Региональная специфика социального управления в сфере межэтнической интеграции
|
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические основы исследования региональной специфики социального управления в сфере межэтнической интеграции 12
1.1. Современные подходы к анализу сущности межэтнической
интеграции 12
1.2. Особенности социального управления в сфере межэтнической
интеграции в российских регионах 25
1.3. Организационно-методологические и методические основы
исследования региональной специфики социального управления в сфере межэтнической интеграции 35
Глава II Анализ результатов эмпирического исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах 42
2.1. Специфика межэтнической интеграции и эффективность социального
управления в Алтайском крае 42
2.2. Особенности межэтнических отношений и эффективность
социального управления в Республике Тыва 56
2.3. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической
интеграции в российских регионах 64
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
Глава I Теоретико-методологические основы исследования региональной специфики социального управления в сфере межэтнической интеграции 12
1.1. Современные подходы к анализу сущности межэтнической
интеграции 12
1.2. Особенности социального управления в сфере межэтнической
интеграции в российских регионах 25
1.3. Организационно-методологические и методические основы
исследования региональной специфики социального управления в сфере межэтнической интеграции 35
Глава II Анализ результатов эмпирического исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах 42
2.1. Специфика межэтнической интеграции и эффективность социального
управления в Алтайском крае 42
2.2. Особенности межэтнических отношений и эффективность
социального управления в Республике Тыва 56
2.3. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической
интеграции в российских регионах 64
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
Актуальность темы исследования. Проблематика межэтнических отношений является одним из актуальных направлений - исследуются вопросы межэтнической толерантности, этнокультурной компетентности, отношения к межэтническим бракам и множество других вопросов, связанные с проблемами этнического самосознания и этногенеза. До сих пор являются спорными вопросы определения и соотношения понятий «этнос», «нация», «этническая идентичность», «национальная идентичность».
Межэтнические отношения в современном обществе, с одной стороны, развиваются по пути межкультурной и этнической генерации. Но, с другой, в мире, России растет потребность многочисленных народов бережно хранить свою этническую уникальность. Взаимообусловленность данных тенденций также требует научного осмысления и эффективного управления данными процессами.
Российская Федерация - многонациональная страна, где проживает множество этносов, характеризующихся дифференцированной культурой, этно-религиозной принадлежностью. В таком многонациональном государстве очень важно сохранить единство страны, чтобы оно не раскололось на «этнические квартиры», а развивалось, сохраняя свое культурное богатство и этноразнообразие.
Алтайский край является одним из типичных многонациональных регионов России. В нем живут представители более 140 разных этносов. А Тува - одна из национальных республик, где большую часть населения составляет коренной народ - тувинцы. Вместе с тем, в последние годы в ней также идет процесс постепенной полиэтнизации общества в связи с ростом миграции, межнациональных браков и т.п.
Уникальность каждого региона, особенности национального состава, социально-экономического, территориального положения требуют индивидуального подхода к реализации национальной политики в регионах. Основы социального управления в сфере межэтнической интеграции в современной России определены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, для реализации которой разработаны и внедряются федеральные и региональные государственные программы.
От эффективности социального управления зависит состояние межэтнической интеграции, социально-психологического самочувствия общества. Неэффективная, не имеющая научно обоснованного характера, политика в сфере межэтнической интеграции может сформировать значительный конфликтогенный потенциал, привести к росту социальной напряженности в регионах.
Таким образом, изучение проблемы межэтнической интеграции и социального управления в двух регионах, имеющих своеобразную этническую специфику, позволит определить региональные особенности межэтнической интеграции, разработать модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции.
Степень научной разработанности. Проблематика межэтнических отношений является объектом широкого обсуждения в научном сообществе уже долгие годы. Исследователи внесли огромный вклад в изучение вопросов интеграции, межэтнических отношений.
Теоретическому изучению понятия интеграции посвящены труды И.Г. Гердера, Т. Гоббса, Дж. Локка, Т. Парсонса, С. Широкогорова, О. Шпенглера. Среди современных исследователей проблематика межэтнических отношений, этноинтеграции занимает центральные позиции в трудах этнолога, историка В.А. Тишкова.
Изучению категорий национальной, гражданской идентичности посвящены работы современных исследователей Л.М. Дробижевой, С.Г. Максимовой. Различные формы межэтнического взаимодействия, как интеграция, геноцид, ассимиляция, сегрегация, подробно рассматривается в работах Ю.В. Черновицкой.
Основы социального управления рассматриваются в трудах современных исследователей Б.Б. Балданова, Н.В. Гарашкиной, В.М. Глушаковой, О.А. Уржа. Понятие социальной политики рассматривается в работах В.Б. Тасеева.
Исследованиям межнациональных отношений в современной России, отдельных ее регионах посвящены работы Л.М. Дробижевой, С.Г. Максимовой, Ю.В. Попкова и других.
Несмотря на широкий спектр исследований и теоретических направлений, остаются объектами научных дискуссий понятия «нация», «этнос», «этническая идентичность», «национальная идентичность», вопросы их определения и соотношения до сих пор являются спорными.
Объект исследования: межэтническая интеграция.
Предмет исследования: региональная специфика социального управления в сфере межэтнической интеграции.
Цель исследования: разработать модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы межэтнической интеграции
2. Рассмотреть особенности социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
3. Разработать методику исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
4. Выявить региональную специфику межэтнической интеграции и оценить эффективность социального управления в сфере межэтнической интеграции в Алтайском крае и Республике Тыва
6. Разработать рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
Гипотезы исследования:
1. Наиболее эффективной теорией межэтнической интеграции является социально-конструктивистский подход;
2. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции дифференцировано и обусловлено этническим составом региона, спецификой межэтнических коммуникаций и национальной политикой;
3. Модель межэтнической интеграции в Республике Тыва и Алтайском крае включает уровень этнической, гражданской, религиозной идентичности, специфику взаимоотношений между представителями различных национальностей, уровень эффективности национальной политики;
4. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах возможна при разработке государственной программы, направленной на структурно-системную регуляцию, оптимизацию системы управления, интегративных стратегий и оптимизацию субъектно-поведенческого аспекта межэтнической интеграции.
Теоретико-методологическая база исследования.
Основными теоретико-методологическими подходами, раскрывающими сущность этничности, межэтнической интеграции являются:
- примордиальный подход, который основывается на понимании этнической идентичности как врожденной антропологической особенности, формирующей мировосприятие человека (П. Ван, И.Г. Гердер, Л.Н. Гумилев, Н. Данилевский, А. Смит, А. Тойнби, И.Г. Фихте, С. Широкогоров, О. Шпенглер, и др.),
- инструментальный подход, рассматривающий этническую идентичность как способ достижения политических, социально-психологических целей (Дж.Де Вое, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Д.Мойнихэн, А. Петерсон-Ройс, Н. Хлейзер, В.А. Ядов),
- социальный конструктивизм, основывающийся на определении этничности как процесса формирования группы людей с общей территорией и культурой (Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум),
- системный подход, где этноинтеграция рассматривается как важнейший фактор социально-культурного, социально-политического развития общества (Т. Парсонс).
Для понимания сущности социального управления в сфере межэтнической интеграции были использованы работы современных исследователей Р.Э. Бараш, А.А. Солдаткина, Л.М. Дробижевой, Глушаковой, О.А. Уржа.
Эмпирическая база исследования:
Информационная основа исследования - социологический мониторинг проведенный научным коллективом кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий, под руководством С.Г. Максимовой в 2015 г. в Алтайском краев рамках выполнения государственного задания «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения в приграничных территориях Российской Федерации». Было опрошено 1200 человек в возрасте от 14 до 69 лет.
Исследование в Республике Тыва было проведено с использованием методики (анкеты) данного мониторинга. Всего было опрошено 122 человека в возрасте от 14 до 69 лет.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературных источников, анализ нормативно-правовых актов, моделирование;
2) Эмпирические: анкетный опрос;
3) Математико-статистические методы обработки информации: частотный анализ, факторный и регрессионный анализы. Результаты проанализированы с помощью статистической программы SPSS Statistics 20.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее значимой теорией при изучении межэтнической интеграции является теория социального конструктивизма, который определяет этническую идентичность как принадлежность к той или иной этнической группе, основанием которой служат культурные особенности и общность происхождения. Межэтническая интеграция рассматривается как процесс и как результат. Межэтническая интеграция представляет собой процесс объединения этносов в целостную систему, гармонизации и урегулирования межэтнических взаимоотношений. Межэтническая интеграция есть сформировавшийся в результате целенаправленных действий или под влиянием косвенных социально-политических, социокультурных изменений характер взаимоотношений между различными этносами.
2. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции представляет собой процесс управления межнациональными отношениями с целью их поддержания, урегулирования и оптимизации. Социальное управление в Алтайском крае и Республике Тыва основывается на Стратегии национальной политики Российской Федерации и преследует цель укрепления единства российской нации и сохранение этнокультурной самобытности народов. Для реализации целей Стратегии регионами разработаны и реализуются государственные программы. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции дифференцировано и обусловлено этническим составом и территориально-административным положением региона.
3. Модель межэтнической интеграции в Алтайском крае характеризуется высоким уровнем гражданской идентичности населения, стабильностью межнациональных отношений, эффективным социальным управлением.
4. Модель межэтнической интеграции Республики Тыва характеризуется преобладанием этнической идентичности, благополучием в сфере межэтнических отношений и необходимостью повышения эффективности межэтнической политики в ее базовых направлениях.
5. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической интеграции базируется на системно-структурной регуляции этнокультурных процессов, формировании и интегративных стратегий в области межэтнической интеграции.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углубленном анализе межэтнической интеграции и категорий, раскрывающих сущность и особенности межэтнических отношений. Полученные в результате анализа данные о социальном управлении в сфере межэтнической интеграции могут быть использованы при разработке исследовательских методик, проведении профилактических мер по минимизации негативных проявлений межэтнических отношений.
Научная новизна магистерской диссертационной работы заключается в следующем:
1. Обобщены подходы современных исследователей к пониманию межэтнической интеграции и социального управления;
2. Получены новые эмпирические данные о состоянии межнациональных отношений в Республике Тыва и Алтайском крае;
3. Выявлены модели межэтнической интеграции в российских регионах, отличных по своему этническому составу, административно-территориальному и социально-экономическому положению, с точки зрения анализа уровня этнической, гражданской, религиозной идентичности, специфики взаимоотношений между представителями различных национальностей и уровня эффективности национальной политики;
4. Разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах, которые могут быть использованы в дальнейшем в разработке региональных государственных программ.
Апробация результатов исследования
По основным выводам теоретического анализа и результатам
исследований опубликованы следующие статьи:
1. Сарыглар, С.А. Транснациональные отношения в современной
молодежной среде / С.А. Сарыглар // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч. - практ. конф. / отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 274 - 275.
2. Сарыглар, С.А. Оценка эффективности этнокультурной политики Алтайского края / С.А. Сарыглар // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. - Вып. 4. - Ч. 2. - Барнаул, 2016. - С. 89 - 92.
3. Сарыглар, С.А. Современные межнациональные отношения глазами молодежи (на примере исследования в Алтайском крае) / С.А. Сарыглар // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. - Барнаул, 2016. - С. 400 - 401.
Основные положения диссертационного исследования были представлены в следующих научно-практических конференциях:
1. XVII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь Барнаулу» (Барнаул, 2015);
2. III региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2016);
3. Международная научно-практическая конференция «Детское и молодежное движение: история и современность» (Барнаул, 2016);
4. III международная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве» (Барнаул, 2016);
5. Международная конференция молодых исследователей «Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии» (Барнаул, 2016);
6. XVIII Городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь Барнаулу» (Барнаул, 2016);
7. Международная научная конференция Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского) (Санкт- Петербург, 2016);
8. IV региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2017);
Структура и объем магистерской диссертации
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении описана актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи. В первой главе представлен анализ основных подходов к пониманию сущности межэтнической интеграции через определение категорий этноса, этнической и национальной идентичности, этничности и социальной интеграции. Представлен теоретический анализ сущности социального управления, выделены характерные особенности и отличительные черты социального управления в сфере межэтнической интеграции в Республике Тыва и Алтайском крае.
Во второй главе представлены особенности модели межнациональных отношений и социального управления в сфере межэтнической интеграции по результатам исследований, проведенных в Республике Тыва и Алтайском крае. Разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в виде государственных программ.
В заключении изложены основные выводы по диссертации. Основное содержание работы изложено на 70 страницах. Список литературы включил 87 источников, в том числе 6 источников на иностранном языке.
Межэтнические отношения в современном обществе, с одной стороны, развиваются по пути межкультурной и этнической генерации. Но, с другой, в мире, России растет потребность многочисленных народов бережно хранить свою этническую уникальность. Взаимообусловленность данных тенденций также требует научного осмысления и эффективного управления данными процессами.
Российская Федерация - многонациональная страна, где проживает множество этносов, характеризующихся дифференцированной культурой, этно-религиозной принадлежностью. В таком многонациональном государстве очень важно сохранить единство страны, чтобы оно не раскололось на «этнические квартиры», а развивалось, сохраняя свое культурное богатство и этноразнообразие.
Алтайский край является одним из типичных многонациональных регионов России. В нем живут представители более 140 разных этносов. А Тува - одна из национальных республик, где большую часть населения составляет коренной народ - тувинцы. Вместе с тем, в последние годы в ней также идет процесс постепенной полиэтнизации общества в связи с ростом миграции, межнациональных браков и т.п.
Уникальность каждого региона, особенности национального состава, социально-экономического, территориального положения требуют индивидуального подхода к реализации национальной политики в регионах. Основы социального управления в сфере межэтнической интеграции в современной России определены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, для реализации которой разработаны и внедряются федеральные и региональные государственные программы.
От эффективности социального управления зависит состояние межэтнической интеграции, социально-психологического самочувствия общества. Неэффективная, не имеющая научно обоснованного характера, политика в сфере межэтнической интеграции может сформировать значительный конфликтогенный потенциал, привести к росту социальной напряженности в регионах.
Таким образом, изучение проблемы межэтнической интеграции и социального управления в двух регионах, имеющих своеобразную этническую специфику, позволит определить региональные особенности межэтнической интеграции, разработать модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции.
Степень научной разработанности. Проблематика межэтнических отношений является объектом широкого обсуждения в научном сообществе уже долгие годы. Исследователи внесли огромный вклад в изучение вопросов интеграции, межэтнических отношений.
Теоретическому изучению понятия интеграции посвящены труды И.Г. Гердера, Т. Гоббса, Дж. Локка, Т. Парсонса, С. Широкогорова, О. Шпенглера. Среди современных исследователей проблематика межэтнических отношений, этноинтеграции занимает центральные позиции в трудах этнолога, историка В.А. Тишкова.
Изучению категорий национальной, гражданской идентичности посвящены работы современных исследователей Л.М. Дробижевой, С.Г. Максимовой. Различные формы межэтнического взаимодействия, как интеграция, геноцид, ассимиляция, сегрегация, подробно рассматривается в работах Ю.В. Черновицкой.
Основы социального управления рассматриваются в трудах современных исследователей Б.Б. Балданова, Н.В. Гарашкиной, В.М. Глушаковой, О.А. Уржа. Понятие социальной политики рассматривается в работах В.Б. Тасеева.
Исследованиям межнациональных отношений в современной России, отдельных ее регионах посвящены работы Л.М. Дробижевой, С.Г. Максимовой, Ю.В. Попкова и других.
Несмотря на широкий спектр исследований и теоретических направлений, остаются объектами научных дискуссий понятия «нация», «этнос», «этническая идентичность», «национальная идентичность», вопросы их определения и соотношения до сих пор являются спорными.
Объект исследования: межэтническая интеграция.
Предмет исследования: региональная специфика социального управления в сфере межэтнической интеграции.
Цель исследования: разработать модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы межэтнической интеграции
2. Рассмотреть особенности социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
3. Разработать методику исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
4. Выявить региональную специфику межэтнической интеграции и оценить эффективность социального управления в сфере межэтнической интеграции в Алтайском крае и Республике Тыва
6. Разработать рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах
Гипотезы исследования:
1. Наиболее эффективной теорией межэтнической интеграции является социально-конструктивистский подход;
2. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции дифференцировано и обусловлено этническим составом региона, спецификой межэтнических коммуникаций и национальной политикой;
3. Модель межэтнической интеграции в Республике Тыва и Алтайском крае включает уровень этнической, гражданской, религиозной идентичности, специфику взаимоотношений между представителями различных национальностей, уровень эффективности национальной политики;
4. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах возможна при разработке государственной программы, направленной на структурно-системную регуляцию, оптимизацию системы управления, интегративных стратегий и оптимизацию субъектно-поведенческого аспекта межэтнической интеграции.
Теоретико-методологическая база исследования.
Основными теоретико-методологическими подходами, раскрывающими сущность этничности, межэтнической интеграции являются:
- примордиальный подход, который основывается на понимании этнической идентичности как врожденной антропологической особенности, формирующей мировосприятие человека (П. Ван, И.Г. Гердер, Л.Н. Гумилев, Н. Данилевский, А. Смит, А. Тойнби, И.Г. Фихте, С. Широкогоров, О. Шпенглер, и др.),
- инструментальный подход, рассматривающий этническую идентичность как способ достижения политических, социально-психологических целей (Дж.Де Вое, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Д.Мойнихэн, А. Петерсон-Ройс, Н. Хлейзер, В.А. Ядов),
- социальный конструктивизм, основывающийся на определении этничности как процесса формирования группы людей с общей территорией и культурой (Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум),
- системный подход, где этноинтеграция рассматривается как важнейший фактор социально-культурного, социально-политического развития общества (Т. Парсонс).
Для понимания сущности социального управления в сфере межэтнической интеграции были использованы работы современных исследователей Р.Э. Бараш, А.А. Солдаткина, Л.М. Дробижевой, Глушаковой, О.А. Уржа.
Эмпирическая база исследования:
Информационная основа исследования - социологический мониторинг проведенный научным коллективом кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий, под руководством С.Г. Максимовой в 2015 г. в Алтайском краев рамках выполнения государственного задания «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения в приграничных территориях Российской Федерации». Было опрошено 1200 человек в возрасте от 14 до 69 лет.
Исследование в Республике Тыва было проведено с использованием методики (анкеты) данного мониторинга. Всего было опрошено 122 человека в возрасте от 14 до 69 лет.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературных источников, анализ нормативно-правовых актов, моделирование;
2) Эмпирические: анкетный опрос;
3) Математико-статистические методы обработки информации: частотный анализ, факторный и регрессионный анализы. Результаты проанализированы с помощью статистической программы SPSS Statistics 20.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее значимой теорией при изучении межэтнической интеграции является теория социального конструктивизма, который определяет этническую идентичность как принадлежность к той или иной этнической группе, основанием которой служат культурные особенности и общность происхождения. Межэтническая интеграция рассматривается как процесс и как результат. Межэтническая интеграция представляет собой процесс объединения этносов в целостную систему, гармонизации и урегулирования межэтнических взаимоотношений. Межэтническая интеграция есть сформировавшийся в результате целенаправленных действий или под влиянием косвенных социально-политических, социокультурных изменений характер взаимоотношений между различными этносами.
2. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции представляет собой процесс управления межнациональными отношениями с целью их поддержания, урегулирования и оптимизации. Социальное управление в Алтайском крае и Республике Тыва основывается на Стратегии национальной политики Российской Федерации и преследует цель укрепления единства российской нации и сохранение этнокультурной самобытности народов. Для реализации целей Стратегии регионами разработаны и реализуются государственные программы. Социальное управление в сфере межэтнической интеграции дифференцировано и обусловлено этническим составом и территориально-административным положением региона.
3. Модель межэтнической интеграции в Алтайском крае характеризуется высоким уровнем гражданской идентичности населения, стабильностью межнациональных отношений, эффективным социальным управлением.
4. Модель межэтнической интеграции Республики Тыва характеризуется преобладанием этнической идентичности, благополучием в сфере межэтнических отношений и необходимостью повышения эффективности межэтнической политики в ее базовых направлениях.
5. Оптимизация социального управления в сфере межэтнической интеграции базируется на системно-структурной регуляции этнокультурных процессов, формировании и интегративных стратегий в области межэтнической интеграции.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углубленном анализе межэтнической интеграции и категорий, раскрывающих сущность и особенности межэтнических отношений. Полученные в результате анализа данные о социальном управлении в сфере межэтнической интеграции могут быть использованы при разработке исследовательских методик, проведении профилактических мер по минимизации негативных проявлений межэтнических отношений.
Научная новизна магистерской диссертационной работы заключается в следующем:
1. Обобщены подходы современных исследователей к пониманию межэтнической интеграции и социального управления;
2. Получены новые эмпирические данные о состоянии межнациональных отношений в Республике Тыва и Алтайском крае;
3. Выявлены модели межэтнической интеграции в российских регионах, отличных по своему этническому составу, административно-территориальному и социально-экономическому положению, с точки зрения анализа уровня этнической, гражданской, религиозной идентичности, специфики взаимоотношений между представителями различных национальностей и уровня эффективности национальной политики;
4. Разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах, которые могут быть использованы в дальнейшем в разработке региональных государственных программ.
Апробация результатов исследования
По основным выводам теоретического анализа и результатам
исследований опубликованы следующие статьи:
1. Сарыглар, С.А. Транснациональные отношения в современной
молодежной среде / С.А. Сарыглар // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч. - практ. конф. / отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 274 - 275.
2. Сарыглар, С.А. Оценка эффективности этнокультурной политики Алтайского края / С.А. Сарыглар // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. - Вып. 4. - Ч. 2. - Барнаул, 2016. - С. 89 - 92.
3. Сарыглар, С.А. Современные межнациональные отношения глазами молодежи (на примере исследования в Алтайском крае) / С.А. Сарыглар // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. - Барнаул, 2016. - С. 400 - 401.
Основные положения диссертационного исследования были представлены в следующих научно-практических конференциях:
1. XVII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь Барнаулу» (Барнаул, 2015);
2. III региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2016);
3. Международная научно-практическая конференция «Детское и молодежное движение: история и современность» (Барнаул, 2016);
4. III международная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве» (Барнаул, 2016);
5. Международная конференция молодых исследователей «Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии» (Барнаул, 2016);
6. XVIII Городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь Барнаулу» (Барнаул, 2016);
7. Международная научная конференция Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского) (Санкт- Петербург, 2016);
8. IV региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2017);
Структура и объем магистерской диссертации
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении описана актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи. В первой главе представлен анализ основных подходов к пониманию сущности межэтнической интеграции через определение категорий этноса, этнической и национальной идентичности, этничности и социальной интеграции. Представлен теоретический анализ сущности социального управления, выделены характерные особенности и отличительные черты социального управления в сфере межэтнической интеграции в Республике Тыва и Алтайском крае.
Во второй главе представлены особенности модели межнациональных отношений и социального управления в сфере межэтнической интеграции по результатам исследований, проведенных в Республике Тыва и Алтайском крае. Разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в виде государственных программ.
В заключении изложены основные выводы по диссертации. Основное содержание работы изложено на 70 страницах. Список литературы включил 87 источников, в том числе 6 источников на иностранном языке.
Изучение межнациональной проблематики является объектом изучения многих наук. События последних лет, происходящие на международной арене на почве национальных, этноконфессиональных интересов, подчеркивают актуальность и сложность данного вопроса.
В магистерской диссертации были рассмотрены подходы к определению сущности межэтнической интеграции, выявлены особенности социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах. Проведен анализ эмпирического исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции российских регионов. Были выявлены региональные особенности межэтнической интеграции и эффективность социального управления в Алтайском крае и Республике Тыва. Основываясь на результатах эмпирических исследований, разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах.
Анализ подходов к сущности межэтнической интеграции показал, что интеграция является наиболее приемлемой и позитивной формой межэтнических отношений. Проблематика межэтнических отношений, категории «этничности», «этноса» и их сущность отражены в примордиальном, социально-конструктивистском и системном подходах. Межэтническая интеграция представляет собой процесс объединения этносов в целостную систему с сохранением этнической, культурной индивидуальности входящих в нее групп для гармонизации и урегулирования межэтнических взаимоотношений. Были рассмотрены различные типы типы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, ассимиляция и сегрегация.
В результате анализа нормативно-правовых актов, регулирующих межнациональные отношения, выявили дифференцированность и обусловленность социального управления от этнического состава, территориально-административного положения региона. Была рассмотрена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, которая определяет направления и принципы деятельности региональных органов. Важнейшими инструментами реализации Стратегии на региональном уровне являются государственные программы.
Основываясь на подходах к сущности социального управления, определили понятие «социальное управление в сфере межэнической интеграции». Под ним понимается процесс управления межнациональными отношениями с целью их поддержания, урегулирования и оптимизации.
С целью выявления региональных особенностей межэтнической интеграции были проведены социологические исследования в Алтайском крае (исследование проведено в 2015 г. в рамках выполнения государственного задания «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения в приграничных территориях Российской Федерации» под руководством С.Г. Максимовой) и Республике Тыва.
Результаты эмпирических исследований в Алтайском крае и Республике Тыва позволили определить региональные особенности межэтнической интеграции.
Так, население Алтайского края характеризуется высоким уровнем гражданской идентичности, а в Республике Тыва развита этническая идентичность. У жителей Алтайского края и Республики Тыва слабо выражена религиозная идентичность.
Состояние межэтнических отношений в Алтайском крае и Республике Тыва оценивается положительно. Большинство респондентов не отмечают изменений в межнациональных отношениях. Несмотря на это, наблюдается негативная тенденция в сфере межэтнической интеграции. Треть населения Алтайского края считают, что в крае наблюдается межэтническая напряженность, а каждый десятый житель Республики Тыва испытывает чувство враждебности по отношению к себе или другим.
Население Алтайского края и Республики Тыва высоко оценивают эффективность деятельности государственных органов, прежде всего, по поддержке и развитию этнокультурных объединений, развитию культуры и традиций представителей различных этнических и религиозных групп. Жители Республики Тыва негативно оценили систему управления государственной национальной политикой и ее деятельность по урегулированию межнациональных конфликтов, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности социального управления в сфере межэтнической интеграции.
На основе полученных региональных моделей межэтнической интеграции были разработаны рекомендации в виде проекта государственной программы, направленной на повышение эффективности государственного управления по национальной политике как важнейшего механизма регулирования межэтнической интеграции в российских регионах.
Таким образом, поставленная нами цель по разработке модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах достигнута.
В магистерской диссертации были рассмотрены подходы к определению сущности межэтнической интеграции, выявлены особенности социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах. Проведен анализ эмпирического исследования социального управления в сфере межэтнической интеграции российских регионов. Были выявлены региональные особенности межэтнической интеграции и эффективность социального управления в Алтайском крае и Республике Тыва. Основываясь на результатах эмпирических исследований, разработаны рекомендации по оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах.
Анализ подходов к сущности межэтнической интеграции показал, что интеграция является наиболее приемлемой и позитивной формой межэтнических отношений. Проблематика межэтнических отношений, категории «этничности», «этноса» и их сущность отражены в примордиальном, социально-конструктивистском и системном подходах. Межэтническая интеграция представляет собой процесс объединения этносов в целостную систему с сохранением этнической, культурной индивидуальности входящих в нее групп для гармонизации и урегулирования межэтнических взаимоотношений. Были рассмотрены различные типы типы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, ассимиляция и сегрегация.
В результате анализа нормативно-правовых актов, регулирующих межнациональные отношения, выявили дифференцированность и обусловленность социального управления от этнического состава, территориально-административного положения региона. Была рассмотрена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, которая определяет направления и принципы деятельности региональных органов. Важнейшими инструментами реализации Стратегии на региональном уровне являются государственные программы.
Основываясь на подходах к сущности социального управления, определили понятие «социальное управление в сфере межэнической интеграции». Под ним понимается процесс управления межнациональными отношениями с целью их поддержания, урегулирования и оптимизации.
С целью выявления региональных особенностей межэтнической интеграции были проведены социологические исследования в Алтайском крае (исследование проведено в 2015 г. в рамках выполнения государственного задания «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения в приграничных территориях Российской Федерации» под руководством С.Г. Максимовой) и Республике Тыва.
Результаты эмпирических исследований в Алтайском крае и Республике Тыва позволили определить региональные особенности межэтнической интеграции.
Так, население Алтайского края характеризуется высоким уровнем гражданской идентичности, а в Республике Тыва развита этническая идентичность. У жителей Алтайского края и Республики Тыва слабо выражена религиозная идентичность.
Состояние межэтнических отношений в Алтайском крае и Республике Тыва оценивается положительно. Большинство респондентов не отмечают изменений в межнациональных отношениях. Несмотря на это, наблюдается негативная тенденция в сфере межэтнической интеграции. Треть населения Алтайского края считают, что в крае наблюдается межэтническая напряженность, а каждый десятый житель Республики Тыва испытывает чувство враждебности по отношению к себе или другим.
Население Алтайского края и Республики Тыва высоко оценивают эффективность деятельности государственных органов, прежде всего, по поддержке и развитию этнокультурных объединений, развитию культуры и традиций представителей различных этнических и религиозных групп. Жители Республики Тыва негативно оценили систему управления государственной национальной политикой и ее деятельность по урегулированию межнациональных конфликтов, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности социального управления в сфере межэтнической интеграции.
На основе полученных региональных моделей межэтнической интеграции были разработаны рекомендации в виде проекта государственной программы, направленной на повышение эффективности государственного управления по национальной политике как важнейшего механизма регулирования межэтнической интеграции в российских регионах.
Таким образом, поставленная нами цель по разработке модели оптимизации социального управления в сфере межэтнической интеграции в российских регионах достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Организация социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на основе восстановительного подхода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР (23.00.02)
Диссертации (РГБ), этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА
ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ И ЛИЦ, ПОЛУЧИВШИХ ВРЕМЕННОЕ УБЕЖИЩЕ, В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



