Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов 14
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой
миграции трудовых ресурсов 14
1.2. Теоретический анализ управления внутрикраевой миграцией
трудовых ресурсов 26
1.3. Программно-целевые методы как инструмент перераспределения
трудовых ресурсов 41
Глава II. Особенности реализации региональных социально-экономических программ Алтайского края в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов 53
2.1. Методические и организационные основы исследования
региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае 53
2.2. Анализ особенностей реализации социально-экономических
программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае 61
2.3. Проблемы и перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском
крае 76
Заключение 97
Список источников и литературы 101
Приложения 114
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов 14
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой
миграции трудовых ресурсов 14
1.2. Теоретический анализ управления внутрикраевой миграцией
трудовых ресурсов 26
1.3. Программно-целевые методы как инструмент перераспределения
трудовых ресурсов 41
Глава II. Особенности реализации региональных социально-экономических программ Алтайского края в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов 53
2.1. Методические и организационные основы исследования
региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае 53
2.2. Анализ особенностей реализации социально-экономических
программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае 61
2.3. Проблемы и перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском
крае 76
Заключение 97
Список источников и литературы 101
Приложения 114
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается рост влияния миграционных процессов на социально-экономическое развитие территорий. Тенденции в сфере миграции, характерные для современной России, стали не менее актуальными и для Алтайского края. В структуре территориальных перемещений населения Алтайского края традиционно первое место занимает внутрикраевая миграция населения. Масштабы, направления и результаты внутрикраевого перераспределения населения во многом определяются социально-экономическими факторами: уровнем социально-экономического развития территории, возможностями в обеспечении населения рабочими местами и социальными услугами, развитостью инфраструктуры и многими другими. Исторически закономерное различие в уровне социально-экономического развития города и села в последнее время возросло в несколько раз. Село стало непривлекательно, особенно для молодежи. Наблюдается отток трудоспособного населения из сельской местности края и малых городов, что ведет к дисбалансу трудовых ресурсов в регионе.
В виду вышеперечисленных негативных тенденций необходима эффективная социально-экономическая политика, направленная на управление внутрирегиональной миграцией трудовых ресурсов. Структурным элементом региональной политики могут служить социально-экономические программы.
Проблема социологической оценки роли социально-экономических программ, которая является критерием эффективности управления внутрикраевой миграцией населения, достаточно актуальна в настоящее время на всех уровнях государственного управления. Несмотря на повышенный интерес к данному вопросу со стороны государства и общества, он остается недостаточно изученным.
Степень научной разработанности проблемы. Миграция, будучи сложным по своей природе и социальным последствиям процессом, всегда была в центре внимания представителей разных наук. Существует большое количество работ по миграции населения. Е.Л. Плисецкий и В.В. Покшишевский рассматривали данное явление как механическое движение населения. Российский ученый О.Д. Воробьева под миграцией понимает любое территориальное перемещение. Различные виды движения населения исследовали И.С. Матлин, Г.И. Касперович, Б.Д. Бреев. Миграцию в широком и в узком значении слова рассматривает Л.Л. Рыбаковский, А.У. Хомра, Б.С. Хорев, М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев. Миграцию как совокупность переселения людей рассматривает В.И. Переведенцев. Миграция сельского населения представлена в работах В.Г. Староверова, A. Г. Вишневского, Л.В. Корель, М.А. Шабановой, Т.И. Заславской. В Алтайском крае миграцию сельского населения исследовали Г.И. Немирова, B. М. Баутин.
Внутренняя миграция населения освещена в работах В.М. Моисеенко, Т.И. Заславской, К.О. Магомедова. Крупные исследовательские работы по проблеме трудовой миграций населения можно встретить у таких авторов, как Ю.Ю. Шитова и Ю.А. Шитов, И.О. Мальцева и С.Ю. Рощин, Д.В. Житин, В.И. Оноприенко, Е.С. Кованова. Проблемы миграции и рынка труда представлены в работах Т.М. Малевой, М.К. Кирилловой, а также Н.В. Мкртчяна, Ю.Ф. Флоринской. Диспропорции на рынке труда в регионе освещены в работах О.Е. Родионовой, С.Н. Пенчевой. Проблемы формирования трудовых ресурсов в Алтайском крае отражены в работах И.В Ковалевой, М.В. Мерш, А.Г. Зиновьева, Е.Н. Щетинина. Различные аспекты трудовой миграции в Алтайском крае исследовали Н.П. Гончарова, С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, Л.В. Родионова, А.М. Сергиенко, Е.В. Тарасова. Аспекты маятниковой трудовой миграции рассматриваются в работах М.Л. Акишиной, А.А. Фаннештиль, Ю.Ю. Шитовой.
Разнообразные подходы к применению программно-целевого метода в региональном управлении отражены в работах Т.М. Зориной, Р.А. Скачкова, Е.В. Шубенковой, И.В. Митрофановой, Л.П. Третьяковой, А.Я. Троцковского, В.Э. Тоскуниной. Проблемы совершенствования региональных целевых программ рассматриваются в трудах С.В. Паникаровой. Различные аспекты внутрикраевой миграции представлены в трудах А.А. Нестерова, К.А. Ваховской, Л.А. Глазковой, Е.В. Тарасовой, А.В. Ерохина и Н.А. Сбитневой.
Необходимо отметить, что роль внутрикраевых миграционных процессов в социально-экономическом развитии Алтайского края является малоизученной. В силу сложности и противоречивости миграционных процессов, необходимо комплексное и целостное изучение всех сторон, объектов и субъектов, действующих в сфере регулирования внутрикраевой миграции в Алтайском крае. До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением основных элементов механизма управления данным видом миграционного движения населения. Недостаточно полно исследованы вопросы, касающиеся реализации социально-экономических программ, направленных на регулирование внутрикраевой миграции.
Необходимость решения данных проблем обусловила и предопределила цель, задачи и направления настоящего исследования.
Объект исследования - внутрикраевая миграция трудовых ресурсов.
Предмет исследования - социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Целью исследования является оценка региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае, а также обоснование приоритетных направлений развития системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, способствующих повышению эффективности ее функционирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой миграции трудовых ресурсов.
2. Изучить теоретические основы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
3. Охарактеризовать программно-целевые методы как инструмент перераспределения трудовых ресурсов.
4. Разработать методические и организационные основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
5. Провести анализ особенностей реализации социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае.
6. Выявить проблемы и определить перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае (на основе экспертного опроса).
7. Разработать меры по оптимизации системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Гипотезы исследования:
1. Наиболее адекватными теоретико-методологическими подходами при изучении внутрикраевой миграции трудовых ресурсов являются теория социальной мобильности и концепция «притяжения-выталкивания».
2. Вопросы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов слабо проработаны в теоретическом плане и основываются, прежде всего, на нормативно-правовых актах в области миграционной политики.
3. Программно-целевые методы к перераспределению трудовых ресурсов являются более эффективным инструментом по сравнению с методами традиционного регулирования занятости населения.
4. Методические и организационные основы исследования, включающие в себя анализ документов и экспертный опрос, позволяют наиболее точно выявить роль региональных социально-экономических программ в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
5. Социально-экономические программы, направленные на регулирование внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, способствуют сокращению миграционной убыли населения.
6. Внутрирегиональная миграция может как усиливать внутрирегиональные социально-экономические различия, так и выступать инструментом их сглаживания при использовании программно-целевых методов.
7. Включение в систему рекомендаций комплекса мер организационно-управленческого характера позволит оптимизировать систему управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно-функционального подходов, основы теории и социологии управления, концепции «притяжения-выталкивания», теории социальной мобильности, теории социальных сетей. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам управления миграционными процессами, в частности внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие миграционные процессы, перераспределения трудовых ресурсов; аналитические и информационные материалы Правительства Алтайского края, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края; обобщенные и обработанные автором статистические данные; данные информационных сайтов; результаты научных исследований, представленных в виде монографий; материалы научно-практических конференций, научных разработок и докладов; результаты исследования, полученные при непосредственном участии автора в разработке, организации и реализации проекта по сбору, обобщению и анализу информации о роли внутрирегиональной миграции в социально-экономическом развитии муниципальных образований Алтайского края.
В процессе исследования применялись различные научные методы: анализ документов (научной литературы, нормативных правовых актов, статистических данных); методы обобщения, сопоставления, классификации, систематизации; метод экспертного интервью.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Важным подходом при изучении внутрикраевой миграции трудовых ресурсов является теория социальной мобильности, в рамках которой определены причины, воздействующие на внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов, а также факторы, оказывающие влияние на интенсивность, масштабность и направленность внутрирегиональных перемещений. Важным является и учет миграционной привлекательности мест оттока и притока населения, анализ которой осуществляется в рамках концепции «притяжения-выталкивания».
2. Базовые вопросы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов основываются не только на принципах теории и социологии управления, но, прежде всего, на нормативно-правовых актах в области миграционной политики. Вместе с тем, нормативно-правовые акты в области миграционной политики практически не регулируют процессы внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, что затрудняет анализ данного явления.
3. При условии совершенствования механизма формирования социально-экономических программ и их реализации, программно-целевые методы могут быть более эффективным инструментом перераспределения трудовых ресурсов.
4. В качестве методики исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае выбраны методы анализа документов и экспертного опроса, которые позволяют наиболее точно выявить роль региональных социально-экономических программ в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
5. Социально-экономические программы, направленные на регулирование внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, предусматривают меры по привлечению специалистов в сельскую местность края и более эффективному перераспределению трудовых ресурсов.
6. Процессы внутрирегиональной миграции способствуют дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, как усиливая внутрирегиональные социально-экономические различия, так и сглаживая их. В то же время их роль в социально - экономическом развитии не всегда корректно учитывается при разработке целевых программ.
7. Комплекс мер по регулированию внутрикраевой миграции трудовых ресурсов предполагает: разграничение полномочий в реализации социально-экономических программ между федеральными, региональными и муниципальными органами власти по регулированию миграционной ситуации; введение в практику реализации федеральных целевых программ, действующих на территории Алтайского края, системы мониторинга, который будет охватывать все этапы реализации программы; включение в информационное пространство региона статистических и аналитических данных о масштабах, направлениях и тенденциях внутрикраевой миграции трудовых ресурсов; развитие и совершенствование целевого набора по востребованным на данной территории, в частности в агропромышленном комплексе специальностям и др. Реализация этих мер возможна при объединении усилий федеральных, региональных и местных органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций, повышения интереса у самого населения, его активизации.
Научная новизна исследования:
1. Рассмотрены теоретико-методологические подходы - теория социальной мобильности и концепция «притяжения-выталкивания» с точки зрения регулирования внутрикраевой миграции трудовых ресурсов.
2. Изучен комплекс мер, направленных на управление внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
3. Дана характеристика программно-целевому методу как инструменту перераспределения трудовых ресурсов.
4. Разработана и апробирована методика исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
5. Определены эффективные меры, регулирующие внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов в Алтайском крае.
6. Определены основные направления влияния внутрикраевой миграции на социально-экономическое развитие муниципальных образований, их дифференциацию.
7. Разработаны направления оптимизации системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационного исследования расширяют проблемное поле социологии управления и социологии миграции как отраслевых социологических теорий. Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений регулирования внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, при формировании оптимальной инфраструктуры рынка труда. Полученные научные результаты могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений миграционной политики в регулировании миграционных процессов и перераспределения трудовых ресурсов.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается соблюдением принципов теоретизирования на базе научной методологии; подтверждением истинности теоретических положений эмпирическим материалом; использованием взаимодополняющих и взаимопроверяемых методов эмпирического исследования; обсуждением полученных результатов на научных конференциях, семинарах; апробацией результатов исследования на практике.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на различных конференциях и семинарах:
1. III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (21 апреля 2016). Тема доклада «Программно-целевой метод как инструмент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае».
2. Международная конференция «Детское и молодежное движение: история и современность» (Барнаул, 19 мая 2016). Тема доклада: «Молодежные общественные организации как форма закрепления молодежи на сельском рынке труда».
3. III Международная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве» (Барнаул, 10 июня 2016). Тема доклада «Миграция как фактор социальной интеграции и дезинтеграции в сельской местности».
4. XVIII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 17 ноября 2016). Тема доклада «Трансформация ценностных ориентаций сельской молодежи вследствие учебной миграции».
Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:
1. Гончарова Н.П., Констанц Т.К. Молодежные общественные организации как форма закрепления молодежи на сельском рынке труда // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред., авт. предисл. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 244-246.
2. Констанц Т.К. Программно-целевой метод как инструмент
управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ.ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой. - Электрон.текст. дан. (3 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2016. - 1 эл. опт.диск (CD-R). - Систем.требования: PC IntelPentium 1ГГц, 256 Мб RAM; 30 Мб свобод.диск. пространства; CD-ROM; ОС Windows XP.
3. Констанц Т.К. Социально-экономические последствия сельско- городских миграций в Алтайском крае // Путь в науку. Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования» 2016. - С. 333-336.
4. Констанц Т.К. Современное состояние и динамика сельско- городских миграций в Алтайском крае // «Социология в современном мире: наука, образование, творчество», сборник статей. - вып. 8 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - С. 340-346.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень изученности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинуты гипотезы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования, вынесены положения на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов» рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, проводится теоретический анализ управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, а также дается характеристика программно-целевого метода как инструмента перераспределения трудовых ресурсов.
Во второй главе «Особенности реализации региональных социально-экономических программ Алтайского края в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов» дается обоснование методическим и организационным основам исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае, представлен анализ особенностей реализации социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае, а также проблемы и перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.
В виду вышеперечисленных негативных тенденций необходима эффективная социально-экономическая политика, направленная на управление внутрирегиональной миграцией трудовых ресурсов. Структурным элементом региональной политики могут служить социально-экономические программы.
Проблема социологической оценки роли социально-экономических программ, которая является критерием эффективности управления внутрикраевой миграцией населения, достаточно актуальна в настоящее время на всех уровнях государственного управления. Несмотря на повышенный интерес к данному вопросу со стороны государства и общества, он остается недостаточно изученным.
Степень научной разработанности проблемы. Миграция, будучи сложным по своей природе и социальным последствиям процессом, всегда была в центре внимания представителей разных наук. Существует большое количество работ по миграции населения. Е.Л. Плисецкий и В.В. Покшишевский рассматривали данное явление как механическое движение населения. Российский ученый О.Д. Воробьева под миграцией понимает любое территориальное перемещение. Различные виды движения населения исследовали И.С. Матлин, Г.И. Касперович, Б.Д. Бреев. Миграцию в широком и в узком значении слова рассматривает Л.Л. Рыбаковский, А.У. Хомра, Б.С. Хорев, М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев. Миграцию как совокупность переселения людей рассматривает В.И. Переведенцев. Миграция сельского населения представлена в работах В.Г. Староверова, A. Г. Вишневского, Л.В. Корель, М.А. Шабановой, Т.И. Заславской. В Алтайском крае миграцию сельского населения исследовали Г.И. Немирова, B. М. Баутин.
Внутренняя миграция населения освещена в работах В.М. Моисеенко, Т.И. Заславской, К.О. Магомедова. Крупные исследовательские работы по проблеме трудовой миграций населения можно встретить у таких авторов, как Ю.Ю. Шитова и Ю.А. Шитов, И.О. Мальцева и С.Ю. Рощин, Д.В. Житин, В.И. Оноприенко, Е.С. Кованова. Проблемы миграции и рынка труда представлены в работах Т.М. Малевой, М.К. Кирилловой, а также Н.В. Мкртчяна, Ю.Ф. Флоринской. Диспропорции на рынке труда в регионе освещены в работах О.Е. Родионовой, С.Н. Пенчевой. Проблемы формирования трудовых ресурсов в Алтайском крае отражены в работах И.В Ковалевой, М.В. Мерш, А.Г. Зиновьева, Е.Н. Щетинина. Различные аспекты трудовой миграции в Алтайском крае исследовали Н.П. Гончарова, С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, Л.В. Родионова, А.М. Сергиенко, Е.В. Тарасова. Аспекты маятниковой трудовой миграции рассматриваются в работах М.Л. Акишиной, А.А. Фаннештиль, Ю.Ю. Шитовой.
Разнообразные подходы к применению программно-целевого метода в региональном управлении отражены в работах Т.М. Зориной, Р.А. Скачкова, Е.В. Шубенковой, И.В. Митрофановой, Л.П. Третьяковой, А.Я. Троцковского, В.Э. Тоскуниной. Проблемы совершенствования региональных целевых программ рассматриваются в трудах С.В. Паникаровой. Различные аспекты внутрикраевой миграции представлены в трудах А.А. Нестерова, К.А. Ваховской, Л.А. Глазковой, Е.В. Тарасовой, А.В. Ерохина и Н.А. Сбитневой.
Необходимо отметить, что роль внутрикраевых миграционных процессов в социально-экономическом развитии Алтайского края является малоизученной. В силу сложности и противоречивости миграционных процессов, необходимо комплексное и целостное изучение всех сторон, объектов и субъектов, действующих в сфере регулирования внутрикраевой миграции в Алтайском крае. До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением основных элементов механизма управления данным видом миграционного движения населения. Недостаточно полно исследованы вопросы, касающиеся реализации социально-экономических программ, направленных на регулирование внутрикраевой миграции.
Необходимость решения данных проблем обусловила и предопределила цель, задачи и направления настоящего исследования.
Объект исследования - внутрикраевая миграция трудовых ресурсов.
Предмет исследования - социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Целью исследования является оценка региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае, а также обоснование приоритетных направлений развития системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, способствующих повышению эффективности ее функционирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой миграции трудовых ресурсов.
2. Изучить теоретические основы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
3. Охарактеризовать программно-целевые методы как инструмент перераспределения трудовых ресурсов.
4. Разработать методические и организационные основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
5. Провести анализ особенностей реализации социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае.
6. Выявить проблемы и определить перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае (на основе экспертного опроса).
7. Разработать меры по оптимизации системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Гипотезы исследования:
1. Наиболее адекватными теоретико-методологическими подходами при изучении внутрикраевой миграции трудовых ресурсов являются теория социальной мобильности и концепция «притяжения-выталкивания».
2. Вопросы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов слабо проработаны в теоретическом плане и основываются, прежде всего, на нормативно-правовых актах в области миграционной политики.
3. Программно-целевые методы к перераспределению трудовых ресурсов являются более эффективным инструментом по сравнению с методами традиционного регулирования занятости населения.
4. Методические и организационные основы исследования, включающие в себя анализ документов и экспертный опрос, позволяют наиболее точно выявить роль региональных социально-экономических программ в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
5. Социально-экономические программы, направленные на регулирование внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, способствуют сокращению миграционной убыли населения.
6. Внутрирегиональная миграция может как усиливать внутрирегиональные социально-экономические различия, так и выступать инструментом их сглаживания при использовании программно-целевых методов.
7. Включение в систему рекомендаций комплекса мер организационно-управленческого характера позволит оптимизировать систему управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно-функционального подходов, основы теории и социологии управления, концепции «притяжения-выталкивания», теории социальной мобильности, теории социальных сетей. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам управления миграционными процессами, в частности внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие миграционные процессы, перераспределения трудовых ресурсов; аналитические и информационные материалы Правительства Алтайского края, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края; обобщенные и обработанные автором статистические данные; данные информационных сайтов; результаты научных исследований, представленных в виде монографий; материалы научно-практических конференций, научных разработок и докладов; результаты исследования, полученные при непосредственном участии автора в разработке, организации и реализации проекта по сбору, обобщению и анализу информации о роли внутрирегиональной миграции в социально-экономическом развитии муниципальных образований Алтайского края.
В процессе исследования применялись различные научные методы: анализ документов (научной литературы, нормативных правовых актов, статистических данных); методы обобщения, сопоставления, классификации, систематизации; метод экспертного интервью.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Важным подходом при изучении внутрикраевой миграции трудовых ресурсов является теория социальной мобильности, в рамках которой определены причины, воздействующие на внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов, а также факторы, оказывающие влияние на интенсивность, масштабность и направленность внутрирегиональных перемещений. Важным является и учет миграционной привлекательности мест оттока и притока населения, анализ которой осуществляется в рамках концепции «притяжения-выталкивания».
2. Базовые вопросы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов основываются не только на принципах теории и социологии управления, но, прежде всего, на нормативно-правовых актах в области миграционной политики. Вместе с тем, нормативно-правовые акты в области миграционной политики практически не регулируют процессы внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, что затрудняет анализ данного явления.
3. При условии совершенствования механизма формирования социально-экономических программ и их реализации, программно-целевые методы могут быть более эффективным инструментом перераспределения трудовых ресурсов.
4. В качестве методики исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае выбраны методы анализа документов и экспертного опроса, которые позволяют наиболее точно выявить роль региональных социально-экономических программ в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
5. Социально-экономические программы, направленные на регулирование внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, предусматривают меры по привлечению специалистов в сельскую местность края и более эффективному перераспределению трудовых ресурсов.
6. Процессы внутрирегиональной миграции способствуют дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, как усиливая внутрирегиональные социально-экономические различия, так и сглаживая их. В то же время их роль в социально - экономическом развитии не всегда корректно учитывается при разработке целевых программ.
7. Комплекс мер по регулированию внутрикраевой миграции трудовых ресурсов предполагает: разграничение полномочий в реализации социально-экономических программ между федеральными, региональными и муниципальными органами власти по регулированию миграционной ситуации; введение в практику реализации федеральных целевых программ, действующих на территории Алтайского края, системы мониторинга, который будет охватывать все этапы реализации программы; включение в информационное пространство региона статистических и аналитических данных о масштабах, направлениях и тенденциях внутрикраевой миграции трудовых ресурсов; развитие и совершенствование целевого набора по востребованным на данной территории, в частности в агропромышленном комплексе специальностям и др. Реализация этих мер возможна при объединении усилий федеральных, региональных и местных органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций, повышения интереса у самого населения, его активизации.
Научная новизна исследования:
1. Рассмотрены теоретико-методологические подходы - теория социальной мобильности и концепция «притяжения-выталкивания» с точки зрения регулирования внутрикраевой миграции трудовых ресурсов.
2. Изучен комплекс мер, направленных на управление внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
3. Дана характеристика программно-целевому методу как инструменту перераспределения трудовых ресурсов.
4. Разработана и апробирована методика исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
5. Определены эффективные меры, регулирующие внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов в Алтайском крае.
6. Определены основные направления влияния внутрикраевой миграции на социально-экономическое развитие муниципальных образований, их дифференциацию.
7. Разработаны направления оптимизации системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационного исследования расширяют проблемное поле социологии управления и социологии миграции как отраслевых социологических теорий. Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения системы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений регулирования внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, при формировании оптимальной инфраструктуры рынка труда. Полученные научные результаты могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений миграционной политики в регулировании миграционных процессов и перераспределения трудовых ресурсов.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается соблюдением принципов теоретизирования на базе научной методологии; подтверждением истинности теоретических положений эмпирическим материалом; использованием взаимодополняющих и взаимопроверяемых методов эмпирического исследования; обсуждением полученных результатов на научных конференциях, семинарах; апробацией результатов исследования на практике.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на различных конференциях и семинарах:
1. III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (21 апреля 2016). Тема доклада «Программно-целевой метод как инструмент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае».
2. Международная конференция «Детское и молодежное движение: история и современность» (Барнаул, 19 мая 2016). Тема доклада: «Молодежные общественные организации как форма закрепления молодежи на сельском рынке труда».
3. III Международная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве» (Барнаул, 10 июня 2016). Тема доклада «Миграция как фактор социальной интеграции и дезинтеграции в сельской местности».
4. XVIII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 17 ноября 2016). Тема доклада «Трансформация ценностных ориентаций сельской молодежи вследствие учебной миграции».
Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:
1. Гончарова Н.П., Констанц Т.К. Молодежные общественные организации как форма закрепления молодежи на сельском рынке труда // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.- практ. конф. / отв. ред., авт. предисл. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 244-246.
2. Констанц Т.К. Программно-целевой метод как инструмент
управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ.ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой. - Электрон.текст. дан. (3 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2016. - 1 эл. опт.диск (CD-R). - Систем.требования: PC IntelPentium 1ГГц, 256 Мб RAM; 30 Мб свобод.диск. пространства; CD-ROM; ОС Windows XP.
3. Констанц Т.К. Социально-экономические последствия сельско- городских миграций в Алтайском крае // Путь в науку. Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Д.; Изд-во «Фонд науки и образования» 2016. - С. 333-336.
4. Констанц Т.К. Современное состояние и динамика сельско- городских миграций в Алтайском крае // «Социология в современном мире: наука, образование, творчество», сборник статей. - вып. 8 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - С. 340-346.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень изученности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинуты гипотезы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования, вынесены положения на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов» рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к изучению внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, проводится теоретический анализ управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, а также дается характеристика программно-целевого метода как инструмента перераспределения трудовых ресурсов.
Во второй главе «Особенности реализации региональных социально-экономических программ Алтайского края в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов» дается обоснование методическим и организационным основам исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае, представлен анализ особенностей реализации социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов в Алтайском крае, а также проблемы и перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.
В магистерской диссертации были рассмотрены методологические подходы к изучению внутрикраевой миграции трудовых ресурсов, рассмотрены теоретические основы управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов и охарактеризованы программно-целевые методы как действенные инструменты перераспределения трудовых ресурсов. В ее рамках разработана и апробирована комплексная методика исследования. Проведен социологический анализ особенностей реализации социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов, определены основные проблемы в области перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае, на основе чего разработаны направления оптимизации и перспективы развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Анализ методологических подходов показал, что тема внутрикраевой миграции трудовых ресурсов рассматривается в рамках основных социологических подходов, что позволяет представить внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов как сложное явление современной общественной жизни. Основными теоретико-методологическими подходами, которые использовались в магистерской диссертации, являются теория социальной мобильности (социологическая парадигма, в рамках которой происходит изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества) и концепция «притяжения- выталкивания» (согласно которой существуют социально-экономические факторы, способствующие в одном случае притяжению мигрантов, в другом - «выталкиванию»).
Рассмотренные теоретические подходы к управлению внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов позволили выявить, что существуют различные подходы к пониманию процесса управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов. Рассмотренные особенности данного процесса раскрыли факт, того что управление внутрикраевой миграцией является сложным и труднорегулируемым процессом.
Анализ программно-целевого метода как инструмента управления внутрирегиональной миграцией трудовых ресурсов позволил выявить преимущества данного метода по сравнению с методами традиционного регулирования данной проблемы.
В качестве методических и организационных основ исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае был использован анализ социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов Алтайского края, включающий в себя 5 блоков:
• Первый блок - программы социально-экономического развития Алтайского края.
• Второй блок - «отраслевые программы».
• Третий блок - Государственная программа Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы».
• Четвертый блок - программы демографического развития Алтайского края.
• Пятый блок - Государственная программа Алтайского края «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016-2020 годы.
Анализ социально-экономических программ показывает, что в настоящее время в регионе существует значительное количество программ, направленных на управление внутрирегиональными миграционными потоками. Данные социально-экономические программы разноплановы, направлены на регулирование разнообразных отношений в миграционной сфере. Явным минусом всей совокупности социально-экономических программ зачастую является направленность на решение идентичных проблем, регулирование совпадающих вопросов.
Необходимо отметить, что весь комплекс мер по регулированию внутрикраевой миграции трудовых ресурсов является своеобразным регулятором отношений в сфере миграции и рынка труда. В ходе работы мы выяснили, что с помощью социально-экономических программ происходит перераспределение трудовых ресурсов в регионе, привлечение специалистов в сельскую местность и малые города края, сокращается уровень безработицы, привлекаются мигранты-соотечественники, повышается привлекательность Алтайского края. Данные тенденции характеризуют использование программно-целевого метода в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов как позитивного и необходимого.
Также в рамках диссертационной работы был проведен экспертный опрос, направленный на выяснение проблем и перспектив развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Несмотря на то что, программно-целевой метод является важным и нужным средством при решении проблем управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, зачастую при решении определенных задач посредством социально-экономических программ, могут возникнуть определенные трудности. Необходимо отметить, что не всегда проблемы внутрикраевой миграции можно решить только прогаммно-целевым методом. Также важным является осознание того факта, что зачастую социально-экономические программы не выполняют свои функции по ряду причин слабого финансирования, некорректного управленческого воздействия, отсутствия в программах учета специфики той или иной территории, ее локальных проблем и другое.
На основе проведенного анализа социально-экономических программ нами выделены программы, обладающие большей эффективностью и программы, чье воздействие на внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов значительно ниже. В первую группу вошли программы из трех блоков: «Устойчивое развитие сельских территорий», «Отраслевые программы» и программа «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом». Во вторую группу вошли программы демографического развития и программы социально-экономического развития Алтайского края.
Проанализировав существующий комплекс социально-экономических программ и выявив тенденции и проблемы в развитии программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае нами были разработаны предложения по оптимизации. Обозначенная система рекомендаций предполагает осуществление разноплановых мер, учитывая, что управление в данной сфере осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предложенные рекомендации будут способствовать решению проблем.
Таким образом, все поставленные в работе задачи были решены. В ходе исследования были доказаны гипотезы и достигнута его цель - дана оценка региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Анализ методологических подходов показал, что тема внутрикраевой миграции трудовых ресурсов рассматривается в рамках основных социологических подходов, что позволяет представить внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов как сложное явление современной общественной жизни. Основными теоретико-методологическими подходами, которые использовались в магистерской диссертации, являются теория социальной мобильности (социологическая парадигма, в рамках которой происходит изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества) и концепция «притяжения- выталкивания» (согласно которой существуют социально-экономические факторы, способствующие в одном случае притяжению мигрантов, в другом - «выталкиванию»).
Рассмотренные теоретические подходы к управлению внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов позволили выявить, что существуют различные подходы к пониманию процесса управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов. Рассмотренные особенности данного процесса раскрыли факт, того что управление внутрикраевой миграцией является сложным и труднорегулируемым процессом.
Анализ программно-целевого метода как инструмента управления внутрирегиональной миграцией трудовых ресурсов позволил выявить преимущества данного метода по сравнению с методами традиционного регулирования данной проблемы.
В качестве методических и организационных основ исследования региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае был использован анализ социально-экономических программ по вопросам перераспределения трудовых ресурсов Алтайского края, включающий в себя 5 блоков:
• Первый блок - программы социально-экономического развития Алтайского края.
• Второй блок - «отраслевые программы».
• Третий блок - Государственная программа Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы».
• Четвертый блок - программы демографического развития Алтайского края.
• Пятый блок - Государственная программа Алтайского края «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016-2020 годы.
Анализ социально-экономических программ показывает, что в настоящее время в регионе существует значительное количество программ, направленных на управление внутрирегиональными миграционными потоками. Данные социально-экономические программы разноплановы, направлены на регулирование разнообразных отношений в миграционной сфере. Явным минусом всей совокупности социально-экономических программ зачастую является направленность на решение идентичных проблем, регулирование совпадающих вопросов.
Необходимо отметить, что весь комплекс мер по регулированию внутрикраевой миграции трудовых ресурсов является своеобразным регулятором отношений в сфере миграции и рынка труда. В ходе работы мы выяснили, что с помощью социально-экономических программ происходит перераспределение трудовых ресурсов в регионе, привлечение специалистов в сельскую местность и малые города края, сокращается уровень безработицы, привлекаются мигранты-соотечественники, повышается привлекательность Алтайского края. Данные тенденции характеризуют использование программно-целевого метода в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов как позитивного и необходимого.
Также в рамках диссертационной работы был проведен экспертный опрос, направленный на выяснение проблем и перспектив развития программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.
Несмотря на то что, программно-целевой метод является важным и нужным средством при решении проблем управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов, зачастую при решении определенных задач посредством социально-экономических программ, могут возникнуть определенные трудности. Необходимо отметить, что не всегда проблемы внутрикраевой миграции можно решить только прогаммно-целевым методом. Также важным является осознание того факта, что зачастую социально-экономические программы не выполняют свои функции по ряду причин слабого финансирования, некорректного управленческого воздействия, отсутствия в программах учета специфики той или иной территории, ее локальных проблем и другое.
На основе проведенного анализа социально-экономических программ нами выделены программы, обладающие большей эффективностью и программы, чье воздействие на внутрикраевую миграцию трудовых ресурсов значительно ниже. В первую группу вошли программы из трех блоков: «Устойчивое развитие сельских территорий», «Отраслевые программы» и программа «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом». Во вторую группу вошли программы демографического развития и программы социально-экономического развития Алтайского края.
Проанализировав существующий комплекс социально-экономических программ и выявив тенденции и проблемы в развитии программно-целевых методов в управлении внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае нами были разработаны предложения по оптимизации. Обозначенная система рекомендаций предполагает осуществление разноплановых мер, учитывая, что управление в данной сфере осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предложенные рекомендации будут способствовать решению проблем.
Таким образом, все поставленные в работе задачи были решены. В ходе исследования были доказаны гипотезы и достигнута его цель - дана оценка региональных социально-экономических программ как элемента управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов в Алтайском крае.



