Введение
1.Математические способности как предмет психолого-педагогических исследований
2.Математические способности в дошкольном возрасте
3.Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Заключение
Список источников и литературы
Что касается проблемы формирования и развития способностей, то следует отметить, что ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом способности включают в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющихся условием успешного выполнения. Таким образом, способности-это сложное, интегральное психическое образование, своего рода синтез свойств, или, как их еще называют, компонентов.
Говоря о математических способностях как характеристиках умственной деятельности, прежде всего следует выделить несколько заблуждений, распространенных среди учителей. Во-первых, многие считают, что математические способности в основном связаны с возможностью быстрого и точного расчета. Фактически, вычислительные способности не всегда связаны с формированием действительно математических способностей. Во-вторых, многие считают, что у дошкольников, способных к математике, хорошая память. Однако, как писал академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на умении быстро и прочно запоминать большое количество фактов и цифр. Наконец, они считают, что одним из показателей математических способностей является скорость мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет ничего общего с математическими способностями. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в изучении математики.
Цель исследования: рассмотреть развитие математических способностей в дошкольном возрасте как психолого-педагогическую проблему.
Объект исследования – процесс математического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие математических способностей в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности математического развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности математического развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А. В. Белошистая, А. А. Столяр, Т. И. Ерофееваи др.); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
В психологии и педагогике большое внимание уделяется изучению математических способностей, а также мыслительных процессов в ходе математической деятельности людей. Важным вопросом является вопрос о соотношении приобретенных и врожденных способностей. Есть еще две основные характеристики способностей. Во-первых, способности динамичны: они существуют только в процессе развития, они появляются и развиваются в определенной деятельности и не существуют до ее начала. Нельзя говорить о способности, которая не началась или, наоборот, закончилась развитием, поэтому понятия «предрасположенность» и «предел развития способностей» неверны.
Во-вторых, способности - это психологические свойства человека, рассматриваемые исключительно с точки зрения требований определенной деятельности. Другими словами, ни одна индивидуальная психологическая характеристика не может быть названа способностью, если рассматривать ее вне ее связи с успехом той или иной деятельности. Критерием выбора отдельной способности является ее роль в анализируемой деятельности, поэтому классификации, основанные на списках функций или психических сфер, принятых в общей психологии, неприменимы к способностям.
В.А. Крутецкий обобщил выводы зарубежных и отечественных ученых, и представил их в виде схемы компонентов структуры математических способностей:
1. Получение математической информации: способность к восприятию математических данных, определение структуры задачи;
2. Переработка математической информации:
способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способности мыслить математическими символами, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;
способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий;
способность мыслить свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;
способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении) [15].
3. Хранение математической информации: математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним);
4. Общий синтетический компонент: математическая направленность ума.
Для формирования математических способностей дошкольников необходимо создать предпосылки к пробуждению интереса к математике, а также наладить работу с учащимися, проявляющими интерес и способности в условиях учебного процесса.
Для решения задач математического развития детей дошкольного возраста уместно выстраивать педагогический процесс так, чтобы ребёнок не только играл, но одновременно мог и обучаться и развиваться. Это возможно при надлежащем соблюдении психолого-педагогических условий математического развития детей дошкольного возраста.
1. Разработка перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.
2. Использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа воспитанников дошкольных учреждений).
3. Создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики.
4. Организация совместной деятельности воспитателей и родителей. Перспективный план является одним из методических материалов дошкольного учреждения, его составлением занимаются, как правило, педагоги группы и согласовывается он с руководством дошкольного учреждения.
1) Арапова-Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2018. – 124с.
2) Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2015. – 63с.
3) Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2019. – 400с.
4) Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник – М.: Эксмо, 2016. – 449с.
5) Данилова, В. В. Павлова, Л. И. Методика формирования математических представлений. [Текст] / В. В Данилова – М. 1996.
6) Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 2017. – 450 с.
7) Детство [Текст] : программа развития и воспитания в детском саду) под редакцией: Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб. Детство – Пресс, 2004.– 255 с.
8) Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико-математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 2017. – №3. – С. 551-555
9) Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 451 с.
10) Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
11) Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2018.
12) Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников дошкольного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. – 96с.
13) Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Колесникова М.: Сфера, 2015. – 112 с.
14) Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2018. – 64 с.
15) Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка – Пресс, 2016. – 197с.
16) Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2018. – 384 с.
17) Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
18) Михайлова – Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова – Свирская, Национальное образование, 2015. – 56 с.
19) Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство – Пресс, 2017. – 16 с.
20) Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с.
21) Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И Тихонова. М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с.
22) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 361 с.
23) Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 – 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. – 96 с.
24) Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.
25) Программа «Ступеньки». Курса математики для дошкольной подготовки воспитанников дошкольного учреждения 3 – 6 лет. [Текст] М.: Академия, 2007. – 96 с.
26) Стожарова, М. Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. – 2019. – №1. – 70 – 75
27) Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. М.: Гном – Пресс, 2001. – 96 с.
28) Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород, 2018. – 550 с.
29) Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5– 7 лет. [Текст] М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 32с.
30) Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272с.