Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №92335

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации 6
1.1 Изучение исторического аспекта процесса становления и развития аудита 6
1.2 Исследование роли аудита как социально-экономического института 14
Глава 2 Особенности регулирования аудиторской деятельности в России 20
2.1 Модели регулирования аудиторской деятельности 20
2.2 Анализ концепции государственного регулирования аудита 22
2.2.1 Государство как источник правового регулирования аудита 22
2.2.2 Влияние государства на рынок аудиторских услуг 26
2.3 Исследование места и роли саморегулирования в системе регулирования аудиторской
деятельности 30
Глава 3 Проведение сравнительного анализа норм аудита в правовых системах РФ и США.
Анализ применения данных норм на практике 38
3.1 Раскрытие сравнительных характеристик российского и американского подходов к
регламентированию аудита 38
3.1.1 Сопоставление законодательных основ аудита 39
3.1.2 Сравнение методологий стандартизации аудиторской деятельности 44
3.1.3 Анализ регламентирования этических подходов к аудиту 48
3.2 Практика применения российского и американского законодательства на примере АО
«ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» 50
Заключение 59
Список использованных источников 63
Приложение 1 Количество членов СРО 66
Приложение 2 Отличия Федерального закона №307-ФЗ (РФ) и Sarbanes-Oxly Act (США) 67
Приложение 3 Фрагмент аудиторского заключения «United technologies» 69

Сегодня большинство экономически значимых решений, будь то инвестиционного, управленческого или иного характера, принимаются на основе проведённой аудиторской проверки.
Аудит - это неотъемлемая часть современной бизнес-инфраструктуры. Исторически складываясь на протяжении многих веков как инструмент государственного регулирования аудит получил большое распространение, в силу обеспечения сопутствующих развитию экономических отношений потребностям общества.
Аудит по существу становится вполне самостоятельным социальным институтом, действующим на пользу общества, в том числе во благо пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности. Необходимость проведения подобных проверок выражается, в первую очередь, в том, что внешние пользователи не могут самостоятельно судить о качестве и достоверности представленной отчётности в силу различных причин, например, таких как, недоступность внутренней информации о деятельности компании для внешних пользователей и нехватка профессиональных знаний в области бухгалтерского учёта и аудита.
Аудиторское заключение является той отправной точкой, от которой отталкиваются пользователи финансовой (бухгалтерской) отчётностью в процессе реализации своих экономических идей и возможностей, а потому и проблема достоверности представленных в отчётности данных и оценки добросовестности подхода к её составлению является более чем важной. Следовательно, возрастает значение независимых экспертов и требования к качеству их услуг.
Роль таким экспертов в развитой экономике выполняют аудиторы. В Российской Федерации развиваются те же процессы что и в остальном мире. Сформировался и развивается институт внешнего аудита. Анализ специфики аудиторской деятельности в России требует более детального рассмотрения как с точки зрения правовых аспектов данной деятельности, так и с точки зрения методов и способов её регулирования. Кроме того, данная тема привлекает внимание специалистов в области аудита по причине сближения отечественных стандартов с международными и необходимости реализации требований данных стандартов. Потребность в регулировании аудиторской деятельности во многом определяется необходимостью однородного истолкования стандартов и подходов к проведению аудиторской проверки и обеспечения качества аудиторской деятельности.
Безусловно, сегодня мы имеем достаточно развитую, структурированную систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Но процесс осознания аудиторским (и не только) сообществом всей сути различного рода нормативных документов ещё не завершён. Не имея полного представления о нормативно-правовых аспектах предоставляемых услуг нельзя построить отлаженные условия, способствующие эффективному взаимодействию аудитора (аудиторской организации) и клиента (аудируемого лица). При этом важным аспектом является учёт опыта зарубежных государств в процессе усовершенствования имеющихся правовых систем в сфере регулирования осуществления аудиторской деятельности. Таким образом, важность рассматриваемого вопроса обусловливает обширный интерес к данной проблематике не только со стороны общественности, но и со стороны практикующего профессионального сообщества и различных исследователей, заинтересованных в её разрешении.
Работа состоит из трёх глав. Первая глава содержит рассмотрение процесса становления и развития аудита как в мире, так и в России, в ней раскрывается содержательная сторона аудита, его правовые основы и роль аудита как социального- экономического института. Во второй главе раскрывается сущность различных моделей регулирования аудиторской деятельности, сложившихся в мировой практике, роль государства и института саморегулирования в процессе управления аудиторской деятельностью применительно к российской экономике. В третьей главе представлены сравнительный анализ российского и американского подходов регулированию аудиторской деятельности и исследование практики применения действующего законодательства России и США на примере аудиторской компании АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (PricewaterhouseCoopers) с учётом выявленных отличий рассмотренных подходов.
Для написания работы в качестве основных источников были выбраны работы следующих авторов: Я.В. Соколова, В.Я. Соколова, А.А. Терехова, М.А. Городилова, Р Адамса, Л.З. Шнейдмана, Э.М. Джабраилов, Л.Л. Арзумановой. Так же для написания работы использовались нормативные документы РФ в области регулирования аудиторской деятельности, документ «Green paper. Audit policy: Lessons from the Crisis», составленный Европейской комиссией и раскрывающий актуальные проблемы рынка аудиторских услуг, материалы, предоставленные АО «Прайсвотерхаускуперс Аудит», раскрывающие внутреннюю политику компании в части соблюдения требований, установленных действующим законодательством в области регулирования аудиторской деятельности.
Целью работы является изучение различных концепций регулирования аудиторской деятельности и выявление имеющихся в настоящее время проблем в области регулирования аудиторской деятельности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Выявить сущностные характеристики аудита в России;
2. Изучить различные методы регулирования аудиторской деятельности и определить их роль в рамках увеличения качества осуществления аудиторской деятельности;
3. Выделить характерные признаки системы регулирования аудита в России, а также её основные проблемы;
4. Выявить основные тенденции и перспективы развития системы регулирования в России;
5. Провести сравнительный анализ российского и американского подходов к регулированию аудиторской деятельности и оценить применимость американского подхода в условиях российской экономики;
6. Проанализировать практику применения требований нормативных документов в области регулирования аудиторской деятельности на примере АО «Прайсвотерхаускуперс Аудит».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение российского законодательства и трудов ведущих специалистов в области аудиторской деятельности позволило сделать следующие выводы:
1. Аудит в настоящее время приобретает всё большую значимость, поскольку в условиях развития рыночной экономики выступает в качестве элемента рыночной бизнес- инфраструктуры. В процессе своего становления и развития аудит прошёл несколько стадий, вследствие чего перестал ассоциироваться только лишь с государственным контролем. От проверки бухгалтерских счетов отдельными аудиторами аудит перерос в комплексное понятие, призванное обеспечить обществу возможность доверять и использовать сложную и многогранную информацию, содержащуюся в финансовой отчетности. Что, в свою очередь, способствует расширению как международного, так и российского рынка аудиторских услуг в отдельности.
2. В международной практике исторически сложились две классические концепции регулирования аудиторской деятельности: континентальная и англосаксонская. Подобного рода деление стало следствием выделения целей и задач, которые способен осуществить и решить аудит под влиянием различных регуляторов: государства в первом случае, а общественных профессиональных организаций (СРО) - во втором. Однако не так давно начался процесс создания более совершенной модели регулирования, вызванный, в первую очередь, рядом скандалов, связанных с непосредственным участием аудиторских компаний и ставящих под угрозу престиж профессии аудитора. Кроме того, подобные случаи поспособствовали достаточно активному процессу гармонизации применяемых в аудиторской деятельности стандартов в целях повышения качества предоставляемых аудиторских услуг и преумножения привлекательности профессии аудитора.
3. На сегодняшний день в России сложилась смешанная форма регулирования, объединяющая в себе характерные черты государственного регулирования и саморегулирования. По мере развития рыночных отношений, государство постепенно начинает отходить на второй план. Но, несмотря на это, нельзя исключать государство из системы регулирования аудиторской деятельности полностью. Можно сделать вывод, что необходимость государственного регулирования аудиторской деятельности обусловливается необходимостью жёсткой регламентации протекающих на рынке процессов и наличии единого подхода к оценке качества проведения внешнего аудита и деятельности аудиторов в целом.
Можно с полной уверенностью утверждать, что к настоящему времени в России сформирован базис для дальнейшего развития саморегулирования. Однако, весь потенциал, который несёт в себе саморегулирование, не используется в полной мере. И одной из основных причин этому может послужить ряд правовых проблем, имеющихся сегодня в нормативно-правовой базе РФ в части, регламентирующей разграничение государственного и негосударственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве основной проблемы саморегулирования аудиторской деятельности в России можно выделить отсутствие как таковой целевой установки деятельности СРО на начальных этапах их создания и развития.
4. Тенденции и перспективы развития системы регулирования и рынка аудиторских услуг вытекают из рассмотренных в работе проблем, которые свойственны российской системе регулирования аудиторской деятельности. Актуальным остаётся вопрос, касающийся устранения несимметричности российского рынка аудиторских услуг. В таких условиях в качестве основного направления регулирования аудиторской деятельности государством можно выделить создание благоприятных условий для развития рынка и повышение уровня его открытости и обеспечение конкурентной среды должно поспособствовать развитию российского рынка аудиторских услуг в целом. Одним из направлений развития системы регулирования аудиторской деятельности в России является необходимость усовершенствования системы нормативно-правового регулирования, несовершенство которого является первопричиной большинства имеющихся на сегодняшний день проблем в данной отрасли. Кроме того, одной из тенденций является расширение функций аудиторов, которые они должны выполнять в процессе осуществления аудиторской проверки. Это может привести к смещению приоритетов деятельности аудиторских организаций от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица к выполнению делегируемой им части функций государственных органов по выявлению нарушения тех или иных норм законодательства.
5. На основе сопоставления нормативно-правовой базы в области регулирования аудиторской деятельности в России и США можно сделать вывод, что фундаментальные подходы к регулированию аудиторской деятельности в данных странах мало отличаются, поскольку строятся на одинаковых принципах и имеют схожие цели и направления деятельности. Но при этом следует отметить, что американский подход к регулированию аудиторской деятельности носит более строгий характер, что выражается, в частности, в строгих требованиях Закона Сарбейнса - Оксли. Таким образом, безусловным является тот факт, что американский подход, наученный горьким опытом нарушения аудиторами действующего ранее законодательства, в большей степени способствует защите интересов инвесторов, заинтересованных в достоверности информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчётности, и бизнеса в целом, нежели российский подход. Что же касается стандартов аудиторской деятельности, то в отношении сути общего подхода к стандартизации осуществления аудита существенных отличий не обнаружено. Подходы составления как SAS, так и ФСАД укладываются в схожую схему стандартизации аудита, а именно: «основные принципы - регламентация проводимых процедур и методики проведения аудита - подготовка аудиторского заключения». Применительно к Кодексам этики можно сказать, что концептуальный подход к регламентированию этики аудиторов как в России, так и в США строится по схеме «выявление угроз - оценка вероятного ущерба - определение вероятных мер противодействия существующей угрозе - оценка возможности сведения угрозы до приемлемого уровня - отказ от/продолжение работы с данным клиентом». Но концептуальный подход, раскрываемый в американском документе, является наиболее полным, с точки зрения регламентирования отношений между аудиторской компанией и аудируемым лицом. Это, в частности, выражается в специфике построения самого Кодекса, состоящего из трёх больших разделов в соответствии с группировкой всех членов AICPA.
6. Методика соблюдения требований действующего законодательства на территории Российской Федерации и США, рассмотренная на примере PricewaterhouseCoopers отличается только в нескольких случаях, выявленных на основе сравнительного анализа российского и американского подходов к регулированию аудиторской деятельности. Таким образом, сопоставление российского и американского подходов на примере PwC показало одинаковый подход компании к концептуальным основам осуществления аудиторской деятельности вне зависимости от уровня развитости нормативно-правовой системы регулирования аудиторской деятельности государства, на территории которого осуществляется предоставление аудиторских услуг, и, несмотря на тот факт, что американский подход является более строгим в сравнении с российским. Также в ходе анализа нами было выявлено, что система контроля качества предоставляемых услуг, основанная, в первую очередь, на внутренних стандартах, разработанных в компании, помимо внешнего государственного контроля представлена также и многоуровневой системой внутреннего контроля, построенной по принципу контроля соответствия внутренним стандартам как отдельной процедуры проведения внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности, так и анализа оценки всего аудиторского проекта в целом. В компании достаточно развита корпоративная культура, что во многом способствует повышению качества предоставляемых аудиторских услуг.


Нормативно-правовые акты
1. Кодекс профессиональной этики аудиторов (ред. от 18.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // СПС «КонсултантПлюс».
3. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ред. от 18.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ от 19 октября 2015 г. №726н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон N 307-ФЗ от 30.12.2008 (ред. от 01.12.2014) "Об аудиторской деятельности" // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007 (ред. от 24.11.2014) "О саморегулируемых организациях" // СПС «КонсультантПлюс».
7. AICPA Code of Professional Conduct // URL: http://www.aicpa.org/Research/Standards/CodeofConduct/DownloadableDocuments/2014D ecember15ContentAsof2015April23CodeofConduct.pdf. (дата обращения 30.03.2016).
8. AU Section 150. Generally Accepted Auditing Standards // URL: http://www.aicpa.org/Research/Standards/AuditAttest/DownloadableDocuments/AU- 00150.pdf. (дата обращения 30.03.2016)
9. AU Section 534. Reporting on Financial Statements Prepared for Use in Other Countries // http://www.aicpa.org/Research/Standards/AuditAttest/DownloadableDocuments/AU- 00534.pdf. (дата обращения 30.03.2016).
10. Public Law 107-204-July 30, 2002 // Sarbanes-Oxley Act // URL: https://www.sec.gov/about/laws/soa2002.pdf. (дата обращения 30.03.2016).
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Адамс Р Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. - 398 с.
2. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ.; Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с.
3. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. - М.: Проспект, 2014. - 144 с.
4. Бычкова С.М., Райхман М.В., Соколов В.Я. Аудиторский словарь. - М.: Финансы и статистика. 2003. - 192 с.
5. Востриков Г.Г. Зульфугарзаде Т.Э. Аудиторское право. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ