Управление развитием школ, функционирующих в различных социальных контекстах
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы исследования управления развитием школ, функционирующих в различных социальных контекстах 16
1.1. Теоретико-методологические основания исследования управления
развитием школ 16
1.2. Особенности управления развитием школ, функционирующих в
различных социальных контекстах 25
1.3. Методические и организационные основы исследования школ,
функционирующих в различных социальных контекстах 45
Глава 2. Эмпирическое исследование школ, функционирующих в
различных социальных контекстах 55
2.1. Анализ данных о деятельности школ, функционирующих в различных
социальных контекстах, на примере Алтайского края 55
2.2. Современное состояние управления развитием школ,
функционирующих в различных социальных контекстах, и реализация региональных проектов, способствующих переводу школ Алтайского края в
эффективный режим функционирования 80
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы исследования управления развитием школ, функционирующих в различных социальных контекстах 16
1.1. Теоретико-методологические основания исследования управления
развитием школ 16
1.2. Особенности управления развитием школ, функционирующих в
различных социальных контекстах 25
1.3. Методические и организационные основы исследования школ,
функционирующих в различных социальных контекстах 45
Глава 2. Эмпирическое исследование школ, функционирующих в
различных социальных контекстах 55
2.1. Анализ данных о деятельности школ, функционирующих в различных
социальных контекстах, на примере Алтайского края 55
2.2. Современное состояние управления развитием школ,
функционирующих в различных социальных контекстах, и реализация региональных проектов, способствующих переводу школ Алтайского края в
эффективный режим функционирования 80
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Степень разработанности научной проблемы
Изменения, происходящие в «системе образования», связаны с процессами, которые происходят в социально-политической и экономической жизни на глобальном уровне (то есть во всем мире) и в каждой отдельной стране в частности. «Политика Российской Федерации в сфере образования» отражает общегосударственные и национально-культурные интересы, а также учитывает общемировые тенденции развития, которые требуют «модернизации российского образования». В последние десятилетия в мире доступность образования высокого качества становится наиболее важным компонентом общего социально-экономического и культурного развития любого государства.
В среднем с начала 2000-х годов доступность образования не снижалась, а среднее качество росло, в том числе за счет масштабных программ информатизации и модернизации инфраструктуры, внедрения «новых образовательных стандартов» . Однако общественностью ситуация в школьном образовании воспринимается как критическая, поскольку растут требования родителей учащихся. Сформировавшийся сектор образования высокого качества длительное время практически не изменял своего масштаба и не мог удовлетворять запросы растущего среднего класса (усилившиеся в условиях «введения единого государственного экзамена»). «Национальный проект «Образование» (2006) как инструмент «реализации государственной политики» в общем образовании был направлен на поддержку «точек роста». Условия, созданные для позитивной реализации образовательной политики и долговременные тенденции «точек роста» лидеров образования, предположительно должны были способствовать тому, что сегмент сектора образования высокого качества расширится и станет драйвером для системы в целом.
По мнению директора «Центра развития лидерства в образовании Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) А. Г. Каспржака «в российском образовании значимые системные преобразования, стартовавшие в начале нулевых годов, были направлены на изменение конфигурации «сети образовательных организаций», переход на новые экономические механизмы функционирования и бюджетирования, развитие ресурсной оснащенности на всех уровнях образования, введение институциональных механизмов содействия повышению качества образования».
Принятие в 2012 году «указов Президента Российской Федерации», которые направлены на модернизацию системы образования, позволило решить ряд социальных и экономических проблем: повышение дохода педагогических работников всех уровней образования; принятие «комплекс мер для модернизации дополнительного образования и воспитания» школьников и студентов; решение проблемы низкой «доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет»; совершенствование его качества, после принятия «федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС) ; реализация меры по обновлению и развитию «системы среднего профессионального образования и системы профессиональной подготовки будущих специалистов»; обеспечение условий для создания и развития «доступной образовательной среды» «для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья» .
Актуальность темы исследования
Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет внесли свои коррективы в развитие «системы российского образования». Одной из задач, стоящих перед «системой образования» сегодня - это сохранение ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении «доступного и качественного образования». С другой стороны, большая роль в настоящее время отводится системе образования в качестве созидательного элемента российского общества.
Другим важным трендом социальной сферы в последние десятилетия по мнению ученых НИУ ВШЭ стал рост неравенства в доступе к услугам сферы образования высокого качества. Исследования НИУ ВШЭ наглядно демонстрируют сохранение «островов низкого качества». В таких условиях выходом из возникшего противоречия между качеством и доступностью стало привлечение негосударственных ресурсов справедливое, по способностям распределение «дефицитных» образовательных ресурсов высокого качества.
Важнейшими условиями реализации такого подхода должны стать: равное и общедоступное предоставление услуг по раннему развитию, адресная помощь семьям, находящимся «в сложной жизненной ситуации», и школам, которые выполняют свою работу «в сложных социальных условиях».
Отметим, что общий рост имущественного и культурного расслоения общества становится все заметнее, что и приводит к развитию предрасположенности к дифференциации школ по уровню качества предоставляемого образования. Выделяется целый «сегмент школ (как сельских, так и городских)», которые демонстрируют «устойчиво низкие результаты» на всех «ступенях образования». В различных регионах России такие учреждения обнаруживаются в различных соотношениях от 4-5 до 25%.
Другой сегмент образовательных учреждений формируют «школы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов»), обеспечивающие «достаточно высокий уровень» подготовки и предоставляющие обширный «выбор дополнительных образовательных услуг». Количество подобных учреждений в стране, по данным проекта «Регионального информационного агентства Новости» «Социальный навигатор», более 12%, в них обучается более 17% учеников. При этом доля российских школьников, достигающих высокого «уровня функциональной грамотности» (по данным «международного сравнительного исследования PISA - международная программа по оценке учебных достижений» (Programme for International Studen tAssessment), ниже, чем в среднем по странам «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development)», и значительно ниже, чем в лидирующих странах.
Направление ресурсов в сегмент «успешных школ только увеличивает их разрыв с отстающими», в которых концентрируются дети, проживающие в семьях с низкими «социальным и культурным капиталами», и не решает в полной мере задач по формированию ресурсных центров, «точек роста».
В России продолжает активно увеличиваться «численность населения крупных городов», за счет малых городов и средних сел, где население сокращается невероятно быстро. Например, увеличивается число мелких сел, в которых проживает менее 500 человек, то есть происходит их умирание и «обезлюдивание». Имея такую численность населения в обширном сегменте населенных пунктов, невозможно организовать адекватное функционирование «учреждений социально-культурной сферы», в том числе «учреждений дошкольного образования» и хотя бы начальных школ.
Указанные противоречия - вызовы социально-экономических преобразований в стране указали на необходимость совершенствования множества социальных институтов и всей «системы образования» в целом.
Современные условия порождают новые требования к образованию и его качеству. То есть качество образования в таком случае - это социальная категория, которая определяет состояние и отношение к результату в процессе образования, соответствие потребностям и ожиданиям общественности, разнообразных «социальных групп в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».
Существующая «проблема качества образования», его повышения стоит на первом месте в разрабатываемых «государственных программах развития образования в России на протяжении последних лет». Так, стратегической «целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» .
«В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы указано, что системным приоритетом образования «является повышение качества результатов образования на разных уровнях» (от усредненных индивидуальных результатов к новым качественным характеристикам поколения). Кроме того, «определены стратегические приоритеты развития: непрерывное образование (расширение сферы образования и социализации); обеспечение открытости образования (для всех субъектов и на всех уровнях); сохранение (восстановление единого образовательного пространства страны (выравнивание образовательных возможностей граждан Российской Федерации)».
Тот круг противоречий, который обозначен выше, позволил определить проблему исследования, состоящую в необходимости разработки концептуальных основ «управления развитием образовательной организации», позволяющих определить оптимальную стратегию ее развития.
Объектом исследования является «система общего образования» одного российского региона (Алтайского края).
Предметом исследования являются социальные факторы, влияющие на эффективность общеобразовательных учреждений.
Цель исследования - комплексный анализ управления образованием, и разработка региональной «модели поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях».
В работе ставится гипотеза о существовании «критериев дифференциации школ, влияющих на эффективность их деятельности, которые связаны с образовательным уровнем родителей учащихся (и характеризуют социально-экономический статус семей), расположением школы в городской или сельской местности» и ее материально-техническим оснащением.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы «управления развитием школ».
2. Выявить совокупность социальных факторов, определяющих контекст «деятельности образовательного учреждения».
3. Провести оценку «различий в ресурсах и образовательных результатах» между школами, сформированных на основании единого «уровня образования родителей школьников».
4. Провести качественную оценку «факторов, оказывающих влияние на достижения школьников и эффективность школ» в соответствии с уровнем результативности.
Эмпирическую базу исследования составили данные полученные в результате проведенного в 2016 году анкетирования образовательных учреждений совместно с «Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Репрезентативность выборки обеспечивается сплошным анкетированием школ Алтайского края. Объем выборочных совокупностей составляет 813 общеобразовательных учреждений Алтайского края.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез используются ряд методов: теоретический анализ, социологический опрос, экспертный анализ, математико-статистический метод и регрессионный анализ (для расчета для каждой школы ожидаемых «средних баллов единого государственного экзамена (ЕГЭ)» по предметам, исходя из имеющихся ресурсов и социального состава), кластерный анализ (который послужит основанием для разбиения школ на группы в соответствии с определенными признаками, статистически связанными с результатами ЕГЭ), факторный анализ (позволяющий создать «индекс социального благополучия» школ). Преимуществом данного метода является возможность делать обоснованные предположения о каузальности выявленных связей.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются: институциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), «теории социального неравенства» (М. Вебер, К. Маркс, П.А. Сорокин.), теории социальной стратификации (Э. Гидденс, Н. Луман).
В качестве методологической базы исследования были использованы также труды отечественных исследователей в области изучения «социальной структуры российского общества» (Т.И. Заславская, И.И. Шкаратан, В.В. Радаев и др.).
В магистерской диссертации использованы: сравнительный анализы, анализ статистических данных и «нормативно-правовых документов», метод экспертных оценок,
Обработка данных включала факторный анализ осуществлялся по программе из пакета прикладных статистических программ.
Информационную базу исследования составили:
1) данные анкетного опроса, в котором приняло участие 813общеобразовательных организации Алтайского края;
2) данные официальной статистики, характеризующие состояние «системы образования» Алтайского края, результаты исследований «НИУ ВШЭ» (в том числе результаты данных «международного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) (TIMS),PISA)»;
3) официальные «нормативно-правовые документы» Российской Федерации, Алтайского края; программы по вопросам стратегического планирования в области экономики, политики, образования ведомственные, целевые различных уровней (региональные, федеральные, международные).
Научная новизна представленных в исследовании результатов заключается в следующем:
1. Дано теоретическое обоснование управлению образованием на основе институционального подхода.
2. Научная новизна заключается в методологическом осмыслении «стратегии развития образовательных организаций» в современных условиях, определение путей «предоставления качественных образовательных услуг на основе разработки и применения институционального обеспечения управленческой деятельности в сфере образования».
3. «Разработана и апробирована методика выявления школ» с разным уровнем образовательных результатов, функционирующих в неблагоприятном социальном контексте.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что социальный статус и территориальное расположение «влияет на образовательные результаты учащихся».
2. Определены механизмы формирования успешности с учетом разных «социально-экономических факторов». Обнаружены факторы положительного влияния на «уровень результативности», «повышающей успешности», которые влияют на уровень стратифицированности «образовательных результатов».
3. Установлено, что ряд факторов, связанных с «кадровым и материально-техническим оснащением» общеобразовательного учреждения прямо влияет на эффективность деятельности школы и «уровень образовательных результатов».
4. Уровень образованности родителей учащихся и их трудовая занятость определяет стремление самих учащихся к достижению высоких результатов обучения.
5. Сопоставление ключевых факторов влияния на «образовательные результаты» позволило заключить, что школы, даже находясь «в сложном социальном контексте», могут иметь образовательную стратегию, направленную на повышение уровня успешности, и четко следуя ее, могут обеспечить достаточно «высокий уровень образовательных результатов».
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении теоретических знаний об управлении образованием, направленных на повышение уровня качественного образования. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения проблематики функционирования «школ с низкими образовательными результатами» и «в неблагоприятных социальных контекстах», и быть использованы при разработке социологических исследований в рамках данной темы, а также в реализации программ различного уровня.
Теоретико-методологические, методические результаты будут интересны исследователям, занимающихся проблемами образованием «школ с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложном социальном контексте».
Практическая значимость результатов исследования заключается в практических рекомендациях по решению данной проблемы - «повышение качества образовательных результатов школ с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложном социальном контексте».
Материалы диссертации могут быть востребованы «органами управления образованием разного уровня», специалистами «в области социальной политики», а также узкими специалистами, работающими в образовательных организациях (психологам, логопедам), руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций, при разработке стратегий, программ по управлению образованием, разработке методов и инструментов по выявлению «школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях», при определении эффективных форм адресной поддержки.
Рекомендации и выводы, сформулированные на основе полученных результатов исследования, могут стать основой для разработки региональной модели «школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях - «эффективного школьного импрувмента» как стратегии и управленческого стиля, способствующего переводу этих школ «в эффективный режим работы».
Достоверность и обоснованность научных выводов, результатов и рекомендаций диссертационного исследования обеспечена, во-первых, применением теории и методологии социологии (главным образом, институционального подхода, «теорий социального неравенства»), во-вторых, использованием, соответствующим цели и задачам исследования, теоретических методов и методов сбора, эмпирического анализа информации; в-третьих, информационной базой, включающей результаты анкетных данных, данных официальной статистики, «нормативно-правовых документов», экспертных оценок.
Степень разработанности научной проблемы
При существующих мировых тенденциях в области образования (возрастающая потребность в обучении и доступ к разным уровням образования, повышающимся уровнем обязательного образования, связанным также с социально-экономическими условиями) неравенство в образовании также сохраняется и активно влияет на жизнь общества.
При низком уровне дифференциации образования в нашей стране по сравнению с зарубежными странами, с сохранением равного старта и предоставлением условия для всех учащихся любого социального уровня на получение доступного образования теряется «право на получение качественного образования».
На основе опыта ряда стран (OECD, 2012) установлена тесная связь «между социально-экономическим статусом семей» и образовательными результатами. Многочисленные исследования, начиная с раннего периода (Coleman, 1966; Bourdieu, 1996; Bourdieu, Passeron, 1980) и заканчивая современными исследованиями зарубежных ученых (Lupton, 2004; Bowles, Gintis, Groves, 2009; Breen, Jonsson, 2005) подчеркивают связь между социальными характеристиками семей и результатами обучения. Подтверждение наличия данной связи в отечественной системе образования находит свое отражение в исследованиях отечественных специалистов (Прахов, Юдкевич, 2012; Пинская, Косарецкий, Фрумин, 2011).
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором на VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ» (сентябрь 2016, г. Барнаул); на очной сессии для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием в рамках программы «Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: программы, модели, механизмы», под руководством Пинской М.А., ведущего научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (сентябрь 2016, г. Барнаул); на международной научной конференции молодых исследователей «Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии» (октябрь 2016, г. Барнаул); на V Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании» (декабрь 2016, г. Москва); на VIII межрегиональной научно-практической конференции имени И.К. Шалаева «От результатов оценки - к достижению нового качества образования» (декабрь 2016, г. Барнаул); на межрегиональной выставке образовательных организаций «УчСиб-2017» (март 2017, г. Новосибирск); на семинаре по реализации проекта повышения качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, выступление по теме «Инновационная инфраструктура в контексте развития системы образования Алтайского края» (апрель 2017, г. Красноярск; на международном форуме «Евразийский образовательный диалог» (апрель 2017, г. Ярославль).
Основные результаты диссертационной работы отражены в публикациях:
1. Мамчур, Ю.Ю. Компетентностная модель обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Образовательное пространство в контексте социокультурной среды: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 270 с.
2. Мамчур, Ю.Ю. Особенности управления образовательными организациями в условиях евразийской интеграции: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. Максимова С.Г. - Вып. 4. - Ч.2.- Барнаул: Новый формат, 2016. - 99 с.
3. Мамчур, Ю.Ю. Эффективные механизмы неформального образования педагогов: проекты «Мобильный педагог» и «Базовая кафедра»: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - Ч.2. - 320 с.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 230 источников, а также одного приложения. Общий объем работы составляет 115 страницы
Изменения, происходящие в «системе образования», связаны с процессами, которые происходят в социально-политической и экономической жизни на глобальном уровне (то есть во всем мире) и в каждой отдельной стране в частности. «Политика Российской Федерации в сфере образования» отражает общегосударственные и национально-культурные интересы, а также учитывает общемировые тенденции развития, которые требуют «модернизации российского образования». В последние десятилетия в мире доступность образования высокого качества становится наиболее важным компонентом общего социально-экономического и культурного развития любого государства.
В среднем с начала 2000-х годов доступность образования не снижалась, а среднее качество росло, в том числе за счет масштабных программ информатизации и модернизации инфраструктуры, внедрения «новых образовательных стандартов» . Однако общественностью ситуация в школьном образовании воспринимается как критическая, поскольку растут требования родителей учащихся. Сформировавшийся сектор образования высокого качества длительное время практически не изменял своего масштаба и не мог удовлетворять запросы растущего среднего класса (усилившиеся в условиях «введения единого государственного экзамена»). «Национальный проект «Образование» (2006) как инструмент «реализации государственной политики» в общем образовании был направлен на поддержку «точек роста». Условия, созданные для позитивной реализации образовательной политики и долговременные тенденции «точек роста» лидеров образования, предположительно должны были способствовать тому, что сегмент сектора образования высокого качества расширится и станет драйвером для системы в целом.
По мнению директора «Центра развития лидерства в образовании Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) А. Г. Каспржака «в российском образовании значимые системные преобразования, стартовавшие в начале нулевых годов, были направлены на изменение конфигурации «сети образовательных организаций», переход на новые экономические механизмы функционирования и бюджетирования, развитие ресурсной оснащенности на всех уровнях образования, введение институциональных механизмов содействия повышению качества образования».
Принятие в 2012 году «указов Президента Российской Федерации», которые направлены на модернизацию системы образования, позволило решить ряд социальных и экономических проблем: повышение дохода педагогических работников всех уровней образования; принятие «комплекс мер для модернизации дополнительного образования и воспитания» школьников и студентов; решение проблемы низкой «доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет»; совершенствование его качества, после принятия «федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС) ; реализация меры по обновлению и развитию «системы среднего профессионального образования и системы профессиональной подготовки будущих специалистов»; обеспечение условий для создания и развития «доступной образовательной среды» «для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья» .
Актуальность темы исследования
Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет внесли свои коррективы в развитие «системы российского образования». Одной из задач, стоящих перед «системой образования» сегодня - это сохранение ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении «доступного и качественного образования». С другой стороны, большая роль в настоящее время отводится системе образования в качестве созидательного элемента российского общества.
Другим важным трендом социальной сферы в последние десятилетия по мнению ученых НИУ ВШЭ стал рост неравенства в доступе к услугам сферы образования высокого качества. Исследования НИУ ВШЭ наглядно демонстрируют сохранение «островов низкого качества». В таких условиях выходом из возникшего противоречия между качеством и доступностью стало привлечение негосударственных ресурсов справедливое, по способностям распределение «дефицитных» образовательных ресурсов высокого качества.
Важнейшими условиями реализации такого подхода должны стать: равное и общедоступное предоставление услуг по раннему развитию, адресная помощь семьям, находящимся «в сложной жизненной ситуации», и школам, которые выполняют свою работу «в сложных социальных условиях».
Отметим, что общий рост имущественного и культурного расслоения общества становится все заметнее, что и приводит к развитию предрасположенности к дифференциации школ по уровню качества предоставляемого образования. Выделяется целый «сегмент школ (как сельских, так и городских)», которые демонстрируют «устойчиво низкие результаты» на всех «ступенях образования». В различных регионах России такие учреждения обнаруживаются в различных соотношениях от 4-5 до 25%.
Другой сегмент образовательных учреждений формируют «школы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов»), обеспечивающие «достаточно высокий уровень» подготовки и предоставляющие обширный «выбор дополнительных образовательных услуг». Количество подобных учреждений в стране, по данным проекта «Регионального информационного агентства Новости» «Социальный навигатор», более 12%, в них обучается более 17% учеников. При этом доля российских школьников, достигающих высокого «уровня функциональной грамотности» (по данным «международного сравнительного исследования PISA - международная программа по оценке учебных достижений» (Programme for International Studen tAssessment), ниже, чем в среднем по странам «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development)», и значительно ниже, чем в лидирующих странах.
Направление ресурсов в сегмент «успешных школ только увеличивает их разрыв с отстающими», в которых концентрируются дети, проживающие в семьях с низкими «социальным и культурным капиталами», и не решает в полной мере задач по формированию ресурсных центров, «точек роста».
В России продолжает активно увеличиваться «численность населения крупных городов», за счет малых городов и средних сел, где население сокращается невероятно быстро. Например, увеличивается число мелких сел, в которых проживает менее 500 человек, то есть происходит их умирание и «обезлюдивание». Имея такую численность населения в обширном сегменте населенных пунктов, невозможно организовать адекватное функционирование «учреждений социально-культурной сферы», в том числе «учреждений дошкольного образования» и хотя бы начальных школ.
Указанные противоречия - вызовы социально-экономических преобразований в стране указали на необходимость совершенствования множества социальных институтов и всей «системы образования» в целом.
Современные условия порождают новые требования к образованию и его качеству. То есть качество образования в таком случае - это социальная категория, которая определяет состояние и отношение к результату в процессе образования, соответствие потребностям и ожиданиям общественности, разнообразных «социальных групп в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».
Существующая «проблема качества образования», его повышения стоит на первом месте в разрабатываемых «государственных программах развития образования в России на протяжении последних лет». Так, стратегической «целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» .
«В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы указано, что системным приоритетом образования «является повышение качества результатов образования на разных уровнях» (от усредненных индивидуальных результатов к новым качественным характеристикам поколения). Кроме того, «определены стратегические приоритеты развития: непрерывное образование (расширение сферы образования и социализации); обеспечение открытости образования (для всех субъектов и на всех уровнях); сохранение (восстановление единого образовательного пространства страны (выравнивание образовательных возможностей граждан Российской Федерации)».
Тот круг противоречий, который обозначен выше, позволил определить проблему исследования, состоящую в необходимости разработки концептуальных основ «управления развитием образовательной организации», позволяющих определить оптимальную стратегию ее развития.
Объектом исследования является «система общего образования» одного российского региона (Алтайского края).
Предметом исследования являются социальные факторы, влияющие на эффективность общеобразовательных учреждений.
Цель исследования - комплексный анализ управления образованием, и разработка региональной «модели поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях».
В работе ставится гипотеза о существовании «критериев дифференциации школ, влияющих на эффективность их деятельности, которые связаны с образовательным уровнем родителей учащихся (и характеризуют социально-экономический статус семей), расположением школы в городской или сельской местности» и ее материально-техническим оснащением.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы «управления развитием школ».
2. Выявить совокупность социальных факторов, определяющих контекст «деятельности образовательного учреждения».
3. Провести оценку «различий в ресурсах и образовательных результатах» между школами, сформированных на основании единого «уровня образования родителей школьников».
4. Провести качественную оценку «факторов, оказывающих влияние на достижения школьников и эффективность школ» в соответствии с уровнем результативности.
Эмпирическую базу исследования составили данные полученные в результате проведенного в 2016 году анкетирования образовательных учреждений совместно с «Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Репрезентативность выборки обеспечивается сплошным анкетированием школ Алтайского края. Объем выборочных совокупностей составляет 813 общеобразовательных учреждений Алтайского края.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез используются ряд методов: теоретический анализ, социологический опрос, экспертный анализ, математико-статистический метод и регрессионный анализ (для расчета для каждой школы ожидаемых «средних баллов единого государственного экзамена (ЕГЭ)» по предметам, исходя из имеющихся ресурсов и социального состава), кластерный анализ (который послужит основанием для разбиения школ на группы в соответствии с определенными признаками, статистически связанными с результатами ЕГЭ), факторный анализ (позволяющий создать «индекс социального благополучия» школ). Преимуществом данного метода является возможность делать обоснованные предположения о каузальности выявленных связей.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются: институциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), «теории социального неравенства» (М. Вебер, К. Маркс, П.А. Сорокин.), теории социальной стратификации (Э. Гидденс, Н. Луман).
В качестве методологической базы исследования были использованы также труды отечественных исследователей в области изучения «социальной структуры российского общества» (Т.И. Заславская, И.И. Шкаратан, В.В. Радаев и др.).
В магистерской диссертации использованы: сравнительный анализы, анализ статистических данных и «нормативно-правовых документов», метод экспертных оценок,
Обработка данных включала факторный анализ осуществлялся по программе из пакета прикладных статистических программ.
Информационную базу исследования составили:
1) данные анкетного опроса, в котором приняло участие 813общеобразовательных организации Алтайского края;
2) данные официальной статистики, характеризующие состояние «системы образования» Алтайского края, результаты исследований «НИУ ВШЭ» (в том числе результаты данных «международного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) (TIMS),PISA)»;
3) официальные «нормативно-правовые документы» Российской Федерации, Алтайского края; программы по вопросам стратегического планирования в области экономики, политики, образования ведомственные, целевые различных уровней (региональные, федеральные, международные).
Научная новизна представленных в исследовании результатов заключается в следующем:
1. Дано теоретическое обоснование управлению образованием на основе институционального подхода.
2. Научная новизна заключается в методологическом осмыслении «стратегии развития образовательных организаций» в современных условиях, определение путей «предоставления качественных образовательных услуг на основе разработки и применения институционального обеспечения управленческой деятельности в сфере образования».
3. «Разработана и апробирована методика выявления школ» с разным уровнем образовательных результатов, функционирующих в неблагоприятном социальном контексте.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что социальный статус и территориальное расположение «влияет на образовательные результаты учащихся».
2. Определены механизмы формирования успешности с учетом разных «социально-экономических факторов». Обнаружены факторы положительного влияния на «уровень результативности», «повышающей успешности», которые влияют на уровень стратифицированности «образовательных результатов».
3. Установлено, что ряд факторов, связанных с «кадровым и материально-техническим оснащением» общеобразовательного учреждения прямо влияет на эффективность деятельности школы и «уровень образовательных результатов».
4. Уровень образованности родителей учащихся и их трудовая занятость определяет стремление самих учащихся к достижению высоких результатов обучения.
5. Сопоставление ключевых факторов влияния на «образовательные результаты» позволило заключить, что школы, даже находясь «в сложном социальном контексте», могут иметь образовательную стратегию, направленную на повышение уровня успешности, и четко следуя ее, могут обеспечить достаточно «высокий уровень образовательных результатов».
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении теоретических знаний об управлении образованием, направленных на повышение уровня качественного образования. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения проблематики функционирования «школ с низкими образовательными результатами» и «в неблагоприятных социальных контекстах», и быть использованы при разработке социологических исследований в рамках данной темы, а также в реализации программ различного уровня.
Теоретико-методологические, методические результаты будут интересны исследователям, занимающихся проблемами образованием «школ с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложном социальном контексте».
Практическая значимость результатов исследования заключается в практических рекомендациях по решению данной проблемы - «повышение качества образовательных результатов школ с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложном социальном контексте».
Материалы диссертации могут быть востребованы «органами управления образованием разного уровня», специалистами «в области социальной политики», а также узкими специалистами, работающими в образовательных организациях (психологам, логопедам), руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций, при разработке стратегий, программ по управлению образованием, разработке методов и инструментов по выявлению «школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях», при определении эффективных форм адресной поддержки.
Рекомендации и выводы, сформулированные на основе полученных результатов исследования, могут стать основой для разработки региональной модели «школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях - «эффективного школьного импрувмента» как стратегии и управленческого стиля, способствующего переводу этих школ «в эффективный режим работы».
Достоверность и обоснованность научных выводов, результатов и рекомендаций диссертационного исследования обеспечена, во-первых, применением теории и методологии социологии (главным образом, институционального подхода, «теорий социального неравенства»), во-вторых, использованием, соответствующим цели и задачам исследования, теоретических методов и методов сбора, эмпирического анализа информации; в-третьих, информационной базой, включающей результаты анкетных данных, данных официальной статистики, «нормативно-правовых документов», экспертных оценок.
Степень разработанности научной проблемы
При существующих мировых тенденциях в области образования (возрастающая потребность в обучении и доступ к разным уровням образования, повышающимся уровнем обязательного образования, связанным также с социально-экономическими условиями) неравенство в образовании также сохраняется и активно влияет на жизнь общества.
При низком уровне дифференциации образования в нашей стране по сравнению с зарубежными странами, с сохранением равного старта и предоставлением условия для всех учащихся любого социального уровня на получение доступного образования теряется «право на получение качественного образования».
На основе опыта ряда стран (OECD, 2012) установлена тесная связь «между социально-экономическим статусом семей» и образовательными результатами. Многочисленные исследования, начиная с раннего периода (Coleman, 1966; Bourdieu, 1996; Bourdieu, Passeron, 1980) и заканчивая современными исследованиями зарубежных ученых (Lupton, 2004; Bowles, Gintis, Groves, 2009; Breen, Jonsson, 2005) подчеркивают связь между социальными характеристиками семей и результатами обучения. Подтверждение наличия данной связи в отечественной системе образования находит свое отражение в исследованиях отечественных специалистов (Прахов, Юдкевич, 2012; Пинская, Косарецкий, Фрумин, 2011).
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором на VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ» (сентябрь 2016, г. Барнаул); на очной сессии для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием в рамках программы «Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: программы, модели, механизмы», под руководством Пинской М.А., ведущего научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (сентябрь 2016, г. Барнаул); на международной научной конференции молодых исследователей «Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии» (октябрь 2016, г. Барнаул); на V Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании» (декабрь 2016, г. Москва); на VIII межрегиональной научно-практической конференции имени И.К. Шалаева «От результатов оценки - к достижению нового качества образования» (декабрь 2016, г. Барнаул); на межрегиональной выставке образовательных организаций «УчСиб-2017» (март 2017, г. Новосибирск); на семинаре по реализации проекта повышения качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, выступление по теме «Инновационная инфраструктура в контексте развития системы образования Алтайского края» (апрель 2017, г. Красноярск; на международном форуме «Евразийский образовательный диалог» (апрель 2017, г. Ярославль).
Основные результаты диссертационной работы отражены в публикациях:
1. Мамчур, Ю.Ю. Компетентностная модель обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Образовательное пространство в контексте социокультурной среды: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 270 с.
2. Мамчур, Ю.Ю. Особенности управления образовательными организациями в условиях евразийской интеграции: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. Максимова С.Г. - Вып. 4. - Ч.2.- Барнаул: Новый формат, 2016. - 99 с.
3. Мамчур, Ю.Ю. Эффективные механизмы неформального образования педагогов: проекты «Мобильный педагог» и «Базовая кафедра»: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - Ч.2. - 320 с.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 230 источников, а также одного приложения. Общий объем работы составляет 115 страницы
В результате исследования были подтверждены гипотезы, выдвинутые в начале работы. Наличие «критериев дифференциации школ, влияющих на эффективность их деятельности», подтверждается результатами, полученными на основании анализа анкетных данных.
1. Из анализируемого массива данных выделяются общеобразовательные учреждения, демонстрирующие высокий «уровень образовательных результатов» и школы, показывающие низкий уровень результативности, которые в свою очередь соответствуют по территориальной принадлежности городским населенным пунктам и сельской местности.
2. Проведенное исследование наглядно продемонстрировало ключевую роль высококвалифицированных педагогических кадров в достижении «высоких образовательных результатов», наличие в достаточном количестве материально-технического обеспечения. Благоприятный контекст отмечается в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальных, инновационных площадок, в которых реализуются образовательные программы «с углубленным изучением отдельных предметов или профильной направленности».
3. «Школы, работающие в сложном социальном контексте», имеющие специфический контингент (учащиеся с девиантным поведением, состоящие на различных видах профилактического учета) и «низкий социально-экономический потенциал их семей», не имеют в большинстве собственного «потенциала для обеспечения высоких результатов: кадровых ресурсов», педагогических технологий и образовательных стратегий.
4. Проблема неудовлетворительного кадрового обеспечения отмечается в недостатке высококвалифицированных педагогов: преобладающее большинство педагогов - пенсионеров, работающих в сельских образовательных учреждениях, ограниченное количество молодых педагогов, со стажем работы до 3-х лет.
5. «Уровень образовательных результатов учащихся» напрямую связан с «образовательным уровнем родителей учащихся: успехи ученика тем выше, чем выше социальный статус его родителей» (профессиональный и социальный). «Образовательные результаты учащихся» также связаны (и «характеризуют социально-экономический статус семей») с «расположением школы в городской или сельской местности» и ее материально-техническим оснащением.
6. «Школы, находящиеся в сложном социальном контексте», но имеющие образовательную стратегию и четко следуя ее, могут обеспечить достаточно «высокий уровень образовательных результатов». При этом эти стратегии могут стать основой для выстраивания траектории развития общеобразовательной организации и могут быть модифицированы в программу «перехода школы в эффективный режим функционирования».
1. Из анализируемого массива данных выделяются общеобразовательные учреждения, демонстрирующие высокий «уровень образовательных результатов» и школы, показывающие низкий уровень результативности, которые в свою очередь соответствуют по территориальной принадлежности городским населенным пунктам и сельской местности.
2. Проведенное исследование наглядно продемонстрировало ключевую роль высококвалифицированных педагогических кадров в достижении «высоких образовательных результатов», наличие в достаточном количестве материально-технического обеспечения. Благоприятный контекст отмечается в общеобразовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальных, инновационных площадок, в которых реализуются образовательные программы «с углубленным изучением отдельных предметов или профильной направленности».
3. «Школы, работающие в сложном социальном контексте», имеющие специфический контингент (учащиеся с девиантным поведением, состоящие на различных видах профилактического учета) и «низкий социально-экономический потенциал их семей», не имеют в большинстве собственного «потенциала для обеспечения высоких результатов: кадровых ресурсов», педагогических технологий и образовательных стратегий.
4. Проблема неудовлетворительного кадрового обеспечения отмечается в недостатке высококвалифицированных педагогов: преобладающее большинство педагогов - пенсионеров, работающих в сельских образовательных учреждениях, ограниченное количество молодых педагогов, со стажем работы до 3-х лет.
5. «Уровень образовательных результатов учащихся» напрямую связан с «образовательным уровнем родителей учащихся: успехи ученика тем выше, чем выше социальный статус его родителей» (профессиональный и социальный). «Образовательные результаты учащихся» также связаны (и «характеризуют социально-экономический статус семей») с «расположением школы в городской или сельской местности» и ее материально-техническим оснащением.
6. «Школы, находящиеся в сложном социальном контексте», но имеющие образовательную стратегию и четко следуя ее, могут обеспечить достаточно «высокий уровень образовательных результатов». При этом эти стратегии могут стать основой для выстраивания траектории развития общеобразовательной организации и могут быть модифицированы в программу «перехода школы в эффективный режим функционирования».
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД НАРЬЯН-МАР»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Моногорода Республики Татарстан: инструменты оценки устойчивости социально-экономического развития
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Кадровый конкурс как фактор организационного развития (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Кадровый конкурс как фактор организационного развития
Диссертации (РГБ), менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



