российской модели электронного правительства, ее построения и значения для налаживания горизонтального типа коммуникации. Они поднимают вопросы участия граждан в принятии политических решений с точки зрения демократических процессов, выявляют ключевые проблемы цифрового управления, определяют характер общественно-политического
взаимодействия и пр. Стоит обратить внимание на работу И. Ю. Богдановской, где проводится сравнительный анализ правового закрепления концепции «электронного государства» .
Вместе с тем, все еще малоизученными остаются аспекты взаимодействия государственных структур на федеральном и региональном уровнях, а также участие регионов Российской Федерации в освоении Интернет-пространства, цифровизации каналов коммуникаций между органами государственной власти и населением.
В связи с этим, цель исследования заключается в выявлении особенностей формирующейся коммуникации в рамках отношений «Центр - Регионы - Население» в цифровом пространстве.
Поставленная цель предусматривает следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современную структуру политических коммуникаций;
2. Обобщить характеристики политических коммуникаций в цифровом пространстве;
3. Рассмотреть этапы цифровизации политического управления и коммуникаций;
4. Выявить существующую форму взаимодействия субъектов РФ с федеральным центром;
5. Оценить итоги внедрения цифровых технологий в региональном политическом управлении.
Объектом исследования выступают политические коммуникации государственных структур в современной России.
Предметом исследования являются особенности коммуникации федерального центра и субъектов РФ в сети Интернет.
Эмпирическую базу исследования включает в себя несколько групп источников.
Первую группу составляет нормативно-правовые акты федерального уровня - Федеральные законы , Указы и поручения президента , распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации , государственные программы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)» и «Цифровая экономика Российской Федерации (2019 - 2024 гг.)» , а также нормативные акты регионального уровня - постановления правительств и администраций субъектов РФ .
Вторую группу представляют аналитические материалы, подготовленные Аналитическим центром при Правительстве РФ .
Выбранные источники способствуют раскрытию основ процесса цифровизации в России и решить задачи исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: теория политических сетей (З. С. Викторова, Л. В. Сморгунов, Н. А. Баранов) и модель политической системы Д. Истона. Тема исследования заявляет изучение коммуникаций в современных политических условиях, которые включают себя обширное использование цифровых технологий. Этот факт заставляет по-новому взглянуть на роль субъектов РФ в управленческом процессе и выявить их место в актуальной политической сети. Обозначить внутри- и межрегиональное взаимодействие субъектов РФ и попытаться определить, технический прогресс ведет к коренной смене общественно¬политических отношений, вовлекая новых политических акторов или же оказывает значительное давление на социально -экономическое развитие.
Так же, для анализа новых моделей государственного управления за основу берется мониторная демократия Дж. Кина. Положения данной теории позволяют разобраться с нюансами взаимодействия органов государственной власти и населения России в Интернет-пространстве. При помощи «мониторной» силы, в виде активно участвующих в коммуникационном процессе граждан, появляется возможность охарактеризовать формы взаимодействия государства с обществом, а также разобраться со степенью доступности и качеством информации в общем коммуникативном поле.
Методы исследования. Среди общенаучных методов были задействованы: метод обобщения, типизации, сравнительный и исторический метод. Данная группа методов позволила в ретроспективе оценить изменение научных и практических подходов к пониманию политической коммуникации, обозначить основные характеристики цифрового управления XXI века.
Из качественных методов анализа данных были использованы:
- дискурс-анализ, в качестве проработки смыслов и значения политических информационных сообщений и разрешения определенного круга политических вопросов. Это позволяет посмотреть на наличие преград демократизации процессов коммуникации в регионах РФ и на общую оценку деятельности правительства политически активными гражданами.
- нормативный анализ правовых документов, направленный на исследование перехода к электронному документообороту, защите персональных данных на порталах оказания государственных услуг, а также на анализ архитектуры единой системы электронного правительства.
- структурно-функциональный и системный подходы, которые позволили охарактеризовать структуру федеральных и региональных коммуникаций, определить основные проблемы цифровой трансформации политического управления.
Новизна исследования и практическая значимость работы заключается в попытке проанализировать трансформацию политических коммуникаций внутри субъектов РФ, а также межрегиональные коммуникации и взаимодействие регионов с федеральным центром в условиях цифрового пространства. Автор исследования обозначил промежуточные результаты внедрения новых цифровых инструментов в коммуникацию и управление регионов России, выделив ключевые проблемы, препятствующие полноценной цифровизации политических процессов российского государства.
Проведенное исследование позволяет выявить общие тенденции и основные механизмы участия регионов в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации (2019 - 2024 гг.)» и цифровой мобилизации в связи с актуальным глобальным вызовом - короновирусной инфекцией. Материалы работы могут быть использованы для дальнейшего сравнительного изучения цифровой трансформации политического управления при расширении количества исследуемых субъектов РФ. Данное исследование, в числе прочих, может служить теоретической базой для осмысления и комплексного анализа политических процессов в современной России и ее субъектах.
Кроме того, выводы, изложенные в выпускном квалификационном исследовании применимы для использования в учебном процессе, в частности, при разработке курсов и спецкурсов по политическому управлению, информационным технологиям в политическом управлении, государственной политике и управлению, политической регионалистике, а также при подготовке к семинарским и лекционным занятиям.
Апробация работы. Накопленный и проанализированный материал об исследуемой проблеме прошел апробацию в выступлениях и публикациях на следующих научных конференциях: X Всероссийская (с международным
участием) научно-практическая конференция «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» ; XIV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика» и LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия» .
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, разделенные на 6 параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Политические коммуникации являются неотъемлемой частью государственного управления и представляют из себя регулярное целенаправленное информационно-коммуникативное воздействие на массовую аудиторию. Современная структура коммуникаций в политике представляет из себя каналы создания и обмена информационными сообщениями как внутри органов государственной власти, так и с гражданами, общественными организациями и прочими политическими акторами.
В связи с расширением роли средств массовой коммуникации и техническим развитием коммуникативного пространства, развиваются такие мониторные механизмы, как новые информационные технологии, электронное правительство, независимые площадки для обсуждения и участия в политической жизни общества и иные формы, указывающие на цифровизацию большей части общественно-политических процессов. Отныне политическая власть столкнулась с проблемой активного гражданского контроля и вынуждена выстраивать отношения более обдумано и открыто, давая возможность активной части населения принимать участие в решении государственных вопросов. Говоря об особенностях российской политической коммуникации, обозначим однонаправленный вертикальный характер выстраивания связи с гражданами. Отсутствие сложностей в освоении медийного пространства со стороны государства указывает на мобильность системы политического управления и способность реагировать на трансформацию окружающей информационной среды в кратчайшие сроки.
С активным вовлечением цифровых инструментов открылись новые возможности обмена информацией, среди которых: структурирование целевой аудитории, развитие коммуникаций в горизонтальной плоскости, создание информационного контента пользователями интернет- коммуникаций, влияние пользовательских оценок на восприятие информационных сообщений, размывание территориальных границ для участия в государственном коммуникационном процессе, отсутствие ограничений распространения контента, возникновение новых инструменты коммуникативного влияния (политический SMM, таргет) и т.д.
Новые возможности, тем не менее, подразумевают под собой и новые вызовы. Так, для удержания коммуникационной инициативы в руках государства на Западе были реализованы проекты, направленные на перенос государственных услуг в цифровое пространство. Данный процесс был ознаменован как формирование «электронного государства» и подразумевал под собой: создание электронных копий органов власти в цифровом пространстве, объединение всех ведомств в одном месте при помощи главного портала государственных услуг, формирование комфортной обратной связи и механизмов качественной работы с обращениями граждан, нормативное закрепление функций электронного правительства: хранение и обработка персональных данных, регулирование электронного документооборота, в некоторых странах - внедрение цифровой подписи и контроль за системой электронного голосования. Это позволило на практике выстроить горизонтальную всестороннюю коммуникацию и модернизировать процесс политического управления.
В России процесс цифровой трансформации политического управления и коммуникации осуществляется на протяжении последних 10 лет благодаря государственным программам «Информационное общество (2011-2020 гг.)» и «Цифровая экономика Российской Федерации (2019-2024 гг.)». За это время на федеральном уровне была выстроена единая дистанционная система оказания государственных услуг, были сформированы Интернет-площадки для представления гражданских инициатив, проработаны каналы обратной связи с государственными ведомствами федерального и регионального уровня, созданы возможности для разработки цифровой инфраструктуры на основе отечественных разработок и т.д.
Регионы РФ, помимо поддержки из федерального центра, активно включаются в процесс цифровизации на местах, внедряя новые проекты в региональное политическое управление. Так, субъекты Сибирского федерального округа адаптировали национальные программы под собственные условия и возможности, обозначив для себя приоритетные сферы развития. К примеру, Алтайский край и Омская область реализуют внутренние проекты по улучшению политики в области сельского хозяйства, формируя электронные информационные базы и поддерживая предпринимателей в том числе с помощью цифровых технологий.
В целом, в регионах наблюдается положительная динамика цифровой коммуникации по решению значимых социальных проблем (к примеру, общественный выбор проектов по улучшению городской среды), увеличивается процент вовлеченных граждан в региональный политический процесс. Однако, существует и ряд задач, которые еще только предстоит решить в скором будущем: расширение высокоскоростного широкополосного доступа, налаживание нормативно-правового и технического закрепления электронного документооборота, выстраивание единой системы внутриведомственного управления данными для беспрепятственной коммуникации между субъектами РФ, увеличение числа «оцифрованных» государственных услуг и расширение полномочий демократического участия общества на цифровых коммуникационных площадках.
ИСТОЧНИКИ
1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях: федер. закон от 01.04.2020 №99-ФЗ: в ред. Федерального закона от 29.12.2020 №471-ФЗ // Собрание
законодательства. - 2020. - №14 (часть I). - Ст. 2029.
1.2. О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 18.03.2019 №30-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201903180022?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 12.04.2021).
1.3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ: в ред. Федерального закона от 09.03.2021 № 43-ФЗ // Собрание законодательства. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.
1.4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 №210-ФЗ: ред. Федерального закона от 30.12.2020 №509-ФЗ // Собрание законодательства. - 2010. - №31. - Ст. 4179.
1.5. Об электронной подписи: федер. закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ: в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ // Собрание законодательства. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.
1.6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7.05.2018 №204: в ред. Указа Президента РФ от 21.07.2020 №474 // Собрание законодательства. - 2018. - №20. - Ст. 2817.
1.7. Об обеспечении разработки и внесении в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства // Поручение Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2016. - Пр-1385. - п.1. - Президент России. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52558 (дата обращения: 15.04.2021).
1.8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс]. - 2008. - №1662-р. - Правительство России. -
URL: http://gov.garant.ru/document?id=94365&byPara=1 (дата обращения:
20.04.2021).
1.9. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. - 2018. - № 1761. - Правительство России. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pp1761.pdf (дата обращения: 19.04.2021).
1.10. О внесении изменений в Положение о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. -
2019. - № 1612. - Правительство России. - URL: http://government.ru/docs /all/124995/ (дата обращения: 15.04.2021).
1.11. О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия // Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. - 2014. - №1222. - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4461/ (дата обращения 09.04.2021).
1.12. О совершенствовании системы электронного межведомственного
взаимодействия // Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2020. - №1347. - Правительство России. -
URL:http://static.government.ru/media/files/bheHYZS7LVk1nIda3ExFUzMikzuG Z3gS.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
1.13. О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия // Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. - 2017. - №839. - Ситуационный центр. - URL: https://scnew.minsvyaz.ru/ documents/20181/266751/ (дата обращения 19.04.2021).
1.14. Об утверждении государственной программы «Информационное
общество (2011-2020 годы)» // Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. - 2014. - №313. - Правительство России. -
URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/ (дата обращения 09.04.2021).
1.15. Государственная программа «Информационное общество» / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru /ru/activity/programs/1/#section-targets (дата обращения 06.04.2021).
...